Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 21:34, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотреть роль экономической безопасности в системе национальной безопасности страны.
На основе изучения теоретического материала и анализа статистической информации для достижения поставленной цели были поставлены и решены следующие задачи:
- определить понятие и сущность экономической безопасности
- рассмотреть факторы влияющие на экономическую безопасность
- рассмотреть критерии и показатели оценки экономической безопасности
- рассмотреть принципы анализа последствий возникновения угроз экономической безопасности ;
- методы определения уровня экономической безопасности;
В
экономической сфере
Следовательно,
задачами анализа последствий
1. Выявление степени влияния угроз и комплекса взаимоувязанных угроз на каждое из таких последствий, как сокращение национального богатства, снижение ВВП, массовые банкротства и т. п.
2. Оценка возможных потерь наступления каждого последствия и всей их совокупности (сокращение числа предприятий и рабочих мест, снижение налогооблагаемой базы, рост издержек, связанных с восполнением стратегических ресурсов, и т. п.).
3. Выявление потенциальных внешних и внутренних источников возмещения этих потерь (увеличение налоговых ставок, рост внешних заимствований, рост темпов инфляции, наличие отечественных и зарубежных НИОКР, реализация которых позволит возместить потери, и т. п.).
4. Оценка возможности доступа к источникам возмещения потерь (потенциальная стоимость обслуживания внешнего и внутреннего долга, допустимые пределы увеличения налоговых ставок, возможность приобретения лицензий на использование необходимых патентов и т. п.).
5. Оценка необходимых ресурсов для привлечения доступных источников возмещения потерь (наличие специалистов требуемой квалификации, наличие финансовых ресурсов для приобретения лицензий и т. п.).
6. Разработка рекомендаций по содержанию целевых программ противодействия выявленным угрозам. [ 2 ]
Социальная сфера. Последствия возникновения угроз экономической безопасности в социальной сфере связаны главным образом с массовой безработицей, обусловленной существенным сокращением неконкурентных отраслей и предприятий национальной экономики. Результатами этого (в зависимости от интенсивности угроз) могут стать: снижение уровня и качества жизни населения; рост уровня бедности; существенное расслоение населения по уровню доходов; усиление миграции ищущих работу внутри страны; «утечка мозгов» за пределы страны; существенные демографические изменения: рост естественной убыли, сокращение средней продолжительности жизни; рост темпов заболеваний и величина потерь, вызванных ими, и другое; криминализация общества; усиление ксенофобии, национальной нетерпимости, деятельности экстремистских группировок; усиление социальной напряженности и социальных конфликтов и другое.
Задачи анализа последствий возникновения угроз экономической безопасности в социальной сфере аналогичны задачам в сфере экономики. Уточняются лишь некоторые специфические для социальной сферы параметры:
1. Выявление степени влияния перечисленных на снижение уровня и качества жизни, рост уровня бедности, расслоение населения по уровню доходов и другое.
2. Оценка возможных потерь наступления каждого последствия и всей их совокупности (потерь от утраты трудоспособности в результате роста заболеваний; потерь от снижения уровня занятости и роста в связи с этим пособий по безработице; дополнительных издержек, связанных с ростом миграции населения; потерь, обусловленных криминализацией общества, в частности потерь от сворачивания малого бизнеса под влиянием давления криминальных структур, и т. п.);выявление потенциальных внешних и внутренних источников возмещения этих потерь (аналогично экономической сфере)
3. Оценка возможности доступа к источникам возмещения потерь (аналогично экономической сфере)
4. Оценка необходимых ресурсов для привлечения доступных источников возмещения потерь (аналогично экономической сфере).
5. Разработка рекомендаций по содержанию целевых программ противодействия выявленным угрозам.
В
экологической сфере
Внутренняя «экологическая экспансия» проявляется в нарушении экономическими агентами - резидентами и нерезидентами страны - экологических нормативов экономической деятельности.
Внешняя «экологическая экспансия» проявляется в виде трансграничного переноса из других стран загрязняющих веществ на территорию страны.
Последствия «экологической экспансии» как внутреннего, так и внешнего характеров также весьма существенны. Прежде всего «экологическая экспансия» приводит к резкому ухудшению здоровья людей, растут потери от утраты трудоспособности и издержки на восстановление здоровья. Существенно возрастают издержки, связанные с созданием и использованием очистных сооружений, разработкой и использованием безотходной технологии производства, утилизацией отходов и другое.
Задачи анализа последствий возникновения угроз экономической безопасности в экологической сфере аналогичны задачам в экономической и социальной сферах:
1. Выявление степени влияния угроз и комплекса взаимоувязанных угроз на каждое из указанных последствий.
2. Оценка возможных потерь наступления каждого последствия и всей их совокупности.
3. Выявление потенциальных внешних и внутренних источников возмещения этих потерь; оценка возможности доступа к источникам возмещения потерь.
4. Оценка необходимых ресурсов для привлечения доступных источников возмещения потерь.
5. Разработка рекомендаций по содержанию целевых программ противодействия выявленным угрозам.
Таким образом, комплексный анализ возможных последствий угроз экономической безопасности в экономической, социальной и экологических сферах, решающий перечисленные задачи с использованием приведенных интегрального и частных показателей, позволяет разработать систему мер противодействия этим угрозам, приобретающую форму целевой комплексной программы обеспечения экономической безопасности страны (ЦКПЭБ).
