Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 15:56, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование способов и приемов экономического поведения фирмы для реализации условий снижения средних издержек и, тем самым повышения прибыли.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
дать общую характеристику издержкам производства,
предприятия в различных ценовых условиях
Рыночная ситуация |
Условия оптимизации выпуска |
1. Максимизация прибыли |
MR=MC; P >AC |
2. Нулевая прибыль |
MR=MC; P = AVC |
3. Минимизация убытков |
MR=MC; AC > P< AVC |
4. Принятие решения о
продолжении производственной |
MR=MC; P=AVC |
5. Закрытие предприятия |
MR=MC; P < AVC |
Для оценки уровня эффективности
работы прибыль сопоставляется с
затратами или с используемыми
ресурсами. Это соизмерение характеризует
рентабельность. Рентабельность –
это относительный показатель, характеризующий
уровень доходности бизнеса. Показатели
рентабельности характеризуют эффективность
работы предприятия в целом, доходность
различных направлений
Формула рентабельности:
где Pf – прибыль;
ТС – валовые издержки.
Рентабельность бывает разной: она
может обеспечить высокую конкурентоспособность
или привести к прозябанию. Следовательно,
рентабельность предполагает постоянное
соизмерение прибыли и
Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:
- показатели, характеризующие окупаемость издержек производства и инвестиционных проектов;
- показатели, характеризующие рентабельность оборота;
- показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.
Если предприятие получает прибыль, оно считается рентабельным. Показатели рентабельности, применяемые в экономических расчетах, характеризуют относительную прибыльность. Различают показатели рентабельности продукции и рентабельности предприятия.
Уровень рентабельности продукции зависит от изменения среднереализационных цен и себестоимости единицы продукции.
Рентабельность предприятия, определяют как отношение балансовой прибыли к средней стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств. Отношение фонда к материальным и приравненным к ним затратам отражает доходность предприятия.
Уровень общей рентабельности - это ключевой индикатор при анализе рентабельности предприятия. Но если требуется точнее определить развитие фирмы исходя из уровня ее общей рентабельности , необходимо вычислить дополнительно еще два ключевых индикатора: рентабельность оборота и число оборотов капитала.
Рентабельность оборота отражает зависимость между валовой выручкой предприятия и его издержками и исчисляется по формуле:
(7)
Чем больше прибыль по сравнению с валовой выручкой предприятия , тем больше рентабельность оборота. Число оборотов капитала отражает отношение валовой выручки предприятия к величине его капитала и исчисляется п формуле:
(8)
Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) исчисляется путём отношения прибыли от реализации к сумме затрат по реализованной продукции :
где R3 - рентабельность производственной деятельности;
П рп - прибыль от реализации;
Зрп
- сумма затрат по реализованной продукции.
Формула показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию, по отдельным его сегментам и видам продукции.
Уровень рентабельности производственной деятельности , исчисленный в целом по предприятию, зависит от трёх основных факторов первого порядка:
- изменение структуры продаж;
- уровня себестоимости реализованной продукции;
- средних цен реализации.
Показатели рентабельности и доходности имеют общую экономическую характеристику, они отражают конечную эффективность работы предприятия и выпускаемой им продукции. Главным из показателей уровня рентабельности является отношение общей суммы прибыли к производственным фондам. Существует много факторов, определяющих величину прибыли и уровень рентабельности. Эти факторы можно подразделить на внутренние и внешние.
Внешние - это факторы не зависящие от усилий данного коллектива, например изменение цен на материалы, продукцию, тарифов перевозки, норм амортизации и т.д. Такие мероприятия проводятся в общем масштабе и сильно воздействуют на обобщающие показатели производственно – хозяйственной деятельности предприятий. Структурные сдвиги в ассортименте продукции существенно влияют на величину реализованной продукции, себестоимость и рентабельность производства.
