Экономическая безопасность страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 22:03, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение экономической безопасности страны.
Задачи курсовой работы:
1) Изучение экономической безопасности страны как системы: критерии и показатели;
2) Рассмотрение институциональных основ системы экономической безопасности;
3) Изучение негативного влияния внутренних угроз, основных факторов, создающих угрозы экономической безопасности;
4) Рассмотрение внешних угроз экономической безопасности;
5) Изучение проблем экономической безопасности в Республики Беларусь;
6) Рассмотрение основных направлений минимизации угроз экономической безопасности в Республики Беларусь

Содержание

Введение
1 Понятие и структура экономической безопасности страны 5
1.1 Экономическая безопасность как система: критерии и показатели 5
1.2 Институциональные основы системы экономической безопасности 10
2 Внешние и внутренние угрозы экономической безопасности 15
2.1 Негативное влияние внутренних угроз. Основные факторы, создающие угрозу экономической безопасности 15
2.2 Классификация внешних угроз 18
3 Механизм обеспечения экономической безопасности РБ 21
3.1 Проблемы экономической безопасности в РБ 21
3.2 Основные направления минимизации угроз экономической безопасности в РБ 26
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая-Данка.docx

— 95.54 Кб (Скачать документ)

     Таким образом, на ряду существования внешних и внутренних угроз экономической безопасности, существует ряд и других угроз, возникающих в каждой из составляющих видов безопасностей. Выявление и устранение таких угроз необходимо для полноценного развития страны, так как они являются основными проблемами, которые необходимо решать для обеспечения экономической безопасности страны. 
 
 

      3.2 Основные направления минимизации угроз экономической безопасности в РБ

     Для того чтобы как можно лучше осуществлять экономическую политику страны, наращивать объемы производства и содействовать ее стабильному развитию, следует определить основные направления минимизации угроз каждой из видов экономической безопасности.

     Поэтому для повышения производственной безопасности необходимы:

  1. структурная модернизация экономики путем приоритетного развития наукоемких высокотехнологичных экспортоориентированных и импортозамещающих нересурсо- и неэнергоемких производств с высокой долей добавленной стоимости;
  2. повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции;
  3. переход на инновационный путь развития экономики;
  4. социальная ориентация перспективной структуры экономики, ускоренное развитие сферы услуг.

     Для обеспечения финансовой безопасности необходимо снизить инфляцию, что  имеет первостепенное значение для  общей сбалансированности финансовых потоков и равновесия в экономике. Уровень цен отражает конъюнктуру на финансовых рынках, рынках валюты, состояние бюджетного, торгового и платежного балансов страны. Поэтому общий инфляционный потенциал экономики, складывающейся из совокупности факторов, во многом определяет финансовую безопасность в целом.

     Основная  задача обеспечения финансовой безопасности Беларуси – улучшение финансового состояния организаций реального сектора экономики, уменьшение числа убыточных производств. Это требует продолжения реструктуризации и приватизации предприятий, расширения конкуренции для субъектов хозяйствования на внутреннем рынке продукции, товаров, работ и услуг. Положительное влияние на финансовое состояние предприятий имеет совершенствование налоговой системы, сокращение количества налогов и повышение их собираемости.

     Для обеспечения финансовой безопасности необходимо использовать не инфляционные методы финансирования дефицита бюджета и перераспределения финансовых ресурсов исходя из общегосударственных приоритетов /19, с. 735-737/.

     Экономистами  различных течений было разработано  множество направлений экономической  политики, целью которых было содействие экономическому росту. Большинство  из них едино в том, что совокупный рост должен происходить со скоростью, соответствующей темпу роста  естественного уровня реального  объема производства. Если допускается  слишком быстрый рост совокупного  спроса, инфляционные процессы будут  развиваться в более быстром  темпе. Вместе с тем, если спрос растет слишком медленно, вполне вероятно, что экономическая система перейдет в состояние спада темпов роста.

