Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 00:28, курсовая работа
Цель – выявить роль и значение иностранных инвестиций в развитии экономики страны.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
- дать определение инвестициям и классифицировать их;
- описать роль инвестиций в развитии экономики;
- определить современную инвестиционную политику Республики Беларусь;
- выявить влияние иностранных инвестиций на развитие Белоруской экономики.
ВВЕДЕНИЕ 2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ИНОСТРАННЫМИ ИНВЕСТИЦИЯМИ 3
1.1. Понятие, сущность и классификация инвестиций 3
1.2. Роль инвестиций в экономике 7
2. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 11
2.1. Система привлечения прямых иностранных инвестиций в Республику Беларусь и международная практика 11
2.2. Современная инвестиционная деятельность Республики Беларусь 17
3. ВЛИЯНИЕ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ НА РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37
Если
величина валовых инвестиций меньше
суммы амортизационных
Изменения объема чистых инвестиций ведет к изменению доходов, происходящему в том же направлении, но в большей степени, чем исходные сдвиги в инвестиционных расходах. Данный эффект вытекает из того, что в условиях повторяющегося характера потоков расходов и доходов в экономике расходы одного субъекта выступают как доходы другого, а всякое изменение дохода при определенном соотношении между потреблением и сбережением в его рамках вызывает соответствующее изменение потребления и сбережения, так что первоначальные колебания величины инвестиций ведут к многократному, хотя и уменьшающемуся с каждым последующим циклом изменению дохода (эффект мультипликатора, описанный Дж.М. Кейнсом).
Так, рост инвестиций вызывает увеличение уровня объема производства и дохода. Последний на стадии использования распадается на потребляемую и сберегаемую части; при этом та его часть, которая направляется на потребление (например, покупку товаров), служит источником дохода для их производителей. Полученный доход, в свою очередь, распадается на потребление и сбережение и т.д. В конечном счете первоначальный рост инвестиций приводит к многократному увеличению дохода.
Следует
отметить, что эффект мультипликатора
действует и в обратном направлении.
При незначительном сокращении инвестиционных
расходов может произойти существенное
снижение дохода. Поэтому для стабильного
и сбалансированного
Поступление прямых иностранных инвестиций – важнейший фактор активизации экономического реформирования в Республике Беларусь и формирования высокоэффективной рыночной экономики современного типа. В целях экономического развития страны необходимы восстановление инвестиционного потенциала республики, приток высоких технологий, формирование мощного экспортного сектора экономики, получение новых рынков сырья и сбыта, выход промышленности на передовой технологический уровень и т.д. Эта проблема вышла на первое место в череде экономических задач, стоящих перед нашей республикой, и требует принятия действенных мер по ее решению [9].
Мировой опыт показывает, что подобная проблема успешно решалась многими государствами, в том числе странами с переходной экономикой. Так, динамичное развитие в последнее время ряда стран Центральной и Восточной Европы (Чехия, Польша, Венгрия, Эстония, Словакия и др.) является следствием проводимой экономической политики, направленной на всемерное поощрение притока прямых иностранных инвестиций и формирование на их основе конкурентоспособного отечественного производства и экспорта. Например, за период с 1996 по 2002 гг. экспорт Польши увеличился с 24,4 до 36,2 млрд долл. США, т.е. рост составил почти 150 %. При этом необходимо подчеркнуть, что более половины (около 60 %) польского экспорта – это продукция, произведенная на предприятиях с иностранными инвестициями.
Но несмотря на положительные результаты, достигнутые благодаря инвестиционному сотрудничеству с другими странами, польские органы государственного управления продолжают проводить активную работу по стимулированию притока иностранных капиталовложений в реальный сектор экономики. Так, в дополнение к уже действующему законодательству в мае 2002 г. в Польше вступил в силу новый закон о финансовой поддержке инвестиционной деятельности. Согласно ему польские власти обязуются оказывать иностранным инвесторам финансовую поддержку при выполнении ими одного из следующих условий:
Финансовая поддержка будет осуществляться в формах:
· долевого участия государства в инвестиционных проектах (до 50 % стоимости проекта);
· субсидирования (финансирования) обучения нового персонала, взятого на работу на предприятия с иностранными инвестициями (в сумме до 4 тыс. евро на каждого работника);
· финансирования создания соответствующей инфраструктуры при развертывании нового или высокотехнологичного производства и т.д.
Как отмечают международные организации и специалисты, Польша и в дальнейшем останется одним из наиболее привлекательных государств в Восточной Европе для прямых иностранных инвестиций [9].
Создание благоприятного инвестиционного климата для притока крупнейших зарубежных производителей на национальный рынок является основой внешней и внутренней экономической политики в подавляющем большинстве государств мира.
