Использование контрактации и формирование квазирынков для повышения эффективности функционирования государственного сектора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 16:40, курсовая работа

Описание

Тема данной работы в настоящее время является очень актуальной. Наша страна стоит на пути перехода к рыночной системе. И неприятие тоталитаризма, ориентации на либерально-демократическую систему ценностей, которую пытаются построить в России, не означает, что переходить следует к некой абстрактной "безгосударственной" рыночной модели. Во-первых, нужно учитывать российский менталитет с его многовековой традицией сильной центральной власти, а во-вторых, системы, целиком основанной на laisser lair (невмешательства государства), не существовало. В ХХ в. важнейшей составляющей успеха стран не только с развитой рыночной экономикой,

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Использование контрактации и формирование квазирынков для повышения
эффективности функционирования государственного сектора……………..5
1. Обязательство контрактации в системе гражданских договоров…………5
2. Содержание и исполнение договора контрактации………………………14
3. Формирование квазирынков……………………………………………….16
4. Эффективность функционирования государственного сектора экономики:
проблемы оценки………………………………………………………………..21
Заключение………………………………………………………………………28
Список использованной литературы……………………

Работа состоит из  1 файл

Государственное регулирование экономики.docx

— 54.78 Кб (Скачать документ)

Одни авторы считают, что применительно к контрактации под реализуемой сельскохозяйственной продукцией следует понимать как  продукцию, которую еще предстоит  вырастить (произвести) в будущем, так  и продукцию, уже имеющуюся у  сельскохозяйственного производителя  в момент заключения договора. Главное, чтобы реализовывалась именно та сельскохозяйственная продукция, которая  произведена либо выращена непосредственно  производителем сельскохозяйственной продукции в его собственном  хозяйстве.

Представляется, что  ответ на данный вопрос зависит от того, при каких условиях возникает  экономическое неравенство сельскохозяйственного  производителя и заготовителя, для  устранения которого созданы нормы  рассматриваемого института. Если законодатель исходил из того, что экономическое неравенство между сельскохозяйственным производителем и заготовителем, требующее отражения в нормах о контрактации, существует лишь в том случае, когда специфика сельскохозяйственного производства порождает риск неисполнения конкретного обязательства по передаче конкретной сельскохозяйственной продукции, то следует признать, что предметом договора контрактации может быть лишь такая продукция, которую продавцу предстоит вырастить (произвести). Если же законодатель имел в виду в принципе экономически зависимое положение сельскохозяйственного производителя,  то нормы института   контрактации

должны  применяться к отношениям по продаже  товаропроизводителем выращенной им сельскохозяйственной продукции независимо от того, является ли предметом договора продукция, уже  существующая на момент заключения договора, или продукция, которую предстоит  вырастить (произвести) в будущем.

Анализ правовой базы института контрактации не позволяет  определенно ответить на данный вопрос.

С одной стороны, статья 538 ГК РФ, устанавливающая, что  производитель сельскохозяйственной продукции, не исполнивший либо ненадлежаще исполнивший обязательство, несет ответственность при наличии вины, в большей степени касается отношений по поводу продукции, не существующей на момент заключения договора. Весьма сложно обосновать спецификой сельскохозяйственного производства распространение льготного правового режима ответственности за вину на товаропроизводителя, не исполнившего или ненадлежаще исполнившего обязанность по передаче продукции, уже существовавшей при заключении договора.

С другой стороны, статью 536 ГК РФ, диспозитивно обязь1ваюшую заготовителя принять сельскохозяйственную продукцию  у производителя по месту ее нахождения и обеспечить ее вывоз (и тем самым  ужесточающую обязанности заготовителя), можно считать обусловленной  экономическим неравенством, существующим в любых отношениях между сельскохозяйственным производителем и заготовителем.

Учитывая изложенное, для правильного применения положений  о контрактации необходимо их официальное  толкование высшими судебными инстанциями.

Поскольку договор  контрактации выделен в ГК РФ как  вид купли - продажи, следует признать, что формально фактор экономического неравенства   сельскохозяйственного   производителя и предпринимателя  –

 

заготовителя  имеет нормообразующее значение только для отношений, направленных на возмездную передачу имущества в  собственность.

 В то же  время существует как минимум  еще один тип договора, к которому  применимы положения, обусловленные  экономическим неравенством сельскохозяйственного  производителя. Это - договор подряда.  Если он заключается между  заказчиком - предпринимателем и  подрядчиком - сельскохозяйственным  производителем по поводу выращивания  сельскохозяйственной продукции,  налицо те же составляющие  и, следовательно, аналогичная  степень экономического неравенства.

