Использование контрактации и формирование квазирынков для повышения эффективности функционирования государственного сектора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 16:40, курсовая работа

Описание

Тема данной работы в настоящее время является очень актуальной. Наша страна стоит на пути перехода к рыночной системе. И неприятие тоталитаризма, ориентации на либерально-демократическую систему ценностей, которую пытаются построить в России, не означает, что переходить следует к некой абстрактной "безгосударственной" рыночной модели. Во-первых, нужно учитывать российский менталитет с его многовековой традицией сильной центральной власти, а во-вторых, системы, целиком основанной на laisser lair (невмешательства государства), не существовало. В ХХ в. важнейшей составляющей успеха стран не только с развитой рыночной экономикой,

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Использование контрактации и формирование квазирынков для повышения
эффективности функционирования государственного сектора……………..5
1. Обязательство контрактации в системе гражданских договоров…………5
2. Содержание и исполнение договора контрактации………………………14
3. Формирование квазирынков……………………………………………….16
4. Эффективность функционирования государственного сектора экономики:
проблемы оценки………………………………………………………………..21
Заключение………………………………………………………………………28
Список использованной литературы……………………

Работа состоит из  1 файл

Государственное регулирование экономики.docx

— 54.78 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...3

Использование контрактации и формирование квазирынков для  повышения

эффективности функционирования государственного сектора……………..5

1. Обязательство контрактации  в системе гражданских договоров…………5

2. Содержание и исполнение  договора контрактации………………………14

3. Формирование квазирынков……………………………………………….16

4. Эффективность функционирования  государственного сектора экономики:

проблемы оценки………………………………………………………………..21

Заключение………………………………………………………………………28

Список использованной литературы…………………………………………29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Тема данной работы в настоящее  время является очень актуальной. Наша страна стоит на пути перехода к рыночной системе. И неприятие тоталитаризма, ориентации на либерально-демократическую систему ценностей, которую пытаются построить в России, не означает, что переходить следует к некой абстрактной "безгосударственной" рыночной модели. Во-первых, нужно учитывать российский менталитет с его многовековой традицией сильной центральной власти, а во-вторых, системы, целиком основанной на laisser lair (невмешательства государства), не существовало. В ХХ в. важнейшей составляющей успеха стран не только с развитой рыночной экономикой, но и, в еще большей степени, развивающихся стран, явилась регулирующая роль государства.

История неоднократно демонстрировала, что хорошее правительство - не роскошь, а жизненная необходимость. Без эффективного государства устойчивое развитие, и экономическое, и социальное, невозможно. Для нашей страны в условии перехода к рынку очень важно определить, необходимо ли вообще государственное вмешательство в экономику, чем обусловлена эта необходимость, какова должна быть государственная экономическая политика, ее вес в экономике страны, важно определить также ее оптимальные направления и масштабы.

 Для экономической системы любой другой страны также важен этот вопрос, потому что от роли государства, от выполняемых им функций зависит в целом устойчивое развитие этой страны, ее вес на мировом рынке, и в конце концов, от этого зависит жизнь каждого человека, проживающего в этой стране.

Договор контрактации, как  и иные договора, регулируются Гражданским кодексам РФ. Прежде чем перейти к рассмотрению договора контрактации следует коротко дать определение договора, как важнейшего понятия гражданского права.

Определение понятия “договор”  содержится в ст. 420 Гражданского Кодекса  РФ: «договором признается соглашение двух или нескольких лиц   об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей».

 Содержание гражданско-правового обязательства, возникающего из договора раскрывается с помощью формулы, применяемой к любому гражданско-правовому обязательству: «в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу,  уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенных действий, а кредитор имеет право требовать от должника исполнение его обязанностей».

Условия договора должны соответствовать  императивным нормам. В противном  случае они будут признаны недействительными. Речь идет об обязательных для сторон правилах, установленных законами и иными правовыми актами, которые являлись действующими в момент заключения договора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОНТРАКТАЦИИ И ФОРМИРОВАНИЕ

КВАЗИРЫНКОВ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ  ЭФФЕКТИВНОСТИ

ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА

 

1. Обязательство контрактации в системе гражданских договоров

 

В статье 535 ГК РФ договор  контрактации определен как обязательство, по которому производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную (произведенную) им сельскохозяйственную продукцию заготовителю - лицу, осуществляющему закупки такой продукции для переработки или продажи.

