Эффективность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 15:50, курсовая работа

Описание

Главная цель данной работы заключается в подробном и детальном изучении эффективности менеджмента организации, а так же критериев и показателей ее оценки.
В связи с этим можно выделить следующие основные задачи:
показать необходимость управления хозяйственной деятельностью;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Концепция оценки эффективности менеджмента 5
1.1. Общее представление 5
1.2. Факторы оценки эффективности менеджмента……………………………7
1.3. Критерии и показатели эффективности управления……………………….9
Глава 2. Оценка эффективности менеджмента……………...…………………12
2.1. Социально-экономическая оценка эффективности…………………….…12
2.2. Пути повышения эффективности управления ……………….……….…..16
Глава 3. Эффективность на Российских предприятиях………………….……21
3.1.Возможности российских предприятий………………………………...….21
3.2.Есть ли альтернатива? …………………………………………………...….24
3.3.Как развивать управление на российских предприятиях……………...….25
Заключение………………………………………………………………….……29
Список литературы………………………………………………………….…...30

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 56.31 Кб (Скачать документ)

Группа  качественных критериев:

  • увеличение доли продукции высшей категории качества;
  • обеспечение экологической чистоты;
  • выпуск продукции, необходимой обществу;
  • улучшение условий труда и быта работников;
  • ресурсоэнергосбережение и др.

Критерием эффективности управления, кроме  того, при определенных условиях может  быть максимум выпуска продукции  или максимум услуг.

Все эти  критерии должны быть отражены в определенной системе показателей экономической  эффективности, которые мы рассмотрим во втором вопросе.

Показатель  эффективности – количественная характеристика работы предприятия, косвенно характеризует эффективность управления.

Такие показатели эффективности как производительность труда, материалоемкость, фондоотдача  основных производственных фондов, оборачиваемость  оборотных средств, окупаемость  капиталовложений условно можно  объединить в группу частных или  локальных показателей.

Кроме того, выделяют обобщающие показатели: рентабельность и ликвидность. Они отражают результат  хозяйственной деятельности и управления в целом но не в полной мере характеризуют  эффективность и качество управления трудовыми процессами, производственными  фондами, материальными ресурсами.

Показателями, характеризующими работу аппарата управления являются стратегическая эффективность  управления и своевременность принятия и осуществления управленческих решений.

При оценке эффективности управления необходимо комплексное применение всей системы  обобщающих и частных показателей. Эффективность управленческой деятельности применительно к субъекту управления может характеризоваться количественными (экономический эффект) и качественными  показателями (социальная эффективность).

 

 

 

 

 

Глава 2. Оценка эффективности.

2.1 Социально-экономическая сущность эффективности менеджмента

 

Управление, как и любой другой вид деятельности, требует своей конкретной оценки, установления его эффективности. Но данный вопрос является довольно сложным, поскольку оценка менеджмента не всегда может быть произведена прямым путем из-за отсутствия формализованных  результатов, количественной оценки отдельных  видов выполняемой работы. Поэтому  для измерения эффективности  управленческого труда часто  применяются косвенные методы.

Существуют  различные подходы к проблеме эффективности менеджмента, которые  разрабатывались школами управленческой мысли.

Например, авторы школы научного управления (Ф. Тейлор, Г. Ганнт, Г. Эмерсон, Ф. и Л. Гилберт и др.), занимались изучением повышения эффективности менеджмента на уровне производства. Особое внимание исследованию этой проблемы уделял Г. Эмерсон, который придавал важное значение связи между эффективностью управления и оранизационной структурой предприятия. Представители административной (классической) школы менеджмента (А. Файоль, Л. Урвик, Д. Муни и др.) рассматривали эффективность менеджмента в более широком смысле – применительно к работе всей организации. Их целью было создание универсальных принципов управления, которые обязательно должны привести организацию к успеху (14 принципов управления Анри Файоля). Авторы школы человеческих отношений (Г. Мюнстерберг, М. Фоллет, Р.Лайкерт, А. Маслоу) считали основным элементом эффективности менеджмента человеческий фактор и разрабатывали различные теории, связанные с повышением эффективности использования человеческих ресурсов.

