Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 00:28, курсовая работа
Цель – выявить роль и значение иностранных инвестиций в развитии экономики страны.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
- дать определение инвестициям и классифицировать их;
- описать роль инвестиций в развитии экономики;
- определить современную инвестиционную политику Республики Беларусь;
- выявить влияние иностранных инвестиций на развитие Белоруской экономики.
ВВЕДЕНИЕ 2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ИНОСТРАННЫМИ ИНВЕСТИЦИЯМИ 3
1.1. Понятие, сущность и классификация инвестиций 3
1.2. Роль инвестиций в экономике 7
2. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 11
2.1. Система привлечения прямых иностранных инвестиций в Республику Беларусь и международная практика 11
2.2. Современная инвестиционная деятельность Республики Беларусь 17
3. ВЛИЯНИЕ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ НА РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37
· использование широких информационных возможностей сети Internet;
· повышение имиджа республики посредством более активной работы посольств, консульств, торговых представительств и других белорусских учреждений за границей;
· создание при посольствах Республики Беларусь в ряде государств (США, Германия, Россия, Франция, Великобритания, Япония, Чехия, Польша и др.) специальных офисов (центров), предназначенных для постоянного информирования зарубежных партнеров об инвестиционных возможностях национальной экономики и т.д.
Реализация указанных мероприятий позволит сократить отставание Беларуси от других государств с переходной экономикой в привлечении прямых иностранных инвестиций, а также поможет сформировать целостную и эффективную систему государственного регулирования потоков капитала, отвечающую мировым стандартам [9].
Таким
образом, сложившийся в настоящее
время низкий инвестиционный рейтинг
Республики Беларусь требует проработки
и принятия адекватных мер по стимулированию
привлечения инвестиций, изменения
и совершенствования
Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) являются одним из ключевых источников роста во многих странах с переходной экономикой. Помимо прямого эффекта от увеличения капитала ПИИ гарантируют доступ к современным технологиям, открывают новые рынки и улучшают методы управления и администрирования, что положительно сказывается на общем уровне производительности [6].
Основной
макроэкономической проблемой Беларуси
является значительное отрицательное
сальдо торгового баланса. Ее решение
невозможно без определенного
По словам премьер-министра Беларуси, потребность страны в инвестициях составляет приблизительно $35 млрд. Общий объём привлеченных инвестиций на конец 2009 года составил всего $9.3 млрд., 65% которых пришли из России. Для сравнения общий объем инвестиций в основной капитал 2009 год составил Br43.1 трлн. ($15,4 млрд.). Из них иностранных – только $219.8 млн. или 1,4%. Это показатель реального объема иностранных инвестиций, которые пришли по частным коммерческим схемам.
Помимо объемов ПИИ важным для экономики также является и их эффективность. Для ее оценки было проведено исследование влияния ПИИ на экономику Беларуси в целом и в различных отраслях экономики.*
Причиной внимания к данной проблеме послужили потенциальные негативные последствия от привлечения ПИИ. В частности, в литературе выделяют проблему аккумулирования иностранными инвесторами более квалифицированной рабочей силы на своих предприятиях и вытеснение домашних конкурентов с рынка, что может являться причиной снижения общей конкурентоспособности [6].
Результаты исследования по 21 отраслям экономики за период с 2002 по 2009 год не показали какого-либо общего влияния ПИИ на производительность экономики. Если говорить на отраслевом уровне, то направление воздействия ПИИ оказалось весьма разнообразным. Так топливная промышленность, машиностроение, пищевая промышленность, отрасли строительства, недвижимости и информационных технологий выигрывают от привлечения иностранного капитала в них, ситуация же в отраслях лесного хозяйства, чёрной металлургии, производства строительных материалов, связи и непроизводственного обслуживания обратная, хотя причины негативного эффекта у них разные. Одним из интересных результатов оказалось отсутствие какого-либо эффекта ПИИ на производительность сельского хозяйства.
Кроме всего прочего, необходимо отметить, негативное воздействие затрат труда на продуктивность экономики. Такой результат вполне объясним тем фактом, что на сегодняшний день экономика Беларуси функционирует в режиме полной занятости, что приводит к образованию существенной избыточной занятости, в особенности в промышленном секторе, которая в итоге сдерживает развитие экономики.
