Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 09:27, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в анализе конкурентоспособности продукции АО «Ламмебель» на основе теоретических разработок. Задачи работы: . 1. рассмотреть теоретические основы теории конкурентоспособности товара, 2. провести анализ конкурентоспособности продукции АО «ЛМ», 3. на основе проведенного исследования предложить мероприятия по обеспечению конкурентоспособности продукции АО «ЛМ». Объектом исследования является продукция АО «ЛМ». Предметом исследования - потребительские и технические показатели изделия мебели типа «Стенка».
Введение…………………………………………………………………….……3
1 Исследование конкурентоспособности
товара - теоретический аспект…………………………………………….5
1.1 Основы теории конкурентного преимущества……………………………..5
1.2 Исследование конкурентоспособности продуктов………………………...7
2 Анализ конкурентоспособности продукции ОАО "Лам мебель". Результаты исследования конкурентоспособности продукции АО «ЛМ»………………..12
Заключение……………………………………………………………………….36
Список литературы………………………………………………………………39
МИНОБРНАУКИ
РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Казанский национальный исследовательский
технологический университет»
Кафедра
Менеджмента и предпринимательской деятельности
Специальность экономика и управление
на предприятии (по отраслям)
Группа 3291-84
КУРСОВАЯ
РАБОТА
Тема: Исследования конкурентоспособности
Выполнил: Мамедов Ж.А.
Проверил:
Брысаев А.С.
Казань
2011г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 Исследование конкурентоспособности
товара - теоретический аспект…………………………………………….5
1.1 Основы теории конкурентного преимущества……………………………..5
1.2 Исследование конкурентоспособности продуктов………………………...7
2 Анализ конкурентоспособности продукции ОАО "Лам мебель". Результаты исследования конкурентоспособности продукции АО «ЛМ»………………..12
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Современное тяжелое положение
промышленности страны свидетельствует
о сложности создания цивилизованного
рынка лишь только в результате пассивного
следования за проводимыми рыночными
реформами. Опыт мирового хозяйства подсказывает
необходимость активного вмешательства
в этот процесс непосредственных субъектов
рынка - предприятий. И в первую очередь
это касается формирования методов эффективной
работы в условиях развития конкуренции.
Далеко не все отечественные предприятия
готовы к ведению конкурентной борьбы.
Многие, даже обладая конкурентоспособной
продукцией, из-за отсутствия практики
использования всего комплекса маркетинга,
не могут реализовать это преимущество.
Каждому предприятию особенно важно создать
конкурентоспособный товар правильно
оценить создавшуюся рыночную обстановку
с тем, чтобы предложить эффективные средства
конкуренции. Наиболее сложными этапами
этой работы являются осмысление путей
достижения конкурентных преимуществ
продукции и разработка на этой основе
мероприятий по усилению конкурентной
позиции, как товара, так и предприятия.
Все это делает актуальной тему данной
курсовой работы. Цель курсовой
работы состоит в анализе конкурентоспособности
продукции АО «Ламмебель» на основе теоретических
разработок.
1 Исследование конкурентоспособности товара - теоретический аспект.
1.1 Основы теории конкурентного преимущества
Конкурентоспособность отдельного товара (услуги) определяется как его преимущество по сравнению с каким-то другим товаром (аналогичным или товаром-заменителем) при решении потенциальным покупателем (заказчиком) своих проблем.
В общем, виде, конкурентоспособность - это сравнительное преимущество.
Начало создания теории сравнительных преимуществ относят к концу XVIII -XIX вв., когда в трудах Д. Рикардо были изложены основные положения теории сравнительных издержек. Сущность теории состояла в том, что преимущество в обмене получают те страны, которые производят продукцию с меньшими издержками.
Новые тенденции
в развитии мирового хозяйства в
последние десятилетия
Причем, по Портеру, конкурентоспособность не является имманентным (внутренне присущим) качеством. Конкурентоспособность может быть оценена в сравнении конкурентов. Поэтому конкурентоспособность - понятие относительное.
Если применить теорию конкурентоспособности в узком смысле, касаемо конкурентоспособности товара (услуги), то получаем следующие выводы:
1. Конкурентоспособность
товара можно определить лишь
при сравнении (сопоставлении)
его свойств с товарами
2. В конечном
счете, более
3. Конкурентоспособность
не является постоянным
4. Конкурентоспособность
определяется совокупностью
Оценка степени конкурентоспособности является сложной задачей. Здесь можно столкнуться с проблемами двух видов:
1. выбор базовых товаров сравнения,
2. выбор критериев сравнения.
Обоснованию сравнивать идентичные товары, то есть те, которые удовлетворяют одну и ту же потребность, распространяемы по аналогичным каналам, ориентированы на одну и ту же целевую аудиторию. В противном случае сравнение буде некорректным.