     Для обеспечения продовольственной  безопасности требуется, чтобы совокупные потребности в сельскохозяйственной продукции и продовольствии покрывались  в основном за счет собственного производства. Для решения проблем в сельском хозяйстве необходимы: механизм регулирования  ценовых соотношений на сельскохозяйственную продукцию и товары производственного  назначения (горюче-смазочные материалы, удобрения, технику и т.д.), система  государственного обеспечения равноправия  разных форм собственности и типов  ведения хозяйства, полную свободу  конкуренции между ними, создание рыночной инфраструктуры в аграрном секторе, современной системы хранения и переработки продукции /2, с. 24-26/.

     Институтом  аграрной экономики НАН Беларуси установлено, что национальное агропромышленное производство должно удовлетворять  не менее 85 % спроса и предложения сельскохозяйственной продукции и занимать не менее 80 % внутреннего рынка продовольствия. По таким важнейшим продуктам, как мясо и мясопродукты, молоко и молокопродукты, яйцо, хлебопродукты, картофель, нашей стране важно иметь 100%-ную обеспеченность, а по другим (масло растительное, сахар, рыба и рыбопродукты, овощи и фрукты) – не менее 70%. Особое внимание должно быть уделено производству зерна и укреплению кормовой базы животноводства, повышению качества продовольственных товаров.

     С целью предотвращения угроз энергетической безопасности  необходимы: диверсификация импортируемых топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) по видам топлива и  его поставщикам на основе разработки альтернативных вариантов энергообеспечения  и увеличение их стратегических запасов; повышение доли собственных энергетических ресурсов в структуре топливно-энергетического  баланса до 25-30 %; разработка совместных программ повышения коллективной энергетической безопасности с государствами мирового сообщества, прежде всего со странами-поставщиками энергоресурсов в Беларусь.

     Для обеспечения энергетической безопасности в Европейском союзе введено правило – покупать не более 40 % газа, нефти и электроэнергии у одной страны.

     В настоящее время Республика Беларусь в поставках энергоносителей  практически полностью зависит  от России, откуда импортируется 85-87 % топливных ресурсов. В пересчете на тонны нефтяного эквивалента 70 % потребляемых в Беларуси энергоносителей составляет российский природный газ.

     Энергетическая  безопасность Беларуси зависит не только от бесперебойных поставок энергоресурсов, но и от эффективности энергосбережения, обеспечения строгого режима экономии топливно-энергетических ресурсов

     Указом  Президента Республики Беларусь от 25 августа 2005 г. № 399 утверждены Концепция энергетической безопасности и повышения энергетической независимости Республики Беларусь и Государственная комплексная программа модернизации основных производственных фондов Белорусской энергетической системы, энергосбережения и увеличения доли использования в республике топливно-энергетических ресурсов в 2006-2010 годах.

     Важнейшими  факторами энергетической безопасности являются повышение уровня энергетической независимости, рост эффективности производства, преобразования и использования энергии, а также надежности систем энергосбережения.

     Концепция содержит общее видение перспектив достижения показателей, характеризующих  энергетическую безопасность страны. Как один из вариантов развития белорусской  энергетики предлагается рассмотреть  возможность строительства собственной  атомной электростанции.

     Одним из перспективных направлений экономии топливных ресурсов является перевод  котельных в мини-ТЭЦ. Комбинированная  выработка электрической и тепловой энергии на таких теплоэлектроцентралях  позволяет использовать топливо  вдвое эффективнее по сравнению  с обыкновенными котельнями.

     Для обеспечения энергетической безопасности целесообразно повысить удельный вес  дров и торфа в топливном балансе  страны. При этом если ресурсы торфа  исчерпаемы и большая часть их уже освоена, то Беларусь обладает возрастающим лесо-сырьевым потенциалом, который  используется далеко не полностью.

     Энергетическая  безопасность страны требует создания механизма надежного и эффективного энергообеспечения всех отраслей экономики и населения, что будет способствовать производству конкурентоспособной продукции и повышению уровня и качества жизни населения при сохранении экологически безопасной среды.