Почему же негативное влияние иностранного капитала на отраслевую продуктивность превалирует над положительным воздействием? Основными можно считать следующие причины. Это мировой финансовый кризис, приведший к падению платежеспособного спроса, как со стороны предприятий, так и населения. Не стоит также забывать о качестве ПИИ. Как уже было сказано, основная масса иностранного капитала приходит из России, где уровень менеджмента и качество технологий не сильно отличаются от ситуации в Беларуси. Кроме того, общий низкий объём ПИИ и малое количество фирм с иностранным капиталом не способствуют развитию здоровой конкурентной экономической среды в стране, при этом игроки скорее стремятся получить выигрыш от закрытости рынка [6].
В целом, результаты исследования наводят на мысль о том, что Беларусь, с одной стороны, должна более последовательно и аккуратно обдумать, действительно ли привлечение иностранного капитала во все отрасли экономики будет выгодным со стороны экономического роста, если приток ПИИ в них дает отрицательный эффект. С другой стороны, очевидно, следует наращивать объемы привлекаемых инвестиций в те виды деятельности, где они будут наиболее эффективными для страны и где их потенциал практически не использован [6].
Республика Беларусь — это единственная страна из стран с переходной экономикой, у которой существует серьезный разрыв между двумя показателями: индексом потенциального притока прямых иностранных инвестиций (ПИИ) (50 в 2005 г. и 48 в 2006 г.) и индексом реального притока ПИИ (118 в 2005 г., 125 в 2006 г. и 95 в 2007 г.), что свидетельствует об упущенных возможностях привлечения ПИИ в экономику по сравнению со странами-конкурентами. Какие именно возможности упускаются? Как воздействуют ПИИ на развитие экономики Республики Беларусь? Что необходимо учитывать для активизации притока эффективных прямых иностранных инвестиций? Найти ответы на данные вопросы — основная задача статьи. Устойчивое экономическое развитие страны, основанное на социальных и экологических приоритетах, является целью для роста благосостояния граждан большинства стран мира. Значительный вклад в достижение этой цели привносят ПИИ, привлекаемые в страну из-за рубежа. Потенциал существенного позитивного влияния ПИИ на экономическое развитие страны связан с тем, что прямые иностранные инвестиции — это не только источник финансирования деятельности предприятия, а совокупность активов для прибыльного развития бизнеса при существенном влиянии компании-инвестора на управление им. ПИИ отличаются от других форм международного движения капитала по двум основным критериям. Во-первых, ПИИ осуществляются не просто за границей страны резиденства, а в пределах компании-инвестора. Компания-инвестор, расширяя свое присутствие за рубежом, является не чем иным, как транснациональной компанией (ТНК). Поскольку ПИИ вкладываются в рамках одной компании, то, соответственно, являются ее собственностью и подразумевают контроль со стороны инвестора над использованием факторов производства [1, c. 32]. Понятие контроля компанией-инвестором деятельности предприятия прямого инвестирования является ключевым в концепции ПИИ. Вторым отличием ПИИ от других форм международного движения капитала является то, что процесс ПИИ предполагает перемещение не только финансовых ресурсов через границу, но и других активов. В их число прежде всего включаются: технологии, оборудование, управленческий опыт, обучение и повышение квалификации работников; доступ к налаженной сети поставок сырья и ресурсов, а также к международной сети продаж ТНК; товарные знаки, бренды, рекламные сети и продукция. Таким образом, осуществляя прямые иностранные инвестиции, компания-инвестор влияет на развитие непосредственно предприятия прямого инвестирования, отрасли и экономики страны-реципиента в целом. Причем ПИИ показывают как положительные, так и отрицательные эффекты в экономике принимающей инвестиции страны. Для усиления позитивных и снижения отрицательных эффектов служит политика привлечения инвестиций, которая с помощью набора стимулирующих и ограничительных мер призвана обеспечить максимальное положительное воздействие ПИИ на экономическое развитие. Экономические эффекты притока ПИИ в стране-реципиенте можно подразделить на три группы в зависимости от уровня протекания экономических процессов: микроэкономические, отраслевые и макроэкономические. Кроме того, ПИИ-эффекты могут быть прямыми, то есть оказывать непосредственное влияние на развитие компании с иностранным капиталом и экономики страны в целом, а также — косвенными, или вторичными. К последним относятся эффекты на отраслевом уровне [1, c. 34].