Вообще, по Портеру, существует 2 вида конкурентного преимущества товара:
1. снижение издержек,
2. дифференциация товара (придание товару каких-то дополнительных ценностей).
Первое преимущество заключается в росте прибыли за счет эффекта масштаба при изготовлении стандартных изделий. Второе - рост прибыли вследствие более высокой цены, достигнутой в результате придания товару уникальности и лучших потребительских свойств, рассчитанного на конкретные узкие группы потребителей.
Выбор стратегии зависит от факторов:
1. структуры стратегического потенциала фирмы,
2. особенности отрасли.
Как уже было
сказано, конкурентоспособность не
является компонентом качества. Поэтому
М. Е. Портер считает необходимым
проводить анализ среды. Портер выделил
следующие факторы внешней
Рис. 1. Детерминанты «стратегического ромба»
Конкурентное преимущество товара и фирма в целом не может быть поддержана без постоянного совершенствования всех детерминант «ромба». Учитывая это, каждая фирма должна постоянно поддерживать на высоком уровне свой стратегический потенциал, его факторы (кадры, НИОКР, технологии, инвестиции в основные фонды, маркетинговые исследования и коммуникации), чтобы иметь возможность, систематически анализируя макро и микросреды достигать максимального конкурентного статуса, обеспечивающего длительное процветание фирмы.
1.2
Исследование
Изучение
Изучение
На первой стадии проводится экспериментальное определение или расчет всех характеристик собственного товара. На второй - определяются цели оценки конкурентоспособности. На третьей - методами маркетинга проводятся сегментация рынка и обоснование целевого сегмента. Оценку конкурентоспособности товара необходимо проводить для каждого сегмента
Оценить показатель
конкурентоспособности можно
методом расчетных единичных и групповых показателей, методом с использованием функции желательности, методом многокритериальной оптимизации. В основе первого метода лежит расчет единичных и групповых показателей, на базе которых определяется интегральный показатель конкурентоспособности.
На первом этапе выбирается база сравнения. В качестве базы для сравнения может служить либо лучший из уже существующих на целевом рынке товар-конкурент, либо некоторый абстрактный эталон.
На втором этапе выделяются наиболее значимые для потребителя критерии. Перечень критериев для мебельной промышленности представлен на рис.2. Значение критерия у базисной модели обозначим Рб, а у сравниваемого образца - Р.
На третьем этапе по каждому критерию рассчитывается единичный показатель конкурентоспособности (qi).
qi = Р / Рб (1.)
На четвертом этапе внутри каждой группы критериев производят ранжирование показателей по степени их значимости для потребителя и в соответствии с этим присваивают им вес: аni - для потребительских показателей, аэi - для экономических, акi - для показателей качества, аmi- для технических. Причем:
(2)
где Р, l, f, t - количество экономических, потребительских показателей качества и технических параметров.
На пятом этапе производится расчет группового показателя как сводного индекса конкурентоспособности по каждой группе критериев (Q)
(3)
где Qn, Qэ, Qк, Qm -
сводные параметрические
На шестом этапе рассчитывается интегральный показатель конкурентоспособности (К):
К = Qn / Qэ (4)
Экономический
смысл интегрального показателя
конкурентоспособности
Данный метод имеет ряд недостатков:
1. во всех
случаях предполагается
2. не учитывается
то, что для некоторых критериев
существуют ограничения,
3. при сравнении нескольких товаров необходимо проведение для каждой пары в отдельности,
4. сложно устанавливать весовые значения аij,
5. невозможно
установить степень влияния на
конкурентоспособность товара
6. данным методом рассчитывается конкурентоспособность одного объекта относительно другого, а не уровень конкурентоспособности объекта вообще.
Второй метод, основанн на использовании функции желательности
Этот метод
более трудоемок в
Данный метод имеет следующие недостатки:
1. при расчете
конкурентоспособности не
2. для каждого
из параметров предлагается
3. дает несколько искаженный характер.
Третий метод определяется, метод многокритериальной оптимизации, базируется на решении многокритериальной задачи ранжирования: из N объектов с присущими им Sn признаками желательным является тот, который имеет набор признаков является наилучшим.
Решают такую задачу одним из способов математического программирования.
Этот метод является одним из самых точных, но в то же время трудоемких, требующий достаточного навыка владения математическим аппаратом.
При выборе образца конкурента необходимо, чтобы он и оцениваемый продукт были аналогичными по назначению и условиям использования и предназначались для одной группы потребителей.
Важным направлением исследования конкурентоспособности продуктов является оценка конкурентной позиции отдельных продуктов на разных рынках, осуществляемая по двум показателям: качество - цена. Такую оценку рекомендуется осуществлять в следующей последовательности: