Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 01:03, курсовая работа
Особое внимание в стратегии развития уделяется полноценному вхождению нашей страны в систему мирового хозяйства, и при этом основное внимание сосредоточивается на рынках России, Китая, Центральной Азии, Каспийского и Черноморского регионов. Это предполагает, государственную поддержку экспансии казахстанского капитала, товаров и у слуг на внешние рынки.
Введение
Глава I Инвестиционная деятельность, их экономическое значение
1.1.Инвестиции : сущность и виды
1.2.Правовое регулирование инвестиционной деятельности в Республике Казахстан
1.3.Сущность инвестиционной политики
1.4.Принципы стратегии экономического роста
Глава II Инновации как главная движущая сила развития современной экономики
2.1. Инновации как экономическая категория
2.2. Инновационная политика
2.3. Инновационная деятельность. Стратегия развития РК
2.4. Национальный Инновационный Фонд
2.5. Индустриально-инновационное развитие Казахстана
на современном этапе
Глава III Основные направления по совершенствованию индустриально-инновационной политики
3.1. Информация о реализации прорывных проектов в промышленности
3.2. Создание зоны развития высоких технологий в Восточно–Казахстанской области
3.3. Информация по IV региональному Инвестиционно-инновационному Форуму
3.4. Высшей научно-технической комиссией утверждены новые приоритеты казахстанской науки
3.5. Инновации в Казахстане: поддержка инновационной деятельности
3.6. Субъекты инновационной деятельности
3.7. Инновационные проекты, прошедшие конкурсный отбор и рекомендованные к участию на выставке инновационных проектов
в рамках Инновационного форума
Заключение
Приложения
Список использованной литературы
Развитие добычи углеводородов на Каспии будет способствовать становлению отечественной сырьевой базы для нефтехимической индустрии. Вблизи промышленной зоны Кашаганского месторождения с привлечением крупных инвесторов планируется строительство нефтехимического комплекса по переработке попутного природного газа. Комплекс позволит получать широкую гамму жидких компонентов и первичных нефтехимических продуктов - этан, пропан, бутан, гексан, этилен, пропилен, ацетилен, бензол, ксилол и др., и на их основе пластические массы и эластомеры. В ближайшие пятнадцать лет в развитие добычи казахстанской нефти инвесторы намерены вложить более 80 млрд. долл. США. Эти средства будут затрачены на создание производственных, инфраструктурных и социальных объектов, обеспечивающих работу вводимых предприятий.
Названные инвестиционные вложения создадут спрос на широкий спектр товаров и услуг, часть из которых будет носить временный для условий Казахстана характер, а другая часть будет направлена на создание производств, которые даже после исчерпания запасов нефти будут востребованы на внешнем и внутреннем рынках. Например, развитие инфраструктуры Каспийского побережья создаст предпосылки для создания индустрии отдыха и развлечений, морские порты - для уменьшения транспортных расходов по перевозке грузов, машиностроительные заводы - для производства барж, грузовых, промысловых и военных кораблей, выпуска широкого ассортимента оборудования и бытовой техники и т.д. Увеличение степени переработки сырья имеет хорошие перспективы в части развития ЦДС.
Углубление переработки нефти и газа позволит производить около 200 разновидностей полимерных изделий, которые используются практически во всех отраслях экономики и в быту. Развитие ЦДС в этом направлении создаст условия для образования многоотраслевой транснациональной корпорации.
Значительные перспективы для развития ЦДС имеются в металлургической промышленности. В Казахстане имеются запасы минеральных руд, содержащих почти 100 элементов периодической системы Д. Менделеева, из которых во времена СССР извлекалось в различные виды продукции 74 элемента. Продукция цветной металлургии Казахстана использовалась при производстве наукоемких и высокотехнологичных товаров - космических аппаратов, вооружения, электронной техники.
В Казахстане имеется как богатый научный потенциал в этой области, так и опыт внедрения на предприятиях цветной металлургии научно-инновационных разработок по извлечению из сложных и бедных руд, рудных отвалов, металлургических шлаков и хвостов переработки широкой гаммы цветных, благородных и редкоземельных металлов. Внедрение новых технологий по переработке металлургических шлаков и рудных отвалов позволит получать уже в среднесрочной перспективе продукт с высокой добавленной стоимостью. Приток крупных инвестиций в Казахстан вызовет спрос на продукцию цветной металлургии, химической и мебельной промышленности и т.д. Все это возможно производить в Казахстане за счет углубления переработки нефти, газа и металлов, со временем эта продукция может найти свою нишу на мировом рынке.
