Экономическая безопасность страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 21:43, курсовая работа

Описание

Понятие "Экономическая безопасность страны" отражает способность соответствующих политических, правовых и Экономических институтов защищать интересы всех своих ключевых субъектов национальной экономики в рамках правил, действующих внутри страны и в международной торговле, на основе национальных и международных правовых норм, при соблюдении и уважении национальных: хозяйственных традиций ценностей.

Содержание

Введение стр.3

1. Общее понятие экономической безопасности страны
стр.4-7
2.Экономика России с точки зрения экономической безопасности. стр.8-29
2.1 Военно-экономическая безопасность.
2.2.Внутриэкономическая безопасность.
2.3 Макроэкономические показатели.
2.4 Государственный уровень экономической безопасности.
2.5 Налоговое состояние экономической безопасности России

3. Внешнеэкономическая безопасность. стр.30-33
3.1 Геопоследствия беловежского сговора.
3.2 Проблемы ближнего и дальнего зарубежья.

4. Институциональные основы системы безопасности.
стр.34-40

5.Заключение стр.41

6.Литература стр.42

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по нац. экономики.doc

— 187.00 Кб (Скачать документ)

Третьей, наиболее обширной группой являются пороговые зна­чения индикаторов финансового состояния:

Пороговый объём внутреннего долга в процентах к ВВП – 30% (сейчас  примерно 17% ВВП);

Пороговый объём внешнего долга в процентах к ВВП – 25% (сейчас примерно 54% ВВП);

Дефицит бюджета в процентах к ВВП – до 5% (на данный мо­мент наблюдается устойчивый профицит примерно в 2% от ВВП);

Пороговое значение объёма иностранной валюты в наличной форме к объёму наличных рублей – 25% (более 100% на сего­дняшний день);

Пороговое значение денежной массы (М2) в процентах к ВВП – 50% (порядка 20 – 21% на данный момент).

Наибольшую угрозу экономической безопасности России в на­стоящий момент представляют показатели денежной массы и внешнего долга.

В России сохраняется крайне низкая монетизация экономики, в то время, как в промышленно развитых странах этот показатель нередко превышает 100%. Рыночной экономике для развития требуется гораздо больше живых денег, это является одной из причин значительной долларизации денежного обращения.

На 2003 – 2004 годы приходятся пиковые выплаты по внешней задолженности государства, составляющие 14 и 17 млрд. долла­ров соответственно, что составляет порядка 33% и 41% феде­рального бюджета. Это очень тяжёлая нагрузка на Россию, осо­бенно в свете предстоящего падения цен на нефть и металлы на мировом рынке.

Правительство решило использовать часть профицита бюджета на создание накопительного фонда для выплаты внешней за­долженности, однако правильнее было бы не замораживать эти средства на счёте а вложить их в виде инвестиций в российскую экономику. 

Системообразующие отрасли.           

По размеру и протяжённости территории Россия занимает пер­вое место в мире. Три оставшихся монополиста связывают во­едино всю страну. Три естественные монополии – МПС России, «Газпром» и РАО «ЕЭС» присутствуют практически во всех ре­гионах РФ и существенно влияют на экономическую ситуацию в стране. Генри Кессинджер когда-то сказал, что Россию не по­бедить, не разорвав её энергетическую и транспортную сеть. Так как РАО «ЕЭС» существенно зависит от «Газпрома», то его также можно включить в этот список. Правительство намерено реформировать все три отрасли, и от результата реформирова­ния будет напрямую зависеть вопрос жизнеспособности России как единого государства.

МПС России.

Железнодорожный транспорт представляет собой единый про­изводственно-технологический комплекс, с входящими в него предприятиями и учреждениями производственного и социаль­ного назначения, государственное управление которым осуще­ствляет Министерство путей сообщения РФ.

Единство и целостность сети железнодорожных дорог создаёт условия для гибкого маневрирования финансовыми ресурсами, позволяет сосредотачивать их на устранении узких мест, обес­печивать реализацию выбираемых приоритетов по развитию и обновлению материально-технической базы отрасли и соответ­ствующей социальной сферы.

С учётом финансовых результатов подсобно-вспомогательной деятельности железные дороги страны можно считать доста­точно рентабельными. Их финансовое положение значительно лучше, чем на железных дорогах западноевропейских госу­дарств. Например, на железных дорогах ФРГ дефицит по основ­ной деятельности относительно общих расходов примерно 56%, во Франции – 50%. Удельная величина тарифа на грузовые пе­ревозки на отечественных железных дорогах на порядок ниже, чем за рубежом. Показатели эксплуатационной работы наших железных дорог также лучше, чем зарубежных.

При реформировании железных дорог выдвигаются ложные предпосылки, что они не испытывают конкуренции со стороны других видов транспорта. Это не так. При перевозке малогаба­ритных грузов на небольшие расстояния с железной дорогой конкурирует автомобильный транспорт, перевозке пассажиров на небольшие и средние расстояния – междугородние автобусы, на большие расстояния – авиация.