     Для сохранения и развития инновационного потенциала, обеспечивающего стратегические интересы социально-экономического развития Беларуси, необходимо: определить приоритеты государственной научно-технической  политики, согласованные с задачами повышения экономической безопасности страны; разработать государственные  программы по важнейшим направлениям фундаментальных и прикладных исследований для обеспечения научно-технической независимости республики; создать благоприятный инновационный климат в экономике с использованием различных форм государственного стимулирования, распространения передовых технологий и защиты отечественных производителей наукоемкой конкурентоспособной продукции.

     Обеспечение экономической безопасности и решение  задач по переходу к устойчивому  социально-экономическому развитию страны могут быть достигнуты только при  активизации инновационной деятельности, что требует соответствующей  государственной научно-технической  политики в следующих направлениях: обеспечение инновационного пути развития экономики, повышение конкурентоспособности результатов отечественных научных исследований и разработок, ускорение их внедрения в интересах экономики, человека и окружающей среды. Необходимо также расширить международное сотрудничество с научными организациями других странах для приоритетных национальных производств, не имеющих достаточного научного обеспечения в Беларуси /19, с. 736-739/.

     В 2009 году по предложениям учёных совместно  с отраслевыми министерствами Правительством был принят ряд конкретных программ по перспективным направлениям, цель которых- создать ядро новой структуры  экономики страны. Во-первых, Государственная  программа Иновационные биотехнологии. Во-вторых, Государственная программа  Импортозамещающие фармсубстанции. Программа решает конкретную задачу- обеспечить импортозамещение и экспорт  уникальных лекарственных средств  и фармсубстанций на основе отечественных  технологий. В-третьих, создание светодиодного производства. Оно позволит обеспечить экспорт более чем на 50 млн. долл., импортозамещение- более 75 млн. долл. В- четвёртых, развитие атомной энергетики, а также создание Парка передовых технологий /11, с. 4-5/.

     Обеспечение внешнеэкономической безопасности напрямую зависит от конкурентоспособности  производимой в республике продукции  и умелого использования внеэкономических факторов развития мировой экономики  в интересах национальной.

     Важнейшей задачей по увеличению объемов экспорта белорусской продукции является преодоление различных нетарифных, тарифных и так называемых «технических барьеров» (технических и промышленных стандартов и норм безопасности, требований к установке и маркировке, санитарных и ветеринарных стандартов, экологических норм и требований) в торговле с зарубежными странами.

     Для укрепления внешнеэкономической безопасности Беларуси важное значение имеют реализация Договора о создании Союзного государства  с Российской Федерацией, единого  экономического пространства на территории Беларуси, Казахстана, России и Украины, расширение сотрудничества с Европейским  союзом, вступление во Всемирную торговую организацию, а также заключение двусторонних соглашений о торгово-экономическом сотрудничестве с отдельными странами.

     Экономическая безопасность тесно взаимосвязана с демографическими, социальными, экологическими, информационными и оборонными аспектами национальной безопасности.

     Основные  задачи обеспечения демографической безопасности состоят в стабилизации рождаемости и ее повышении в перспективе до уровня, обеспечивающего нормальный режим воспроизводства населения, улучшении социально-экономических условий жизнедеятельности семей, оптимизации внутренних и внешних миграционных процессов. Республикой Беларусь, единственной из всех стран мира, принят Закон от 4 января 2002 года № 80-3 «О демографической безопасности Республики Беларусь». Для его реализации разработана Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь на 2006—2010 годы.

     Главной задачей усиления социальной безопасности является повышение материального благосостояния граждан на основе реформы оплаты труда, обеспечения социальной защиты и соблюдения социальных гарантий. Политика государства в этой области должна быть направлена на устранение социальных опасностей и угроз, оказывающих влияние на уровень и качество жизни людей. В первую очередь требуется снизить уровень бедности населения, избежать резкой дифференциации доходов различных его слоев.

     Ухудшение экологической ситуации в мире, наличие  на территории республики объектов повышенного  риска, последствия катастрофы на Чернобыльской  АЭС обусловливают необходимость  первоочередного решения проблем  экологической безопасности. Она отражает состояние защищенности жизни и здоровья человека и среды обитания от возможных вредных воздействий экономической или иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Информация о работе Экономическая безопасность страны