Инвестиционная политика Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 00:28, курсовая работа

Описание

Цель – выявить роль и значение иностранных инвестиций в развитии экономики страны.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
- дать определение инвестициям и классифицировать их;
- описать роль инвестиций в развитии экономики;
- определить современную инвестиционную политику Республики Беларусь;
- выявить влияние иностранных инвестиций на развитие Белоруской экономики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ИНОСТРАННЫМИ ИНВЕСТИЦИЯМИ 3
1.1. Понятие, сущность и классификация инвестиций 3
1.2. Роль инвестиций в экономике 7
2. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 11
2.1. Система привлечения прямых иностранных инвестиций в Республику Беларусь и международная практика 11
2.2. Современная инвестиционная деятельность Республики Беларусь 17
3. ВЛИЯНИЕ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ НА РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37

Работа состоит из  1 файл

Курсовая ИИ.doc

— 252.50 Кб (Скачать документ)

      В Республике Беларусь ПИИ пока не играют существенной роли в качестве источника  финансирования развития экономики  по сравнению с другими странами с транзитивной экономикой (таблица 1). Накопленные ПИИ составляли только десятую долю ВВП страны в 2007 г., или 4,5 млрд. долл. США. Тем не менее анализ таких агрегированных показателей, как объем произведенной продукции, инвестиции в основной капитал, численность занятых, экспорт, импорт товаров (таблица 2), и конкретные примеры деятельности организаций с иностранными инвестициями в республике позволяют выявить и оценить влияние ПИИ на экономику страны.

      Таблица 2. Влияние организаций с иностранными инвестициями на развитие экономики Республики Беларусь в 2007 г.

      

 

      Доля  компаний с иностранными инвестициями в ВВП страны в 2007 г. составила 15,63%. Учитывая то, что данный объем создают 4% занятых в республике, можно определенно констатировать — производительность труда в организациях с иностранными инвестициями выше, чем в целом по стране [1, c. 38].

      Анализируя  долю данных компаний в общем объеме инвестиций в основной капитал в  стране, которая составляет 7,72 % (таблица 2), обнаруживается незначительность вклада ПИИ в финансирование развития экономики республики. Это подтверждает необходимость активизации привлечения ПИИ в экономику страны. Кроме того, инвестиции в основной капитал анализируемых компаний составили в 2007 г. 13,4% от общего объема произведенной ими продукции. Этот показатель должен быть выше примерно на треть, чтобы обеспечить регулярное обновление основного капитала. Поэтому одной из задач инвестиционной политики Республики Беларусь является стимулирование реинвестиций компаний с иностранным капиталом. 
 

      Обновление  технологических  мощностей

      ТНК на современном этапе развития мировой экономики являются лидерами в области инноваций. На их долю приходится половина глобальных расходов на НИОКР и не меньше двух третей коммерческих расходов — на исследования и разработки. Распространение технологий ТНК предпочитают осуществлять через свои филиалы, а не внешние формы трансфера (лицензии, субконтракты, стратегические альянсы, продажа оборудования). На собственных филиалах легче проконтролировать качество использования технологий, проще их обновить в быстро меняющемся мире инноваций. Поэтому рост филиалов ТНК в привлекающей ПИИ экономике будет способствовать притоку новейших технологий.

      В Республике Беларусь в 2007 г. насчитывалось 4218 коммерческих организаций с иностранными инвестициями. Из них только 54 организации  представляют собой филиалы ТНК, тогда как в странах—лидерах по привлеченным ПИИ на душу населения число филиалов исчисляется тысячами. Так, в 2005— 2007 гг. в Эстонии их было 2858, Венгрии — 26019, Словакии — 2780, Хорватии — 3256, в Казахстане — 2267 [1, с. 212]. Такая ситуация свидетельствует о том, что Беларусь недополучает новейшие технологии с притоком ПИИ. Тем не менее компании с иностранным капиталом в Республике Беларусь обладают более высокой производительной способностью по сравнению с национальными, так как используют новые технологии, создают уникальные продукты и инновационные центры. Примером развития новых производств является белорусско-российское СП “Депос”, созданное в 2000 г. Оно занимается производством ветеринарных препаратов (пестицидов и др.) и теплоизоляционных материалов (пеноизол), являясь единственным в области ветеринарии предприятием в Республике Беларусь по производству инсектицидных препаратов. Также следует отметить уникальное белорусско-чешское предприятие “Пакленд”, которое является производителем воздушно-пузырьковой пленки.

      Некоторые компании снабжены новейшим оборудованием. Так, в медицинском центре СП “Экомедсервис” находятся современное стоматологическое  оборудование “Sirona С8+”, единственный в Беларуси стоматологический лазер  “KaVo”, УЗИ-комплекс экспертного класса “Sequoia-512”, офтальмологический аппарат “Nideck”, лоркабинет оборудован современной установкой “Modula Europa”.

