Экономическая безопасность страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 21:43, курсовая работа

Описание

Понятие "Экономическая безопасность страны" отражает способность соответствующих политических, правовых и Экономических институтов защищать интересы всех своих ключевых субъектов национальной экономики в рамках правил, действующих внутри страны и в международной торговле, на основе национальных и международных правовых норм, при соблюдении и уважении национальных: хозяйственных традиций ценностей.

Содержание

Введение стр.3

1. Общее понятие экономической безопасности страны
стр.4-7
2.Экономика России с точки зрения экономической безопасности. стр.8-29
2.1 Военно-экономическая безопасность.
2.2.Внутриэкономическая безопасность.
2.3 Макроэкономические показатели.
2.4 Государственный уровень экономической безопасности.
2.5 Налоговое состояние экономической безопасности России

3. Внешнеэкономическая безопасность. стр.30-33
3.1 Геопоследствия беловежского сговора.
3.2 Проблемы ближнего и дальнего зарубежья.

4. Институциональные основы системы безопасности.
стр.34-40

5.Заключение стр.41

6.Литература стр.42

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по нац. экономики.doc

— 187.00 Кб (Скачать документ)


План:

  Введение                                                             стр.3

 

1. Общее понятие экономической безопасности страны

                                                                        стр.4-7

2.Экономика России с точки зрения экономической безопасности.                                                                                    стр.8-29

2.1 Военно-экономическая безопасность.

2.2.Внутриэкономическая безопасность.

2.3 Макроэкономические показатели.

2.4 Государственный уровень экономической безопасности.

2.5 Налоговое состояние экономической безопасности России

 

3. Внешнеэкономическая безопасность.            стр.30-33

3.1 Геопоследствия беловежского сговора.

3.2 Проблемы ближнего и дальнего зарубежья. 

 

4. Институциональные  основы системы безопасности.

                                                                                стр.34-40

 

5.Заключение                                                          стр.41

 

6.Литература                                                           стр.42

 

 

 

 

Введение.

Устойчивое и динамичное развитие национальной экономики, ее производи­тельность, эффективность и конкурентоспособ­ность на внутреннем и миро­вых рынках тесно связаны с эконо­мической безопасностью страны.

Понятие "Экономическая безопасность страны" отражает спо­собность соот­ветствующих политических, правовых и Эконо­мических институтов защи­щать интересы всех своих ключевых субъектов национальной  экономики в рамках правил, дейст­вующих внутри страны и в международной торговле, на основе национальных и международных правовых норм, при соблюде­нии и уважении нацио­нальных: хозяйственных традиций ценно­стей.

Экономическая безопасность страны сегодня выдвинулась в число проблем, привлекающих пристальное внимание специа­лис­тов самого различного про­филя, работающих в сфере эконо­мики политики, международных отноше­ний.

Постановка любой проблемы начинается, как известно, с выде­ления базо­вых вопросов, осмысление которых позволяет понять проблему в целом. Та­кими вопросами являются роль и место эко­номической безопасности в об­щей системе национальной безопас­ности страны; определение понятия "эко­номическая безопасность" применительно к современным внутренним и внешним услови­ям; выявление критериев, параметров и показа­телей эконо­мичес­кой безопасности, систематизация наиболее типичных угроз и рис­ков; классификация основных видов эко­номической безопасности и оценка со­стояния дел в этих облас­тях; институциональные осно­вы обеспечения эко­номической безопасности, система государст­венных органов, через которые реализуются механизмы защиты национальных интересов.

1.Общее понятие экономической безопасности страны.

Понятие национальной безопасности шире понятия экономиче­ской безопасности страны, оно включает оборонную, экологи­ческую, энергетическую безопасность и т.д.

Ряд общих условий и факторов выдвигает понятие экономиче­ской безопасности в ряд понятий, формирующих системный взгляд на современную жизнь общества и государства:

Различия в национальных интересах, стремление к более пол­ному вычленению их из общих интересов, несмотря на развитие интеграционных процессов – требуется разработка соответст­вующей стратегии.

Ограниченность природных ресурсов, разная степень обеспе­ченности ими отдельных стран содержит потенциальную воз­можность для обострения экономической и политической борьбы за пользование этими ресурсами.

Возрастает значение фактора конкуренции в производстве и сбыте товаров, особенно в сфере финансово-банковских услуг. Умение создавать условия для развития финансово-банковского сектора и отладить его чёткую работу ставятся в один ряд с умением создавать новые промышленные и сельскохозяйствен­ные технологии.

Вот почему возрастание конкурентоспособности одних стран другими рассматривается как предмет реальной опасности, уг­розы их национальным интересам.

