Инвестиционные проекты в экономике Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 00:02, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы состоит в исследовании осуществления инвестиционной политики Республики Беларусь и направлений улучшения инвестиционного климата. Реализация данной цели потребовала решения следующих задач: изучить основы инвестиционных проектов, критерии оценки их экономической эффективности, исследовать инвестирование в экономике Республики Беларусь, выявить причины инвестиционного кризиса, изучить государственную политику в данной сфере и разработать методы повышения инвестиционной активности и совершенствования инвестиционного климата.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ КАК ОСНОВА ПЕРСПЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ 5
1.1 Сущность инвестиций 5
1.2 Разработка и реализация инвестиционного проекта 6
1.3 Финансовый план 11
1.4 Финансовая оценка эффективности инвестиционных проектов 12
2. ИНВЕСТИРОВАНИЕ В ЭКОНОМИКЕ РЕБСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 16
2.1 Внутренние кредитные ресурсы 16
2.2 Иностранное инвестирование 18
2.3. Причины инвестиционного кризиса 22
3. СОВЕШЕНСТВОВАНЕ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА 26
3.1. Способы повышения инвестиционной активности 26
3.2 Государственная политика в области инвестиций 29
3.3 Совершенствование форм привлечения иностранного капитала 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35

Работа состоит из  1 файл

содержание.doc

— 245.00 Кб (Скачать документ)

     Информация  об иностранных инвестициях, поступивших  в реальный сектор экономики республики, позволяет объективно оценить возможные последствия их привлечения, выработать инвестиционную политику, отвечающую интересам страны и обеспечивающую достижение перспективных целей.

     За 2008 год в реальный сектор экономики (кроме банков) иностранные инвесторы  вложили 6,5 млрд. долларов США инвестиций, или на 20,4% больше, чем за 2007 год.

     Данные  о поступлении иностранных инвестиций по основным отраслям экономики приведены в таблице 2.2.

Таблица 2.2.

Поступления иностранных  инвестиций по основным отраслям экономики (тыс. дол. США)

  Поступило за 2008 год За

2007 год

всего в том  числе
прямые портфельные прочие
Республика Беларусь 6525857,3 2279822,9 1695,3 4244339,1 5421864,6
   в том числе:          
промышленность 2802177,0 430483,3 1483,3 2370210,4 2371213,7
транспорт 408222,4 96144,1 1,5 312076,8 379985,9
связь 270003,5 183656,6 - 86346,9 368226,7
строительство 103865,1 37561,8 117,4 66185,9 52289,8
торговля  и общественное питание 556479,5 178366,0 64,5 378049,0 320588,6
общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка 1941496,3 1234063,9 - 707432,4 1631660,8

     

Источник: на основании данных [9]

     Анализ  структуры привлеченных иностранных  инвестиций в Республику Беларусь показывает их отраслевую направленность. Так, наибольшая доля привлекаемых инвестиций приходится на отрасли промышленности.

     Основными инвесторами организаций республики были субъекты хозяйствования России (33,2% от всех поступивших инвестиций), Швейцарии (18,8%), Соединенного Королевства (10,9%), Кипра (8,5%).

     За 2008 год наибольшие суммы иностранные инвесторы вложили в субъекты хозяйствования г. Минска (42,7% от всех поступивших инвестиций), Минской (21%), Гомельской (15,2%) и Витебской (14,5%) областей.

     Структура иностранных инвестиций по областям Республики Беларусь за 2008 год приведена в рисунке 1:

Рисунок 1 Структура иностранных инвестиций по областям за 2008

     

Источник: на основании данных [9]

     На  долю прямых иностранных инвестиций приходилось 34,9% от всех полученных иностранных  инвестиций. По сравнению с 2007 г. поступление прямых иностранных инвестиций увеличилось в 1,7 раза. Вместе с тем основными формами привлечения прямых инвестиций были кредиты и займы, полученные от прямых инвесторов (67% от общего объема прямых инвестиций).

     Организациями республики за 2008 год получено прочих иностранных инвестиций на сумму 4,2 млрд. долларов США, или на 3,4% больше, чем за 2007 год. На их долю приходилось 65% от всех полученных иностранных инвестиций. Основной формой привлечения прочих иностранных инвестиций являются кредиты и займы.

