Издержки и доход

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 15:56, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является исследование способов и приемов экономического поведения фирмы для реализации условий снижения средних издержек и, тем самым повышения прибыли.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
дать общую характеристику издержкам производства,

Работа состоит из  1 файл

Курсовая ( 1 курс).docx

— 101.53 Кб (Скачать документ)

                     предприятия в различных ценовых условиях

Рыночная ситуация

Условия оптимизации выпуска

1. Максимизация прибыли

MR=MC; P >AC

2. Нулевая прибыль

MR=MC; P = AVC

3. Минимизация убытков

MR=MC; AC > P< AVC

4. Принятие решения о  продолжении производственной деятельности

MR=MC; P=AVC

5. Закрытие предприятия

MR=MC; P < AVC


 

Для оценки уровня эффективности  работы прибыль сопоставляется с  затратами или с используемыми  ресурсами. Это соизмерение характеризует  рентабельность. Рентабельность –  это относительный показатель, характеризующий  уровень доходности бизнеса. Показатели рентабельности характеризуют эффективность  работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.).

Формула рентабельности:

 

                                            ,                                                   (6)

 

где Pf – прибыль;

       ТС – валовые издержки.

Рентабельность бывает разной: она  может обеспечить высокую конкурентоспособность  или привести к прозябанию. Следовательно, рентабельность предполагает постоянное соизмерение прибыли и издержек. Она служит критерием для принятия решений. Ожидаемая рентабельность отражает способность вложенного в  дело капитала обеспечить в перспективе  достаточный доход.

Показатели рентабельности можно объединить в несколько  групп:

          - показатели, характеризующие окупаемость издержек производства и инвестиционных проектов;

          - показатели, характеризующие рентабельность оборота;

          - показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.

Если предприятие получает прибыль, оно считается рентабельным. Показатели рентабельности, применяемые  в экономических расчетах, характеризуют  относительную прибыльность. Различают  показатели рентабельности продукции  и рентабельности предприятия.

Уровень рентабельности продукции зависит от изменения  среднереализационных цен и себестоимости  единицы продукции.

Рентабельность  предприятия, определяют как отношение  балансовой прибыли к средней  стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных  средств. Отношение фонда к материальным и приравненным к ним затратам отражает доходность предприятия.

Уровень общей  рентабельности - это ключевой индикатор  при анализе рентабельности предприятия. Но если требуется точнее определить развитие фирмы исходя из уровня ее общей рентабельности , необходимо вычислить дополнительно еще  два ключевых индикатора:  рентабельность оборота и число оборотов капитала.

Рентабельность  оборота отражает зависимость между валовой выручкой предприятия и его издержками и исчисляется по формуле:

 

                           (7)

Чем больше прибыль  по сравнению с валовой выручкой  предприятия , тем больше рентабельность оборота.   Число оборотов капитала отражает отношение валовой выручки предприятия к величине его капитала и исчисляется п формуле:

 

                                                     (8)

 

          Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек)  исчисляется путём отношения прибыли от реализации к сумме затрат по реализованной продукции :

 

                                               R з = П рпр,                                                      (9)

                              

          где R3    - рентабельность производственной деятельности;   

      П рп - прибыль от реализации;              

        Зрп  - сумма затрат по реализованной продукции.                                    

 

Формула показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию, по отдельным его сегментам и видам продукции.

Уровень рентабельности производственной деятельности , исчисленный в целом по предприятию, зависит от трёх основных факторов первого порядка:

- изменение структуры  продаж;

- уровня себестоимости  реализованной продукции;

- средних цен реализации.

          Показатели рентабельности и доходности имеют общую экономическую характеристику, они отражают конечную эффективность работы предприятия и выпускаемой им продукции. Главным из показателей уровня рентабельности является отношение общей суммы прибыли к производственным фондам.    Существует много факторов, определяющих величину прибыли и уровень рентабельности. Эти факторы можно подразделить на внутренние и внешние.

          Внешние - это факторы не зависящие от усилий данного коллектива, например изменение цен на материалы, продукцию, тарифов перевозки, норм амортизации и т.д. Такие мероприятия проводятся в общем масштабе и сильно воздействуют на обобщающие показатели производственно – хозяйственной деятельности предприятий. Структурные сдвиги в ассортименте продукции существенно влияют на величину реализованной продукции, себестоимость и рентабельность производства.

Общую рентабельность предприятия необходимо рассматривать  как функцию ряда количественных показателей - факторов: структуры и  фондоотдачи основных производственных фондов, оборачиваемости нормируемых  оборотных средств , рентабельности  реализованной продукции. Для такого анализа используют модифицированную формулу расчета показателя общей  рентабельности, предложенную А.Д.Шереметом [15, 251 с.]:                      

                                         

                                        ,                                                           (10)

          где Р    -    общая рентабельность предприятия %

        Е - общая (балансовая) прибыль,% к объему реализованной продукции;

        У   -   удельный вес активной части в общей стоимости основных  производственных фондов , доли единицы;

                  М - коэффициент фондоотдачи активной части основных производственных фондов ;

        К     -    коэффициент оборачиваемости нормированных средств.

