Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 21:34, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотреть роль экономической безопасности в системе национальной безопасности страны.
На основе изучения теоретического материала и анализа статистической информации для достижения поставленной цели были поставлены и решены следующие задачи:
- определить понятие и сущность экономической безопасности
- рассмотреть факторы влияющие на экономическую безопасность
- рассмотреть критерии и показатели оценки экономической безопасности
- рассмотреть принципы анализа последствий возникновения угроз экономической безопасности ;
- методы определения уровня экономической безопасности;
17)
усиление государственного
18)
формирование эффективного
19) вывод национальной экономики из кризиса.
Основу национальной безопасности составляют национальные интересы, это совокупность взаимосвязанных и уравновешенных между собой интересов государства, общества и индивидуума.
Уровень экономической безопасности предопределяется следующими факторами:
1. Геополитическим и экономико-географическим положением страны и связанным с этим размещением производительных сил на территории страны, доступом к отечественным и зарубежным стратегическим ресурсам.
2. Экономической и военно-политической мощью страны и ее конкурентными позициями в мировой экономической системе по стратегически важным видам экономической деятельности.
3. Ориентацией институциональной системы страны на поддержку отраслей национальной экономики, от которых зависит уровень экономической безопасности.
4. Приоритетами экономической политики государства в отношении социально-экономической и экологической сферы, обеспечивающими достижение международных (европейских) стандартов качества жизни населения страны (включая уровень здоровья, образования, социальной инфраструктуры, культуры, искусства).
5. Параметрами отраслевой и региональной структур ВВП, учитывающими стратегическую значимость отраслей национальной экономики и регионов страны для обеспечения экономической безопасности.
6. Условиями, определяющими принципы функционирования национальной экономики в составе ВТО, и зависящей от этих условий структуры экспорта/импорта материальных благ первого и высшего порядков, а также нематериальных активов, отнесенных к категории стратегической значимости; наличием резервов стратегически важных материальных благ первого и высшего порядков в объемах, достаточных для обеспечения экономической безопасности в условиях форс-мажорных обстоятельств.
Перечисленные факторы, по существу, отражают спектр внешних и внутренних угроз экономической безопасности. [ 2 ]
В процессе создания и поддержания национальной экономической безопасности возникают ключевые причины, которые могут ее нарушить, угрозы. Основные угрозы определены в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300 (в редакции Указа Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24). В соответствии с ней угрозы делятся на внутренние и внешние по отношению местоположения причин их возникновения – вне национальной экономики и внутри нее.
Основными внутренними угрозами национальной экономической безопасности являются:
1) увеличение имущественной дифференциации населения подрывает социальный мир и общественное согласие. Относительный баланс социальных интересов может быть нарушен в результате:
- расслоения общества на узкий круг богатых и преобладающую массу бедных, не уверенных в своем будущем людей;
-
увеличения доли бедных слоев
населения в городе по
для широкого распространения относительно новых для России негативных явлений - наркомании, организованной преступности, проституции и т. д.;
- роста числа безработных, что может привести к социальным конфликтам;
- задержки выплаты заработной платы, пенсий, пособий, остановки предприятий и т. д;
2) деформация отраслевой структуры национальной экономики обусловлена такими факторами, как:
-
усиление топливно-сырьевой
- отставание разведки запасов полезных ископаемых от их добычи;
-
низкая конкурентоспособность
-
свертывание производства в
-
снижение результативности, расширение
технологического единства
-
завоевание иностранными
-
приобретение иностранными
- рост внешнего долга России и связанное с этим увеличение расходов бюджета на его погашение;
3) угрозу неравномерности социально-экономического развития регионов обусловливают такие важнейшие факторы, как:
-
объективно существующие
-
нарушение производственно-
-
увеличение разрыва в уровне
производства национального
4) причинами криминализации общества и хозяйственной деятельности стали:
-
рост безработицы, поскольку
- сращивание части чиновничества государственных органов с организованной преступностью, возможность доступа криминальных структур к управлению определенной долей производства и их проникновение в различные властные образования;
-
ослабление системы
5)
резкое снижение научно-
7) усиление изоляции и стремления к независимости субъектов Федерации. Россия обладает значительными территориями, которые функционируют в рамках федеративного устройства. Проявление сепаратистских устремлений субъектами Федерации представляет собой реальную угрозу территориальной целостности России и существованию единого правового, политического и экономического пространства;
8)
усиление межэтнической и
9)
повсеместное нарушение
10)
снижение физического здоровья
населения, ведущее к
11)
демографический кризис, связанный
с устойчивой тенденцией
В совокупности внутренние угрозы национальной безопасности тесно переплетены между собой и взаимосвязаны. Их ликвидация является нужной не только для создания должного уровня национальной безопасности, но и сохранения российской государственности. Вместе с внутренними, присутствуют и внешние угрозы национальной безопасности.
Основными внешними угрозами национальной безопасности являются:
1)
снижение роли России в
2)
снижение экономического и
3)
усиление масштабов и влияние
международных военных и
4) наметившиеся тенденции к размещению около границ России военных сил иностранных государств;
5)
повсеместное распространение
6)
ослабление процессов
7) создание условий формирования и возникновения военных вооруженных конфликтов вблизи государственных границ России и стран СНГ;
8) территориальная экспансия по отношению к России, например, со стороны Японии и Китая;
9) международный терроризм;
10) ослабление позиций России в сфере информации и телекоммуникаций. Это проявляется в снижении влияния России на международные информационные потоки и разработке рядом государств технологий информационной экспансии, которые могут быть применены и к России;
11) активизация на территории России деятельности иностранных организаций, занимающихся разведкой и сбором стратегической информации;
12)
резкое снижение военного и
оборонного потенциала страны, не
позволяющее ей при
Обеспечение
национальной безопасности на достаточном
уровне выводит необходимость
Принятая в 1997 г. и дополненная в 2000 г. Концепция национальной безопасности Российской Федерации не является простой декларацией. Она представляет собой действенный нормативно-правовой документ, регулирующий приоритетную сферу деятельности государства – национальную безопасность. Только начиная с 2003 г. она начала реализовываться после того, как был накоплен необходимый потенциал. Введение системы назначения высших должностных лиц субъектов РФ минимизировало угрозу территориальной целостности России. Запрещение деятельности на территории России фондов с участием иностранного капитала снизило степень ее политической и экономической зависимости. Сейчас наблюдается процесс, когда накопленный потенциал государственной власти приступил к реализации принятой в 1997 г. Концепции национальной безопасности, пусть и не по всем направлениям эффективной и результативной.
Существуют различные аспекты, анализа последствий возникновения угроз экономической безопасности, дифференцированно по экономической, социальной и экологической сферам.
Информация о работе Экономическая безопасность хозяйственной деятельности