Сама экономическая безопасность имеет сложную внутреннюю структуру, в которой можно выделить три её важнейших эле­мента:

Экономическая независимость. Экономическая независимость не носит абсолютного характера потому, что международное разделение труда делает национальные экономики взаимозави­симыми друг от друга. В этих условиях  экономическая незави­симость означает возможность контроля за национальными ре­сурсами. Необходимо выйти на такой уровень производства, эффективности и качества продукции, который обеспечивает её конкурентоспособность и позволяет на равных участвовать в мировой торговле, кооперационных связях и обмене научно-техническими достижениями.

Стабильность и устойчивость национальной экономики, пред­полагающие защиту собственности во всех её формах, создание надежных условий и гарантий для предпринимательской актив­ности, сдерживание факторов, способных дестабилизировать ситуацию (борьба с криминальными структурами в экономике, недопущение серьезных разрывов в распределении доходов, грозящих вызвать социальные потрясения и т. д.).

Способность к саморазвитию и прогрессу, что особенно важно в современном, динамично развивающемся мире. Создание бла­гоприятного климата для инвестиций и инноваций, постоянная модернизация производства, повышение профессионального, образовательного и общекультурного уровня работников стано­вятся необходимыми и обязательными условиями устойчивости и самосохранения национальной экономики.

Сущность экономической безопасности можно определить как такое состояние экономики и институтов власти, при которых обеспечиваются гарантированная защита национальных интере­сов, социально направленное развитие страны в целом, доста­точный оборонный потенциал даже при наиболее неблагоприят­ном условии развития внутренних и внешних процессов. Таким образом, экономическая безопасность – это не только защищён­ность национальных интересов, но и готовность, и способность институтов власти создавать механизмы реализации и защиты национальных интересов развития отечественной экономики, поддержания социально-политической стабильности обще­ства.   

Сущность экономической безопасности реализуется в системе критериев и показателей. Критерий экономической безопасно­сти – оценка состояния экономики с точки зрения важнейших процессов, отражающих сущность экономической безопасности. Критериальная оценка включает в себя:

      Ресурсный потенциал и возможности его развития.

      Уровень эффективности использования ресурсов, капитала и труда и его соответствие уровню использования в наибо­лее развитых и передовых странах, а также уровню, при ко­тором угрозы внутреннего и внешнего характера сводятся к минимуму.

      Конкурентоспособность экономики.

      Целостность территориального и экономического простран­ства.

      Суверенитет, независимость и возможность противостоять внешним угрозам.

      Социальная стабильность и условия предотвращения и раз­решения социальных конфликтов.

В системе показателей-индикаторов необходимо выделять:

Уровень и качество жизни.

Темпы инфляции.

Норму безработицы.

Экономический рост ВВП.

Дефицит бюджета.

Государственный долг, встроенность в мировую экономику.

Золотовалютные резервы.

Деятельность теневой экономики.

Важны пороговые значения – предельные величины, несоблю­дение значений которых препятствует нормальному ходу разви­тия различных элементов воспроизводства, приводит к форми­рованию негативных, разрушительных тенденций в области экономической безопасности.

Однако нет однозначного ответа на вопрос – какими должны быть эти пороговые значения. Мировая практика показывает, что даже при существенном несоблюдении пороговых значений экономика некоторых стран стабильно развивается, причём тем­пами, превосходящими те страны, где эти пороговые значения соблюдаются гораздо жёстче. Все эти критерии и показатели должны коррелировать друг с другом, и прежде чем браться за соблюдение данных пороговых значений хорошо бы выяснить, как именно они взаимодействуют между собой.

 Экономическая безопасность – это эффективное удовлетворе­ние общественных потребностей с условием соблюдения час­тичной экономической независимости, стабильности и устойчи­вости национальной экономики и способности к саморазвитию и прогрессу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Экономика России с точки зрения экономической безопасности.

Структура проблем экономической безопасности приведена на схеме 1.

 

 


 

Схема 1. Структура проблем экономической безопасности.

 

 

 

2.1. Военно-экономическая безопасность.

Проблемы ВПК.

В течение долгого времени военно-промышленный комплекс Советского Союза производил до трёх четвертей ВВП страны. Это был мощный комплекс, успешно конкурировавший с един­ственным существовавшим на тот момент противником – ВПК США. В то время основная задача, поставленная государством перед данным комплексом, была в обеспечении этого государ­ства средствами защиты и нападения для парирования тех угроз, которые оно таковыми считало.

После развала Советского Союза развалилось и ВПК. На гребне приватизации мощные объединения рассыпались на отдельные заводы. Ранее жёстко связанные между собой серийные заводы и конструкторские бюро тоже стали абсолютно самостоятель­ными единицами. Россия строила свою линию поведения в эко­номике, добиваясь максимальной конкуренции и либерализации рынка, хотя тенденция развития мирового сообщества шла ра­дикально противоположным курсом слияния и поглощения компаний, т.е. перехода от конкурентного к олигополистиче­скому рынку.

