Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 08:31, курсовая работа
Целью написания данной курсовой работы является изучение трудовых процессов и затрат рабочего времени.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Изучить характеристику элементов трудового процесса и основные принципы их организации;
2. Рассмотреть работы по изучению, проектированию и внедрению рациональных приемов и методов труда;
3. Определить сущность метода и основные принципы изучения затрат рабочего времени;
4. Проанализировать особенности и порядок проведения основных методов изучения затрат рабочего времени.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. ТРУДОВОЙ ПРОЦЕСС И МЕТОДЫ ТРУДА…………………………5
1.1 Характеристика элементов трудового процесса и основные принципы их организа-ции……………………………………………………………………….5
1.2 Содержание работы по изучению, проектированию и внедрению рациональных приемов и методов тру-да…………………………………………10
ГЛАВА II. ИЗУЧЕНИЕ ЗАТРАТ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ – ОСНОВА АНАЛИТИЧЕСКИ-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО МЕТОДА НОРМИРОВАНИЯ ТРУДА………………………………………………………………………………16
2.1 Сущность метода и основные принципы изучения затрат рабочего време-ни……………………………………………………………………………...16
2.2 Особенности и порядок проведения основных методов изучения затрат рабочего време-ни…………………………………………………………...21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….33
Принцип оптимальной производительности работы оборудования заключается в установлении на основе нормативов или специальных исследований таких режимов работы оборудования, которые обеспечивали бы наименьшие суммарные затраты живого и прошлого труда на выполнение как отдельных технологических операций, так и производственного процесса в целом. Исходя из этого требования, предельно высокие режимы работы устанавливаются преимущественно на наиболее загруженном оборудовании, лимитирующем пропускную способность участков и цехов.
Принцип оптимального режима труда и отдыха, рабочих на производстве означает установление времени начала и окончания работы, чередования смен, начала и окончания обеденных и других регламентированных внутрисменных перерывов, обеспечивающих наиболее благоприятные условия труда, а также создающих условия для своевременного проведения ремонтных, наладочных и других подготовительных работ, закрепления оборудования за рабочими и т. д.
Соблюдение перечисленных принципов является одним из главных условий высокой производительности и благоприятных условий труда.
1.2 Содержание работы по изучению, проектированию и внедрению рациональных приемов и методов труда
Работа начинается с выбора объектов исследования и заканчивается внедрением проектирования трудового процесса.
При выборе объектов исследования необходимо в зависимости от поставленной задачи определить исполнителя (круг исполнителей).
Не менее важным на этапе подготовки к исследованию является выбор способа проведения исследования и технических средств. Этот вопрос решается с учетом дифференциации исследуемого трудового процесса, сферы его применения.
Наиболее простым способом является визуальное наблюдение как непосредственно на рабочем месте исполнителя, так и дистанционное.
Для более детального анализа трудового процесса целесообразно использовать кино и видео съемку, современные технические средства.
Выбор способа и технических средств изучения методов труда обусловлен степенью механизации изучаемого процесса, необходимой точностью измерений, предполагаемыми масштабами внедрения рационального метода труда, ожидаемой экономической эффективностью [1, с. 40].
При проведении работы по рационализации трудовых процессов целесообразно создание рабочих групп, в состав которых должны входить как специалисты по труду, так и мастер, технолог и т.д.
Большое значение имеет участие в исследовании трудовых процессов работников, опыт которых изучается.
В завершение подготовительного этапа необходимо дать предварительную экономическую оценку рационализации трудового процесса.
При анализе содержания трудового процесса выявляются лишние и нерационально выполняемые приемы, действия, движения.
Как правило, лишние приемы и движения являются результатом неправильной или недостаточно продуманной планировки рабочего места или неполного его оснащения.
Анализ последовательности выполнения трудовых приемов и действий позволяет выявить возможности для перекрытия времени выполнения ручных приемов машинным временем работы оборудования, для совмещения во времени отдельных приемов за счет одновременной работы правой и левой рук, рук и ног и т. д.
При изучении содержания приемов, методов выполнения и траекторий движений ставится цель совершенствовать:
- рабочую позу (выявляется удобство и устойчивость положения рабочего, степень наклона и поворота корпуса и головы, правильность положения рук, предплечья и плеча, отсутствие лишних статических напряжений);
- сопряжения рук рабочего с инструментом, материалами, приспособлениями и элементами управления (рассматривается расположение пальцев, кистей рук, исследуется степень обеспечения быстроты и удобства взятия предмета, правильность приложения усилий и их распределения);
- способ выполнения движений (выявляется траектория, длина пути, оптимальная скорость, точность, своевременность, простота движений, соразмерность усилий);
- характер движений во времени (рассматривается наличие пауз, не связанных с потребностью в отдыхе, совмещение движений во времени, естественность и удобство координированных движений, наличие невызываемых необходимостью остановок, торможений, изменение направления движений и их ритмичность).
В качестве примера рационализации
приемов и методов труда рассмо
Анализ показал, что прием «очистить призмы установочного приспособления от стружки» рациональнее выполнять одновременно двумя. Для этого необходимо оснастить рабочее место дополнительным лотком для щетки и второй щеткой-сметкой. Вновь спроектированный трудовой процесс предусматривает совмещение движений правой и левой рук во времени и устранение лишнего движения по перемещению руки со щеткой ко второму ряду призм (левая рука очищает левый ряд призм, правая - правый). В результате рационализации трудового процесса удалось сократить трудоемкость выполнения анализируемого трудового приема с 0,125 до 0,078 мин, т. е. на 63% [7, с. 108].