Для определения уровня экономической безопасности страны используются различные методы. Укрупнёно их можно представить в виде 4 групп:
1. Наблюдение основных макроэкономических показателей и сравнение их с пороговыми значениями
2.
Метод экспертной оценки для
ранжирования территорий по
3. Оценка темпов экономического роста страны по основным макроэкономическим показателям и динамика их изменений.
4. Методы прикладной математики и, в частности, многомерного статистического анализа.
Основной проблемой при использовании метода наблюдения основных макроэкономических показателей является выделение тех показателей, сравнение которых с пороговыми значениями позволит дать комплексную оценку состояния экономики страны, выявить объективные опасные тенденции (например, С.Глазьев в своей методике выделил 22 основных показателя. Среди них: ВВП, доля обрабатывающей промышленности в промышленном производстве, объемы инвестиций в % к ВВП, расходы на научные исследования, продолжительность жизни населения, уровень безработицы, уровень инфляции, объем внешнего и внутреннего долга и др.).
Достаточно широко используются методы экспертной оценки. Так, на их основе проводится оценка интегрального показателя надежности страны (английский журнал «Euromoney») или оценка страхового риска.
Следует отметить, что пока нет общепризнанных методов оценки экономической безопасности. Необходимость применения строгого математического аппарата заметно ограничивает число показателей, которые могут быть использованы. Далеко не все показатели экономической безопасности могут быть выражены в количественной форме.
Таким образом, обеспечение экономической безопасности – «это гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективной жизнедеятельности общества, достижения успеха. Поэтому обеспечение экономической безопасности принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов».
Советом безопасности Российской Федераций Официально утверждены показатели, призванные охарактеризовать состояние национальной экономики с точки зрения обеспечения экономической безопасности страны (таблица 1).
Состояние экономической безопасности оценивается перечнем параметров, критериев и индикаторов, определяющих пороговые значения функционирования экономической системы. Как свидетельствует опыт многих зарубежных стран, за пределами этих значений система теряет способность к динамичному саморазвитию и конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках, становится объектом экспансии инонациональных и транснациональных монополий, в ней усиливается коррупция и криминалитет.
В теоретическом плане проблема параметров, критериев и индикаторов (показателей) экономической безопасности во многом связана с результатами функционирования экономики в целом. Соответственно на первый план выдвигаются макроэкономические показатели.
Параметрами макроэкономической деятельности принято называть те переменные, которые характеризуют тот или иной вариант макроэкономической политики государства (политика регулирования спроса либо предложения; кредитно-денежная политика валютного курса, бюджетно-налоговая, таможенная политика).
В области кредитно-денежной политики - это количество денег в обращении, реальные деньги (денежная масса, соотнесенная с ростом цен), динамика денежной массы, скорость денег в обращении, процентные ставки. В области бюджетно-налоговой политики - это налоговые ставки, количество налогов, правительственные расходы, правительственные субсидии, величина бюджетного дефицита. Эти параметры могут быть весьма жесткими в критические периоды экономического развития. Жесткость кредитно-денежной политики связана с ограничением денежного предложения, бюджетно-налоговой - с ограничением правительственных расходов, уровнем налогообложения.
Обычно
различные виды макроэкономической
политики альтернативны по степени
жесткости: к примеру, мягкая кредитно-денежная
и жесткая бюджетно-налоговая, или наоборот.
Удвоенная жесткость политики приводит
к тому, что экономика испытывает двойной
шок, и в рамках регулирования спроса трудно
уравновесить его последствия.
Таблица 1 Показатели экономической безопасности
Показатель | Пороговое значение | |
1 | Объём ВВП, %
- в целом от среднего по «семёрке» - на душу населения от среднего по «семёрке» - на душ населения от среднемирового |
75 50 100 |
2 | Доля обрабатывающих отраслей в промышленном производстве, % | 70 |
3 | Доля машиностроения в промышленном производстве, % | 20 |
4 | Объём инвестиций, % а ВВП | 25 |
5 | Расходы на научные исследования, % к ВВП | 2 |
6 | Доля новых видов продуктов в объёме выпускаемой продукции (машиностроение) , % | 6 |
7 | Доля населения людей, имеющих доходы ниже прожиточного минимума, % | 7 |
8 | Продолжительность жизни, лет | 70 |
9 | Отношения между доходами 10 % самых высокодоходных и 10 % самых низкодоходных групп населения | 8 |
10 | Уровень преступности, количество преступлений на 100 тыс. человек | 5 |
11 | Уровень безработицы, % | 7 |
12 | Уровень инфляции, % | 20 |
13 | Объём внутреннего долга, % к ВВП за сопоставимый период | 30 |
14 | Текущая потребность в обслуживании и погашении внутреннего долга, % к налоговым поступлениям | 25 |
15 | Объём внешнего долга, % к ВВП | 25 |
16 | Доля внешних заимствований в покрытии бюджетного дефицита , % | 30 |
17 | Дефицит бюджета, % к ВВП | 5 |
18 | Объём наличной иностранной валюты к объёму наличных рублей, % | 25 |
19 | Денежная масса , % к ВВП | 50 |
20 | Доля импорта
во внутреннем потреблении – всего,
%
в том числе продовольствия |
30
24 |
21 | Дифференциация субъектов Федерации по прожиточному минимуму | 1, 5 раза |
Информация о работе Экономическая безопасность хозяйственной деятельности