Инвестиционные проекты в экономике Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 00:02, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы состоит в исследовании осуществления инвестиционной политики Республики Беларусь и направлений улучшения инвестиционного климата. Реализация данной цели потребовала решения следующих задач: изучить основы инвестиционных проектов, критерии оценки их экономической эффективности, исследовать инвестирование в экономике Республики Беларусь, выявить причины инвестиционного кризиса, изучить государственную политику в данной сфере и разработать методы повышения инвестиционной активности и совершенствования инвестиционного климата.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ КАК ОСНОВА ПЕРСПЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ 5
1.1 Сущность инвестиций 5
1.2 Разработка и реализация инвестиционного проекта 6
1.3 Финансовый план 11
1.4 Финансовая оценка эффективности инвестиционных проектов 12
2. ИНВЕСТИРОВАНИЕ В ЭКОНОМИКЕ РЕБСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 16
2.1 Внутренние кредитные ресурсы 16
2.2 Иностранное инвестирование 18
2.3. Причины инвестиционного кризиса 22
3. СОВЕШЕНСТВОВАНЕ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА 26
3.1. Способы повышения инвестиционной активности 26
3.2 Государственная политика в области инвестиций 29
3.3 Совершенствование форм привлечения иностранного капитала 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35

Работа состоит из  1 файл

содержание.doc

— 245.00 Кб (Скачать документ)

     -валютная  политика, как средство использования  накоплений в СКВ и их возможного  привлечения и использования  в виде кредитных ресурсов. Это  относится и к формированию обменного курса, который может быть выгодным для конвертации и к созданию условий для притока капитала и свободного его перемещения.

     -фондовый  рынок, устойчивость и надежность  его функционирования. Первый негативный  опыт создания инвестиционных компаний, приватизационных и иных финансовых институтов в виде пирамид показал, что складывающийся в странах с переходной экономикой финансовый сектор является криминогенным и работает по типу «первоначального накопления капитала», связанного с обманом, перераспределением денег и собственности в условиях нестабильной смешанной экономики.

     - принятие антимонопольных мер и пресечение недобросовестной конкуренции субъектов инвестиционной деятельности.

     Кроме отмеченных основных составляющих активизации привлечения кредитных ресурсов существенное значение имеет и использование современных технологий денежного обращения:

      -использование системы электронных  денег (кредитные карточки и  иные компьютерные системы расчетов).

      -продвинутые организационные формы деятельности банковского и небанковского секторов. Наличие большой сети филиалов, центров расчета позволяет достичь ускорения оборачиваемости средств и направления части высвобождаемых ресурсов на инвестиционные цели, долговременные капиталовложения;

      -использование разнообразных форм привлечения денежных и иных капитальных средств вкладчиков и инвесторов. Примером может служить трастовое управление чеками, акциями и денежными активами физических и юридических лиц. Это избавляет потенциальных кредитодателей от дополнительных расходов и затрат на проведение собственных операций на финансовом рынке и более эффективно использовать временно свободные средства.

     Для увеличения объемов привлекаемых денежных ресурсов применимы следующие меры:

      -создание надёжной системы гарантий вложений и сбережений. Это может обеспечиваться надёжной системой страхования вкладов. Активность частных и иностранных инвесторов в большей степени определяется надежной защитой их интересов от рисков, связанных с реализацией инвестиционных проектов, на основе государственных гарантий и частного страхования, с использованием системы перестрахования, созданием института страховых брокеров. Это позволит в короткие сроки максимально использовать имеющийся страховой капитал, распределить риски между страховыми организациями, то есть создать инфраструктуру для проведения страховых операций, так необходимых в условиях экономической нестабильности.

      -развитие масштабных программ  национального жилищного строительства и создания широкой сети финансовых посредников;

     - улучшить информационное, статистическое  и институциональное обеспечение отечественных и иностранных инвестиций. Это предполагает налаживание постоянной и эффективной информации о состоянии белорусского рынка, перспективах его развития, правовой базе; приведение отечественной статистики к международным стандартам, а также создание единого органа, который бы отвечал за разработку государственной политики в области инвестиций и одобрял бы крупные инвестиционные проекты на основе четкой и ясной процедуры;

      -осуществление широкой денежной  приватизации объектов государственной собственности на возмездной основе. Чтобы эти доходы способствовали возрождению производственного потенциала, деньги от приватизации целесообразно использовать для финансирования новых высокодоходных проектов. Необходимо обеспечить стимулирующие условия для привлечения банков к аккумулированию финансовых средств и их инвестирования в наиболее рентабельные области и объекты;

      -использование эффективной системы  налогообложения на физических лиц, размещающих деньги на депозитные счета, что стимулирует процесс сбережений и инвестирование денег домашних хозяйств в экономику;

      -проведение соответствующей идеологической  и пропагандистской кампании по привлечению денежных ресурсов в страну.

