Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 21:43, курсовая работа
Понятие "Экономическая безопасность страны" отражает способность соответствующих политических, правовых и Экономических институтов защищать интересы всех своих ключевых субъектов национальной экономики в рамках правил, действующих внутри страны и в международной торговле, на основе национальных и международных правовых норм, при соблюдении и уважении национальных: хозяйственных традиций ценностей.
Введение стр.3
1. Общее понятие экономической безопасности страны
стр.4-7
2.Экономика России с точки зрения экономической безопасности. стр.8-29
2.1 Военно-экономическая безопасность.
2.2.Внутриэкономическая безопасность.
2.3 Макроэкономические показатели.
2.4 Государственный уровень экономической безопасности.
2.5 Налоговое состояние экономической безопасности России
3. Внешнеэкономическая безопасность. стр.30-33
3.1 Геопоследствия беловежского сговора.
3.2 Проблемы ближнего и дальнего зарубежья.
4. Институциональные основы системы безопасности.
стр.34-40
5.Заключение стр.41
6.Литература стр.42
Часть антидемпинговых мер была введена без реального обоснования.
Рынок продукции с высокой добавленной стоимостью давно жёстко поделён между различными иностранными компаниями. Нас достаточно легко пускают только на сырьевые рынки, т.к. продажа необработанного сырья выгодна странам импортёрам.
Например, мы по бросовым ценам торговали и продолжаем торговать со скандинавскими странами лесом и пиломатериалами. А затем покупаем у них дорогие мебельные гарнитуры, сделанные из этого леса. И подобных примеров множество.
В частности, торговать сырой российской нефтью убыточно для страны в целом. По расчётам РАН, расходы на добычу сибирской нефти обходятся в 8 долларов за баррель, тогда как в Саудовской Аравии эта цифра составляет 1,5 доллара. При одинаковых ценах на мировом рынке нефтедобывающие компании Саудовской Аравии значительно более рентабельны, чем российские нефтедобытчики.
Поэтому предложения Андрея Илларионова, установить ставку отсечения в 12 долларов за баррель, а остальное перечислять в фонд будущих поколений означает банкротство для наших нефтяников. А ведь это советник президента по экономике.
Для повышения прибыльности добычи нефти её надо подвергать глубокой переработке, развивать химическую промышленность.
Кстати, свыше 80% производственных мощностей глубокой нефтепереработки России находилось на территории Чеченской республики.
В этом году произошло реформирование импортных таможенных пошлин, для простоты работы таможенников оставили всего 4 ставки: 5, 10, 15, и 20%. По величине среднего таможенного тарифа, составляющем примерно 11%, Россия является одним из лидеров в мировой практике по открытости рынка. Видимо, правительство считает, что нашим внутренним производителям не хватает здоровой конкуренции со стороны зарубежных производителей.
Мало того, нас вдруг стали настойчиво приглашать в ВТО, вступление в которую, по словам иностранцев существенно увеличит торговые возможности России. Однако членство некоторых государств в ВТО не отменяет некоторые антидемпинговые меры со стороны США против них.
Почему именно сегодня, когда в США всё сильнее проявляются признаки глубокой рецессии, нас зовут в ВТО. Неужели американцы решили улучшить жизнь российских производителей и пустить их на свой рынок?
Вряд ли. Когда у американцев падает внутренний спрос, они ищут новые рынки сбыта за рубежом. Так на саммите стран Латинской Америки они лоббировали вступление последних в общую зону свободной торговли с США уже в 2003 году. Бразилии с трудом уговорить некоторых представителей саммита отложить дату создания зоны свободной торговли до 2005 года. Правительство Бразилии справедливо опасается за своих местных производителей. Так по данным канадских исследователей членство Канады в НАФТА экономически невыгодно для Канады.
Серьёзной проблемой ближнего зарубежья является одностороннее возмещение НДС Россией соседям по СНГ. В то время как российским производителям НДС практически не возвращается, и их экспортная продукция облагается двойным налогообложением сначала в России, затем в станах импортёрах.
4.Институциональные основы системы безопасности.