 Таким образом,  нормообразующие факторы, породившие  институт контрактации (субъектный  состав и предмет), могут присутствовать  и в отношениях купли - продажи,  и в подрядном обязательстве.  Более того, особенности направленности  данных обязательств не влияют  на некоторые положения, обусловленные  признаком экономического неравенства.  Это касается, в частности, статьи 536 ГК РФ, регламентирующей обязанности  заготовителя, и статьи 538 ГК РФ, устанавливающей  принцип виновной ответственности  сельскохозяйственного производителя.  Такие нормы должны распространяться  и на куплю - продажу, и на  подряд. Поскольку субъектный состав  и предмет отношений, связанных  с производством сельскохозяйственной  продукции, порождают необходимость  специального правового регулирования и это правовое регулирование является общим для купли - продажи и подряда, в ГК РФ следовало либо сформировать из таких норм раздел, который являлся бы общим для купли - продажи и подряда, либо создать в главе о подряде специальный параграф, регламентирующий особенности подрядных отношений, связанных с производством сельскохозяйственной продукции. Однако значимость для подряда данного нормообразутощего признака осталась за рамками правового регулирования. Недооценка рассматриваемого аспекта построения системы договоров чревата неэффективным правовым регулированием договорных отношений. Она приводит либо к неприменению правил, пригодных для регулирования

обязательства, либо к применению тех норм, которые  не должны применяться к конкретному  типу (виду) договора.

Частично подобные законодательные пробелы могут  быть восполнены на практике путем  применения соответствующих норм по аналогии. Однако не следует возлагать  на это большие надежды. Вопросы  дифференциации и унификации правовых норм слишком сложны, чтобы решать их на правоприменительной стадии, минуя законодательный уровень. Этот путь чреват судебными ошибками.

Так, между акционерным  обществом и крестьянским фермерским хозяйством был заключен договор, согласно которому акционерное общество обязалось  поставить хозяйству семенной картофель, а хозяйство – вырастить из него товарный картофель и передать его акционерному обществу из расчета  пять тонн товарного картофеля за каждую тонну полученного семенного  картофеля. Акционерное общество свою обязанность выполнило. Хозяйство  передало обществу только половину товарного  картофеля. В связи с этим акционерное  общество обратилось в арбитражный  суд с иском о взыскании  стоимости не переданного ему  товарного картофеля и предусмотренной  договором неустойки за просрочку  исполнения хозяйством договорных обязательств.

Суд первой инстанции  иск удовлетворил. Кассационная инстанция  решение отменила и в иске отказала, мотивировав постановление следующим. В материалах дела имеются доказательства того, что хозяйство не исполнило  своих обязательств вследствие неблагоприятных погодных условий. Поскольку поведение хозяйства было невиновным, а в соответствии со статьей 538 ГК РФ производитель сельскохозяйственной продукции несет ответственность лишь при наличии вины, возложение на него ответственности в виде штрафных санкций и взыскания стоимости непереданной продукции является незаконным.

Описанная выше проблема высветилась со всех сторон при рассмотрении данного судебного   спора.   Отношения   по    выращиванию

товарного картофеля из семенного материала, полученного от контрагента, являются подрядными. В главе 37 ГК РФ, регламентирующей договор подряда, не предусмотрены  нормы, отражающие особенности выполнения сельскохозяйственных работ. Суд первой инстанции на этом основании ограничился  применением к спорным правоотношениям  подрядных норм. В результате он не применил к обязательству те правила, которые отражают его вторичную  специфику. Суд кассационной инстанции  подошел к рассмотрению спора  менее формально и более глубоко. Установив наличие в спорных  правоотношениях специфики, обусловленной  сельскохозяйственным производством, и удостоверившись, что данная специфика  адекватно отражена нормами о  контрактации, кассационная инстанция  применила к договору подряда  эти нормы, несмотря на то что они размещены в главе, посвященной другому типу договора.

 

2. Содержание и  исполнение договора контрактации

 

 Особенность правового регулирования договора контрактации как вида купли-продажи заключается в том, что к отношениям по договору контрактации, не урегулированнь1м специальными правилами об этом договоре (§ 5 гл. 30 ГК), сначала подлежат применению правила о договоре поставки (§ 3 гл. 30), и только при отсутствии таковых - общие положения о купле-продаже (п. 2 ст. 535 ГК)1. Это свидетельствует о значительном сходстве правоотношений контрактации и поставки. Но данное обстоятельство не может служить основанием для признания договора контрактации разновидностью договора поставки, а не отдельным видом договора купли-продажи, как это иногда имеет место в юридической литературе.