     Данные  методы являются необходимыми и первоочерёдными  в деле расширения кредитных ресурсов в стране и вовлечения в экономический оборот средств хозяйствующих субъектов, местных органов власти и домашних хозяйств.

3.2 Государственная политика в области инвестиций

     Инвестиционный  процесс является одним из основных факторов функционирования экономической системы, определяющих возможности технологического развития и эффективность материального производства. Этим обусловлен повышенный интерес к государственным инструментам активизации инвестиционного процесса в рамках экономического воздействия на внутренние и внешние инвестиции, и прежде всего на источники самофинансирования организаций.

     Национальная  программа привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь на период до 2010 года разработана по поручению Совета Министров Республики Беларусь. Программа определяет условия формирования благоприятного инвестиционного климата, главные направления и механизмы привлечения отечественных и иностранных инвестиций. При ее разработке учтены результаты выполнения мероприятий, утвержденных в 1996 г. в рамках Национальной программы привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь, а также принятые в последующие годы нормативные правовые акты, ключевые положения Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь до 2010 г., Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 годы.

     Целью Национальной программы привлечения  инвестиций на 2002 - 2010 гг. является обеспечение высоких и устойчивых темпов роста инвестиций, необходимых для рациональных преобразований в экономике и социальной сфере, повышения конкурентоспособности и экономической безопасности государства.

     Одним из основных критериев формирования благоприятного инвестиционного климата является наличие полноценной кредитной системы, способствующей концентрации инвестиционных ресурсов и их эффективному распределению. В Республике Беларусь многоуровневая кредитная система только начинает формироваться и носит переходный характер. По сути, проблема состоит в завершении перехода от жёстко централизованной кредитной системы к рыночной модели организации кредитной системы. Но этот переход должен осуществляться в меру движения к рыночной организации всей экономики в целом. Важным элементом командной экономики была подчиненность Центрального банка республики интересам бюджета и первоочередное кредитование его дефицита. Такая ситуация во многом сохраняется и сейчас.

     Всё ещё недостаточна роль банков в повышении  деловой активности хозяйствующих субъектов. Низок удельный вес кредитных операций коммерческих банков. Существуют негативные тенденции и в развитии самих кредитных операций:

  • всё ещё большая часть кредитов идёт не в сферу производства, а на обслуживание торгово-посреднических операций;
  • значительная часть кредитов носит краткосрочный характер;
  • отсутствует надёжный механизм обеспеченности выдачи и возврата кредита;
  • недостаточное развитие получило залоговое право поручительства и гарантии, в целом система страхования.

     Другие  структурные элементы кредитной  системы, характерные для большинства  промышленно развитых стран, не получили развития в Беларуси. Это касается пенсионных фондов, благотворительных фондов, ссудо-сберегательных ассоциаций, кредитных союзов и т.д.

     Все это говорит о том, что многие стороны деятельности кредитно-финансовых учреждений и развитие кредитной системы в целом в республике нуждается в дальнейшем совершенствовании.

     Важную  роль в развитии отдельных регионов республики, привлечении инвестиций в экономику страны могут сыграть свободные экономические зоны (СЭЗ). Беларусь с ее выгодным экономико-географическим и геополитическим положением располагает благоприятными условиями для создания СЭЗ. В Республике Беларусь действуют 6 свободных экономических зон с либеральными условиями хозяйствования в виде льготного налогового, таможенного и регистрационного режимов. Они созданы указами Президента Республики Беларусь на срок от 30 до 50 лет в целях увеличения притока иностранных инвестиций, внедрения новых технологий, развития экспорта, импортозамещающих производств и создания новых рабочих мест. Свободные экономические зоны «Брест», «Минск», «Гомель-Ратон» и «Витебск» имеют опыт работы от 6 до 10 лет, в стадии развития находится деятельность зон «Могилев» и «Гродноинвест», образованных в 2002 г. За период своего функционирования СЭЗ доказали целесообразность их создания для социально-экономического развития регионов и республики в целом. За счет привлечения иностранных инвестиций задействуются ранее пустующие и неэффективно используемые производственные площади, создаются новые рабочие места, внедряются современные технологии, растут объемы производства и экспорта товаров из СЭЗ, увеличиваются налоговые поступления и сборы в бюджет и во внебюджетные фонды.