Казахстан является одним из крупных мировых производителей зерна. Углубление процесса переработки зерна может стать отправной базой для построения многоотраслевой ЦДС. Направления развития такой цепочки видятся как в углублении технологического процесса переработки зерна, так и в развитии кормопроизводства, животноводства, производства мяса и молочной продукции. В ЦДС могут войти также элеваторы, заводы по производству сельскохозяйственной техники и минеральных удобрений, предприятия по производству натуральных пищевых красителей, фармацевтических изделий, продукции биотехнологий и др.
Названные направления диверсификации структуры экономики и ее экспортной ориентации потенциально являются приоритетными. Однако окончательное решение по оказанию государственной поддержки реализации предлагаемых проектов необходимо принимать только после детального анализа возможных конкурентных преимуществ в развитии переделов более глубокой переработки названных продуктов по методу ЦДС. При определении приоритетных отраслей экономики по методу ЦДС необходимо обеспечить экономическое сотрудничество с региональными представителями ТНК на предмет организации совместных производств, предусматривающих дальнейшее развитие ЦДС.
Одной из основных характеристик современного экономического развития является его неравномерный характер, обусловленный процессом периодического замещения технологий, созданных на основе передовых на определенном этапе времени научно-технических разработок. В момент смены технологических укладов страны, лидировавшие в предшествующий период, сталкиваются с обесценением капитала и утратой квалификации работников, занятых в прежних производствах. В то время как страны, успевшие создать заделы в формировании новой производственно-
Основными направлениями инвестиционно-инновационной политики в Казахстане являются:
1. Содействие в формировании высокотехнологичных производств, в том числе в создании эффективной системы трансферта технологий как зарубежного, так и межотраслевого.
2. Создание и поддержка деятельности современных элементов научной и инновационной инфраструктуры (технопарков, национальных научных центров, научно-технологических зон и т.п.) в городах, где имеется сеть научно-технических и промышленных организаций и предприятий с высоким научно-технологическим потенциалом.
3. Использование существующего научно-технического потенциала в развитии передовых, с точки зрения постиндустриальной экономики, отраслей.
Казахстан уже сегодня обладает научной базой, позволяющей развивать наукоемкие производства на основе отечественных разработок по ряду направлений, в том числе:
биотехнологии (новые сорта и генотипы сельскохозяйственных культур и животных, штаммы бактерий и др.);
ядерные технологии;
космические технологии;
создание новых материалов, химических продуктов и др.
4. Создание необходимых условий для проведения исследований в области современных научно-технических направлений, таких, как:
новые материалы и химические технологии;
информационные технологии.
5. Совершенствование законодательной базы, направленное на стимулирование инновационной деятельности научно-технических и производственных организаций и предприятий, привлечение инвестиций в сферу науки и инноваций, скорейшее вхождение инноваций в промышленность и сферу услуг.
2.4. Инновационная деятельность Республики Казахстан
Инновационная деятельность Казахстана, базирующаяся на внедрении новых идей, научных знаний, технологий и видов продукции в различные области производства и сферы управления обществом, относится к числу важнейших факторов развития экономики республики.
На расширение масштабов инновационной деятельности в Казахстане направлены основные положения Закона Республики «Об инновационной деятельности» и «Программы по формированию и развитию национальной инновационной системы Республики Казахстан на 2005 – 2015 годы». Уполномоченным органом, осуществляющим реализацию государственной политики в области инновационной деятельности, является Министерство образования и науки Республики Казахстан.
Закон Республики Казахстан «Об инновационной деятельности» регулирует отношения в сфере инновационной деятельности и определяет основополагающие принципы, направления и формы реализации государственной инновационной политики. При этом особое внимание обращается на быстроразвивающиеся направления, в частности информационно-
Целью «Программы по формированию и развитию национальной инновационной системы Республики Казахстан на 2005 – 2015 годы» является формирование инновационной системы открытого типа, обеспечивающей создание конкурентоспособного конечного продукта на основе использования отечественного и зарубежного научного потенциала.
Национальная инновационная система включает 4 основных элемента – научный потенциал, инновационные предпринимательство, инновационную и финансовую инфраструктуры.
Программа предусматривает введение системы грантового финансирования НИОКР на конкурсной основе за счёт средств государственного бюджета. Это касается вопросов финансирования приоритетных технологий, как в рамках научно-технических программ, так и отдельных тем и проектов.
