Использование контрактации и формирование квазирынков для повышения эффективности функционирования государственного сектора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 16:40, курсовая работа

Описание

Тема данной работы в настоящее время является очень актуальной. Наша страна стоит на пути перехода к рыночной системе. И неприятие тоталитаризма, ориентации на либерально-демократическую систему ценностей, которую пытаются построить в России, не означает, что переходить следует к некой абстрактной "безгосударственной" рыночной модели. Во-первых, нужно учитывать российский менталитет с его многовековой традицией сильной центральной власти, а во-вторых, системы, целиком основанной на laisser lair (невмешательства государства), не существовало. В ХХ в. важнейшей составляющей успеха стран не только с развитой рыночной экономикой,

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Использование контрактации и формирование квазирынков для повышения
эффективности функционирования государственного сектора……………..5
1. Обязательство контрактации в системе гражданских договоров…………5
2. Содержание и исполнение договора контрактации………………………14
3. Формирование квазирынков……………………………………………….16
4. Эффективность функционирования государственного сектора экономики:
проблемы оценки………………………………………………………………..21
Заключение………………………………………………………………………28
Список использованной литературы……………………

Работа состоит из  1 файл

Государственное регулирование экономики.docx

— 54.78 Кб (Скачать документ)

Следует выделить главные  формы и методы вмешательства  в экономику, Прежде всего, важно  различать две основные формы: административные методы государственного регулирования  через расширение государственной  собственности на материальные ресурсы, управление государственными предприятиями, законотворчество; экономические методы государственного регулирования с помощью различных мер макроэкономической политики.

В промышленно развитых странах существует более или  менее значительный по своим масштабам  государственный сектор экономики. Его размеры могут служить  критерием экономической роли государства, хотя этот критерий не абсолютен. Государство  обладает капиталами в самых разнообразных  формах, предоставляет кредиты, принимает  долевое участие, является собственником  предприятий.

Во всех промышленно  развитых странах становление и  развитие государственного сектора  происходило практически в одних  и тех же отраслях. Речь идет, как  правило, об отраслях, где стоимость  физического капитала, т.е. совокупности зданий, оборудования и машин, необходимых  для производства, особенно велика, что делает эти отрасли весьма подверженными периодическим кризисам.

Монопольная прибыль  зачастую не является первостепенной целью деятельности государственного сектора в инфраструктуре, энергетике, сырьевых отраслях, НИОКР, в подготовке и переподготовке кадров, в области  охраны окружающей среды, так как  высоких прибылей от этих сфер никто  не требует, а убытки покрываются  из бюджета. Поэтому государственный  сектор стал поставщиком дешевых  услуг (в частности, транспортных, телеграфных), электроэнергии и сырья, снижая таким образом издержки в частном секторе.

 Активно используется  государственный сектор как средство  государственного регулирования  экономики. Так, в условиях  ухудшения конъюнктуры, депрессии  или кризиса, когда частные  капиталовложения

сокращаются, инвестиции в государственный сектор, как правило, растут: правительственные  органы стремятся противодействовать спаду производства и росту безработицы.

Госсектор играет заметную роль в структурной государственной  политике. Государство создает новые  объекты или расширяет и реконструирует старые в тех сферах деятельности, отраслях и регионах, куда частный  капитал притекает недостаточно. Так, государственный сектор играет огромную роль в НИОКР, в подготовке и переподготовке кадров. Государственные  фирмы занимаются и внешней торговлей, вывозом капитала за рубеж, зачастую выступая пионерами во внедрении  национального капитала в какую-либо страну.

Оценивая происходящие в этой области процессы в России, можно сожалеть по поводу отсутствия политики в государственном секторе  и последовательного разрушения в последние годы тех отраслей, которые составляют инфраструктуру экономики, обеспечивая жизнедеятельность  страны, ее оборону, безопасность и  экономическую независимость.

Отсутствие политики в этой области проявляется в  следующем: нет четкого определения  и понимания того, что есть и  должно остаться государственной собственностью сегодня, завтра и послезавтра, как  нет и критериев для выделения  отраслей, функционирование которых  может быть нормальным лишь в рамках государственной собственности; игнорируется не только советский опыт (который западные страны, кстати говоря, весьма активно используют), но даже и исторический опыт Российской Федерации в целом, с его традициями, сильными и слабыми сторонами, т.е. закрываются глаза на важнейшее условие - преемственность развития; происходит разрушение     военно-промышленного     потенциала,   стихийная    конверсия осуществляется на основе довольно уродливого критерия - сокращения государственных заказов со стороны Министерства обороны Российской Федерации. Такой подход грозит стране потерей передовых технологий   в   области   производства   вооружения, да и не только в этой

области. Причина кроется, прежде всего, в  отсутствии реального, действенного критерия осуществления конверсии. Таким критерием может и должна быть военно-техническая доктрина, которая определяет потребность в материально-техническом обеспечении и с тактической, и со стратегической перспективой развития вооруженных сил.

