Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 21:43, курсовая работа
Понятие "Экономическая безопасность страны" отражает способность соответствующих политических, правовых и Экономических институтов защищать интересы всех своих ключевых субъектов национальной экономики в рамках правил, действующих внутри страны и в международной торговле, на основе национальных и международных правовых норм, при соблюдении и уважении национальных: хозяйственных традиций ценностей.
Введение стр.3
1. Общее понятие экономической безопасности страны
стр.4-7
2.Экономика России с точки зрения экономической безопасности. стр.8-29
2.1 Военно-экономическая безопасность.
2.2.Внутриэкономическая безопасность.
2.3 Макроэкономические показатели.
2.4 Государственный уровень экономической безопасности.
2.5 Налоговое состояние экономической безопасности России
3. Внешнеэкономическая безопасность. стр.30-33
3.1 Геопоследствия беловежского сговора.
3.2 Проблемы ближнего и дальнего зарубежья.
4. Институциональные основы системы безопасности.
стр.34-40
5.Заключение стр.41
6.Литература стр.42
Третьей, наиболее обширной группой являются пороговые значения индикаторов финансового состояния:
Пороговый объём внутреннего долга в процентах к ВВП – 30% (сейчас примерно 17% ВВП);
Пороговый объём внешнего долга в процентах к ВВП – 25% (сейчас примерно 54% ВВП);
Дефицит бюджета в процентах к ВВП – до 5% (на данный момент наблюдается устойчивый профицит примерно в 2% от ВВП);
Пороговое значение объёма иностранной валюты в наличной форме к объёму наличных рублей – 25% (более 100% на сегодняшний день);
Пороговое значение денежной массы (М2) в процентах к ВВП – 50% (порядка 20 – 21% на данный момент).
Наибольшую угрозу экономической безопасности России в настоящий момент представляют показатели денежной массы и внешнего долга.
В России сохраняется крайне низкая монетизация экономики, в то время, как в промышленно развитых странах этот показатель нередко превышает 100%. Рыночной экономике для развития требуется гораздо больше живых денег, это является одной из причин значительной долларизации денежного обращения.
На 2003 – 2004 годы приходятся пиковые выплаты по внешней задолженности государства, составляющие 14 и 17 млрд. долларов соответственно, что составляет порядка 33% и 41% федерального бюджета. Это очень тяжёлая нагрузка на Россию, особенно в свете предстоящего падения цен на нефть и металлы на мировом рынке.
Правительство решило использовать часть профицита бюджета на создание накопительного фонда для выплаты внешней задолженности, однако правильнее было бы не замораживать эти средства на счёте а вложить их в виде инвестиций в российскую экономику.
Системообразующие отрасли.
По размеру и протяжённости территории Россия занимает первое место в мире. Три оставшихся монополиста связывают воедино всю страну. Три естественные монополии – МПС России, «Газпром» и РАО «ЕЭС» присутствуют практически во всех регионах РФ и существенно влияют на экономическую ситуацию в стране. Генри Кессинджер когда-то сказал, что Россию не победить, не разорвав её энергетическую и транспортную сеть. Так как РАО «ЕЭС» существенно зависит от «Газпрома», то его также можно включить в этот список. Правительство намерено реформировать все три отрасли, и от результата реформирования будет напрямую зависеть вопрос жизнеспособности России как единого государства.
МПС России.
Железнодорожный транспорт представляет собой единый производственно-
Единство и целостность сети железнодорожных дорог создаёт условия для гибкого маневрирования финансовыми ресурсами, позволяет сосредотачивать их на устранении узких мест, обеспечивать реализацию выбираемых приоритетов по развитию и обновлению материально-технической базы отрасли и соответствующей социальной сферы.
С учётом финансовых результатов подсобно-вспомогательной деятельности железные дороги страны можно считать достаточно рентабельными. Их финансовое положение значительно лучше, чем на железных дорогах западноевропейских государств. Например, на железных дорогах ФРГ дефицит по основной деятельности относительно общих расходов примерно 56%, во Франции – 50%. Удельная величина тарифа на грузовые перевозки на отечественных железных дорогах на порядок ниже, чем за рубежом. Показатели эксплуатационной работы наших железных дорог также лучше, чем зарубежных.
При реформировании железных дорог выдвигаются ложные предпосылки, что они не испытывают конкуренции со стороны других видов транспорта. Это не так. При перевозке малогабаритных грузов на небольшие расстояния с железной дорогой конкурирует автомобильный транспорт, перевозке пассажиров на небольшие и средние расстояния – междугородние автобусы, на большие расстояния – авиация.
2.4 Государственный уровень экономической безопасности.