При нерациональных методах труда может возникнуть необходимость технических усовершенствований, дополнительного оснащения рабочего места.
Примером может служить метод труда, применяемый на одном из рабочих мест той же поточной линии при выполнении комплекса приемов, связанных с установкой и снятием детали.
При существующих условиях комплекс приемов включал 16 движений левой руки, 20 движений правой руки и 8 движений, выполняемых двумя руками одновременно. Трудоемкость выполнения этого комплекса составляла 0,137 мин.
Анализ выполняемых работницей трудовых движений показал, что нерациональная конструкция зажимного устройства приспособления вынуждает работницу затрачивать лишнее время и физические усилия на закрепление, и открепление детали. Причем эти приемы работница выполняла в неудобной позе, нагибаясь вперед и вытягивая обе руки вправо и влево 800—900 раз в смену. Неудовлетворительными оказались конструкция и расположение рычага крепления верхнего центра. При установке и снятии детали работница вынуждена была также 800—900 раз в смену вытягивать руку вверх на 105 см, приподнимаясь на носках и неестественно вытягиваясь, захватывают рычага рукой. Изменение конструкции зажимного устройства и формы рычага (придание ему изогнутой формы) дало возможность сократить протяженность движения «протянуть руку к рычагу» до 65 см и выполнять его в нормальной зоне досягаемости.
Был спроектирован более рациональный и менее трудоемкий метод выполнения комплекса приемов по установке и снятию детали, на который требовалось всего лишь 0,09 мин. вместо 0,137 мин. (за счет устранения 19 трудовых движений).
В результате был увеличен выпуск деталей на данном рабочем месте с 440 до 462 шт.
Применение нерациональных методов труда нередко связано с недостатками в планировке и оснащении рабочего места, несвоевременным и некачественным его обслуживанием, отсутствием надлежащей связи со службами и т. д. Поэтому работа по совершенствованию трудовых процессов должна носить многоцелевой характер, т. е. включать исследование не только приемов и методов труда, но и вопросов рациональной организации и оснащения рабочих мест, совершенствования системы их обслуживания.
Необходимым условием успешного внедрения запроектированного трудового процесса является разработка инструкционных карт, в которых указываются приемы, трудовые действия и движения, входящие в них, время на их выполнение, а также элементы рационализации. Трудовые действия и движения описываются в соответствии с последовательностью их выполнения и т.п.
Элементы рационализации, указанные в карте, и время на выполнение отдельных приемов нацеливают рабочего именно на те трудовые действия и движения, которые могут выполняться более правильно и быстрее.
Составление инструкционных карт наряду с инструктажем и обучением рабочих имеет важное значение, так как требует от исследователя ответственного отношения ко всем предложениям в области рационализации приемов и методов труда. Он должен еще раз тщательно проанализировать весь трудовой процесс, последовательность его выполнения и при необходимости, с помощью микроэлементных нормативов времени дополнительно уточнить эффективность предлагаемого метода.
Большое значение для
внедрения передовых приемов
и методов труда имеет
Особое внимание следует уделять техническим средствам обучения передовым приемам и методам труда. Среди современных технических средств обучения следует выделить киносъемку, видеомагнитную запись и телевидение, а также специальные тренажеры. При киносъемке средством изучения трудовых процессов и распространения передового опыта служит кинофильм. Построение учебных фильмов зависит от поставленной задачи и особенностей трудового процесса.
Применение промышленного телевидения при обучении работников передовым методам труда возможно в следующих основных вариантах: 1) прямая передача из цеха (лаборатории) в учебный класс; 2) передача кинофильмов или видеомагнитной записи в учебные классы через специальную или общую телевизионную сеть. Выбор того или иного варианта определяется конкретными условиями работы предприятия, уровнем технического оснащения, имеющимися средствами телевидения, характером трудовых процессов, задачами, которые предполагается решить прямой демонстрацией опыта и показом фильма.
Применение телевидения
позволяет демонстрировать
Значительно ускорить процесс освоения новых приемов и методов труда, а также повысить качество обучения позволяет применение тренажеров и контрольно-тренировочных приспособлений.
Широкое применение рациональных приемов и методов труда на производстве позволит улучшить использование современного высокопроизводительного оборудования и рабочего времени, значительно повысить производительность труда.
ГЛАВА II. ИЗУЧЕНИЕ ЗАТРАТ РАБОЧЕГО
ВРЕМЕНИ – ОСНОВА АНАЛИТИЧЕСКИ-
2.1 Сущность
метода и основные принципы
изучения затрат рабочего
Сущностью метода является аналитический подход к исследованию технологических и трудовых процессов на базе расчленения их на составляющие типовые элементы и измерению затрат труда путем проведения фотографий рабочего времени, хронометража, фото - хронометража, моментных наблюдений или экспериментов.
Аналитически –
исследовательский метод
Затраты рабочего времени классифицируются:
- по отношению к работнику (исполнителю) нормируемого трудового процесса с целью выявления характера и степени его занятости при выполнении производственного задания (функции);
- по отношению к производственному процессу с целью определения содержания и характера затрат рабочего времени при выполнении заданной работы (функции);
- по отношению к средствам труда (оборудования и т.п.) с целью выявления использования их во времени.
По отношению к
работнику рабочее время
Время перерывов в работе классифицируется на перерывы регламентированные, (на отдых и личные надобности, по организационным и техническим причинам) и нерегламентированные, как правило, вызванные нарушением нормального хода производственного процесса или нарушением трудовой дисциплины.