Данному договору посвящен параграф 5 главы 30 ГК РФ. Контрактация сформулирована в ГК РФ как вид купли - продажи и разновидность поставки. Это означает, что рассматриваемое обязательство, во-первых, характеризуется родовыми признаками купли - продажи как типа договора, во-вторых, обладает свойствами поставки как вида купли - продажи и, в- третьих, имеет свои отличительные качества, обусловившие необходимость выработки специфического правового регулирования.

Принадлежность  контрактации к типу купли - продажи предопределяется тем, что она, как и любая купля - продажа, направлена на возмездную передачу имущества в собственность в обмен на эквивалентно - определенное денежное предоставление. Указанные родовые признаки обусловили возможность применения к рассматриваемому обязательству общих положений о купле - продаже, не противоречащих специфике поставки и особенностям контрактации. В пункте 5 статьи 454 ГК РФ законодатель указал, что общие положения о купле - продаже применяются к контрактации, если иное не предусмотрено специальными правилами о ней.

 Наличие в  отношениях контрактации признаков, характерных для поставки товаров, позволяет применять к ней те правила о договоре поставки. которые не противоречат специальным нормам о контрактации (п.

2 ст. 535 ГК РФ). В частности, к контрактации применяется положение статьи 506 ГК РФ о том, что условие о сроке передачи товара является существенным условием договора. Поэтому несогласование условия о сроке передачи товара в договоре контрактации имеет такие же последствия, какие установлены для договора поставки.

Какие отличительные  признаки рассматриваемых правоотношений потребовали выделения их как  самостоятельного договорного института  со специальной нормативно - правовой базой?

Производство сельскохозяйственной продукции осуществляется в условиях, иногда не зависящих от воли производителя. Специфика сельскохозяйственного  производства - сильная зависимость  от погодных условий, высокий удельный вес других случайных факторов, влияющих на результат, - делает производителя  сельскохозяйственной продукции экономически более слабой стороной договора. В  том случае, когда сельскохозяйственному  производителю, продающему выращенную им продукцию, противостоит предприниматель, закупающий ее для переработки или  продажи, экономическое неравенство  достигает той степени, при которой  требуется юридический противовес в виде специальных норм института  контрактации. Возникает необходимость  в особом юридическом нормировании, которое позволило бы путем повышения  уровня правовой защиты сельскохозяйственного  производителя – продавца устранить  экономическое неравенство в  его отношениях с лицом, закупающим сельскохозяйственную продукцию с  предпринимательской целью.

Таким образом, положения  о договоре контрактации отражают такое  экономическое неравенство контрагентов, которое существует в отношениях, характеризующихся одновременно следующими признаками: во-первых, на стороне поставщика выступает производитель сельскохозяйственной продукции; во-вторых, на стороне покупателя выступает предприниматель; в-третьих, предметом договора является сельскохозяйственная продукция, выращенная самим поставщиком. Причем данная продукция должна быть

результатом такой деятельности, которая характеризуется  признаками, обусловившими экономическое  неравенство сельскохозяйственного  производителя.

Отсутствие одного из этих признаков исключает квалификацию правоотношения как договора контрактации. Так, не может рассматриваться как  контрактация обязательство, по которому сельскохозяйственный производитель  продает выращенную им сельскохозяйственную продукцию потребителю (гражданину или юридическому лицу), или договор, по которому сельскохозяйственный производитель  продает предпринимателю сельскохозяйственную продукцию чужого производства.

 Показателен  в связи с этим следующий  пример. Между сельскохозяйственным  кооперативом и заготовителем  заключен договор, согласно которому  кооператив обязался поставить  заготовителю овощные консервы, произведенные путем переработки  покупного сырья (производством  собственного сырья, необходимого  для выработки консервов, кооператив  не занимался). Поскольку поставка  была просрочена, заготовитель обратился  в арбитражный суд с иском  о взыскании убытков. 

Суд первой инстанции  в иске отказал, сославшись на то, что, поскольку кооператив, являющийся сельскохозяйственным производителем, обязался поставить  заготовителю продукцию собственного изготовления, данные правоотношения следует квалифицировать как  договор контрактации, согласно которому кооператив должен нести имущественную  ответственность лишь при наличии  вины; из материалов дела следует, что  нарушение обязательства со стороны  кооператива было невиновным.