Самые большие потери за последние пятнадцать лет Россия понесла в области научно-технических, социально-культурных и людских ресурсов.
Научно-технические ресурсы.
К началу 1992 года в России в сфере науки было занято 3,5 миллиона человек (2,1 – научные работники), на начало 1995 года в сфере науки работало 1 миллион 124 тысячи человек (из них научных работников – 643 тысячи). С 1988 года по 1996 год из России навсегда уехало около 95 тысяч научных работников.
Гораздо больше учёных выехало на работу по контракту, 10 – 15% этого потока остаётся за рубежом, и становятся постоянными эмигрантами.
Изощрённой формой «утечки» является найм на работу российских учёных и специалистов иностранными компаниями и СП с иностранным участием на территории России. Они «эмигрируют», не выезжая за границу.
Например, «Проктер энд Гэмбл» на 5 лет арендовало Институт биомедицинской химии АМН России. Американская корпорация Boeing размещает заказы на российских фирмах и оплачивает их после выполнения работ. Сейчас по такой схеме с ними работают более 30 российских компаний (ЦАГИ, IBS, «Хруничев» и другие). Недавно было объявлено о том, что создаётся венчурный фонд, и он вложится в частности в уже упоминавшееся ОАО «Гидромаш» – российский монополист по производству гидравлики для аэрокосмической техники. Корпорация Intel создала центр по разработке ПО в Нижнем Новгороде, где трудится более 120 человек, и ещё около 90 – по контракту.
Стоимость подготовки одного высококвалифицированного специалиста научно-технического профиля составляет 800 тысяч долларов (по расчётам американских специалистов). Если к категории научных работников прибавить высококвалифицированных инженерно-технических специалистов, медиков, учителей и деятелей культуры то Россия ежегодно теряет 50 – 60 млрд. долларов.
Помимо «внешней», существует «внутренняя утечка». А именно, исход учёных и специалистов из научно-технической сферы в другие области национальной экономики – административные, коммерческие и криминальные структуры.
Этот процесс превышает в 10 раз «утечку умов» за рубеж.
ОЭСР, озаботившись проблемами роста научного потенциала России, рекомендовало ещё сократить кадровый потенциал в НИОКР до 500 – 600 тысяч человек при численности научных работников около 300 тысяч (то есть, сократить вдвое против прежнего).
Социально-культурные и человеческие ресурсы.
Под социально-культурными ресурсами понимается культура и образованность нации, наличие общенациональных позитивных идеалов.
Все эти годы происходит чудовищное насилие над российской культурой. Ломка прежних идеалов и внесение надуманных убогих западных идеалов – типа «деньги – это всё» произвела сильные разрушения в человеческой психике. Наиболее пострадало молодое поколение, незащищенное жизненным опытом, и брошенное на произвол судьбы своими родителями, работающими для того, чтобы прокормить себя и свою семью, и государством, которому стало не до них. Вспышка молодёжной преступности, наркомании, проституции во многом обусловлена именно отсутствием внимания к ним со стороны государства и родителей. Происходит стремительное обесценивание общечеловеческих ценностей, в результате человек морально опускается до животного состояния. Всё это подогревается засильем американского низкопробного кино на телевидении, тупой современной музыкальной культурой (за некоторыми исключениями), бульварной прессой и многочисленной кучей современной литературы, поставленной писателями на поток. Иногда создаётся ощущения внешнего воздействия в процессе оболванивании населения.
Впрочем, в этом процессе участвуют и свои. Чего стоит скорая реформа русского правописания, отменяющая «Правила» 1956 года и искусственно упрощающая русский язык по принципу пишется как слышится. Теперь в русском языке появятся новые слова типа: чаечный (от слова «чайка»), майяский (было такое племя майя). От введения нового «Свода» может пропасть окончательно почтение нации к собственному языку (как это произошло давно в думе и на телевидении). В Германии и Австрии сейчас происходит именно такой процесс после реформирования орфографии.
В плане национальной идеи государство также не выдвинуло до сих пор ничего героического, кроме идеи либерализации и волшебной силы абсолютно конкурентного рынка, в котором все будут богаты и счастливы.
Под потерями в людских ресурсах понимается 10 летнее снижение рождаемости населения и очень высокая смертность от несчастных случаев, аварий и убийств.
Криминализация страны.
Всё это связано с высокой криминализацией населения страны, большой долей криминальной и полукриминальной экономики, правовым беспределом.
Всем известно, что предпринимательская деятельность в России сильно ограничена незащищённостью бизнеса. Смертельно опасно начинать какой-то высокодоходный бизнес с быстрым возвратом вложенных средств без наличия солидной «крыши». Особенно опасно в сырьевых отраслях.
Сейчас готовится внесение на рассмотрение думой целого пакета документов по судебной реформе. Если она осуществится, и власть наконец начнёт сажать тех, кто грабит не вёдрами а составами будет легче.
2.5 Налоговое состояние экономической безопасности России.
Объективные тенденции изменения налогового климата в РФ:
Перекладывание налогового бремени на всё более узкий сектор налогоплательщиков. В связи с этим возникают представления о чрезмерности налогообложения доходов с последующими неадекватными требованиями его снижения.
Превращение налоговой системы в фактор подавления экономического роста и инвестиционной активности.
Подрыв объективных возможностей реального сектора в результате убыточности предприятий.
Расширение зоны «теневой» и криминальной экономики (включая в значительной степени вектор коммерческих банков).
Ослабление стимулирующего и регулирующего воздействия налогового механизма на поведенческую мотивацию предпринимательства.
Субъективные тенденции, вызванные конкретными действиями органов государственной власти:
Несогласованность различных направлений финансово-экономической политики.
Слабость экспертизы и отсутствие оценки законодательства с точки зрения критериев экономической безопасности, устойчивости налоговой системы и эффективности налоговой политики.
Плохая предсказуемость налоговой политики.
Усиливающаяся зависимость в проведении налоговой политики от международных финансовых организаций, иностранных политических кругов и ТНК (давление в отношении закона о разделе продукции, экспортно-импортных пошлин, открытых экономических зон, «водочной», «алмазной» и «естественных монополий» и ряда других законов).
Отсутствие механизмов защиты в проведении налоговой политики от лоббистских групп.
Финансовая и правовая незащищённость федеральных органов и сотрудников налоговых службы.
Неразработанность научных основ налогового права, противоречивость юридической нормативно-законодательной базы.
Недооценка фактора времени. Недостаточность и слабость реакции на нарушение общероссийского налогового законодательства.
Низкая экономическая, административная и уголовная ответственность управленческого персонала финансовых и кредитных организаций.
Чрезмерная либерализация доступа иностранных фирм на внутренний российский рынок и беззащитность последнего перед агрессивной конкуренцией иностранных монополий вызвана чрезмерной открытостью экономики России.
С начала рыночных реформ бюджет держится на косвенных налогах, основная тяжесть которых приходится на наиболее незащищённые слои населения, соответственно собирается гораздо меньше налогов, чем если бы упор делался на прямое налогообложение самых богатых слоёв населения. Высокое косвенное налогообложение является в российской экономике фактором сдерживания спроса, косвенные налоги не связаны с эффективностью труда и капитала в известной мере противостоят ей.
ФЗ «О соглашении о разделе продукции» интенсифицирует политику массированного наращивания объёмов экспорта энергоносителей и других ресурсов из России. На основе массированного наращивания нефтедобычи и переброски сырой нефти за рубеж проблемы российской экономики только увеличиваются. Хуже того, при удвоении экспорта за 1994 – 1998 годы Россия потеряла 70% своего промышленного потенциала и внутреннего рынка, оказавшись в сети финансовой зависимости от мировой олигархии.
3.Внешнеэкономическая безопасность.
3.1Геопоследствия беловежского сговора.
Антиконституционный, а по сути преступный беловежский сговор в одночасье лишил страну трети территории и национального богатства прямых выходов на мировые рынки на западе и юге, доследовавшиеся затем рыночные реформы, проведенные методом «шоковой терапии», уполовинили её ВВП. По этому показателю страна оказалась отброшенной со 2-ого-3-его на 15-16-е места в мире, а по другим социально-экономическим показателям - в разы дальше. «Зато» она перешла на второе место (после США) по числу миллиардеров, что стало результатом беспрецедентно хищнической приватизацией, позволившей старой и новой элитам либо «конвертировать» власть в собственность, либо одновременно овладеть и тем и другим. Промышленно развитое государство, сумевшее выиграть самую страшную в мировой истории войну и стать второй мировой сверхдержавой, в постиндустриальную эпоху превратилось в бесперспективный сырьевой придаток мирового хозяйства.
3.2 Проблемы ближнего и дальнего зарубежья.
Основной проблемой внешнеэкономической безопасности является стремительное сокращение доли российской наукоёмкой и трудоёмкой продукции на зарубежных рынках.
На данный момент против России действует 55 антидемпинговых постановлений по различным видам продукции. Некоторые из них были введены вполне обоснованно, т.к. с либерализацией внешнеэкономической деятельности российские предприятия стали выходить на рынок с товаром по демпинговым ценам, конкурируя не только с местными поставщиками, но и между собой. Чего опытные иностранные компании давно себе не позволяют, справедливо полагая, что ценовые войны могут только ухудшить положение всех без исключения игроков на рынке.