История развития и современное состояние консалтингового обслуживания субъектов АПК в зарубежных странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 16:31, контрольная работа

Описание

Профессиональную поддержку бизнесу в России оказывают сейчас в основном, частные консалтинговые фирмы, которых насчитывается несколько сотен. (Для сравнения: в Голландии с населением в 11 раз меньшим, чем в России их насчитывается более 2 тысяч.)
Консультационные услуги на коммерческих началах могут оказывать также государственные учебные, информационные и исследовательские организации – университеты, академии, научные институты, информационные центры и т.д.

Содержание

Введение
1. История развития и современное состояние консалтинговых служб в зарубежных странах (Дания, Германия)
2. Организация службы сельскохозяйственного внедрения в Голландии
3. Консультационное обслуживание в Испании
4. Консалтинговые службы в Великобритании
5. Организация консультирования фермеров в Польше
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

консалтинг.doc

— 134.00 Кб (Скачать документ)

Специалисты DLV принимают участие в организации  для фермеров учебных клубов. Объединенные по территориальному или производственному  принципу 10-40 фермеров регулярно встречаются, обмениваются мнениями результатах своей работы. На заседания приглашаются специалисты по интересующим фермеров вопросам, проводятся дискуссии, организуются учебные экскурсии.

Охват всех отраслей сельского  хозяйства по стране позволяет фирме DLV быстро распространять информацию и  полученные знания по всем регионам. Это также означает, что новые знания и передовой опыт, полученные в одном районе страны, оперативно становятся известными во всех регионах. Такая обширная территориальная и отраслевая информационная сеть обеспечивает прогрессивное развитие сельского хозяйства Голландии. Количественный состав в группах экспертов-консультантов определяется спросом со стороны сельскохозяйственных товаропроизводителей: если нет спроса, то и эксперт или консультант по определенной проблеме не нужен. Информационный поток не заканчивается на том, что работник службы внедрения передает информацию в форме совета фермеру. Товаропроизводитель, который применил рекомендации на практике, лучше, чем кто-либо другой, может определить состоятельность исследования в целом, его положительные стороны и недостатки. Для научных работников очень важно знать его мнение.

3. Консультационное  обслуживание в Испании.

В Испании специализированная государственная организация, ответственная за распространение и внедрение результатов научных исследований в сельскохозяйственном производстве и консультирование фермеров по различным аспектам хозяйственной деятельности, - Служба сельскохозяйственной пропаганды (Servicio de Extension Agraria, SEA) была создана в 1956 г. (позднее по сравнению с другими западноевропейскими странами), и уже через три года она стала структурным подразделением Министерства сельского хозяйства в составе его Главного управления по сельскохозяйственному обучению и пропаганде (Capacitation y Extension Agrarias).

До конца 1970-х г. SEA основное внимание уделяла распространению среди фермеров знаний о современных методах производства. Были организованы образовательно-пропагандистские кампании, касающиеся снижения издержек производства, применения удобрений, методов защиты растений, использования новых сортов, машин и оборудования и т.д. Учитывая низкий в то время технический уровень сельского хозяйства, эта деятельность оценивалась положительно.

Специалисты SEA изначально действовали  скорее как профессиональные инструкторы, чем консультанты. Значительное внимание они уделяли практическому обучению, так как мастерство и «ноу-хау» представляли большую ценность для фермеров. В дальнейшем программы SEA все более ориентировались на помощь в решении технологических и экономических проблем фермерских хозяйств, внешкольную работу с фермерской молодежью - обучение ее сельскохозяйственному труду на основе современных знаний.

В настоящее время SEA совместно  с Национальным институтом сельскохозяйственных исследований (INIA) подчиняется Главному управлению по сельскохозяйственным исследованиям, пропаганде и подготовке кадров. Объединение этих двух автономных структурных подразделений в рамках одного Главка осуществлено с целью обеспечения ускоренного внедрения результатов научных исследований в производство. Основное внимание в подготовке сотрудников SEA уделяется вопросам экономики и управления фермерским хозяйством, кооперации и сотрудничества в области сельскохозяйственного производства и маркетинга. Считается, что советник по общим вопросам не может охватить все области сельскохозяйственных знаний, но он должен быть хорошо информирован и знать, как эффективно использовать способы и средства, предлагаемые экспертами и специалистами в узкой области знаний. Основная цель работы советника заключается в том, чтобы повысить потенциал фермеров в управлении и контроле процессов модернизации аграрного сектора, в которых фермерам отведена ведущая роль.