1 Мамедов О.Ю. Современная экономика / О.Ю. Мамедов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – С.84.

Производитель сельскохозяйственной продукции обязан передать заготовителю выращенную (произведенную) сельскохозяйственную продукцию в количестве и ассортименте, предусмотренных договором контрактации (ст. 537 ГК). Таким образом, условия о количестве и ассортименте сельскохозяйственной продукции, подлежащей передаче заготовителю, являются существенными условиями договора контрактации; при их отсутствии в тексте договора он должен признаваться незаключенным. Иные обязанности производителя сельскохозяйственной продукции специальными правилами о договоре контрактации не регулируются, поэтому они должны определяться применительно к обязанностям поставщика по договору поставки товаров, а также продавца по договору купли-продажи.

Обязанности заготовителя по договору контрактации в основном тождественны обязанностям покупателя по договору поставки (за рамками специальных  правил §5 гл. 30 ГК). Поскольку в данных правоотношениях слабой стороной, как  правило, является производитель сельскохозяйственной продукции, ему предоставлены некоторые  дополнительные права по сравнению  с продавцом или поставщиком, а на заготовителя соответственно возлагаются  некоторые дополнительные обязанности. Например, в виде диспозитивной нормы  ГК установлено, что заготовитель обязан принять сельскохозяйственную продукцию  у производителя по месту ее нахождения и обеспечить ее вывоз. В договоре может быть предусмотрена обязанность  заготовителя, осуществляющего переработку  сельскохозяйственной продукции, по требованию производителя возвращать отходы такой  переработки с оплатой по Цене, определенной договором (п. 1 и п. 3 ст. 536 ГК).

Производитель сельскохозяйственной продукции в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств несет ответственность перед  заготовителем лишь при наличии  его вины. Данное положение является исключением из общего правила. предусмотренного п. 3

ст. 401 ГК. Что касается заготовителя, то он отвечает по общим правилам как  лицо, допустившее нарушение договора при осуществлении предпринимательской  деятельности. Более того, за просрочку  оплаты полученной сельскохозяйственной продукции заготовитель несет ответственность  в форме пени, предусмотренной  Указом Президента РФ от 22 сентября 1993 г. "Об упорядочении расчетов за сельскохозяйственную продукцию и продовольственные  товары", в размере одного процента от неоплаченной суммы за каждый день просрочки платежа.

 

3. Формирование  квазирынков

 

 Квазирынок - результат  искусственного введения рыночных  отношений в сфере, в которой  естественное развитие рынка  по тем или иным причинам  невозможно, с целью повышения  общей эффективности производства/распределения  товаров/услуг за счет конкуренции  между участниками рыночных отношений1.

В некоторых странах  квазирынки вводятся в следующих  сферах:

здравоохранение

образование

Одной из наиболее успешных стран в области введения квазирь1нков можно считать Великобританию.

Квазирынки могут  создаваться в крупных компаниях  с целью повышения общей эффективности  деятельности компании за счет конкуренции  между ее подразделениями. В некоторых  случаях вводятся «псевдоденьги».

Идея квазирынка состоит в том, чтобы в рамках госсектора создать конкурентную среду  для достижения наиболее эффективной  аллокации ресурсов      при      взаимодействии        самостоятельных     участников    с


1 Абалкин Л. Пешеходная экономика/ Л. Абалкин. М.: Экономика, 2005. - С. 102.

противоположными  интересами. При этом государство  сосредотачивается на защите интересов  потребителей, а функции арбитра  в противостоянии интересов выполняют  рыночные силы.

Квазирынок - конкуренция  рыночного типа, возникающая в  государственном секторе рыночной экономики. Он формируется на основе разделения покупателя и продавца, в роли которых выступают разные субъекты внутри государственного сектора.

Например, в общественном здравоохранении местные государственные  органы освобождаются от руководства  больницами, но осуществляют их финансирование. Но объёмы финансирования зависят от количества контрактов, заключенных  больницами с пациентами.

Товарно-денежные отношения, товарный характер производства, а  также такие категории, как стоимость, деньги, цена, существуют не только в  рыночной, но и в переходной экономике, поскольку и здесь, даже при сохранившихся  нерыночных формах обмена, он происходит регулярно, на эквивалентной основе и в соответствии с общественно  необходимыми затратами труда.

Информация о работе Использование контрактации и формирование квазирынков для повышения эффективности функционирования государственного сектора