Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 14:09, сочинение
История экономических учений изучает эволюцию взглядов на экономические процессы, закономерности формирования и развития экономических теорий и школ. Историю экономических учений интересует, под влиянием каких условий меняются взгляды на экономическую действительность, как эволюционирует трактовка базовых категорий, совершенствуются методы экономических исследований.
Институционализм — это в определенном смысле альтернатива неоклассическому направлению экономической теории. Институционалисты движущей силой экономики, наряду с материальными факторами, считают также духовные, моральные, правовые и другие факторы, рассматриваемые в историческом контексте. Другими словами, институционализм в качестве предмета своего анализа выдвигает как экономические, так и неэкономические проблемы социально-экономического развития. При этом объекты исследования, институты не подразделяются на первичные или вторичные и не противопоставляются друг другу.
В
области методологии
Следует,
однако, отметить, что историзм и
учет факторов социальной среды для
обоснования путей
Институционализм,
таким образом, являет собой качественно
новое направление
Монетаризм - это одно из направлений неолиберализма, возникшее в США в рамках Чикагской школы. Это течение экономической мысли, отводящее деньгам определяющую роль в колебательном движении экономики. В центре внимания представителей этой школы находится проблема связей между денежной массой и объемом производства. По их мнению, банки - ведущий инструмент регулирования экономических процессов. Вызываемые ими изменения на денежном рынке трансформируются в изменения на рынке товаров и услуг. Следовательно, монетаризм - это наука о деньгах и их роли в процессе воспроизводства.
Монетаризм возник еще в 50-х гг. ХХ в., однако роль монетаристской теории усилилась в последней четверти ХХ в., когда обнаружилось, что кейнсианские методы регулирования экономики дают сбои. Если у Кейнса в центре внимания была безработица, обеспечение занятости и экономического роста, то с середины 70-х гг. ситуация изменилась. Теперь на первый план выдвинулась задача регулирования инфляции. Быстрая инфляция вызвала расстройство экономики, падение объема производства и значительную безработицу. Возникла стагфляция, т.е. падение и застой производства при одновременном росте инфляции. Началась переоценка методов регулирования и теоретических концепций. Среди экономистов стал популярен лозунг "назад к Смиту", что означало отказ от методов активного вмешательства и регулирования, поспешную разработку новой доктрины - монетаризма и "экономики предложения".
В науке стали говорить о "монетаристской контрреволюции", имея в виду восстание против "кейнсианской революции". В политике победил неоконсерватизм. Основоположником монетаризма является Милтон Фридмен.
Концепция Фридмена опирается на количественную теорию денег, хотя его интерпретация отличается от традиционной.
Во-первых, если раньше скорости обращения денег не придавалось особого значения, то монетаристы разрабатывают эту теорию специально.
Во-вторых, у неоклассиков спрос на деньги не учитывал скорость обращения денег, у монетаристов оба параметра были связаны функционально.
В-третьих, к спросу на деньги применяется обычная теория цен (равновесие спроса и предложения).
По мнению кейнсианцев, в этой цепи кредитно-денежная политика оказывается ненадежным средством стабилизации. Монетаристы, напротив, убеждены в высокой эффективности кредитно-денежной политики.
Монетаристы подчеркивают, что богатство, которым обладают люди, существует в различных формах: в виде денег, ценных бумаг, недвижимости и т.д. Ценность одних видов богатства увеличивается, других - падает. Каждый стремится увеличить свое богатство и решает, в какой форме его целесообразнее хранить. Потребность в деньгах объясняется их высокой ликвидностью, но обладание деньгами как таковыми дохода не приносит.
Монетаристы исходят из того, что главная функция денег - служить финансовой основой и важнейшим стимулятором экономического развития. Увеличение денежной массы через систему банков воздействует на распределение ресурсов между отраслями, "помогает" техническому прогрессу, способствует поддержанию экономической активности.
Монетаристы тщательно проанализировали инфляцию. Они определяют ее как чисто денежное явление. Причина инфляции - избыток денежной массы: "много денег - мало товаров".
По мнению монетаристов, регулирование процентных ставок с целью стабилизации инвестиций - ошибочная цель, так как может раздуть пожар инфляции и сделать экономику менее устойчивой. Монетаристы считают, что руководящие кредитно-денежные учреждения должны стабилизировать не процентную ставку, а темп роста денежного предложения.
Фридмен выводит правило, согласно которому денежное предложение должно расширяться ежегодно в том же темпе, что и ежегодный темп потенциального роста валового национального продукта, т.е. денежное предложение должно устойчиво возрастать на 3-5% в год. Это, по мнению монетаристов, устраняет главную причину нестабильности экономики - изменчивое и непредсказуемое воздействие антициклической кредитно-денежной политики.
Теоретические
споры между монетаристами и кейнсианцами
не разрешились окончательной победой
одного направления над другим. Между
ними нельзя проводить резкую грань. Обе
теории построены применительно к рыночным
условиям, хотя имеют разные подходы и
рекомендации.
В
действительности все теории и концепции,
так или иначе взаимосвязаны. Несмотря
на различия в аргументации, подходах,
терминологии, все они, в конечном счете,
пронизаны одним устремлением, посвящены
рассмотрению одного предмета.
Список используемой литературы:
- Бартенев С.А. История экономических учений, 2011 г.
- Гусейнов Р. А., Горбачева Ю. В., Рябцева В. М. История экономических учений: Тексты лекций.
- Костюк В.Н. История экономических учений: Учебное пособие.
- Р. Белоусов, Д. Докучаев. Экономика: Бизнес-курс за школьной партой, 2010г.
- Титова Н.Е. История экономических учений: Курс лекций.
- http://50.economicus.ru/
- http://ru.wiktionary.org/
Информация о работе История развития основных экономических школ