Основными целями Главного управления по сельскохозяйственным исследованиям, пропаганде и подготовке кадров являются:

  • повышение способности фермеров к решению проблем модернизации хозяйства;
  • обучение фермеров и членов их семей эффективному использованию ресурсов при посредничестве специалистов-консультантов, работающих в сельской местности; улучшение общественной среды в фермерском окружении;
  • обеспечение профессионального образования фермеров и распространение новых знаний и методов производства на основе результатов прикладных исследований, проводимых научными учреждениями Министерства сельского хозяйства;
  • кооперирование в сельскохозяйственном производстве с другими министерствами и фермерскими ассоциациями.

Основной упор в своей  деятельности SEA делает на повышение  способности фермера принимать  эффективные решения в хозяйственной  практике. Служба использует учебно-экспериментальную базу и кадры сельскохозяйственных профессиональных учебных заведений; организационно их связь закреплена посредством единого руководства.

В каждом из сельскохозяйственных регионов, на которые разделена Испания, имеется  центр, ответственный за деятельность по сельскохозяйственной пропаганде на региональном уровне. Задача региональных центров заключается в поддержке, контроле и оценке работы местных бюро пропаганды, координации внедренческой работы с исследовательской, а также с деятельностью по сельскохозяйственному образованию в регионе. Персонал регионального центра представлен помимо директора техническим координатором, руководителями среднего уровня (инспекторами), в подчинении которых находятся группы специалистов и специализированные советники. Также в структуре цента имеется административный отдел.

На местном уровне основными  структурными подразделениями SEA являются коммунальные бюро, размещенные непосредственно  в деревнях. Сотрудники бюро являются государственными служащими, имеют соответствующую квалификацию, позволяющую осуществлять программы по содействию и руководству деятельностью фермеров; как правило, этих специалистов называют советниками по сельскому хозяйству. В состав каждого бюро обычно входит главный советник по сельскому хозяйству, а также советник по вопросам домоводства и его помощник. Главный советник в дополнение к своей основной консультационной работе обеспечивает руководство и координацию деятельности всей группы сотрудников местного бюро. Коммунальные бюро группируются в окружные отделения, возглавляемые руководителями среднего звена (инспекторами).

Благодаря такой организации своих  представительств на местах SEA, по оценкам, проникает в районы глубже, чем  другие агентства и структуры  Министерства сельского хозяйства Испании: почти в каждой деревне имеется представитель SEA (зачастую являющийся единственным представителем государственных учреждений на местном уровне), к которому фермеры могут обратиться за консультациями и разъяснениями.

 

 

 

 

4. Консалтинговые службы в Великобритании.

В сельском хозяйстве Великобритании сформировалась развитая система информационно-консультационного обслуживания сельских товаропроизводителей: консультационная служба сочетает государственную и частную.

Государственная (правительственная) служба (агентство) сельскохозяйственных консультаций и научных исследований (ADAS, ANDA), учрежденная Министерством сельского хозяйства, рыболовства и продовольствия (МСХРП) и действующая в системе МСХРП, была создана в 1944 году как Национальная консультационная служба (NAAS).

ANDA объединяет Британский  институт консультантов по сельскому  хозяйству (BIAC), Королевский институт  привилегированных экспертов и  другие научные учреждения.

Частную консультационную службу составляют многообразные консультационные фирмы - от крупных многофункциональных фирм до мелких узкоспециализированных. В частных фирмах агробизнеса консультационной деятельностью занимаются около 70 тысяч человек.

Сфера деятельности ADAS - сельскохозяйственная пропаганда, оказание консультационных услуг, исследования и разработки для развития пищевой промышленности, фермерства, земледелия и индустрии отдыха по всей Англии и Уэльсу, административная работа, выполняемая по заказу правительства.

Консультационная работа проводится для фермеров, а также различных организаций и фирм, связанных с сельским хозяйством. Последние составляют около 30 % от общего объема работ. Консультирование ведется по следующим направлениям:

  • производство продукции животноводства;
  • основные сельскохозяйственные культуры;
  • садоводство;
  • окружающая среда;
  • менеджмент и ведение фермерского хозяйства;
  • управление земельными ресурсами и развитие;
  • маркетинг продукции;
  • строительство, сооружения и оборудования;
  • исследования;
  • проведение лабораторных анализов;
  • специализированные проекты.