     Характеристика  привлекаемых иностранных инвестиций отражена в таблице 2.3.

Таблица 2.3

Показатели иностранных  инвестиций в Республику Беларусь

Категория данных и компонент Описание

единицы

Наблюдения
Период последних данных Последние данные Данные за предыдущий период
Международная инвестиционная позиция млн. дол. США Q4/08 -13 039,2 -10 208,5
Активы млн. дол. США Q4/08 7 784,6 10 195,5
Прямые  инвестиции за границу млн. дол. США Q4/08 44,6 40,3
Портфельные инвестиции млн. дол. США Q4/08 55,1 50,2
  Акции млн. дол. США Q4/08 15,6 12,9
  Долговые ценные бумаги млн. дол. США Q4/08 39,5 37,3
Другие  инвестиции млн. дол. США Q4/08 4 623,8 5 985,1
Резервные активы млн. дол. США Q4/08 3 061,1 4 119,9
Обязательства млн. дол. США Q4/08 20 823,8 20 404,0
Прямые  инвестиции млн. дол. США Q4/08 6 655,0 6 568,3
Портфельные инвестиции млн. дол. США Q4/08 31,3 32,0
 Акции млн. дол. США Q3/08 24,6 24,9
 Долговые ценные бумаги млн. дол. США Q4/08 6,7 7,1
Другие  инвестиции млн. дол. США Q4/08 14 137,5 13 803,

     

Источник: на основании данных [10]

     Анализируя  данные таблицы, наблюдается тенденция  роста прямых, инвестиций. Это немаловажно для развития национальной экономики Республики Беларусь, поскольку помимо прямого экономического эффекта в виде налоговых поступлений, увеличения занятости, стимулирования национальных поставщиков и расширения внутреннего рынка, прямые иностранные инвестиции оказывают в высшей степени благотворное влияние в сфере трансферта технологии, распространения передового опыта в менеджменте, маркетинге, логистике, развитии кадров и т.д.

     Анализ  складывающихся тенденций в экономике  указывает на углубление интеграции материального и нематериального производств, поскольку высокие технологии во все большей степени распространяются в сфере услуг, а материальная сфера, в свою очередь, является крупнейшим потребителем специализированных услуг. Происходит расширение масштабов новых договорных отношений между субъектами хозяйствования, осуществляемых в электронной форме, без посредства бумажных носителей (банковские услуги, факторинг, лизинг, инвестиционные контракты и т. д.), формируются новые стратегии объединений предприятий.

2.3. Причины инвестиционного кризиса

     Состояние инвестиционного сектора определяется общими макроэкономическими условиями, а также финансовым положением субъектов хозяйствования. В этом отношении затяжной экономический кризис переходного периода парализовал, прежде всего, инвестиционное развитие. Факторы сдерживания инвестиций в народном хозяйстве носят системный характер. Их корни находятся в реальном, в бюджетном и в банковском секторе.

     Факторы реального сектора:

  • значительное падение (в первые годы перестройки), а в последующем сохранение относительно низких темпов роста реального сектора экономики;
  • высокие темпы инфляции и снижение обменного курса белорусского рубля на протяжении длительного времени;
  • низкий уровень рентабельности большинства предприятий реального сектора экономики, который превышает процентные ставки по кредитам и делает нерентабельными инвестиционные проекты предприятий;
  • низкий уровень доходов населения, ограничивающий возможности сбережений и инвестиций;
  • малая норма накопления всеми агентами экономических отношений. Хотя в последнее время наблюдается улучшение этого фактора. Удельный вес сбережений в общей сумме расходов и сбережений населения был за эти годы величиной непостоянной. Например, в 2007 году он составлял 7,5%, а в 2008 – 6,4%. В то же время доля процентов по депозитам в общей сумме доходов населения выросла с 1,3% в 2006 году до 1,6% в 2008-м.

     Факторы бюджетного сектора:

  • наличие устойчивого дефицита государственного бюджета, что при недостатке внутренних накоплений и внешних источников порождает потребность в государственном финансировании банковской системой и является главной причиной затяжной высокой инфляции в стране;
  • отток потенциальных инвестиционных ресурсов банков и предприятий на покупку государственных ценных бумаг.