Проблема  эффективности менеджмента является составной частью экономики управления, которая включает рассмотрение:

  • управленческого потенциала, то есть совокупности всех ресурсов, которыми располагает и которые использует система управления;
  • затрат и расходов на управление, которые определяются содержанием, организацией, технологией и объемом работ по реализации соответствующих функций управления;
  • характера управления труда;
  • эффективности управления, то есть эффективности действий людей в процессе деятельности организации, реализации интересов, в достижении определенных целей.

В управленческом процессе используются человеческие, материальные, информационные и финансовые ресурсы, и в зависимости от того, как умело и целенаправленно  они используются, достигается тот  или иной результат. Эффективность менеджмента – это результативность функционирования системы и процесса управления как взаимодействия управляемой и управляющей систем, то есть интегрированный результат взаимодействия компонентов управления.

В более  упрощенном варианте данное определение  можно представить следующим  образом: эффективность менеджмента – это сопоставление потребленных ресурсов с полученным результатом.

Результаты и эффективность  управленческого труда в конечном итоге управления в целом зависят  от многих условий и предпосылок. К их числу относятся потенциал  сотрудника, его способность выполнять  определенную работу; средства производства; социальные аспекты деятельности персонала  и коллектива в целом; культура организации. Они в значительной мере зависят  и от личности самого руководителя: его авторитета, стиля работы и  т.п. Поэтому все эти факторы  действуют совместно, в интеграционном единстве.

Конечный результат управления часто называют эффектом управления. Эффект представляет собой результат  осуществления мероприятий, направленных на совершенствование производства, бизнеса и организации в целом.

Эффект управления складывается из трех составляющих:

  • экономический эффект – вид эффекта, имеющий непосредственную стоимостную форму, то есть измеряющийся в денежных или натуральных измерителях;
  • социально-экономический эффект – имеет комплексную природу сочетания экономической выгоды и социальной стабильности и спокойствия, например, улучшение условий работы, снижение уровня профессиональных заболеваний (при определенных условиях может быть переведен в обычный экономический эффект);
  • социальный эффект – вид эффекта, который принципиально не может быть пересчитан в экономический, например, предотвращение социального конфликта.

Существует множество видов эффективности менеджмента. Рассмотрим основные из них:

  • по средствам воздействия – целевая, стратегическая и тактическая, планируемая, прогнозная, программная, концептуальная, мотивационная и стимулирующая, ресурсная и потенциальная;
  • по содержанию эффекта – экономическая, социальная, инновационная, организационная, экологическая;
  • по уровню проявления эффекта – народно-хозяйственная, региональная, отраслевая, внешнеэкономическая;
  • по формам эффективности – деятельность менеджера, аппарата управления, процесса управления, системы менеджмента, управленческих нововведений;
  • по видам систем менеджмента – маркетинговая, инновационная, производственная, финансовая.

Рассмотрим  основные факторы, которые оказывают влияние на эффективность управления.

По продолжительности  влияния выделяют факторы, влияние которых сказывается на протяжении длительного времени (технический уровень производства, стиль управления и др.) и которые действуют непродолжительное время (прогулы, простои, нарушения трудовой дисциплины и т.п.).

По характеру  влияния различают факторы интенсивные и экстенсивные. Первые обеспечивают повышение эффективности менеджмента за счет мобилизации внутренних ресурсов, совершенствование организации труда управленческих работников и улучшение его условий, подготовка кадров управления. Вторые предусматривают привлечение дополнительных ресурсов – увеличение численности управленческого персонала, расширение технического оснащения труда управленцев на качественно неизменной основе и т.д.

По содержанию различают научно-технические (уровень механизации и автоматизации труда); организационные (рациональная структура аппарата управления, расстановка кадров, трудовая дисциплина и т.д.); экономические (система материального поощрения и материальной ответственности); социально-психологические (мотивация труда, межличностные отношения) и др.

По форме влияния  различают факторы прямые (квалификация персонала, состояние оборудования) и косвенные (психологический климат, групповая динамика). Первые непосредственно влияют на эффективность управленческого труда, вторые - опосредованно.

Каждый  из перечисленных факторов может  воздействовать на систему управления в отдельности, а также в совокупности с другими. При совместном положительном  воздействии они обеспечивают существенный рост результативности менеджмента, при  отрицательном - снижают ее. Роль менеджеров состоит в том, чтобы планомерно воздействовать на указанные факторы. Рост эффективности должен быть объектом постоянной управленческой деятельности на всех уровнях организации.

