Инвестиционно-иновационная деятельность РК на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 01:03, курсовая работа

Описание

Особое внимание в стратегии развития уделяется полноценному вхождению нашей страны в систему мирового хозяйства, и при этом основное внимание сосредоточивается на рынках России, Китая, Центральной Азии, Каспийского и Черноморского регионов. Это предполагает, государственную поддержку экспансии казахстанского капитала, товаров и у слуг на внешние рынки.

Содержание

Введение
Глава I Инвестиционная деятельность, их экономическое значение
1.1.Инвестиции : сущность и виды
1.2.Правовое регулирование инвестиционной деятельности в Республике Казахстан
1.3.Сущность инвестиционной политики
1.4.Принципы стратегии экономического роста
Глава II Инновации как главная движущая сила развития современной экономики
2.1. Инновации как экономическая категория
2.2. Инновационная политика
2.3. Инновационная деятельность. Стратегия развития РК
2.4. Национальный Инновационный Фонд
2.5. Индустриально-инновационное развитие Казахстана
на современном этапе
Глава III Основные направления по совершенствованию индустриально-инновационной политики
3.1. Информация о реализации прорывных проектов в промышленности
3.2. Создание зоны развития высоких технологий в Восточно–Казахстанской области
3.3. Информация по IV региональному Инвестиционно-инновационному Форуму
3.4. Высшей научно-технической комиссией утверждены новые приоритеты казахстанской науки
3.5. Инновации в Казахстане: поддержка инновационной деятельности
3.6. Субъекты инновационной деятельности
3.7. Инновационные проекты, прошедшие конкурсный отбор и рекомендованные к участию на выставке инновационных проектов
в рамках Инновационного форума
Заключение
Приложения
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Министерство образования и науки Республики Казахстан.doc

— 976.00 Кб (Скачать документ)

Основные задачи Стратегии:

                    обеспечение в обрабатывающей промышленности среднегодовых темпов роста в размере 8–8,4%, повышение производительности труда к 2015 году по сравнению с 2000 годом не менее чем в 3 раза и снижение энергоёмкости ВВП в 2 раза;

                    повышение производительности основных фондов обрабатывающей промышленности;

                    создание предпринимательского климата, структуры и содержание общественных институтов, которые будут стимулировать частный сектор, и совершенствовать конкурентное преимущество, осваивать элементы в цепочке добавленных стоимостей в конкретных производствах, добиваясь наибольшей добавленной стоимости;

                    стимулирование создания наукоёмких и высокотехнологичных экспортоориентированных производств;
диверсификация экспортного потенциала страны в пользу товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью;

                    переход к мировым стандартам качества;

                    развитие интеграции с региональной и мировой экономикой с включением в мировые научно-технические и инновационные процессы.

Производство конкурентоспособных и экспортоориентированных товаров, работ и услуг в обрабатывающей промышленности и сфере услуг является главным предметом государственной индустриально-инновационной политики.

Важным элементом успешной реализации Стратегии экономического развития Республики Казахстан руководство страны признаёт развитие несырьевого сектора экономики. В связи с этим в 2004 году в Казахстане началась реализация проекта по диверсификации экономики республики посредством развития недобывающих отраслей.

Предполагается создание географически локализованных групп компаний, занимающихся поставками оборудования, комплектующих и специализированных услуг, а также инфраструктуры, научно-исследовательских институтов, призванных повысить конкурентоспособность как отдельных производственных предприятий Казахстана, так и в целом экономики страны.

Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан предполагает проведение активной государственной научной и инновационной политики. Достижению поставленных целей призвано служить дальнейшее развитие финансового рынка и модернизация фискальной, образовательной, антимонопольной и инфраструктурной политики. Согласно положениям Стратегии, во всех отраслях экономики Казахстана должен быть осуществлен переход к передовым мировым стандартам.