     Факторы банковского сектора.

     Они испытывают на себе воздействие кризиса  в реальном и бюджетном секторе, являются их результатом, а также имеют свою системную специфику. К таким системно-специфическим факторам, сдерживающим развитие инвестиционного (долгосрочного) банковского кредитования, относятся:

  • низкая капитализация банков. Совокупный капитал банковской системы значительно меньше показателей развитых стран;
  • ограничение по ликвидности, обусловленное дисбалансом долгосрочной составляющей ресурсной базы банков и объёмом долгосрочных активных операций банков. Основная масса инвестиционных кредитов имеет срок погашения более года. В свою очередь, и форсирование долгосрочного кредитования усугубляет подобные диспропорции;
  • узость ресурсной базы банков, обусловленная низким удельным весом средств населения, предприятий, а также нерезидентов;
  • региональные диспропорции в распределении банковских ресурсов;
  • структура собственности банков, которая характеризуется ярко выраженной государственной монополией. Отсюда проистекает и значительная степень централизации банковских ресурсов. В результате на Правительство ложится финансовая нагрузка по поддержанию ресурсной обеспеченности и ликвидности государственного сегмента банковской системы, что сопряжено с издержками дополнительной эмиссии.

     Факторы внешнего сектора.

     Они выражаются в слабом притоке инвестиций из-за рубежа, как в реальный сектор, так и в банковскую систему. РБ имеет один из самых низких среди стран Центральной и Восточной Европы показатель привлечения иностранных инвестиций в страну по всем каналам инвестирования. Ощутимо низка доля иностранного капитала и в банковской системе. В совокупном уставном фонде белорусских банков она составляет 22,2%. При этом российские банки обеспечивают почти половину всего присутствия иностранного капитала в банковской системе РБ. По принятым же для нашей страны критериям экономической безопасности, доля иностранного инвестора в банковской системе может достигать 50%. Таким образом, анализ положения дел в инвестиционной сфере позволяет сделать следующие выводы:

     1. Неэффективность банковского сектора  обусловлена слабостью реального, бюджетного и внешнего секторов. Отсюда решение проблемы преодоления инвестиционного кризиса может заключаться в комплексном финансовом оздоровлении, что предполагает новые общесистемные институциональные решения.

     2. Дисбалансы в структуре ресурсной  базы банков и стимулирование инвестиционной активности банков приводят к ещё большей диспропорциональности и росту системных рисков.

     3. Подкрепление финансов банковской  системы за счёт внешних источников предполагает реализацию системы мер по интеграции в мировые финансовые рынки.

 

3. СОВЕШЕНСТВОВАНЕ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА

3.1. Способы повышения инвестиционной активности

 

     В республике давно назрела объективная  необходимость создать нормальный инвестиционный потенциал, разработать механизмы концентрации и централизации финансового капитала и денежных ресурсов, создать стимулы для роста сбережений и формирования дополнительных кредитных ресурсов. Универсальных инструментов формирования соответствующего типа экономического поведения нет и, не может быть по причине различия экономических моделей развития в разных странах, особенностей развития ситуации в тот или иной период времени.

     Эффективным действием по формированию инвестиционного  потенциала и стимулирования экономической динамики является путь по либерализации рынков, цен на товары и ресурсы, при одновременном снижении налогов на прибыль (равно как и других налогов). При этом у предпринимателей, хозяйствующих субъектов, появляется возможность использовать большую часть получаемых доходов на накопление.

     Сам процесс формирования и использования дополнительных кредитных ресурсов связан с методами регулирования денежного и финансового рынка и спецификой экономической стратегии страны. Если в рамках принятой стратегии развития ставка делается на стимулирование накопления и формирование инвестиционного потенциала, то можно использовать следующие активные механизмы:

     -изменение  процентной ставки Центробанка  с целью создания мощного макроэкономического  регулятора на денежном и финансовом  рынке. Повышение учетной ставки ведет к удорожанию кредита, и это будет привлекать денежные ресурсы, используемые на потребление или покупку акций и иных ценных бумаг.

Информация о работе Инвестиционные проекты в экономике Республики Беларусь