Формально в составе ОПК (ВПК в какой-то момент переимено­вали в оборонно-промышленный комплекс) сегодня числятся около 1700 предприятий. Несколько десятков из них являются головными, замыкающими кооперационные цепочки. Доля го­сударственных унитарных предприятий (ГУП) и АО со стопро­центным госучастием составляет около 40%, совсем без госуча­стия – 30%, остальные имеют смешанную форму собственности. Объём производства в 1999 году в среднем составил 22% от уровня 1990 года. По производству  военной продукции они за­гружены на 14-14,5%, по гражданской – на 20-21%. Тяжелее всего приходится государственным унитарным предприятиям. Программы вооружений на ближайшие 10 – 15 лет правитель­ство до сих пор не разработало. Более того, в бюджетных расхо­дах до 2010 года расходов на модернизацию вооружений рос­сийской армии не предвидится. А без госзаказа предприятия ос­таются на голодном пайке. Предприятие, которому прекращают давать заказы национальные вооружённые силы, обречено на смерть в стратегической перспективе.

Проблемы экспорта продукции ОПК заключаются в отсутствии внутреннего спроса и стремительного старения экспортного по­тенциала ОПК. «То, что не принято на вооружение в стране, крайне неохотно покупают за её пределами. Считается, что только национальные вооружённые силы могут обкатать тех­нику и при необходимости заставить её работать.

Другой аспект этой проблемы – стремительное старение экс­портного потенциала ОПК. Россия торгует в основном «плат­формами» военной техники, а этот рынок просто исчезает на глазах. В рамках многочисленных офсетных и лицензионных соглашений технологии производства платформ постепенно широко распространяются. Стремительно растёт другой рынок – электронных, оптических и других подсистем.   

Именно поэтому от государства требуется чёткая программа вооружений, которая должна быть техническим отражением чёткой военной доктрины.

Ещё одной актуальнейшей проблемой ОПК, связанной с госу­дарственной стратегией, является проблема сохранения научной школы.

Длительное отсутствие господдержки российских военных учё­ных и конструкторов уже сильно проредило их ряды. Если в 1990 году средний возраст персонала в оборонке составлял 39 лет, - то сегодня – 58. Число работающих докторов наук сокра­тилось в 1,7 раза, кандидатов – в 1,6. Госразработок осталось на 3 – 5 лет. Работающим сейчас оборонщикам просто некому пе­редавать свой опыт.

Всё последнее десятилетие структура военных расходов была такой: 75 – 80% на содержание войск, 10 – 15% на НИОКР, ос­тальные 5 – 10% приходились на гособоронзаказ. Мировому опыту соответствует другое соотношение – 40/40/20. То есть не­обходимо увеличить расходы на НИОКР в полтора – два раза и в четыре раза – на гособоронзаказ.

В бюджете 2001 года расходы на НИОКР были пересмотрены в сторону увеличения на 40%, но этого явно недостаточно.

По планам правительства из 1700 предприятий ВПК останется 400 – 500 холдингов, финансируемых государством. На заседа­нии кабинета министров 11 мая было принято решение о рест­руктуризации авиационной промышленности путём формирова­ния двух крупных универсальных самолёто-вертолётострои­тельных комплексов (СВСК) холдингового типа и нескольких специализированных (по двигателям, вооружению и т.д.) ком­плексов поменьше.

Ещё одной серьёзной проблемой является взаимодействие транснациональных корпораций с российской наукой и науко­ёмкими отраслями отечественной промышленности, «оно при­обретает явно односторонний … характер. Например, трансна­циональные корпорации запатентовали сотни российских изо­бретений, применяемых на самых современных образцах воен­ной техники … масштабы «патентной агрессии» против России достигают огромных размеров. В результате этого Россия может столкнуться с весьма серьёзными правовыми проблемами при продвижении своего новейшего наукоёмкого оружия на миро­вой рынок».

Проблемы вооружённых сил.

В начале ноября 2000 года Совет безопасности России подвёл черту под дискуссиями о военной реформе, продолжавшиеся с большей или меньшей степенью интенсивности все последние десять лет. Плачевное состояние вооружённых сил признают и сами военные, сделавшие горький вывод о том, что в ближай­шей перспективе Россия будет не способна «вести крупномас­штабную войну обычными средствами». Как признал секретарь Совета безопасности Сергей Иванов, «людей в погонах в России сейчас около трёх миллионов – это непосильная ноша для нашей экономики». Из общего состава силовых структур, где сегодня числятся 2 млн. 360 тысяч военных и 960 тысяч гражданского персонала, должны быть уволены около 600 тысяч. В том числе армия и флот, где под ружьём находятся около 1 млн. 200 тысяч, потеряют 365 тысяч штыков, а другие войска – чуть больше 100 тысяч. В России на одного солдата два командира и три граж­данских.

Информация о работе Экономическая безопасность страны