Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 21:34, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотреть роль экономической безопасности в системе национальной безопасности страны.
На основе изучения теоретического материала и анализа статистической информации для достижения поставленной цели были поставлены и решены следующие задачи:
- определить понятие и сущность экономической безопасности
- рассмотреть факторы влияющие на экономическую безопасность
- рассмотреть критерии и показатели оценки экономической безопасности
- рассмотреть принципы анализа последствий возникновения угроз экономической безопасности ;
- методы определения уровня экономической безопасности;
Неблагоприятную картину уровня жизни населения дает оценка ряда показателей доходов, получаемых нашими гражданами:
Реальные доходы населения за этот период имеют тенденцию к увеличению. Благосостояние граждан выросло: рост реальных (с учетом инфляции) денежных доходов населения составил 11,5%, пенсии в реальном выражении выросли на 5,3% . Однако этот уровень – менее 10 000 рублей не позволяет российским гражданам удовлетворять свои потребности, за исключением первичных потребностей. К тому же каждый пятый россиянин до сих пор имеет доходы ниже величины прожиточного минимума.
Проблема обеспечения энергетической безопасности весьма актуальна в последнее время, причем обусловлено это не только естественными причинами, такими как ограниченность топливных ресурсов в природе и ростом энергопотребления, но и причинами экономического и политического характера - рост доли России в топливно-энергетическом балансе многих стран, прежде всего Европы.
Руководители РФ заявляют о готовности России стать гарантом энергетической безопасности Европы. Однако современное состояние топливно - энергетического комплекса заставляет говорить в первую очередь о собственной энергетической безопасности.
В настоящее время энергетическая безопасность России в основном обеспечивается за счет старых производственных мощностей, не смотря на их низкую надёжность и высокую степень износа. Степень износа основных фондов к концу 2005 г. возросла в отраслях топливной промышленности - до 50,7% по сравнению с 44,2% в 1991. Наибольший рост старения оборудования за годы переходной экономики произошел в электроэнергетике, где степень износа увеличилась более чем на 30% и составляла 57,8%. По прогнозу экспертов, при сохранении сложившихся тенденций будет продолжаться процесс активного физического и морального старения энергетического оборудования и выработка предельного эксплуатационного ресурса до 2015 г .
В
сложившейся ситуации необходимо заблаговременно
осуществить наращивание
Анализируя
внешнеэкономическую
Теоретические аспекты конкурентоспособности нации более 20 лет назад сформулировал Майкл Портер, известный теоретик в области управления, однако он не определил конкретных показателей конкурентоспособности. В 2000 году группа экономистов из Великобритании на Всемирном экономическом форуме в Давосе представила свою методику определения индекса глобальной конкурентоспособности. Этот показатель учитывает 9 основных критериев: институциональная среда, состояние инфраструктуры, макроэкономические показатели, развитие здравоохранения и начального образования, высшее образование и профессиональное обучение, эффективность рынка, технологическая восприимчивость, организация бизнеса и деловая практика, инновации. Россия оказалась на 62 месте (лидеры – Швейцария, Финляндия, Швеция, Дания, Сингапур, США, Япония, Германия), что внушает серьезные опасения в свете вступления России в ВТО. Возможно угроз отечественному производителю возникнет намного больше, нежели выгод, которые Россия получит .
Таким образом, анализ
Государственная
стратегия в области
Государство должно осуществить комплекс мер, прежде всего, по обеспечению экономического роста, что и будет гарантией экономической безопасности страны. Эти меры должны охватить все сферы экономики. В число этих мер входят :
1) введение в систему государственного регулирования экономической деятельности мер, направленных на предотвращение скупки (приобретения контрольных пакетов акций) нерезидентами страны стратегически важных объектов, составляющих основу экономической мощи страны;
2) введение, в систему государственного регулирования экономической деятельности мер, направленных на контингентирование экспорта стратегически важного сырья, материалов и первичных энергоносителей:;
3) установление жесткого государственного контроля за пополнением и расходованием золотого запаса и валютных резервов страны, а также уровнем ее внешнего долга;
4) введение в Систему Государственного регулирования мер, направленных на усиление контроля за процессом заключения сделок с иностранными Партнерами, которые снижают уровень конкурентоспособности страны;
5) ужесточение режима охраны конфиденциальной информации об экономическом и научно - техническом потенциале страны в стратегически важных отраслях национальной экономики, а так же повышение эффективности патентно - лицензионной деятельности;
6) выработка и реализация экономической политики, направленной на предотвращение оттока капиталов «утечка мозгов»
Следует
заметить, что важнейшим элементом
механизма обеспечения
1) выявление случаев, когда фактические или прогнозируемые параметры экономического развития отклоняются от пороговых значений экономической безопасности, и разработка комплексных государственных мер по выходу страны из зоны опасности. Меры и механизмы, обеспечивающие экономическую безопасность, разрабатываются одновременно с государственными прогнозами социально-экономического развития и реализуются в программе социально-экономического развития Российской Федерации;
2) организация работы по реализации комплекса мер с целью преодоления или недопущения возникновения угроз экономической безопасности Российской Федерации. В ходе этой работы Совет Безопасности Российской Федерации должен рассматривать концепцию федерального бюджета с точки зрения обеспечения экономической безопасности государства;
3) экспертиза принимаемых решений по финансовым и хозяйственным вопросам с позиции экономической безопасности Российской Федерации. Законодательные и иные нормативные правовые акты обязательно должны проходить экспертизу на предмет экономической безопасности Российской Федерации.