Микроэкономические ПИИ-эффекты связаны с прямой передачей на предприятие прямого инвестирования активов компании-инвестора (передача технологий, передача управленческого опыта, помощь в стратегической реструктуризации компании, использование секретов производства материнской компании, эффективное корпоративное управление и т.д.). На микроэкономическом уровне негативные ПИИ-эффекты могут проявляться в передаче “грязных” технологий, несоблюдении санитарно-гигиенических норм производства и экологических требований к эксплуатации ресурсов.
Отраслевые ПИИ-эффекты могут быть горизонтальными, или внутриотраслевыми, и вертикальными, или межотраслевыми. Горизонтальное отраслевое воздействие ПИИ на развитие экономики проявляется в распространении технологий и опыта в управлении компаний-инвесторов через внутриотраслевую миграцию рабочей силы и имитацию технологий.
Вертикальные
ПИИ-эффекты возникают
Положительное воздействие ПИИ на экономику страны—реципиента инвестиций на макроэкономическом уровне включает:
● увеличение финансовых ресурсов для развития реального сектора и инвестиций в основной капитал;
● трансфер технологий и модернизацию экономики;
● рост конкурентоспособности экспорта страны;
● увеличение занятости и повышение квалификации работников;
● прочие прямые и косвенные эффекты.
Потенциально возможные негативные ПИИ-эффекты на макроэкономическом уровне связаны главным образом с антиконкурентной практикой ТНК; уклонением от налогов и злоупотреблением практикой формирования трансфертных цен ТНК; подавлением национальных производителей и вытеснением национальной продукции, технологий, торговых сетей и деловой практики. Итак, устойчивому экономическому развитию страны способствуют ПИИ через положительные эффекты, стимулировать которые целесообразно через систему мероприятий в рамках политики привлечения иностранных инвестиций.
Привлекая прямые иностранные инвестиции, страны с транзитивной экономикой рассчитывают на приток капитала для финансирования развития экономики. Для измерения доли ПИИ могут использоваться такие показатели, как процентная доля притока ПИИ в валовых инвестициях в основной капитал (ВИОС) и процентная доля накопленных ПИИ в ВВП. Однако названные показатели необходимо сопоставлять с такими абсолютными показателями, как ВВП, величина ежегодного притока и накопленных ПИИ для получения полного представления о значении ПИИ как источника финансирования развития.
В
целом в транзитивных экономиках
ПИИ играют более существенную роль
в формировании основного капитала
по сравнению с развитыми и
развивающимися странами (таблица 1).
Таблица 1. Доля притоков ПИИ в валовых инвестициях в основной капитал и доля накопленных ПИИ в ВВп в странах с транзитивной экономикой (в процентах)
Особенно значительна в регионах ЕС-10 и ЮВЕ доля накопленных ПИИ в ВВП, которая примерно в два раза превышает среднее значение в развитых, развивающихся странах, а также в регионе СНГ. Следует отметить, что разброс значений показателей по отдельным странам с транзитивной экономикой очень высок [1, c. 37].
Так, в странах ЕС-10 доля ПИИ в ВИОС в 2004—2007 гг. значительна (не ниже 14,5%), за исключением Словении, где величина данного показателя варьировалась от 6,4 до 10,8%. В Болгарии доля ПИИ в ВИОС возросла до 91,4% в 2006 г. Показатель процентной доли накопленных ПИИ в ВВП в ЕС-10 и ЮВЕ наиболее высокий (более 55%), в основном, в тех странах, которые являются лидерами по ПИИ на душу населения (Эстония, Венгрия, Чехия, Словакия, Хорватия).
В странах СНГ анализ ПИИ как источника финансирования развития экономики показывает, что, во-первых, в России, занимающей лидерские позиции по притоку ПИИ и приросту ВВП в регионе, прямые иностранные инвестиции составляли не выше одной пятой доли в ВИОС, а накопленные ПИИ — четверть ВВП. В отношении остальных стран складывается неоднозначная ситуация. В отстающих по ПИИ на душу населения странах доля ПИИ в ВИОС и ВВП может быть очень высокая (Кыргызстан, Таджикистан), средняя (Молдова, Грузия, Армения, Туркменистан), низкая (Беларусь, Узбекистан), что зависит от активности национальных инвестиций и величины ВВП. ПИИ как источник финансирования развития экономики
Информация о работе Инвестиционная политика Республики Беларусь