Для решения проблем и достижения поставленных целей и задач в рамках Стратегии предполагается активизировать функционирование таких институциональных образований, как: Национальный фонд Республики Казахстан, АО «Банк Развития Казахстана», АО «Инвестиционный фонд Казахстана», АО «Национальный инновационный фонд», которые являются важнейшими инструментами реализации Стратегии. В целом, эти институты будут проводить политику инвестирования в создание новых и развитие действующих производств с высокой добавленной стоимостью и поддержку научных и научно-технических исследований и разработок на основе комплексного анализа перспективных отраслей, выявления наиболее важных их элементов.

В реализации Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан определены 3 этапа.

На первом этапе, в 2003 – 2005 годы, были внесены изменения в законодательство, отраслевые программы развития, определены объёмы финансирования науки, образования, подготовки соответствующих специалистов. Также созданы институты развития, через которые государство осуществляет своё участие в реализации программы.

Второй этап, 2006 – 2010 годы, предполагает изучение инициатив частного сектора, поиск инвесторов-участников реализации отобранных проектов, подготовку кадров, строительство и реконструкцию основных и вспомогательных объектов.

На третьем этапе, в 2011 – 2015 годы, будет отлажен весь комплекс организационных мер, ускорены работы в области развития конкурентоспособной продукции обрабатывающей промышленности.

Результатом реализации Программы должно стать изменение структуры экономики и диверсификация экспорта.

Общая стоимость Программы на 2005 – 2015 годы составит почти 140 млрд. тенге, в том числе из республиканского бюджета – 77,2 млрд. тенге и из местного бюджета – 2,1 млрд. тенге. Планируется привлечение частного отечественного и зарубежного капитала в сумме не менее 60 млрд. тенге.

Активное проведение индустриально-инновационной политики обеспечит темпы роста экономики на 8,8–9,2% в год. Это позволит увеличить к 2015 году объём ВВП в 3,5–3,8 раза по сравнению с 2000 годом.

Согласно оценкам экспертов, доля наукоёмких и высокотехнологичных производств возрастёт с 0,1% от ВВП в 2000 году до 1,4% к моменту завершения действия Стратегии.

Инновационная экономика для Казахстана – это способ реагирования на системные ограничения на пути экономического роста за счёт создания, внедрения и коммерциализации новых технологий на всех уровнях принятия решений. В современных условиях только инновационная экономика, основанная на заимствовании, адаптации к местным условиям и разработке новейших технологий, способна поднять конкурентоспособность страны, а значит, и уровень жизни населения страны на достаточно высокий уровень.

Таким образом, успешная реализация Стратегии инновационного развития должна способствовать проведению качественных изменений в структуре экономики Казахстана, которые приведут к её устойчивому росту, основанному на эффективном использовании человеческого, производственного и природного капитала, выходу Казахстана на новый уровень социального развития и устройства общества.
 

 

2.5. Национальный Инновационный Фонд РК

 

Акционерное общество «Национальный инновационный фонд» создано постановлением Правительства Республики Казахстан «О создании акционерного общества «Национальный инновационный фонд» от 30 мая 2003г. №502 со стопроцентным участием государства в уставном капитале.               Фонд создан для повышения общей инновационной активности в стране, в том числе для содействия развитию высокотехнологических и наукоемких производств. Акционеры Фонда - Фонд национального благосостояния "Самрук-Казына" и ГУ "Комитет государственного имущества и приватизации Министерства Финансов Республики Казахстан". Постановлением Правительства №1099 от 20.07.09 АО "Национальный инновационный фонд" передано в доверительное управление Министерству индустрии и новых технологий Республики Казахстан.

