История развития и современное состояние консалтингового обслуживания субъектов АПК в зарубежных странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 16:31, контрольная работа

Описание

Профессиональную поддержку бизнесу в России оказывают сейчас в основном, частные консалтинговые фирмы, которых насчитывается несколько сотен. (Для сравнения: в Голландии с населением в 11 раз меньшим, чем в России их насчитывается более 2 тысяч.)
Консультационные услуги на коммерческих началах могут оказывать также государственные учебные, информационные и исследовательские организации – университеты, академии, научные институты, информационные центры и т.д.

Содержание

Введение
1. История развития и современное состояние консалтинговых служб в зарубежных странах (Дания, Германия)
2. Организация службы сельскохозяйственного внедрения в Голландии
3. Консультационное обслуживание в Испании
4. Консалтинговые службы в Великобритании
5. Организация консультирования фермеров в Польше
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

консалтинг.doc

— 134.00 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение                                                                                                                                     

1. История развития и современное состояние консалтинговых служб в зарубежных странах (Дания, Германия)

2. Организация  службы сельскохозяйственного внедрения  в Голландии      

3. Консультационное обслуживание  в Испании

4. Консалтинговые службы в Великобритании

5. Организация консультирования  фермеров в Польше

Заключение

Список использованных источников                                                        

Введение В современной рыночной экономике консультационные услуги давно являются важнейшим элементом поддерживающей ее функционирование инфраструктуры.

Ни одно серьезное  экономическое и управленческое решение в странах с рыночной экономикой, причем не только в развитых, но и в так называемых развивающихся (Индия, Бразилия), не обходится без использования консультантов: экономистов, юристов, маркетологов, и т.д., индивидуальных, а чаще объединенных в консультационные фирмы (консалтинговые компании).

 

Одним из первых профессиональных консультантов в области экономики  стал основатель теории научного управления предприятия Фредерик Тейлор. Первая фирма по менеджмент консалтингу  «Служба исследований в бизнесе» - была образована в 1914 г. в Чикаго, а в 20-х годах такие фирмы появились в Европе (в первую очередь в Англии и Германии).

Профессиональную  поддержку бизнесу в России оказывают  сейчас в основном, частные консалтинговые фирмы, которых насчитывается несколько сотен. (Для сравнения: в Голландии с населением в 11 раз меньшим, чем в России их насчитывается более 2 тысяч.)

Консультационные услуги на коммерческих началах могут оказывать  также государственные учебные, информационные и исследовательские организации – университеты, академии, научные институты, информационные центры и т.д.

 

 

 

 

 

 

1. История развития и современное состояние консалтинговых служб в зарубежных странах (Дания, Германия).

Мировой опыт показывает, что половина фермерских хозяйств разоряется из-за нехватки информации и знаний, поэтому с 1950-х гг. во всех развитых странах начала активно создаваться сеть консультационных и инжиниринговых фирм, действующих как на коммерческой основе, так и за счет государственного финансирования. Создание консультационной службы, финансируемой за счет государственного бюджета, - одна из форм государственной поддержки сельских товаропроизводителей.

Во многих странах  мира успешная работа консультационных служб в значительной степени  обусловили высокий уровень развития сельского хозяйства, что заслуживает изучения и использования накопленного опыта.

Различные аспекты системы  организации и функционирования консультационных служб в Великобритании, Германии, Голландии, Дании, Испании, Канаде, Польше, США и других странах получила освещение в отечественной в литературе.

Как отмечают Л. Колотов  и Г. Демишкевич, различия в их построении сводятся к следующему:

  • структурные построения (в одних странах в составе государственных есть коммерческие группы, например, в ФРГ и Канаде, в других - они действуют самостоятельно);
  • разная доля государственной поддержки (от 20 до 100 %);
  • дифференциация оплаты услуг (рутинные задачи по широкому кругу вопросов предоставляются бесплатно за счет бюджета, узкопрофильные - на коммерческой основе);
  • формирование инновационной информации (в большинстве стран основным ее источником являются научные центры и высшие учебные заведения);
  • методы распространения информации (преобладающей как для государственных служб, так и для частных фирм является личное знакомство с товаропроизводителем, знакомство с его хозяйством, обучение на курсах переподготовки, специализированных семинарах, выставках и т.д.);
  • способы распространения информации (все страны поэтапно идут к глобальной телекоммуникационной системе; в США и Австралии она действует в полном объеме, в Канаде завершается ее оформление; в небольших странах не форсируют ее реализацию; типовой технической идеологии нет).