2.4 Государственный уровень экономической безопасности.

Самые большие потери за последние пятнадцать лет Россия по­несла в области научно-технических, социально-культурных и людских ресурсов.

Научно-технические ресурсы.

К началу 1992 года в России в сфере науки было занято 3,5 мил­лиона человек (2,1 – научные работники), на начало 1995 года в сфере науки работало 1 миллион 124 тысячи человек (из них на­учных работников – 643 тысячи). С 1988  года по 1996 год из России навсегда уехало около 95 тысяч научных работников.

Гораздо больше учёных выехало на работу по контракту, 10 – 15% этого потока остаётся за рубежом, и становятся постоян­ными эмигрантами.

Изощрённой формой «утечки» является найм на работу россий­ских учёных и специалистов иностранными компаниями и СП с иностранным участием на территории России. Они «эмигри­руют», не выезжая за границу.

Например, «Проктер энд Гэмбл» на 5 лет арендовало Институт биомедицинской химии АМН России. Американская корпора­ция Boeing размещает заказы на российских фирмах и оплачи­вает их после выполнения работ. Сейчас по такой схеме с ними работают более 30 российских компаний (ЦАГИ, IBS, «Хруни­чев» и другие). Недавно было объявлено о том, что создаётся венчурный фонд, и он вложится в частности в уже упоминав­шееся ОАО «Гидромаш» – российский монополист по произ­водству гидравлики для аэрокосмической техники. Корпорация Intel создала центр по разработке ПО в Нижнем Новгороде, где трудится более 120 человек, и ещё около 90 – по контракту.

Стоимость подготовки одного высококвалифицированного спе­циалиста научно-технического профиля составляет 800 тысяч долларов (по расчётам американских специалистов). Если к ка­тегории научных работников прибавить высококвалифициро­ванных инженерно-технических специалистов, медиков, учите­лей и деятелей культуры то Россия ежегодно теряет 50 – 60 млрд. долларов.

Помимо «внешней», существует «внутренняя утечка». А именно, исход учёных и специалистов из научно-технической сферы в другие области национальной экономики – администра­тивные, коммерческие и криминальные структуры.

Этот процесс превышает в 10 раз «утечку умов» за рубеж. 

ОЭСР, озаботившись проблемами роста научного потенциала России, рекомендовало ещё сократить кадровый потенциал в НИОКР до 500 – 600 тысяч человек при численности научных работников около 300 тысяч  (то есть, сократить вдвое против прежнего).       

Социально-культурные и человеческие ресурсы.

Под социально-культурными ресурсами понимается культура и образованность нации, наличие общенациональных позитивных идеалов.

Все эти годы происходит чудовищное насилие над российской культурой. Ломка прежних идеалов и внесение надуманных убогих западных идеалов – типа «деньги – это всё» произвела сильные разрушения в человеческой психике. Наиболее постра­дало молодое поколение, незащищенное жизненным опытом, и брошенное на произвол судьбы своими родителями, работаю­щими для того, чтобы прокормить себя и свою семью, и госу­дарством, которому стало не до них. Вспышка молодёжной пре­ступности, наркомании, проституции во многом обусловлена именно отсутствием внимания к ним со стороны государства и родителей. Происходит стремительное обесценивание общече­ловеческих ценностей, в результате человек морально опуска­ется до животного состояния.  Всё это подогревается засильем американского низкопробного кино на телевидении, тупой со­временной музыкальной культурой (за некоторыми исключе­ниями), бульварной прессой и многочисленной кучей современ­ной литературы, поставленной писателями на поток. Иногда создаётся ощущения внешнего воздействия в процессе оболва­нивании населения.

Впрочем, в этом процессе участвуют и свои. Чего стоит скорая реформа русского правописания, отменяющая «Правила» 1956 года и искусственно упрощающая русский язык по принципу пишется как слышится. Теперь в русском языке появятся новые слова типа: чаечный (от слова «чайка»), майяский (было такое племя майя). От введения нового «Свода» может пропасть окон­чательно почтение нации к собственному языку (как это про­изошло давно в думе и на телевидении). В Германии и Австрии сейчас происходит именно такой процесс после реформирова­ния орфографии.

В плане национальной идеи государство также не выдвинуло до сих пор ничего героического, кроме идеи либерализации и вол­шебной силы абсолютно конкурентного рынка, в котором все будут богаты и счастливы.

Под потерями в людских ресурсах понимается 10 летнее сниже­ние рождаемости населения и очень высокая смертность от не­счастных случаев, аварий и убийств.

Криминализация страны.

Всё это связано с высокой криминализацией населения страны, большой долей криминальной и полукриминальной экономики, правовым беспределом.

Всем известно, что предпринимательская деятельность в России сильно ограничена  незащищённостью бизнеса. Смертельно опасно начинать какой-то высокодоходный бизнес с быстрым возвратом вложенных средств без наличия солидной «крыши». Особенно опасно в сырьевых отраслях.    