Общую рентабельность предприятия необходимо рассматривать как функцию ряда количественных показателей - факторов: структуры и фондоотдачи основных производственных фондов, оборачиваемости нормируемых оборотных средств , рентабельности реализованной продукции. Для такого анализа используют модифицированную формулу расчета показателя общей рентабельности, предложенную А.Д.Шереметом [15, 251 с.]:
где Р - общая рентабельность предприятия %
Е - общая (балансовая) прибыль,% к объему реализованной продукции;
У - удельный вес активной части в общей стоимости основных производственных фондов , доли единицы;
М - коэффициент фондоотдачи активной части основных производственных фондов ;
К - коэффициент оборачиваемости нормированных средств.
2.3 Максимизация прибыли на предприятии
Конкурентная фирма - это которая продает свою продукцию на рынке совершенной конкуренции.
Фирмы не могут повлиять на
цену в силу своей малой
доли продаж. Это справедливо,
так как фирма в любых
Рисунок 5 – Спрос на продукцию конкурентной фирмы
Особенность кривой спроса определяется:
- Незначительностью доли продаж фирм: если они будут изменять свой объем производства, то рыночное предложение (S) настолько незначительно сдвинется, что не окажет воздействия на цену;
-Тем, что товары являются полными заменителями и спрос на них бесконечно эластичен по рыночной цене.
Основная идея, которая лежит
в основе поведения фирмы -
это максимизация прибыли.
Оптимальный объем выпуска – это объем, который позволяет фирме получить максимальную прибыль.
Фирма получает прибыль,
При решении этих вопросов она должна помнить, что:
- в краткосрочном периоде фирма, ничего не производя, терпит убытки, равные ее постоянным издержкам;
- целесообразно продолжить производство, если она может получить либо экономическую прибыль, либо убыток, который меньше, чем ее постоянные издержки;
- целесообразно производить такой объем продукции, при котором она будет получать максимальную прибыль или нести минимальные потери.
Есть два основные подхода, чтобы максимизировать прибыль.
Первый предполагает сравнение
совокупного дохода и
Совокупный доход - это сумма, полученная фирмой от продаж, находится как произведение цены проданного товара и объема продаж.
где Р - цена;
Q - объем продаж.
Средний доход (AR) - это доход продавца от реализованной единицы продукции. В то же время для покупателя это является ценой товара.
где TR - совокупный доход;
Q - объем продаж.
Предельный доход– это дополнительный доход, приносимый последней дополнительной проданной единицей продукции:
При совершенной конкуренции кривая спроса на продукцию является совершенно эластичной и пока на цену не влияет количество единиц товара, предельный доход от продажи дополнительной единицы продукции будет равен цене.
Так как Р=const, изменение в совокупном доходе будет следующим:
∆TR=∆(PQ)= P∆Q,
где Q - объем выпуска;
Р - цена.
Поэтому для конкретной фирмы MR=P(∆Q/∆Q)=P.
Согласно первому методу, прибыль находится как разность совокупного дохода и совокупных издержек (Рисунок 6).
Р TC
Рисунок 6 - Совокупный доход, совокупные издержки и прибыль
Наклон прямой совокупного дохода постоянен, так как постоянен предельный доход, равный цене товара. При малых объемах производства прибыль отрицательна, доход не покрывает постоянные и переменные издержки. При Q=0 фирма терпит убытки в размере постоянных издержек. По мере увеличения объема Q прибыль становится положительной и растет, пока не достигнет определенного объема, точка максимума, после этого прибыль начинает снижаться, отражая опережающий рост совокупных издержек.
Заметим, что наклон кривой ТС сначала уменьшается, а потом увеличивается. Это означает, что предельные издержки снижаются при начале выпуска и растут по мере увеличения производства. Если фирма по каким-то причинам продолжает увеличивать производство после достижения оптимального объема, то каждая дополнительная произведенная единица уже будет сокращать имеющуюся прибыль из-за возрастающих предельных издержек и сведет ее быстро к нулю.