Общим для всех консультационных служб является то, что с момента  создания и до типового оформления все они находились на содержании государства и осуществляли услуги бесплатно. К началу второй половины 90-х г. в среднем по всем странам доля государственной поддержки составила 40 %.

В Дании консультационная служба, действующая с 1970 года, состоит из двух уровней - общенационального и местного. Общенациональный уровень представлен Консультационным центром сельского хозяйства, который самостоятельно проводит опыты и научные исследования, сообщает местным центрам о новых научных разработках. Местный уровень - это сеть из 90-95 фермерских центров, охватывающих территорию всей страны и работающих в контакте с крестьянскими ассоциациями и ассоциациями мелкоземельных крестьян. Управление консультационной службой осуществляется ассоциациями фермеров. Ассоциации в работе консультантов определили два направления: хозяйственно-политическое, служащее интересам фермеров в отношении правительства и парламента, и профессиональное, охватывающее консультационную службу сельского хозяйства.

До 1988 г. государство оплачивало 70 % заработной платы консультантов, а с 1990 г. - 50 % и то не по всем направлениям работы. Такое направление, как, например, оказание помощи по ведению учета в фермерских хозяйствах не финансируется государством. Доля бюджетного финансирования по другим направлениям составляет 30 %.

В целом, государственные  субсидии консультационной службе составляют 40-50 % расходов ассоциаций, остальные  расходы оплачивают фермеры, то есть остальные затраты компенсируются за счет взносов в местные союзы фермеров и путем осуществления непосредственной оплаты за услуги.

Датская сельскохозяйственная консультационная служба характеризуется  следующими особенностями:

  • управляется пользователями консультационных услуг;
  • в значительной степени субсидируется государством;
  • пользуется официальным и всеобщим признанием как беспристрастная сторона;
  • оказывает консультационные услуги по всем производственным отраслям;
  • не выполняет контрольных функций от имени государства.

В структуре консультационной службы Дании трудится более тысячи основных консультантов, в том числе около 60 специалистов на общенациональном уровне, а с помощниками - около трех тысяч.

 

 

Основными задачами консультационной службы являются:

  • обеспечение фермеров самыми современными специальными знаниями, необходимыми для эффективного ведения хозяйства;
  • выдача советов в конкретных ситуациях;
  • регистрация и обработка экономических данных;
  • составление счета прибылей и убытков с целью оптимизации налогообложения и управления фермой;
  • проведение анализа хозяйственной деятельности фермерского хозяйства и выдача рекомендаций по ее улучшению, испытание новых машин и технологий непосредственно на ферме;
  • разработка проектов по практическому обучению фермеров;
  • создание эффективной связи между фермерами и исследовательскими институтами.

Анализ консультационного  обслуживания показал, что 77 % фермеров крупных хозяйств с площадью пашни 100 га и выше прибегают к услугам  консультантов, с площадью пашни  до 10 га - лишь 22 % фермеров.

Увеличение персонала датской консультационной службы и расширение масштабов ее деятельности рассматривается как одно из свидетельств возросшей потребности сельскохозяйственных товаропроизводителей в данных видах услуг. Основную часть расходов, связанных с расширением работы службы, берут на себя товаропроизводители. Государственные субсидии на эти цели в последние годы не только не увеличились, но даже несколько уменьшились, хотя стартовая позиция составляла 50 %.

Консультирование в  сельском хозяйстве Германии имеет более чем 150-летнюю историю. Сложившаяся практика сельскохозяйственного консультирования является главным рычагом в производстве продукции растениеводства и животноводства. Производственные вопросы и проблемы получения экологически чистой продукции и нахождения рынков сбыта (в силу отсутствия проблемы обеспечения населения продуктами питания) во многом решаются в единой экономической цепочке консультационной службой.

Развитую сеть консультационной службы в Германии можно разделить  на две формы обслуживания: государственную и частную, которые почти не отличаются друг от друга по своим функциям. Главное отличие заключается в источниках финансирования.

