Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 22:03, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение экономической безопасности страны.
Задачи курсовой работы:
1) Изучение экономической безопасности страны как системы: критерии и показатели;
2) Рассмотрение институциональных основ системы экономической безопасности;
3) Изучение негативного влияния внутренних угроз, основных факторов, создающих угрозы экономической безопасности;
4) Рассмотрение внешних угроз экономической безопасности;
5) Изучение проблем экономической безопасности в Республики Беларусь;
6) Рассмотрение основных направлений минимизации угроз экономической безопасности в Республики Беларусь
Введение
1 Понятие и структура экономической безопасности страны 5
1.1 Экономическая безопасность как система: критерии и показатели 5
1.2 Институциональные основы системы экономической безопасности 10
2 Внешние и внутренние угрозы экономической безопасности 15
2.1 Негативное влияние внутренних угроз. Основные факторы, создающие угрозу экономической безопасности 15
2.2 Классификация внешних угроз 18
3 Механизм обеспечения экономической безопасности РБ 21
3.1 Проблемы экономической безопасности в РБ 21
3.2 Основные направления минимизации угроз экономической безопасности в РБ 26
Заключение
Список литературы
Для оценки экономической безопасности, наряду с рассмотренными выше угрозами, показателями и пороговыми значениями, необходимо определить объекты и субъекты экономической безопасности, место и роль государственных и иных институтов в реализации мер по ее обеспечению.
Объектами экономической безопасности выступают как экономическая система страны в целом, так и ее составляющие: производственный и научно-технический потенциалы, финансовая система, агропромышленный комплекс, производственная и социальная инфраструктуры, регионы, население и трудовые ресурсы и др.
Субъектами экономической безопасности является государство, его законодательные и исполнительные институты, предприятия, учреждения и организации как государственного, так и частного секторов экономики, а также общественные объединения и граждане.
Система
обеспечения экономической
Одним из спецслужб Белоруссии по обеспечению экономической безопасности является Комитета государственной безопасности Республики Беларусь. Его основными целями является: обеспечение в пределах компетенции государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь, осуществление регулирования и управления в сфере обеспечения безопасности личности, общества и государства в пределах своих полномочий и координация деятельности в этой сфере других республиканских органов государственного управления, а также непосредственно реализация основных направлений деятельности и задач органов государственной безопасности /10, с.2/.
Общее руководство системой обеспечения национальной безопасности осуществляет Президент Республики Беларусь, который реализует свои полномочия в этой сфере через Совет безопасности Республики Беларусь и Совет Министров Республики Беларусь.
Президент Республики Беларусь наделен следующими полномочиями:
1)
формировать Совет
2)
определять стратегии
3)
контролировать и
4)
издавать декреты, указы и
Основной функцией Национального собрания Республики Беларусь является разработка системы правового регулирования отношений в сфере безопасности, принятие соответствующих законов.
Совет Министров Республики Беларусь руководит системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти по обеспечению безопасности Республики Беларусь; разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики; организует и контролирует подготовку и исполнение мероприятий по обеспечению экономической безопасности министерствами, комитетами, иными подведомственными ему органами управления. Координирует деятельность всех субъектов страны по обеспечению национальной, в том числе экономической, безопасности Совет безопасности Республики Беларусь, председателем которого является Президент Республики Беларусь.
Совет безопасности Республики Беларусь осуществляет подготовку решений Президента Республики Беларусь в сфере национальной безопасности и отвечает перед ним за организацию деятельности по защите жизненно важных национальных интересов страны от внешних и внутренних угроз.
При Совете безопасности Республики Беларусь Указом Президента создана Межведомственная комиссия по безопасности в экономической сфере. Важнейшими ее задачами являются определение жизненно важных интересов Республики Беларусь в экономической сфере, выявление внутренних и внешних угроз этим интересам и разработка мер противодействия возникающим угрозам.
Комиссия дает заключения по проектам республиканских научно-технических, социально-экономических и других целевых программ, а также осуществляет по поручению Президента Республики Беларусь и Совета безопасности экспертизу проектов решений государственных органов и иных организаций в части, касающейся обеспечения экономической безопасности.
Значительный
объем работ по экономической
безопасности сосредоточен в структурах
Правительства Республики Беларусь.
Головной структурой, которая осуществляет
координацию работы министерств
и других республиканских органов
управления по вопросам внутренней и
внешней экономической
В соответствии с Законом Республики Беларусь от 20 августа 1998 года № 1321«О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь» Министерство экономики совместно с министерствами и другими республиканскими органами государственного управления, объединениями, подчиненными Правительству, облисполкомами и Минским горисполкомом осуществляет разработку государственных прогнозов социально-экономического развития Республики Беларусь на долго-, средне- и краткосрочную перспективу, в которых определяются основные направления и предусматриваются меры по обеспечению экономической безопасности.