      Совместное  белорусско-итальянское предприятие  “Белита” по производству косметической  продукции через десять лет успешной работы на белорусском рынке, а именно в 1999 г., создало научно-координационный центр по разработке и внедрению в производство высокоэффективной косметической продукции. Тестирование продукции проводится на оборудовании научно-исследовательских институтов Национальной академии наук Беларуси и Белорусского государственного университета, независимых зарубежных экспертных центров, а также на собственном оборудовании в двух аккредитованных Государственным комитетом по стандартизации учреждениях. Итак, конкретные примеры свидетельствуют о заинтересованности компаний с иностранными инвестициями занять новые ниши в экономике республики за счет внедрения новых технологий [1, c. 38].

      Влияние на конкурентоспособность  экспорта

      Как отмечалось выше, производительность труда в компаниях с иностранными инвестициями в Беларуси в целом выше, чем на национальных предприятиях. Они также обеспечивают существенную долю экспорта республики, а именно почти 20% в 2007 г. (таблица 2), положительно влияя на укрепление конкурентоспособности экономики страны. Многие из работающих в Беларуси СП и ИП экспортируют большую часть своей продукции. Например, совместное белорусско-российское СП ООО “Белль Бимбо” по производству детской одежды 80% своей продукции экспортирует в Россию, Украину, Молдову, Латвию. Компания “Святовит” (телескопические экскаваторы) имеет 40% рынка в странах СНГ. Совместные предприятия “Милавица” (женское белье) и “Гефест” (электрические и газовые плиты) экспортируют более 75% своей продукции, а белорусско-шведское СП “Бакко Бисов” (биметаллические пилы) — 70% . Однако серьезную озабоченность вызывает тот факт, что объем импорта компаний с иностранными инвестициями существенно превышает объем экспорта. Так, в 2007 г. его доля составляла более 30% импортируемой продукции Беларуси (таблица 2). Разницу между экспортируемой и импортируемой продукцией можно объяснить следующим образом:

      ● значительная часть сырья для  производства импортируется с тем, чтобы создать качественную продукцию;

      ● существенная доля готовой продукции остается на внутреннем рынке. Таким образом, ПИИ выполняют функцию импортозамещения для товаров конечного потребления;

      ● высокая доля импорта промежуточной  продукции компаниями с иностранными инвестициями свидетельствует о  низкой степени их производственной интеграции в белорусскую экономику и недостатке вертикальных связей с местными предприятиями и фирмами.

      Так, СП “Мальвина” (детские игрушки) сырье  привозит из стран Юго-Восточной  Азии, поскольку в странах СНГ  его не хватает: на всей территории постсоветского пространства всего три крупных комбината по производству искусственного меха — в России, Украине и Беларуси [1, c. 38].

      Увеличение  занятости и повышение  квалификации

      В 2007 г. на 4218 совместных и иностранных  предприятиях работало 4,15% от общего числа занятых в республике, а номинальная заработная плата была на 17,5% выше, чем средняя по стране. Причем на иностранных предприятиях средняя заработная плата несколько выше, чем на совместных (таблица 2). Среди компаний с иностранным капиталом есть как средние и малые предприятия, так и крупные. На белорусско-нидерландском СП “АМИПАК” ОАО (упаковочные материалы) численность работающих составляет более 540 человек, в СП “АЙ-БИ-ЭЙ” (информационные технологии) — более 1500, на СП “Санта-Бремор” (рыбная продукция) занято 1060 человек, на СП “Гефест” (электрические и газовые плиты) — более 3000, на СП “Цейс—БелОМО” ООО (оптика и электроника) — более 5000 человек.

      Среди примеров косвенных эффектов ПИИ, имеющих  место в Республике Беларусь, можно  выделить следующие.

      1. Повышение квалификации  работников компаний, покупающих продукцию  в компании—партнере  ТНК

      Фирма “Ситек” (официальный партнер фирмы  “Сименс АГ”) предлагает техническое  обучение для специалистов компаний-заказчиков, целью которого является получение знаний и практических навыков работы, обслуживания, технологического программирования современных моделей ЧПУ фирмы “Сименс”. Обучение предназначено для технологов-программистов, наладчиков станков с ЧПУ, операторов станков с ЧПУ. В данной фирме к 2008 г. прошли обучение более 400 специалистов из России, Украины, Беларуси и Молдовы.

      2. Сотрудничество с  университетами и  научными центрами  Компания “Ай-Би-Эй”, американо-белорусское СП, со дня основания (1993 г.) сотрудничает с университетами республики, лидирующими в области подготовки специалистов по информационным технологиям.