Некоторые государства с переходной экономикой, а также Ирландия, Канада, Швеция, Китай, Коста-Рика, Мексика, Малайзия, Сингапур и другие смогли увеличить свою рыночную долю в мировом внешнеторговом обороте во многом благодаря переориентации номенклатуры экспорта с нединамичных на динамичные виды продукции и с низкотехнологичных на средне- и высокотехнологичные виды деятельности. Причем для развитых стран борьба за инвестора и рыночную нишу является не менее актуальной, чем для развивающихся стран и стран Центральной и Восточной Европы. В Республике Беларусь также проводится работа по созданию привлекательного инвестиционного климата. В последние годы принят и действует целый ряд кодифицированных законодательных актов: Гражданский, Таможенный, Инвестиционный и Банковский кодексы, законы об экономической несостоятельности (банкротстве), о хозяйственных обществах и др. С 1 января 2004 г. вступает в силу общая часть Налогового кодекса Республики Беларусь. Готовится также целый ряд других законов.
В настоящее время Республика Беларусь имеет довольно развитое законодательство, соответствующее основным критериям рыночной экономики. Кроме того, наша республика заключила с некоторыми государствами ряд соглашений о содействии осуществлению и взаимной защите инвестиций и об избежании двойного налогообложения, что создает определенные гарантии для иностранных инвесторов [9].
Несомненно,
заслуживает положительной
Вместе с тем иностранные специалисты и инвесторы обращают внимание на практическое исполнение действующего законодательства и отмечают следующие основные недостатки в регулировании иностранных инвестиций на территории Республики Беларусь:
· правовая неопределенность (большое количество нормативных и подзаконных актов, значительное количество отсылочных норм в действующих кодексах и законах, их несогласованность и т.д.);
· большая доля государственной собственности, отсутствие процессов реальной приватизации;
· небольшая емкость внутреннего рынка, рост скрытой безработицы;
· неотрегулированные отношения собственности (в частности на землю), что тормозит залоговые гарантии и другие формы обеспечения безопасности иностранных инвестиций;
· высокий уровень инфляции;
· непостоянство таможенного режима;
· низкий уровень развития многочисленных элементов рыночной инфраструктуры, слабая развитость и высокая изношенность производственной и транспортной инфраструктуры;
· недостаточное информирование иностранных инвесторов о возможных объемах, отраслевых и региональных направлениях инвестирования;
· сложности процедуры оформления предприятий с иностранными инвестициями;
· действующий разрешительный порядок в отношении многих сторон предпринимательской деятельности (регистрация, размещение, лицензирование, сертифицирование и гигиеническая регистрация, внешнеэкономическая деятельность и др.);
· сложная налоговая система (большое количество налогов и сборов, трудности при их исчислении, высокие штрафные санкции и т.д.);
· неотрегулированность ряда внешнеэкономических нормативных актов и соглашений и др.
Для
активизации деятельности действующих
предприятий с иностранным
· формирование на базе Белорусского агентства содействия иностранным инвестициям (БАСИИ) действенного центрального органа по работе с иностранными инвесторами, имеющего права и полномочия министерства (как показывает зарубежный опыт, указанные структуры часто работают под непосредственным руководством главы правительства или его первого заместителя);
· создание страхового общества с крупным уставным фондом с участием государства и заинтересованных иностранных юридических и физических лиц;
· создание финансового института с участием государства и заинтересованных иностранных лиц для кредитования и обслуживания иностранных инвесторов;
· разработку государственной программы приватизации с участием иностранных инвесторов;
· утверждение перечня отраслей с приоритетным участием иностранного капитала;
· согласование действующего инвестиционного законодательства с правилами и нормами ВТО;
· учреждение единого республиканского информационного органа инвестиционных проектов (возможно, как структуры Агентства по иностранным инвестициям);
· упрощение процедуры и сокращение времени регистрации коммерческих организаций с иностранными инвестициями;
· разъяснение положений по приобретению земли, зданий, сооружений и другой недвижимости инвесторами;
· разработку нормативных актов и экономических механизмов решения инвестиционных споров и выплаты компенсации иностранному инвестору;
· отбор группы белорусских предприятий (в качестве пилотных проектов), готовых выйти на мировой информационный и инвестиционный рынок с предложениями о сотрудничестве, а также бизнес-планами, подготовленными с учетом требуемых международных норм;
· создание ассоциации белорусских поставщиков-смежников предприятий с иностранными инвестициями, функционирующих в Беларуси;
· унификацию законодательства и правил деятельности иностранных инвесторов в странах–членах Евразийского экономического сообщества (Беларусь, Россия, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан), а также максимальное информирование об опыте инвестиционного сотрудничества со странами «третьего мира» и координация инвестиционной политики на международном уровне;
· упрощение налоговой системы и сокращение числа налогов и сборов;
· разработка и создание механизмов поощрения реинвестиционной деятельности иностранных инвесторов на территории республики;
· проведение ежегодной международной научно-практической конференции по проблемам развития и расширения инвестиционного сотрудничества;
Информация о работе Инвестиционная политика Республики Беларусь