Реализация
мер по устранению угроз экономической
безопасности в условиях глобализации
требует организации
Многообразная роль системы государственного и хозяйственного управления в обеспечении экономической безопасности страны в условиях глобализации обусловлена выполнением присущих его механизму функций, в том числе следующих.
Во-первых, обеспечивать инструментарий для обоснования и принятия стратегических и текущих решений, охватывающих как макро-, так и микроэкономическое регулирующее воздействие и параметры функционирования государства;
Во-вторых, обеспечивать с помощью экономических и административных рычагов практическую реализацию стратегии и текущих программ экономического развития, анализ и оценку достигаемых результатов, корректировку осуществляемых мер и действий в зависимости от складывающихся условий;
В-третьих, обеспечивать необходимую правовую и политическую защиту экономического суверенитета страны на основе выработки и последовательного проведения в жизнь законодательных и нормативных актов, предусматривающих охранительные, поощрительные и запретительные режимы в системе взаимоотношений с другими странами;
В-четвертых, формировать устойчивую и надежную систему распределения прав, функций и ответственности, взаимодействия органов и должностных лиц, позволяющую быстро и компетентно реагировать на все возникающие явления и проблемные ситуации в функционировании экономики.
Повышение экономической безопасности России в большой степени зависит от эффективности инструментов защиты национальных интересов на внутренних и внешних рынках. Однако, создавая такие инструменты, необходимо учитывать технологическую отсталость активной части основных производственных фондов, более высокую материалоемкость производимой российской продукции, пока еще слабую нормативную правовую базу и экономическую нестабильность.
Одним их эффективных механизмов является проведение разумной протекционистской политики, защищающей национальные интересы отечественных товаропроизводителей на внутренних и внешних рынках, которая предусматривает: борьбу с монополистами; налоговые льготы; льготное кредитование экспорта продукции обрабатывающей промышленности; задействование режима благоприятствования для предпринимателей в различных отраслях производства; особую значимость фактора ресурсосбережения.
Решение проблемы обеспечения экономической безопасности России становится одной из важнейших задач государства. Само понятие экономической безопасности подразумевает состояние защищенности экономических и социальных интересов граждан. А обеспечение этой защищенности - основная функция государства. Анализ факторов, определяющих уровень экономической безопасности страны, предполагает комплексный учет всех аспектов социально - экономической жизни населения, выявляет угрозы интересам граждан, помогает в разработке программ по устранению этих опасных эффектов.
В курсовой работе дано определение и выявлена сущность экономической безопасности страны. Определено место экономической безопасности в системе национальной безопасности.
Рассмотрены
основные положения Концепции
Охарактеризованы основные критерии и показатели экономической безопасности национальной хозяйственной системы.
Проведен анализ основных показателей экономической безопасности России, в результате чего были выявлены существующие и потенциальные угрозы экономической безопасности России на современном этапе развития:
-
рост валового внутреннего
-
ежегодно ухудшаются
-
растет уровень преступности, особенно
количество тяжких
-
уровень доходов населения не
позволяет обеспечить
- энергетическая безопасность подорвана износом основных фондов;
-
конкурентоспособность
Данные выводы ставят вопрос о необходимости комплексного и углубленного подхода к вопросам обеспечения экономической безопасности России.
Информация о работе Экономическая безопасность хозяйственной деятельности