Инвестиционная политика Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 00:28, курсовая работа

Описание

Цель – выявить роль и значение иностранных инвестиций в развитии экономики страны.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
- дать определение инвестициям и классифицировать их;
- описать роль инвестиций в развитии экономики;
- определить современную инвестиционную политику Республики Беларусь;
- выявить влияние иностранных инвестиций на развитие Белоруской экономики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ИНОСТРАННЫМИ ИНВЕСТИЦИЯМИ 3
1.1. Понятие, сущность и классификация инвестиций 3
1.2. Роль инвестиций в экономике 7
2. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 11
2.1. Система привлечения прямых иностранных инвестиций в Республику Беларусь и международная практика 11
2.2. Современная инвестиционная деятельность Республики Беларусь 17
3. ВЛИЯНИЕ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ НА РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37

Работа состоит из  1 файл

Курсовая ИИ.doc

— 252.50 Кб (Скачать документ)

      Если  величина валовых инвестиций меньше суммы амортизационных отчислений, показатель чистых инвестиций является отрицательной величиной. Сокращение инвестиций вызывает уменьшение производственного потенциала и, как следствие, экономический спад [5, c. 152].

      Изменения объема чистых инвестиций ведет к  изменению доходов, происходящему  в том же направлении, но в большей  степени, чем исходные сдвиги в инвестиционных расходах. Данный эффект вытекает из того, что в условиях повторяющегося характера потоков расходов и доходов в экономике расходы одного субъекта выступают как доходы другого, а всякое изменение дохода при определенном соотношении между потреблением и сбережением в его рамках вызывает соответствующее изменение потребления и сбережения, так что первоначальные колебания величины инвестиций ведут к многократному, хотя и уменьшающемуся с каждым последующим циклом изменению дохода (эффект мультипликатора, описанный Дж.М. Кейнсом).

      Так, рост инвестиций вызывает увеличение уровня объема производства и дохода. Последний на стадии использования  распадается на потребляемую и сберегаемую  части; при этом та его часть, которая  направляется на потребление (например, покупку товаров), служит источником дохода для их производителей. Полученный доход, в свою очередь, распадается на потребление и сбережение и т.д. В конечном счете первоначальный рост инвестиций приводит к многократному увеличению дохода.

      Следует отметить, что эффект мультипликатора  действует и в обратном направлении. При незначительном сокращении инвестиционных расходов может произойти существенное снижение дохода. Поэтому для стабильного  и сбалансированного функционирования экономики следует обеспечивать определенное значение коэффициента мультипликации, создавать условия для бесперебойного осуществления инвестиционного процесса [5, c. 161]. 

 

      2. Инвестиционная политика  Республики Беларусь

      2.1. Система привлечения прямых иностранных инвестиций в Республику Беларусь и международная практика

 

      Поступление прямых иностранных инвестиций –  важнейший фактор активизации экономического реформирования в Республике Беларусь и формирования высокоэффективной  рыночной экономики современного типа. В целях экономического развития страны необходимы восстановление инвестиционного потенциала республики, приток высоких технологий, формирование мощного экспортного сектора экономики, получение новых рынков сырья и сбыта, выход промышленности на передовой технологический уровень и т.д. Эта проблема вышла на первое место в череде экономических задач, стоящих перед нашей республикой, и требует принятия действенных мер по ее решению [9].

      Мировой опыт показывает, что подобная проблема успешно решалась многими государствами, в том числе странами с переходной экономикой. Так, динамичное развитие в последнее время ряда стран Центральной и Восточной Европы (Чехия, Польша, Венгрия, Эстония, Словакия и др.) является следствием проводимой экономической политики, направленной на всемерное поощрение притока прямых иностранных инвестиций и формирование на их основе конкурентоспособного отечественного производства и экспорта. Например, за период с 1996 по 2002 гг. экспорт Польши увеличился с 24,4 до 36,2 млрд долл. США, т.е. рост составил почти 150 %. При этом необходимо подчеркнуть, что более половины (около 60 %) польского экспорта – это продукция, произведенная на предприятиях с иностранными инвестициями.