Очевидно, что проблематика экономической безопасности, так или иначе, должна быть в поле внимания законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. В структурах законодательной власти в обеих палатах российского парламента имеются специализированные комитеты и комиссии, занимающиеся вопросами национальной и экономической безопасности. Имеются также комиссии, занимающиеся специальными проблемами коррупции. В структурах судебной власти эти функции выполняются Арбитражем, Генеральной прокуратурой.
В структурах исполнительной власти система институтов обеспечения экономической безопасности имеет разветвленный характер, входя частично в сферу компетенции Президента Российской Федерации, частично в сферу компетенции Правительства России. Часть функций передается региональным органам власти.
Согласно Конституции Российской Федерации во главе всей системы национальной безопасности стоит Совет Безопасности, руководимый Президентом и осуществляющий координацию деятельности всех органов и институтов, входящих в эту систему.
В принципе, Совет Безопасности может выполнять три важные функции:
стратегическое планирование; определение приоритетов национального развития; формулирование средне- и долгосрочных целей, форм и методов обеспечения национальной безопасности страны;
подготовку принципиальных решений Президента по ключевым вопросам текущей политики;
координацию действий министерств и ведомств по выполнению решений Президента.
Совет Безопасности не должен быть органом, конкурирующим с правительством или пытающимся его подменить. Но ключевые решения по вопросам национальной безопасности будут осуществляться с достаточной эффективностью только в том случае, если Совет Безопасности обеспечит согласованную деятельность министерств и ведомств, каждое из которых несет полную ответственность лишь за одно из направлений стратегии национальной безопасности.
Данные требования в значительной мере учтены действующими правовыми документами. В действующем Положении о Совете Безопасности так определены его главные задачи и функции.
Основными задачами Совета Безопасности являются:
• определение жизненно важных интересов общества и государства, выявление внутренних и внешних угроз объектам безопасности;
• разработка основных направлений стратегии обеспечения безопасности Российской Федерации и организация подготовки федеральных целевых программ ее обеспечения;
• подготовка рекомендаций Президенту Российской Федерации для принятия решений по вопросам внутренней и внешней политики Российской Федерации в области обеспечения безопасности личности, общества и государства;
• подготовка оперативных решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций, которые могут привести к существенным социально-политическим, экономическим, военным, экологическим и иным последствиям, и по организации их ликвидации;
• подготовка предложений Президенту Российской Федерации о введении, продлении или об отмене чрезвычайного положения;
• разработка предложений по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации 13 процессе реализации принятых решений в области обеспечения безопасности и оценка их эффективности;
• совершенствование системы обеспечения безопасности путем разработки предложений по реформированию существующих либо созданию новых органов, обеспечивающих безопасность личности, общества и государства.
Основными функциями Совета Безопасности являются:
• рассмотрение вопросов внутренней, внешней и военной политики Российской Федерации в области обеспечения безопасности личности, общества и государства, обороноспособности страны, военно-технического сотрудничества, решения стратегических проблем государственной, экономической, социальной, оборонной, экологической и иных видов безопасности, прогнозирования чрезвычайных ситуаций, принятия мер по их предотвращению и преодолению их последствий;
• подготовка решений Президента Российской Федерации по вопросам внутренней, внешней и военной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства, обороноспособности страны, военно-технического сотрудничества, введения экономических санкций, информационного развития, разработки стратегии обеспечения и мер по охране независимости и государственной целостности Российской Федерации;
• рассмотрение законопроектов по вопросам внутренней, внешней и военной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства, обороноспособности страны, военно-технического сотрудничества, введения экономических санкций, разработки стратегии обеспечения и мер по охране независимости и государственной целостности Российской Федерации, представление рекомендаций по ним Президенту Российской Федерации;
• подготовка проектов указов Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности личности, общества и государства, обороноспособности страны, военно-технического сотрудничества, развития глобальных информационных систем, контроля деятельности федеральных органов исполнительной власти. обеспечивающих безопасность;
• организация и координация разработки стратегии в области внутренней, внешней и военной политики, военно-технического сотрудничества и информационной безопасности Российской Федерации, оценка внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности и выявление их источников;
• осуществление контроля за реализацией федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации стратегии в области внутренней, внешней и военной политики, военно-технического сотрудничества и информационной безопасности Российской Федерации;
• рассмотрение вопросов создания, контроля, поддержания в готовности сил и средств обеспечения безопасности, а также вопросов их деятельности;
• рассмотрение и оценка информации о состоянии безопасности Российской Федерации и факторах, угрожающих ей;
• накопление, анализ и обработка информации о функционировании системы обеспечения безопасности Российской Федерации, выработка рекомендаций по ее совершенствованию, организация разработки федеральных про грамм в области обеспечения безопасности Российской Федерации, а также оценка их эффективности;
• организация подготовки федеральных целевых программ обеспечения безопасности, осуществление контроля за ходом их реализации;
• организация научных исследований в области обеспечения безопасности личности, общества и государства;
• решение иных задач в сфере обеспечения безопасности личности, общества и государства в соответствии с законодательством Российской Федерации и решениями Президента Российской Федерации.