Исследовательская работа финансируется как государством, так и из фондов корпораций производителей (например, производителей минеральных  удобрений, сельскохозяйственной техники).

По заказу правительства ADAS предоставляет бесплатные консультации для фермеров по таким направлениям, как контроль за загрязнением в фермерских хозяйствах, охрана природы, оптимальное применение органических и минеральных удобрений с целью сохранения источников питьевой воды.

ADAS обслуживает правительственные департаменты, национальные и международные корпорации, фермеров, садоводов, компании, занимающиеся развитием сельского хозяйства, а также работающие на спортивной и развлекательной арене.

Большой опыт и знания в области сельского хозяйства ставят ADAS в уникальное положение, дающее возможность предоставлять техническую помощь клиентам в странах Центральной и Восточной Европы. ADAS уже предоставляет и планирует оказание ряда профессиональных и технических услуг для Чешской и Словацкой Республик, Болгарии, Польши, Венгрии, России и Украины. Эта работа связана с крупномасштабной сельскохозяйственной приватизацией и обучением инструкторов для будущих служб сельскохозяйственной пропаганды и обеспечения консультативных услуг, главным образом, для возникающих секторов частного фермерского хозяйства. Другая работа связана с приватизацией и преобразованием производства продуктов питания, обработкой, организацией распределения и маркетинга в хозяйствах с рыночной ориентацией. Опыт ADAS, особенно по вопросам приватизации в Центральной и Восточной Европе, показывает, что полное вовлечение местных менеджеров и персонала - необходимое условие для обеспечения успеха любого проекта.

ADAS располагает уникальными  возможностями: исследовательские  центры; лаборатории специальной аналитической химии, микробиологии и диагностики растений; компьютерные и инженерные службы, что позволяет предложить широкий круг услуг и специальных знаний в соответствующих областях.

Штат ADAS составляет 2 тысячи человек, их которых 1500 имеют профессиональную, научную или техническую квалификацию, служба пользуется услугами около 1800 специалистов и научных работников в Англии и Уэльсе.

Национальная штаб-квартира ADAS занимается вопросами маркетинга, политики, финансов, кадрового комплектования и информационными технологиями. Ниже на структурно-организационном уровне находятся 6 консультационных центров, расположенных по географическому принципу, а также 10 исследовательских центров. В целом, консультационные центры имеют 54 группы специалистов, в каждой из которых 12-15 консультантов. В исследовательских центрах работает 48 групп несколько большего размера. Каждая группа функционирует как коммерческий центр, ставя перед собой задачи получения прибыли и снижения затрат. Исследовательские группы, как правило, базируются в экспериментальных центрах, функционирующих на основе фермерских хозяйств.

Помимо службы ADAS фермер в Англии может воспользоваться  услугами кредитных коммерческих организаций, включая банки, для которых консультационные услуги являются либо частью, либо самостоятельным пакетом услуг по продаже, или же обратиться к услугам профессионалов - консультантов, работающих в специализированных консультационных фирмах и агентствах.

Ведущее место в обслуживании клиентов занимают крупные фирмы: профессиональные объединения, союзы и ассоциации, оказывающие комплексные услуги, обеспечивающие взаимозаменяемость и равномерное распределение нагрузок на консультантов. Среди крупных фирм выделяется Ассоциация независимых консультантов по полеводству (AICC), в ней 78 % специалистов имеют стаж работы более 13 лет, 21 % ранее работали в правительственной консультационной службе, 67 % специалистов имеют высшее образование; численность специалистов ежегодно увеличивается до 20 %.

Организации сельскохозяйственных товаропроизводителей, сознавая трудности эффективного управления производством, связанные с территориальной изолированностью предприятий, принимают меры по консультационному обслуживанию своих членов, расширяя тем самым для фермеров выбор источников консультационных услуг. Определенный вклад в консультационное обслуживание сельскохозяйственной отрасли вносят университеты и колледжи.

Наиболее распространенной организационной формой предприятий, специализирующихся на консультационном обслуживании фермеров, являются фирмы, находящиеся в единоличной собственности. Развивается и такая организационная форма, как обычные партнерства, которые создаются членами-консультантами, имеющими небольшую практику. При увеличении объемов работ консультационные предприятия могут преобразовываться в крупные партнерства и компании.

Информация о работе История развития и современное состояние консалтингового обслуживания субъектов АПК в зарубежных странах