      Но  несмотря на положительные результаты, достигнутые благодаря инвестиционному сотрудничеству с другими странами, польские органы государственного управления продолжают проводить активную работу по стимулированию притока иностранных капиталовложений в реальный сектор экономики. Так, в дополнение к уже действующему законодательству в мае 2002 г. в Польше вступил в силу новый закон о финансовой поддержке инвестиционной деятельности. Согласно ему польские власти обязуются оказывать иностранным инвесторам финансовую поддержку при выполнении ими одного из следующих условий:

  • новое инвестирование в объеме не менее 10 млн евро;
  • инвестирование в объеме не менее 500 тыс. евро в уже существующее производство с целью его модернизации и развития. При этом инвесторы берут на себя обязательство создать на производстве не менее 100 новых рабочих мест (или 50 новых рабочих мест при инвестировании предприятий, расположенных в определенных (отсталых) регионах страны) в ближайшие пять лет;
  • ввоз и освоение оборудования и технологий, позволяющих производить высококачественные и конкурентоспособные товары и услуги;
  • инвестирование современных экологически чистых технологий и производства и др.

      Финансовая  поддержка будет осуществляться в формах:

      ·  долевого участия государства в инвестиционных проектах (до 50 % стоимости проекта);

      ·  субсидирования (финансирования) обучения нового персонала, взятого на работу на предприятия с иностранными инвестициями (в сумме до 4 тыс. евро на каждого работника);

      ·  финансирования создания соответствующей инфраструктуры при развертывании нового или высокотехнологичного производства и т.д.

      Как отмечают международные организации  и специалисты, Польша и в дальнейшем останется одним из наиболее привлекательных  государств в Восточной Европе для  прямых иностранных инвестиций [9].

      Создание  благоприятного инвестиционного климата для притока крупнейших зарубежных производителей на национальный рынок является основой внешней и внутренней экономической политики в подавляющем большинстве государств мира.

      Некоторые государства с переходной экономикой, а также Ирландия, Канада, Швеция, Китай, Коста-Рика, Мексика, Малайзия, Сингапур и другие смогли увеличить свою рыночную долю в мировом внешнеторговом обороте во многом благодаря переориентации номенклатуры экспорта с нединамичных на динамичные виды продукции и с низкотехнологичных на средне- и высокотехнологичные виды деятельности. Причем для развитых стран борьба за инвестора и рыночную нишу является не менее актуальной, чем для развивающихся стран и стран Центральной и Восточной Европы. В Республике Беларусь также проводится работа по созданию привлекательного инвестиционного климата. В последние годы принят и действует целый ряд кодифицированных законодательных актов: Гражданский, Таможенный, Инвестиционный и Банковский кодексы, законы об экономической несостоятельности (банкротстве), о хозяйственных обществах и др. С 1 января 2004 г. вступает в силу общая часть Налогового кодекса Республики Беларусь. Готовится также целый ряд других законов.

      В настоящее время Республика Беларусь имеет довольно развитое законодательство, соответствующее основным критериям рыночной экономики. Кроме того, наша республика заключила с некоторыми государствами ряд соглашений о содействии осуществлению и взаимной защите инвестиций и об избежании двойного налогообложения, что создает определенные гарантии для иностранных инвесторов [9].

      Несомненно, заслуживает положительной оценки разработка и утверждение национальных программ развития экспорта и привлечения  инвестиций в экономику Республики Беларусь на период до 2010 г., а также  проводимую работу по ужесточению кредитно-денежной политики и снижению уровня инфляции.