Для сбалансированности государственного и частного секторов, для наилучшего функционирования госсектора необходимо проведение четкой, эффективной  экономической политики в государственном  секторе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Государственное регулирование  экономики представляет собой систему  опосредованного воздействия на поведение хозяйственных субъектов  и тем самым на экономику в  целом путем изменения законодательства, системы налогообложения, таможенных пошлин, валютных курсов, применения других инструментов ограничения или, наоборот, мотивации той или иной деятельности.

По сей день никто  не оспаривает необходимость этих функций, кроме того, к ним добавились и  новые. Но что особенно показательно, центральные органы вмешиваются сегодня даже в процесс ценообразования. Конечно, в условиях рыночной экономики они не устанавливают прямо цен на отдельные товары, но, регулируя, скажем, процент, взимаемый банками за кредит, они могут ускорять или замедлять общий темп роста цен. Спрашивается, зачем государство берет на себя такие экономические функции, которые в теории «идеально» должен решать рынок? Реальный рынок далек от абстрактной модели совершенной конкуренции, а значит, и от самого совершенства. Поэтому государство вынужденно вмешиваться.

В деятельности органов  исполнительной власти в России после  того, как она стала новым самостоятельным  государством и избрала путь перехода к рыночной экономике, вопросы управления в хозяйственной сфере занимали и занимают ведущее место. Положительным  итогом напряженных практических действий органов исполнительной власти стало  создание негосударственного сектора  экономики, проведение широкомасштабной приватизации, придание реформе социальной направленности, расширение самостоятельности, регионов, либерализация внешнеэкономической  деятельности, дальнейшее развитие нормативно-правовой базы реформ.

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абалкин  Л.  Переходная экономика / Л. Абалкин. М.: Экономика, 2005. - 428 с.

2. Агапова  Т. Макроэкономика / Т. Агапова,  С. Серегина. -  М.: Дело и сервис, 2006. - 346 с.

3. Архипов  А.И. Экономика / А.И. Архипов. - М.: Проспект, 2007. - 382 с. 

4. Борисов   Е.Ф. Экономическая теория  /  Борисов. - М.: Юристъ, 2009.  -  402 с.

5. Виноградов  В.В. Экономика России/ В.В. Виноградов. - М.: Юристъ, 2007. - 430 с.

6. Гальперин  В.М. Макроэкономика / В.М. Гальперин,  С.М. Игнатьев, В.И. Моргунов. - СПб.: Питер, 2006. - 370 с.

7. Добрынин  А.И. Экономическая теория / А.И. Добрынин. - СПб.: Питер, 2005. - 470 с.

8. Емцов Р.Г. Микроэкономика / Р.Г. Емцов, М.Ю. Лукин. - М.: МГУ им. Ломоносова, «ДИС», 2006. - 532 с.

9. Ермишин П.Г. Основы экономической теории / П.Г. Ермишин. - М.: МГТУ, 2006. - 152 с.

10. Камаев В.Д. Основы экономической теории / В.Д. Камаев. - М.: Изд-во МГТУ им. Баумана, 2007. - 760 с.

11. Курс  экономической теории / Под ред. И.П. Николаевой. - М.: Аспект- Пресс, 2007. - 424 с.

12. Курс  экономической теории / Под ред. М.Н. Чепурина. - Киров: АСА, 2007. - 368 с.

13. Любимов  Л.Л. Основы экономических знаний / Л.Л. Любимов, Н.А. Раннева. - М.: Вита-Пресс, 2002. - 496 с.

14. Мамедов  О.Ю. Современная экономика / О.Ю.  Мамедов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 368 с. 

 

 

15. Носова  С.С. Экономическая теория / С.С. Носова. – М.: Владос, 2008.-  326 с.

16. Нуриев  Р.М. Основы экономической теории. Микроэкономика /  Р.М. Нуриев. - М.: Высшая школа, 2006. - 416 с.

17. Общая  экономическая теория / Под ред. В.И. Видяпина. - М.: ПРОМО-Медиа, 2008. - 210 с.


Информация о работе Использование контрактации и формирование квазирынков для повышения эффективности функционирования государственного сектора