Для законодательного обеспечения реализации Программы НИС был принят Закон Республики Казахстан «О государственной поддержке инновационной деятельности», предусматривающий меры государственного стимулирования инновационной деятельности. Законом установлены основные цели, принципы, направления и формы государственной поддержки инновационной деятельности, регламентируется участие государства в создании специализированных субъектов инновационной деятельности, таких как технопарки, технологические бизнес-инкубаторы и инновационные фонды.
В рамках развития финансовой инфраструктуры в 2003 году создан и функционирует Национальный инновационной фонд, основной целью которого является повышение инновационной активности и содействие в развитии высокотехнологичных и наукоёмких производств. В настоящее время Фонд входит в состав государственного холдинга АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына», основной задачей которого является управление системой государственных институтов развития Республики.
Институты развития осуществляют финансирование проектов на всех стадиях проектного цикла, а также оказывают информационную и институциональную поддержку:
Центр маркетингово-аналитических исследований обеспечивает информацией о рынках, мировых тенденциях, изменениях внешней и внутренней конъюнктуры по конкретным товарам, отраслям, видам производств; проводит ряд исследований с авторитетными и опытными международными консалтинговыми компаниями в целях улучшения бизнес-среды, повышения уровня факторов, влияющих на конкурентоспособность экономики страны.
Центр инжиниринга и трансферта технологий оказывает консультационные, информационные, юридические и иные услуги при трансферте технологий, проводит маркетинг внешнего и внутреннего рынков технологий и анализ мировых тенденций развития в данной сфере, управляет формированием системы национальных и региональных технопарков как центров инновационного развития.
Фонд развития предпринимательства «Даму» осуществляет поддержку малого и среднего бизнеса.
Для эффективного функционирования механизма коммерциализации НИОКР в Казахстане создаётся сеть национальных и региональных технопарков. Целью их создания является формирование производственных комплексов в важнейших перспективных отраслях экономики и создание производств с высокой добавленной стоимостью, основанных на использовании передовых технологий и инноваций.
В республике формируется двухуровневая система технопарков – национальные научно-технологические парки и региональные технологические парки. Национальные технопарки ориентированы на создание в Казахстане новых отраслей, которые должны способствовать обеспечению будущей конкурентоспособности казахстанской экономики.
Отличительной особенностью национальных технопарков является наличие режима Специальной экономической зоны с льготным налогообложением. К национальным научно-технологическим паркам относятся, например, Парк информационных технологий (пос. Алатау), Национальный индустриальный нефтехимический технопарк (г. Атырау), технопарк ядерных технологий «Токамак» (г. Курчатов), технопарк космического мониторинга (Алматы, Астана и Приозёрск).
Региональные технопарки, среди которых Алматинский технологический парк (Алматы), Технопарк «Алгоритм» (Уральск), технопарк «Бизнес-Сити» (Караганда), создаются с целью определения, раскрытия и развития инновационного потенциала, инновационной способности региона, обеспечения потребности экономики региона в инновационных продуктах. На региональном уровне системообразующими составными частями технопарков являются промышленные предприятия регионов, научные и академические организации. Региональные технопарки обеспечивают поэтапное повышение технологического уровня экономики и создают условия для малого и среднего наукоёмкого и технологичного бизнеса.
Дальнейшее развитие технопарков в Казахстане призвано решить задачи укрепления связей науки с производством, внедрения современных технологий, повышения производительности труда в промышленности и, как следствие, производства высокотехнологичной и конкурентоспособной продукции.
Стратегия развития Республики Казахстан
В целях обеспечения устойчивого развития Казахстана на основе диверсификации и модернизации экономики, создания условий для производства конкурентных видов продукции и роста экспорта Указом Президента Республики Казахстан от 17 мая 2003 года была утверждена Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003 – 2015 годы.
Разработчиками данной стратегии являются министерство экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан совместно с министерствами индустрии и торговли, образования и науки, транспорта и коммуникаций, труда и социальной защиты населения, энергетики и минеральных ресурсов, финансов Республики Казахстан, Агентством по регулированию естественных монополий и защите конкуренции, Национальным Банком.
Стратегия индустриально-инновационного развития направлена на формирование государственной экономической политики Республики Казахстан на период до 2015 года и нацелена на достижение устойчивого развития страны путём диверсификации отраслей экономики и отхода от сырьевой направленности развития к перерабатывающей.
Информация о работе Инвестиционно-иновационная деятельность РК на современном этапе