Организаторами государственной  консультационной службы в ФРГ выступают  крестьянские земельные союзы, действующие либо через Министерство сельского хозяйства с подчиненными ему структурами, либо через другие учреждения. Среди южно-немецких крестьянских союзов консультационная служба внедряется преимущественно благодаря компетентности Министерства сельского хозяйства и подчиненных ему сельскохозяйственных управлений; в северных землях внедрение консультационной службы возлагается на Сельскохозяйственную палату с подчиненными ей округами.

Частная консультационная служба, действующая наряду с государственной  службой, функционирует все же под покровительством государства, субсидирующего до 50 % услуг частных консультантов.

Консультирование производителей в ФРГ осуществляется группами консультационной службы. Число основных (государственных) групп консультационной службы значительно колеблется по отдельным объединенным землям. При организации групп определяются направления консультирования, группы обслуживают предприятия с родственным производством (свиноводство, скотоводство и т.д.) или с различными основными производственными отраслями. На одного консультанта группы приходится 15-40 клиентов.

2. Организация службы сельскохозяйственного внедрения в Голландии.

В Голландии непосредственно с фермерами работают внедренческие организации следующих типов:  сельскохозяйственная служба внедрения (DLV), социально-экономические консультационные службы фермерских организаций, а также консультанты обслуживающих и перерабатывающих фирм, отдельные специалисты (бухгалтеры, банковские работники, ветеринары  и т.д.), издатели специализированных журналов.

Внедрение передового опыта в сельскохозяйственное производство с целью повышения его эффективности осуществляет фирма DLV - государственная организация, финансирование которой осуществляется из средств бюджета (80 %). Остальную часть финансирования обеспечивают фермерские союзы, потребители которых заинтересованы в развитии консультационно-информационных служб.

Руководит службой наблюдательный совет, вправление которого входят 9 человек, из них 4 – представители Министерства сельского и рыбного хозяйства и окружающей среды, 5 - представители фермерских организаций. В DLV работают 600 специалистов, объединенных в 61 региональную группу; имеются представительства во всех провинциях. Эти группы называют внедренческими командами, а специалистов, которые там работают, - советниками, экспертами. Они  дают фермерам советы по ведению хозяйства и  внедрению новых  технологий, содействуют организации фермерских курсов. Эксперты дают советы не только на краткосрочный период (например, как лучше  внести  минеральные удобрения), но и  долгосрочный  (как  провести  модернизацию  хозяйства, перейти на производство нового вида продукции).

Большое место в работе специалистов службы внедрения отводится  посещению фермерских хозяйств. Большей  частью об этом просит сам фермер. Если по совету эксперта в работу фермы были внесены значительные изменения, он может посетить ее в любое время, чтобы узнать результатах.

В среднем эксперт DLV проводит 1,5 дня в неделю, посещая  фермерские хозяйства, еще 1,5 дня - делая  анализ собранного материала и готовя соответствующие рекомендации. Два дня в неделю он находится в офисе, отвечая на письма и вопросы фермеров по телефону.

Специалист DLV готовит  технико-экономические рекомендации для фермерского хозяйства, необходимость  которых может быть вызвана падением уровня дохода, желанием приспособиться к новым экономическим и экологическим требованиям (ограничениям по строительству и др.). Эксперт анализирует сильные и слабые стороны организации фермерского хозяйства, рассматривает, какие существуют возможности получить более высокие результаты. При этом он подсчитывает дополнительные затраты фермера, включая потребность в дополнительной рабочей силе и других ресурсах и планируемое увеличение дохода.

Напрямую фермер не платит за информацию и консультации советников государственной службы внедрения, но фермерские организации частично финансируют эту службу за счет обязательных отчислений фермерских хозяйств.

Внедренческие команды являются независимыми организациями  и не могут преследовать коммерческие цели. Они должны быть гибкими и уметь быстро переориентироваться на решение новых проблем.   Из специалистов непосредственно консультационной деятельностью занимаются лишь старшие сотрудники, младшие (не проработавшие трех лет) действуют на положении наблюдателей.

Информация о работе История развития и современное состояние консалтингового обслуживания субъектов АПК в зарубежных странах