     Свои инвестиции в СЭЗ вкладывают в основном западные соседи республики-предприниматели из Польши, Германии, Чехии, Италии и Израиля. Спектр иностранных инвестиций достаточно широк-16 зарубежных стран инвестировали капитал в создание производственных предприятий СЭЗ.

3.3 Совершенствование форм привлечения иностранного капитала

     Как показал предшествующий анализ, существует прямая необходимость в сотрудничестве с иностранными инвесторами и привлечении иностранного капитала в экономику нашей страны.

     Иностранные инвестиции приведут к процветанию государства, в противном случае – к процветанию инвесторов и негативным последствиям в развитии собственной экономики.

     Работы на государственном уровне по привлечению в страну иностранного капитала должны включать:

     - разработку концепции привлечения иностранных инвестиций, её обсуждение и утверждение Президентом;

     - обеспечение гарантий от принудительных изъятий и произвола властей, политическую стабильность и предсказуемость, систему страхования от некоммерческих рисков;

     - принятие дополнительных законов и других законодательных актов способствующих привлечению иностранных инвесторов в республику;

     - создание современной инфраструктуры, подразумевающей наличие специализированного  центра содействия инвестициям,  развитой системы банковского и страхового обслуживания, консультационных услуг, транспортного обеспечения и связи;

     - создание системы государственного  управления процессом привлечения иностранных инвесторов;

     - развитие собственных научных  кадров, что привлечет инвесторов, которые смогу воспользоваться более дешевыми местными исследованиями или даже перевести свои исследовательские центры; качественное обучение технического персонала.

     Общим условием стимулирования притока иностранных  инвестиций является стабильность финансового положения в Республике Беларусь, включающая стабильную денежную единицу, низкую инфляцию, возможность свободно осуществлять конвертацию валют и вывоз капитала в любые страны.

     Проблема  привлечения иностранных инвестиций должна быть увязана с другой, не менее важной для Беларуси, проблемой – защитой интересов отечественных производителей и ограждением их от чрезмерной конкуренции.

     Увеличение  потоков инвестиций невозможно без  интеграции в мировой инвестиционный процесс, участие и активная деятельность в международных инвестиционных организациях, среди которых ФИАС, МИГА, ВИПА, ЕИБ, ЮНИДО и других.

     Важную  роль может сыграть организация  производства продукции на базе использования лучших зарубежных образцов с помощью импорта лицензий.

     Для разработки и реализации такой политики представляется целесообразным:

     - заключить с развитыми странами  соглашение о сотрудничестве  в области технологического обмена;

     - создать при отраслевых министерствах  и концернах фонды для долевого финансирования импорта технологий по основным направлениям структурной перестройки.

     Одним из каналов притока финансовых ресурсов может стать создание определённых условий для размещения в Республике Беларусь филиалов крупнейших иностранных банков и представительств международных компаний корпораций, работающих со странами СНГ, Балтии и Восточной Европы.

     Деятельность  филиалов иностранных банков должна быть поставлена под адекватный финансовый контроль. Такой подход позволит значительно  улучшить работу по привлечению финансовых ресурсов и обслуживанию инвестиционных потоков.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       На  данный момент существует необходимость  оживить инвестиционную деятельность, и как можно скорее. Без нормального инвестиционного климата из кризиса не выйти. Нужна стабильная валюта, стабильные законы, стабильные налоги, компетентное руководство. Необходимо добиться такого развития экономики, чтобы сбережения пошли в банки, в инвестиционные фонды, финансовые компании и стали работать на пользу государства.

       Так же необходимо отметить, что белорусская  законодательная база еще достаточно несовершенна и недостаточна для нормального и устойчивого протекания процесса инвестиционной деятельности. Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности должны быть более гибкими и не допускать разночтений.

       Инвестирование  экономики на данном этапе развития Беларуси неизбежно. Необходимо привлекать капитал, в том числе и иностранный, в экономику РБ, и для этого нужно совершенствовать всю инвестиционную инфраструктуру, обеспечивающую нормальное функционирование инвестиционного процесса в Беларуси.

Информация о работе Инвестиционные проекты в экономике Республики Беларусь