      Вместе  с тем иностранные специалисты  и инвесторы обращают внимание на практическое исполнение действующего законодательства и отмечают следующие  основные недостатки в регулировании иностранных инвестиций на территории Республики Беларусь:

      ·  правовая неопределенность (большое количество нормативных и подзаконных актов, значительное количество отсылочных норм в действующих кодексах и законах, их несогласованность и т.д.);

      ·  большая доля государственной собственности, отсутствие процессов реальной приватизации;

      ·  небольшая емкость внутреннего рынка, рост скрытой безработицы;

      ·  неотрегулированные отношения собственности (в частности на землю), что тормозит залоговые гарантии и другие формы обеспечения безопасности иностранных инвестиций;

      ·  высокий уровень инфляции;

      ·  непостоянство таможенного режима;

      ·  низкий уровень развития многочисленных элементов рыночной инфраструктуры, слабая развитость и высокая изношенность производственной и транспортной инфраструктуры;

      ·  недостаточное информирование иностранных инвесторов о возможных объемах, отраслевых и региональных направлениях инвестирования;

      ·  сложности процедуры оформления предприятий с иностранными инвестициями;

      ·  действующий разрешительный порядок в отношении многих сторон предпринимательской деятельности (регистрация, размещение, лицензирование, сертифицирование и гигиеническая регистрация, внешнеэкономическая деятельность и др.);

      ·  сложная налоговая система (большое количество налогов и сборов, трудности при их исчислении, высокие штрафные санкции и т.д.);

      ·  неотрегулированность ряда внешнеэкономических нормативных актов и соглашений и др.

      Для активизации деятельности действующих  предприятий с иностранным участием и стимулирования притока новых инвестиций необходимо выполнение в полном объеме Национальной программы привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь на период до 2010 г. Кроме того, необходимо разработать и реализовать комплекс дополнительных мер по улучшению инвестиционного климата, который должен включать:

      ·  формирование на базе Белорусского агентства содействия иностранным инвестициям (БАСИИ) действенного центрального органа по работе с иностранными инвесторами, имеющего права и полномочия министерства (как показывает зарубежный опыт, указанные структуры часто работают под непосредственным руководством главы правительства или его первого заместителя);

      ·  создание страхового общества с крупным уставным фондом с участием государства и заинтересованных иностранных юридических и физических лиц;

      ·  создание финансового института с участием государства и заинтересованных иностранных лиц для кредитования и обслуживания иностранных инвесторов;

      ·  разработку государственной программы приватизации с участием иностранных инвесторов;

      ·  утверждение перечня отраслей с приоритетным участием иностранного капитала;

      ·  согласование действующего инвестиционного законодательства с правилами и нормами ВТО;

      ·  учреждение единого республиканского информационного органа инвестиционных проектов (возможно, как структуры Агентства по иностранным инвестициям);

      ·  упрощение процедуры и сокращение времени регистрации коммерческих организаций с иностранными инвестициями;

      ·  разъяснение положений по приобретению земли, зданий, сооружений и другой недвижимости инвесторами;

      ·  разработку нормативных актов и экономических механизмов решения инвестиционных споров и выплаты компенсации иностранному инвестору;

      ·  отбор группы белорусских предприятий (в качестве пилотных проектов), готовых выйти на мировой информационный и инвестиционный рынок с предложениями о сотрудничестве, а также бизнес-планами, подготовленными с учетом требуемых международных норм;

      ·  создание ассоциации белорусских поставщиков-смежников предприятий с иностранными инвестициями, функционирующих в Беларуси;

      ·  унификацию законодательства и правил деятельности иностранных инвесторов в странах–членах Евразийского экономического сообщества (Беларусь, Россия, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан), а также максимальное информирование об опыте инвестиционного сотрудничества со странами «третьего мира» и координация инвестиционной политики на международном уровне;

      ·  упрощение налоговой системы и сокращение числа налогов и сборов;

      ·  разработка и создание механизмов поощрения реинвестиционной деятельности иностранных инвесторов на территории республики;

      ·  проведение ежегодной международной научно-практической конференции по проблемам развития и расширения инвестиционного сотрудничества;

Информация о работе Инвестиционная политика Республики Беларусь