Сейчас готовится внесение на рассмотрение думой целого па­кета документов по судебной реформе. Если она осуществится, и власть наконец начнёт сажать тех, кто грабит не вёдрами а со­ставами будет легче.

2.5 Налоговое состояние экономической безопасности России.

Объективные тенденции изменения налогового климата в РФ:

Перекладывание налогового бремени на всё более узкий сектор налогоплательщиков. В связи с этим возникают представления о чрезмерности налогообложения доходов с последующими не­адекватными требованиями его снижения.

Превращение налоговой системы в фактор подавления эконо­мического роста и инвестиционной активности.

Подрыв объективных возможностей реального сектора в резуль­тате убыточности предприятий.

Расширение зоны «теневой» и криминальной экономики (вклю­чая в значительной степени вектор коммерческих банков).

Ослабление стимулирующего и регулирующего воздействия на­логового механизма на поведенческую мотивацию предприни­мательства.

Субъективные тенденции, вызванные конкретными действиями органов государственной власти:

Несогласованность различных направлений финансово-эконо­мической политики.

Слабость экспертизы и отсутствие оценки законодательства с точки зрения критериев экономической безопасности, устойчи­вости налоговой системы и эффективности налоговой политики.

Плохая предсказуемость налоговой политики.

Усиливающаяся зависимость в проведении налоговой политики от международных финансовых организаций, иностранных по­литических кругов и ТНК (давление в отношении закона о раз­деле продукции, экспортно-импортных пошлин, открытых эко­номических зон, «водочной», «алмазной» и «естественных мо­нополий» и ряда других законов).

Отсутствие механизмов защиты в проведении налоговой поли­тики от лоббистских групп.

Финансовая и правовая незащищённость федеральных органов и сотрудников налоговых службы.

Неразработанность научных основ налогового права, противо­речивость юридической нормативно-законодательной базы.

Недооценка фактора времени. Недостаточность и слабость ре­акции на нарушение общероссийского налогового законода­тельства.

Низкая экономическая, административная и уголовная ответст­венность управленческого персонала финансовых и кредитных организаций.

Чрезмерная либерализация доступа иностранных фирм на внут­ренний российский рынок и беззащитность последнего перед агрессивной конкуренцией иностранных монополий вызвана чрезмерной открытостью экономики России.

С начала рыночных реформ бюджет держится на косвенных на­логах, основная тяжесть которых приходится на наиболее неза­щищённые слои населения, соответственно собирается гораздо меньше налогов, чем если бы упор делался на прямое налогооб­ложение самых богатых слоёв населения. Высокое косвенное налогообложение является в российской экономике фактором сдерживания спроса, косвенные налоги не связаны с эффектив­ностью труда и капитала в известной мере противостоят ей.

ФЗ «О соглашении о разделе продукции» интенсифицирует по­литику массированного наращивания объёмов экспорта энерго­носителей и других ресурсов из России. На основе массирован­ного наращивания нефтедобычи и переброски сырой нефти за рубеж проблемы российской экономики только увеличиваются. Хуже того, при удвоении экспорта за 1994 – 1998 годы Россия потеряла 70% своего промышленного потенциала и внутреннего рынка, оказавшись в сети финансовой зависимости от мировой олигархии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Внешнеэкономическая безопасность.

3.1Геопоследствия беловежского сговора.

Антиконституционный, а по сути преступный беловежский сго­вор в одночасье лишил страну трети территории и националь­ного богатства прямых выходов на мировые рынки на западе и юге, доследовавшиеся затем рыночные реформы, проведенные методом «шоковой терапии», уполовинили её ВВП. По этому показателю страна оказалась отброшенной со 2-ого-3-его на 15-16-е места в мире, а по другим социально-экономическим пока­зателям - в разы дальше. «Зато» она перешла на второе место (после США) по числу миллиардеров, что стало результатом беспрецедентно хищнической приватизацией, позволившей ста­рой и новой элитам либо «конвертировать» власть в собствен­ность, либо одновременно овладеть и тем и другим. Промыш­ленно развитое государство, сумевшее выиграть самую страш­ную в мировой истории войну и стать второй мировой сверх­державой, в постиндустриальную эпоху превратилось в беспер­спективный сырьевой придаток мирового хозяйства.

3.2 Проблемы ближнего и дальнего зарубежья. 

Основной проблемой внешнеэкономической безопасности является стремительное сокращение доли российской наукоёмкой и трудоёмкой продукции на зарубежных рынках.

На данный момент против России действует 55 антидемпинговых постановлений по различным видам продукции. Некоторые из них были введены вполне обоснованно, т.к. с либерализацией внешнеэкономической деятельности российские предприятия стали выходить на рынок с товаром по демпинговым ценам, конкурируя не только с местными поставщиками, но и между собой. Чего опытные иностранные компании давно себе не позволяют, справедливо полагая, что ценовые войны могут только ухудшить положение всех без исключения игроков на рынке.

Информация о работе Экономическая безопасность страны