Суд кассационной инстанции  решение отменил и иск удовлетворил, исходя из следующего.

 Предметом настоящего  договора действительно была  продукция, которую должен был  произвести сельскохозяйственный  кооператив, занимающийся выращиванием  и переработкой сельхозпродукции. Поэтому, если бы кооператив    обязался  поставить    консервы,     произведенные   в

результате переработки выращенной им же продукции, договор мог быть квалифицирован как контрактация. Однако в данном случае кооператив должен был перерабатывать "чужое" сырье. Сама по себе деятельность по переработке сельскохозяйственной продукции не является той рисковой деятельностью, которая порождает экономическое неравенство производителя. Она находится за рамками института контрактации. Следовательно, имеет место обычный договор поставки, и кооператив должен нести ответственность на общих основаниях независимо от вины.

Согласно избранной  законодателем конструкции нормы  о контрактации распространяются лишь на такие отношения, в которых  на стороне покупателя выступает  предприниматель, приобретающий сельскохозяйственную продукцию с целью ее последующей  переработки или продажи. Следовательно, если покупатель приобретает сельскохозяйственную продукцию для ее потребления  либо для иных целей, не связанных  с последующей переработкой или  продажей, обязательство не может  регулироваться институтом контрактации.

Представляется, что  в данном случае законодательная  конструкция не в полной мере соответствует  правовой идее, положенной в ее основу. Экономически подчиненное положение  сельскохозяйственного производителя, продающего выращенную им продукцию, обусловлено  тем, что ему противостоит предприниматель. То обстоятельство, с какой целью  предприниматель приобретает эту  продукцию (для переработки, перепродажи  или для иных целей), не может повлиять на указанное экономическое неравенство.

В связи с этим представляется целесообразным исключить  из легального определения договора контрактации, содержащегося в статье 535 ГК РФ, указание на цель, с которой  предприниматель покупает сельскохозяйственную продукцию, с тем чтобы нормы института контрактации распространялись на любые отношения, в которых

 

сельскохозяйственному производителю, продающему выращенную им продукцию, противостоит предприниматель.

Специфика правового  регулирования контрактации выражена главным образом в двух нормах:

1) согласно  статье 538 ГК РФ производитель  сельскохозяйственной продукции,  не исполнивший либо ненадлежаще исполнивший обязательство, несет ответственность лишь при наличии вины;

2) в  соответствии с диспозитивным  правилом пункта 1 статьи 536 ГК РФ  заготовитель обязан принять  сельскохозяйственную продукцию  у производителя по месту ее  нахождения и обеспечить ее  вывоз. Данная норма ужесточила  обязанности покупателя по получению  сельскохозяйственной продукции. 

Правильное понимание  сущности экономического неравенства, положенного законодателем в  основу выделения института контрактации, позволяет ответить на спорные вопросы  о квалификации рассматриваемых  правоотношений.

Так, поскольку одним  из признаков, обусловивших экономическое  неравенство, является фигура сельскохозяйственного  производителя как такового (независимо от его формального статуса), для  квалификации обязательства как  договора контрактации не имеет значения правовой статус лица, реализующего сельскохозяйственную продукцию. Поэтому нет никаких  препятствий для того, чтобы относить к контрактации также договор  на реализацию гражданами сельскохозяйственной продукции, выращенной или произведенной  ими на приусадебных или дачных участках.

Применительно к  квалификации обязательства как  договора контрактации нет принципиальной разницы между правоотношением, по которому сельскохозяйственный производитель  продает заготовителю помидоры, и  обязательством, по которому он продает  заготовителю томатные консервы, произведенные  из выращенных им помидоров. В данном случае предмет договора и субъектные особенности  продавца   сохраняют

специфику сельскохозяйственного производства, его зависимость от природных  условий. Как следствие, существует то экономическое неравенство, которое  обусловило правовую базу контрактации.

Наибольшие трудности  в юридической литературе и на практике вызвал вопрос о том, может  ли быть предметом договора контрактации сельскохозяйственная продукция, уже  имеющаяся у товаропроизводителя  в момент заключения договора. Легальное  определение контрактации, указывающее  на то, что ее предметом может  быть только продукция, выращенная самим  продавцом, не дает ответа на данный вопрос.

Информация о работе Использование контрактации и формирование квазирынков для повышения эффективности функционирования государственного сектора