Задачи и направления деятельности:

                    Неконтрольное участие в уставном капитале инновационных фондов и инвестиционных фондов, осуществляющих финансирование создания и внедрения инноваций;  

                    Финансирование создания и внедрения инноваций путем долевого неконтрольного участия в уставном капитале инвестируемых компаний и (или) финансового лизинга;  

                    Развитие инновационной инфраструктуры;  

                    Продвижение отечественных инноваций на внешние рынки;  

                    Развитие международного сотрудничества в области переноса, заимствования и развития инновационных технологий, их коммерциализации и внедрения;  

                    Организация и проведение мероприятий, направленных на повышение инновационной активности в стране

                    Проектное финансирование

Для обеспечения стабильного развития новых технологий в Казахстане Фонд финансирует инновационные проекты. Специалисты Фонда ведут постоянный поиск инновационных идей, способствующих развитию несырьевого сектора экономики Казахстана. Фонд осуществляет финансирование инновационных проектов (ИП) путем долевого неконтрольного участия. Одной из важнейших составляющих при отборе инновационных проектов, подаваемых на рассмотрение в Фонд, является их инновационность и коммерциализуемость.

Основные условия и порядок рассмотрения инновационных проектов на предмет финансирования:

-В соответствии с целью повышения инновационной активности в Республике Казахстан, Фонд осуществляет финансирование инновационных проектов до 500 млн. тенге в (расчетный показатель) соответствии с Меморандумом об инвестиционной политике Фонда посредством неконтрольного долевого участия (не более 49%) в уставном капитале проектной компании. Данные условия финансирования предполагают участие со стороны заявителя в уставном капитале проектной компании в размере не менее 51%. При этом, допускается взнос прав на объекты интеллектуальной собственности, удостоверенных патентом, в размере не более 20% от уставного капитала проектной компании.
-Проект может быть реализован на базе действующего либо вновь образованного юридического лица.
-Условия финансирования и порядок подачи заявок на финансирование инновационных проектов регламентируются Правилами подачи и рассмотрения заявок на финансирование инновационных проектов Фонда

Согласно действующим Правилам подачи и рассмотрения заявок на финансирование инновационных проектов Фонда предусматривается следующий порядок рассмотрения инновационных проектов:
I этап – экспресс-анализ, представляющий собой балльную оценку критериев привлекательности и эффективности инновационных проектов по установленной форме, сроком проведения в 2 рабочих дня;
II этап - проведение внутренних правовой и финансовой экспертиз, сроком в 7 рабочих дней с момента предоставления полного пакета документов со стороны заявителя.
При этом, полный пакет документов, включая внешние экспертизы, подлежащие к проведению заявителем у исполнителей, состоящих в списке аккредитованных Фондом юридических и физических лиц, предоставляется в Фонд течение 20 рабочих дней с момента письменного уведомления заявителя об одобрении проекта ко второму этапу рассмотрения.
Центр инвестиционных проектов и мониторинга выносит вопрос на рассмотрение Инвестиционного комитета Фонда. Инвестиционный комитет рекомендует направить проект на дальнейшее рассмотрение Правления и Совета директоров Фонда либо отклонить проект от дальнейшего рассмотрения.

Национальный Инновационный  Фонд (НИФ) в рамках ГП ФИИР оказывает финансовую поддержку реальному сектору экономики в виде строительства новых производств, помощи в разработке, приобретении, внедрении передовых технологий казахстанскими предприятиями.
Одним из инструментов поддержки инноваций является неконтрольное участие фонда в уставных капиталах новых компаний. После успешного запуска производства фонд ищет стратегического инвестора, готового вкладывать деньги в дальнейшее расширение производства и реализует ему свою долю участия в проекте.
           После кризиса 2008–2009 годов ситуация в промышленности нормализовалась, что позволило фонду в 2010 получить прибыль в размере более 400 млн. тенге. Положительная тенденция сохранилась и в 2011-м. Подтверждением сказанному является выход НИФ в конце прошлого года из проекта ТОО «Агрофос-Юг», созданного в 2008 году. При этом доля участия фонда в проекте составляла 40%. Фактически на момент продажи НИФ доли участия стратегическому инвестору фондом было инвестировано в проектную компанию около 207 млн. тенге.