 

 

2.3 Максимизация  прибыли на предприятии

 

             Конкурентная фирма - это которая продает свою продукцию на рынке совершенной конкуренции.

          Фирмы не могут повлиять на  цену в силу своей малой  доли продаж. Это справедливо,  так как фирма в любых условиях  подчинена простому правилу: изменить  цену можно, изменив объем предлагаемой  продукции. Поэтому кривая спроса для конкурентной фирмы, производящей один продукт, выглядит как горизонтальная линия. Это видно на рисунке 5.

       

                                         P                                                   


              

                                                             


                          

                                                    


                                                                                        Q

          Рисунок 5 – Спрос на продукцию конкурентной фирмы

         

          Особенность кривой спроса определяется:

          - Незначительностью доли продаж фирм: если они будут    изменять свой объем производства, то рыночное предложение (S) настолько незначительно сдвинется, что не окажет воздействия на цену;

           -Тем, что товары являются полными заменителями и спрос на них бесконечно эластичен по рыночной цене.

          Основная идея, которая лежит  в основе поведения фирмы - это максимизация прибыли. Фирма  производит один продукт, издержки  которого колеблются в зависимости  от объема производства, а продукт  продается по текущей рыночной  цене. В этой ситуации фирме  ничего не остается делать, как  выбрать объем продаж, который  максимизировал бы ее прибыль (объем продаж, который обеспечит максимум прибыли и будет оптимальным).

          Оптимальный объем выпуска –  это объем, который позволяет  фирме получить максимальную  прибыль.

          Фирма получает прибыль, реализуя  собственную продукцию. Таким  образом, фирма должна решать  три вопроса:

    • Стоит ли производить данный товар;
    • Если стоит, то, до каких пределов;
    • Какая прибыль при этом будет получена.

          При решении этих вопросов  она должна помнить, что:

          - в краткосрочном периоде фирма, ничего не производя, терпит убытки, равные ее постоянным издержкам;

          - целесообразно продолжить производство, если она может получить либо экономическую прибыль, либо убыток, который меньше, чем ее постоянные издержки;

          - целесообразно производить такой объем продукции, при котором она будет получать максимальную прибыль или нести минимальные потери.

          Есть два основные подхода, чтобы максимизировать прибыль.

          Первый предполагает сравнение  совокупного дохода и совокупных  издержек, второй - сравнение предельного  дохода и предельных издержек.

     Совокупный доход - это сумма, полученная фирмой от продаж, находится как произведение цены проданного товара и объема продаж.

            

                                                        TR=P*Q,                                                           (11)

 

          где Р - цена; 

                Q - объем продаж.

     Средний доход (AR) - это доход продавца от реализованной единицы продукции. В то же время для покупателя это является ценой товара.

 

                                                       AR=TR/Q,                                                         (12)

 

          где TR - совокупный доход;

               Q   - объем продаж. 

     Предельный доход– это дополнительный доход, приносимый последней дополнительной проданной единицей продукции:

 

                                                      MR=∆TR/∆Q,                                                    (13)

 

          При совершенной конкуренции кривая спроса на продукцию является совершенно эластичной и пока на цену не влияет количество единиц товара, предельный доход от продажи дополнительной единицы продукции будет равен цене.

        Так как Р=const, изменение в совокупном доходе будет следующим:

 

                                                  ∆TR=∆(PQ)= P∆Q,                                                 (14)  

 

           где    Q - объем выпуска;

                      Р - цена.

 

         Поэтому для конкретной фирмы MR=P(∆Q/∆Q)=P.

          Согласно первому методу, прибыль находится как разность совокупного дохода и совокупных издержек (Рисунок 6).

           


                                      Р                                 TC


                                                                TR


         

 

                                                            Q


          Рисунок 6 - Совокупный доход, совокупные издержки и прибыль

          Наклон прямой совокупного дохода постоянен, так как постоянен предельный доход, равный цене товара. При малых объемах производства прибыль отрицательна, доход не покрывает постоянные и переменные издержки. При Q=0 фирма терпит убытки в размере постоянных издержек. По мере увеличения объема Q прибыль становится положительной и растет, пока не достигнет определенного объема, точка максимума, после этого прибыль начинает снижаться, отражая опережающий рост совокупных издержек.

          Заметим, что наклон кривой ТС сначала уменьшается, а потом увеличивается. Это означает, что предельные издержки снижаются при начале выпуска и растут по мере увеличения производства. Если фирма по каким-то причинам продолжает увеличивать производство после достижения оптимального объема, то каждая дополнительная произведенная единица уже будет сокращать имеющуюся прибыль из-за возрастающих предельных издержек и сведет ее быстро к нулю.

Информация о работе Издержки и доход