Таким образом, эффективность управления – один из основных показателей  совершенствования управления, который  определяется сопоставлением результатов  управления и ресурсов, затраченных  на их достижение.

Изучение эффективности менеджмента  является довольно сложным процессом, поскольку предполагает учет различных  факторов и предпосылок, которые  оказывают совокупное влияние на управленческую деятельность.

 

 

 1.2 Пути повышения эффективности управления

 

Повышение эффективности управления является необходимой составляющей успешной деятельности любого предприятия.

В настоящее время существует множество  способов повышения эффективности  менеджмента, каждый из которых направлен  или на самого руководителя, его  личные и профессиональные качества, или на какой-либо элемент управленческой деятельности.

Работа над повышением эффективности  управления может начинаться с любого элемента, того, совершенствование  которого является для организации  наиболее актуальным. Важно лишь иметь  при этом в виду взаимосвязь элементов  друг с другом.

Наиболее общие пути повышения эффективности управления:

  1. Совершенствование структуры управления, максимальное ее упрощение, децентрализация большинства функций, определение полномочий руководства с учетом квалификаций и личных качеств.
  2. Выработка стратегии развития организации на основе анализа ее сильных и слабых сторон, разработка философии и политики организации, охватывающей все ее функциональные области.
  3. Разработка информационной системы организации, обеспечивающей эффективную коммуникационную связь между сотрудниками и подразделениями.
  4. Разработка системы принятия решений, правил и процедур управления, системы стимулирования.
  5. Система постоянного повышения квалификации работников на основе обучения, переподготовки, развития инициативы, творчества.
  6. Разработка системы подбора, обучения, оценки и перемещения руководящих кадров, планирование карьеры руководителей, применение стиля руководства, адекватного внутренним и внешним факторам, воздействующим на организацию.
  7. Применение наиболее эффективных методов подбора персонала, его оценки, формирование работоспособного, совместимого состава работников, создание максимально благоприятного социально-психологического климата.
  8. Работа по созданию культуры организации, выработке совместных ценностей, признаваемых и одобряемых сотрудниками.

На развитие эффективности трудовой деятельности работника, в том числе  и в сфере управления, можно  воздействовать. Важным стимулом квалификационного  роста руководящего работника и  развития его инициативы является систематическое продвижение по службе. Менеджер должен твердо знать, что вопрос о его продвижении подлежит обязательному периодическому рассмотрению. Однако это продвижение будет зависеть во многом от того, как он повышает деловую квалификацию, насколько активен в работе.

Продвижение менеджеров может осуществляться в форме:

  1. перемещения в рамках той же должностной категории и размеров заработной платы, но с расширением выполняемых функций;
  2. повышения заработной платы без повышения в должности;
  3. продвижения его по ступеням должностной лестницы.

Стимулирующая роль в повышении  эффективности труда руководящих  работников выполняет их периодическая  аттестация. Основная цель аттестации – выявить, на что способен тот или иной работник, чего он заслуживает. Но при этом проявляется и ее вторая сторона. Чувство ответственности перед предстоящей аттестацией побуждает менеджера к более полному использованию своих способностей, к достижению лучших результатов в труде.

Одним из наиболее важных путей повышения  эффективности управления считается  активная поддержка новаторства в организации. Создание и поддержка атмосферы творческого поиска – прямая задача руководителей компании.

Факторами, поддерживающими новаторство, считают: предоставление необходимой свободы при разработке новшества, обеспечение новаторов необходимыми ресурсами и оборудованием, поддержка со стороны высшего руководства; ведение дискуссий по обмену идеями; поддержание эффективных коммуникаций с коллегами, другими подразделениями, вузами и внешними научными организациями; углубление взаимопонимания между работниками.

Одним из наиболее действенных путей  повышения эффективности управления является мотивация.

Мотивация – стимулирование к деятельности, процесс побуждения себя и других к работе, воздействие на поведение человека для достижения личных, коллективных и общественных целей.

Одной из основных задач менеджера  для повышения эффективности  управления является определение мотивов  деятельности каждого сотрудника и  согласование этих мотивов с целями предприятия.

Важную роль в обеспечении эффективного управления играет делегирование, которое означает поручение выполнения определенных задач подчиненным. Преимуществами делегирования являются:

Информация о работе Эффективность