Совет Безопасности в соответствии с основными задачами и направлениями его деятельности образует межведомственные комиссии, которые являются основными рабочими органами Совета Безопасности. В зависимости от возлагаемых на них задач они могут создаваться по функциональному или региональному признаку на постоянной или временной основе.
Постоянные межведомственные комиссии Совета Безопасности осуществляют подготовку предложений и рекомендаций Совету Безопасности по основным направлениям государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства, способствуют координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по выполнению федеральных целевых программ и решений Совета Безопасности.
В число постоянных межведомственных комиссий входит и комиссия по экономической безопасности.
Постоянные и временные межведомственные комиссии Совета Безопасности в своей работе взаимодействуют с аппаратом Совета Безопасности.
Деятельность Совета Безопасности обеспечивается аппаратом Совета Безопасности.
Часть органов, отвечающих за экономическую безопасность, подчиняется непосредственно Президенту. В структурах ФСБ функционирует служба экономической контрразведки. В составе МВД имеется управление по борьбе с экономической преступностью. Специальными проблемами обеспечения финансовой безопасности занимается такая специализированная силовая структура, как Федеральная служба налоговой полиции. В структурах Министерства юстиции имеются направления и подразделения, ответственные за обеспечение экономической безопасности в области интеллектуальной собственности.
Значительный объем работы сосредоточен в структурах Правительства Российской Федерации. Головной структурой, которая отвечает за политику в области экономической безопасности, является Министерство Экономического развития и торговли. Оно также контролирует многие вопросы защиты национальных интересов, связанные с режимами привлечения иностранных инвестиций, экспортом капитала.
Вопросы валютной безопасности, связанные с золотовалютными резервами, регулированием валютного рынка и соответственно валютного курса, находятся в компетенции Центробанка России. Валютный контроль осуществляется также Государственным таможенным комитетом Российской Федерации, до недавнего времени - Федеральной комиссией по валютному и экспортному контролю. Все вопросы, связанные с устойчивостью и защищенностью государственных финансов, регулированием дефицита и государственной внутренней и внешней задолженности, контролируются Министерством России.
Вопросы продовольственной безопасности в значительной мере обеспечиваются Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
Таким образом, ясно, что система институтов обеспечения экономической безопасности имеет глубоко разветвленный характер и охватывает все основные ее направления и разновидности. Ясно также, что такая сложная система нуждается в отлаженной организационной концепции, действенных инструментах регулирования и координации, способности к саморазвитию и само коррекции. В своих основных чертах такая система сложилась и на повестке дня эффективность и действенность ее функционирования.
Заключение
Итак, мы рассмотрели понятие экономической безопасности страны, выяснили, что подобные обстоятельства могут возникнуть в результате обострения межгосударственных отношений; возникновения военных конфликтов и террористических актов; дестабилизации внутриполитической ситуации; усиление социальной напряженности; резких изменений демографической ситуации; усиления дискриминационного влияния тех или иных доминирующих экономических группировок или политических союзов обострения конкурентной борьбы как вне, так и внутри страны; истощение жизненно важных ресурсов; возникновение стихийных бедствий и экологических катастроф в стране.