Продовольственная
безопасность во многом зависит от
развития агропромышленного комплекса,
стратегия и регулирование
Вопросы
производственной безопасности должны
решать Министерство промышленности,
Государственный военно-
Вопросами энергетической безопасности призваны заниматься прежде всего Министерство энергетики и департамент по энергоэффективности Государственного комитета по стандартизации.
Инфраструктурную безопасность должны обеспечивать Министерство транспорта и коммуникаций (департамент по авиации, департамент «Белавтодор», Белорусская железная дорога), Министерство связи и информатизации, а также Министерство архитектуры и строительства.
Головными организациями по обеспечению инновационной безопасности являются Национальная академия наук Беларуси и Государственный комитет по науке и технологиям.
За
внешнеэкономическую
Все вопросы, связанные с финансовой безопасностью, регулированием дефицита государственного бюджета, внутренней и внешней задолженностью государства, контролируются Министерством финансов Республики Беларусь.
Вопросы валютной безопасности, золотовалютных резервов, регулирование валютного рынка и, соответственно, валютного курса находятся в компетенции Национального банка Республики Беларусь. Валютный контроль осуществляется Государственным таможенным комитетом, Комитетом государственного контроля, банковской системой.
Главную роль в обеспечении экологической безопасности играют Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, Министерство лесного хозяйства, Министерство по чрезвычайным ситуациям, Государственный комитет по имуществу.
Координацию мероприятий по обеспечению демографической безопасности осуществляет Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь. Различные аспекты социальной безопасности обеспечивают министерства: образования, здравоохранения, культуры, труда и социальной защиты, жилищно-коммунального хозяйства, торговли, спорта и туризма.
Существенную роль в обеспечении экономической безопасности играют Министерство по налогам и сборам, департамент по материальным резервам Министерства по чрезвычайным ситуациям, а также местные исполнительные и распорядительные органы.
Для
обеспечения экономической
Меры по обеспечению экономической безопасности – это целенаправленная деятельность государственных и общественных институтов по недопущению негативных явлений и процессов в сфере экономики. Такая деятельность включает: определение пороговых значений экономической безопасности; прогнозирование внешних и внутренних угроз экономической безопасности; разработку законодательных актов, обеспечивающих защиту национальных экономических интересов; создание необходимых стратегических и мобилизационных ресурсов государства.
Экономическая безопасность обеспечивается соответствующими субъектами и методами: экономическая безопасность государства – органами государственной власти и управления; экономическая безопасность субъектов хозяйствования – руководителями и соответствующими службами предприятий, организаций или индивидуальными предпринимателями.
Важное значение имеет объективный и всесторонний мониторинг экономики и общества. Он представляет собой информационно-аналитическую систему наблюдений за динамикой показателей экономической безопасности страны /19, с. 721-724/.
Таким образом, для оценки экономической безопасности существуют объекты и субъекты экономической безопасности. Совокупность ее субъектов, объединенных целями и задачами по защите жизненно важных социально-экономических интересов государства, и представляет собой систему обеспечения безопасности страны.
Экономическая безопасность страны предполагает наличие упорядоченной, взаимосвязанной, стройной системы, обеспечивающей экономическую независимость, эффективность, конкурентоспособность, стабильность, устойчивость и способность к возрождению и развитию национальной экономики.
Обеспечение
экономической безопасности начинается
с выявления имеющихся и
Угрозы
следует рассматривать не только
как процессы, условия и факторы,
но и как действия, направленные
на ущемление жизненно важных экономических
интересов личности, общества и государства
или использующие для этого последствия
различных экономических, социальных,
политических и природных факторов
и процессов. Именно конкретная деятельность,
наносящая ущерб интересам
Внешние и внутренние процессы и факторы со всей остротой ставят вопросы обеспечения экономической безопасности Беларуси, защиты жизненно важных экономических интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, определение компетенции каждого из субъектов системы защиты экономики, построение модели обеспечения экономической безопасности, применимой как на национальном, государственном уровне, так и на уровне субъектов хозяйствования
Угроза безопасности в целом и ее составляющих, имеет явно выраженный субъектный характер. То есть – она является выражением противодействия отдельных личностей, определенных социальных групп, субъектов хозяйствования или иных представителей общественных отношений (государств, общественных организаций, партий ) Угроза есть выражение реальных и уже существующих, или потенциальных противоречий, которые развиваются или могут развиться в обществе между отдельными классами, национальными, религиозными и иными социальными слоями и группами, элитами, между обществом и государством, в государстве между ветвями власти, между силами, стоящими у власти, и оппозицией, в международных и межгосударственных отношениях, а также в сфере межличностных отношений. Угроза есть выражение противодействия определенных лиц, социальных групп или их организационных структур удовлетворению противоположных им (например, общенациональных) интересов.