ТОО «Агрофос-Юг» входит в ГП ФИИР и занимается утилизацией вредного для здоровья фосфорсодержащего шлама, образованного при производстве фосфоросодержащих продуктов, большими запасами которых обладает Южный Казахстан. В результате утилизации шлама по оригинальной технологии получено минеральное удобрение «Суперфосфат простой» с содержанием P2O5 до 19%. После проведения незначительной модернизации существующего цеха производительность будет увеличена до 15 тыс. тонн продукции в год.
         Фактически это классический образец инновационного проекта, реализованного по принципу ГЧП: специализированный государственный фонд разделил с бизнесом риски по апробированию и доведению до стадии серийного производства новой технологии утилизации опасных техногенных отходов. При этом, встав на ноги, предприятие выкупило долю, принадлежащую НИФ, а фонд вернул не только все свои инвестиции по проекту, но и заработал инвестиционный доход в сумме более 73 млн. тенге.

НИФ совместно с Казахстанско–Японским центром развития человеческих ресурсов проведет семинар по кайдзен.

Международный практический семинар «Управление производством и качеством» состоится  15-17 февраля 2012 года. Напомним, АО «Национальный инновационный фонд» как оператор инструмента программы «Производительность-2020» по внедрению современных управленческих и производственных технологий 17 ноября 2011 года подписал меморандум с отцом системы Кайдзен, первым и главным распространителем философии этой системы во всем мире, основателем и Президентом институт Кайзен (KAIZEN Institute) господином Масааки Имаи.
Меморандум предполагает сотрудничество по таким направлениям, как подготовка специалистов для внедрения современных управленческих технологий, оказание содействия в привлечении международных экспертов по управленческим технологиям, участие экспертов в семинарах, конференциях.
 

2.6. Индустриально-инновационное развитие Казахстана

на современном этапе

 

Прорыв Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира как главная стратегическая задача, поставленная Главой государства Нурсултаном Назарбаевым перед Правительством Казахстана и обозначенная ключевой в Послании народу от 1 марта 2006 года, предполагает необходимость перевода экономики страны на инновационный путь развития. Мы не можем игнорировать глобальную тенденцию наступления века конкуренции конструктивных идей, высоких технологий, наукоемкости ВВП. Поэтому выработку в республике целостной политики в управлении научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими разработками и формирование сильной Национальной инновационной системы с эффективными механизмами взаимодействия государства, бизнеса, науки и образования необходимо рассматривать как один из ключевых приоритетов всей стратегии.

Оценивая развитие экономики Казахстана за годы независимости, отметим, что в первой половине 90-х годов в стране наблюдалось существенное снижение производства практически во всех отраслях. В основном благодаря превентивным мерам, своевременно принятым правительством, начиная с 1999 г. в Казахстане наблюдается значительный экономический рост. За последние десять лет казахстанская экономика набрала такие темпы роста, каких не знала на протяжении ряда десятилетий. Вместе с тем, следует подчеркнуть, что структура экономики Казахстана по-прежнему носит деформированный характер. Не секрет, что достигнутый в стране экономический рост является неустойчивым, поскольку в его основе лежит развитие сырьевого сектора, производящего на экспорт продукцию с низкой добавленной стоимостью, в значительной степени зависящей от спроса на минеральное сырье, металлы, нефть и конъюнктуры цен на мировом рынке.

Мировой опыт показывает, что такая структура экспорта не защитит государство от возможных мировых кризисов. Технический уровень экономики Казахстана в настоящее время определяется уровнем третьего уклада, так как его доля в ВВП составляет 50–60%, доля предприятий второго уклада — 10%, а четвертого — не превышает 30%. Выход из сложившейся ситуации был сформулирован еще восемь лет назад в Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003–2015 гг. При этом инновации были определены основным фактором, определяющим конкурентоспособность национальной экономики.

На современном этапе экономического развития Казахстан сталкивается с такими проблемами, как сырьевая направленность экономики, незначительная интеграция с мировой экономикой, неразвитость производственной и социальной инфраструктуры, общая техническая и технологическая отсталость предприятий, отсутствие действенной связи науки с производством, низкие расходы на научные исследования и разработки.

Информация о работе Инвестиционно-иновационная деятельность РК на современном этапе