      3. Социальная ответственность  компаний и социальные  эффекты от ПИИ  в Беларуси Компании в Республике Беларусь имеют значительный опыт реализации социальных проектов в экономической, экологической и социальной сферах. По сведениям ПРООН, 90% белорусских предприятий и компаний с иностранным капиталом в той или иной степени социально ответственны. Большинство государственных и частных предприятий Беларуси кроме традиционной уплаты налогов вносят существенный вклад в развитие городской и социальной инфраструктуры, заботятся о своих сотрудниках, оказывают помощь в реализации местных проектов, активно участвуют в благотворительности. Например, отвечая духовным запросам современного общества, СП “Мальвина” основало элитную художественную галерею “Ласандрарт” в центре Минска, где представлены лучшие произведения живописи и скульптуры выдающихся белорусских художников настоящего времени и классиков национального искусства второй половины ХХ в. О присоединении к инициативе ООН “Глобальный договор” заявили 22 компании, тем самым выразив намерение вести бизнес в соответствии с 10 основополагающими принципами этического ведения бизнеса в области прав человека, трудовых отношений, охраны окружающей среды, противодействия коррупции. Среди этих компаний СП “Милавица”, ИП “ИНКО-ФУД” и другие компании с иностранным капиталом. В то же время большинство проектов в сфере социальной ответственности базируются в основном на благотворительной, филантропической и спонсорской основе. Очень низок уровень партнерства между белорусским бизнесом и зарубежными компаниями, между крупными и малыми предприятиями [1, c. 38].

      В Республике Беларусь примеры негативного  влияния компаний с иностранными инвестициями на экономику страны трудно найти. Это объясняется несколькими факторами:

      — большинство злоупотреблений иностранными компаниями в других странах СНГ  происходит в добывающих отраслях, удельный вес которых достаточно мал в республике;

      — государственная экспертиза проектов защищает экономику от нарушений со стороны иностранных компаний;

      — количество иностранных компаний не настолько велико в Беларуси, чтобы  нельзя было проследить их деятельность в отношении злоупотреблений.

      В странах — лидерах СНГ по привлечению  ПИИ ситуация обстоит иначе. Например, в Республике Казахстан негативные эффекты от притока иностранных инвестиций следующие: 

      Злоупотребление трансфертными ценами

      Сырье продается иностранными компаниями по заниженным ценам оффшорным компаниям, аффилированность которых трудно доказать. По оценкам специалистов, в Казахстане за 1998—2003 гг. потенциальные потери от трансфертных цен по экспорту нефти составили 9515 млн. долл. США, а государственный бюджет страны недополучил только от экспорта нефти порядка 2855 млн. долл. США.

      Нарушение прав человека

      ● Дискриминация в оплате труда. По данным департамента Министерства труда  и социальной защиты населения Республики Казахстан, в АО “Петро Казахстан  Кумколь Ресорсиз” казахстанский  специалист получает в месяц в  среднем 174 тыс. тенге, а иностранный — более 2 млн. тенге.

      ● Отсутствие компенсации при работе в экологически грязных условиях. В казахстанском филиале польской компании ООО “Поиски нефти и  газа” 240 местных сотрудников не получали компенсационных выплат, предусмотренных экологическим законодательством (более 100 млн. тенге).

      Нарушение экологических норм и требований

      ● Разработка недр некоторыми компаниями производится без заключений экологической  экспертизы. Так, нефтяная компания “КОР”  проводит разработку нескольких карьеров по добыче песка и суглинка на месторождении “Ащисай” без представления проекта на государственную экологическую экспертизу и оценки воздействия на окружающую среду.

      ● На протяжении многих лет нефтяными  компаниями проводится сжигание попутного и природного газа в факелах без соответствующих разрешений.

      ● Нарушения проектных решений  и технологических режимов разведки и добычи полезных ископаемых нередко  приводят к авариям. Только за 2007 г. в нефтегазодобывающих компаниях  выявлено свыше 2 тыс. случаев нарушений норм промышленной безопасности.

      Итак, учитывая потенциально возможные негативные эффекты от притока ПИИ в страну, политика привлечения иностранных  инвестиций должна включать эффективную  систему инструментов, позволяющую  обеспечивать сбалансированное распределение выгод между принимающей страной и ТНК. Таким образом, природа прямых иностранных инвестиций такова, что они оказывают значительное положительное воздействие на развитие реального сектора экономики принимающей инвестиции страны, хотя имеются и отрицательные эффекты. С помощью системы инструментов политики привлечения иностранных инвестиций можно снизить возможности негативных последствий и максимально увеличить позитивное влияние ПИИ на экономическое развитие.

Информация о работе Инвестиционная политика Республики Беларусь