Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 22:03, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение экономической безопасности страны.
Задачи курсовой работы:
1) Изучение экономической безопасности страны как системы: критерии и показатели;
2) Рассмотрение институциональных основ системы экономической безопасности;
3) Изучение негативного влияния внутренних угроз, основных факторов, создающих угрозы экономической безопасности;
4) Рассмотрение внешних угроз экономической безопасности;
5) Изучение проблем экономической безопасности в Республики Беларусь;
6) Рассмотрение основных направлений минимизации угроз экономической безопасности в Республики Беларусь
Введение
1 Понятие и структура экономической безопасности страны 5
1.1 Экономическая безопасность как система: критерии и показатели 5
1.2 Институциональные основы системы экономической безопасности 10
2 Внешние и внутренние угрозы экономической безопасности 15
2.1 Негативное влияние внутренних угроз. Основные факторы, создающие угрозу экономической безопасности 15
2.2 Классификация внешних угроз 18
3 Механизм обеспечения экономической безопасности РБ 21
3.1 Проблемы экономической безопасности в РБ 21
3.2 Основные направления минимизации угроз экономической безопасности в РБ 26
Заключение
Список литературы
Внутренними угрозами экономической безопасности могут быть как объективные процессы в сфере экономики, так и целенаправленная деятельность разнообразных социальных субъектов (международных политических и экономических сообществ, организованных структур и отдельных граждан внутри страны), преследующих собственные интересы, как экономические (извлечение наибольшей прибыли), так и политические (получение власти).
На сегодняшний день вопрос об экономической безопасности является очень актуальным. Ведь в последние годы в стране проходило очень много реформ, которые изменили суть и принципы всей экономики страны. По мнению В. Захарова, к внутренним угрозам экономической безопасности для Республики Беларусь относятся:
1)
низкая конкурентоспособность
2)
физическая изношенность
3)
массовое уклонение от
4)
спад производства и потеря
традиционных рынков сбыта
5)
низкий уровень жизни
6)
практическое отсутствие
7)
разрушение интеллектуального
8)
техническая отсталость
9)
монополизация белорусской
10)
опасность угрозы
11)
увеличение имущественной
12) рост внешнего долга страны и другие/4, с. 8-9/.
Реализации жизненно важных интересов Республики Беларусь в производственной сфере противодействует ряд угроз, обусловленных как внутренними, так и внешними факторами, к которым следует отнести:
1)
процесс снижения
2)
сохраняющаяся и даже
3)
постоянное снижение
4)
старение основных
5)
высокий уровень бартерных
6)
высокий уровень монополизации
в производственной сфере,
7)
нарастание разрушительных
8)
потеря значительной части
9)
вытеснение продукции
10)
дискриминационные меры со
11)
снижение инвестиционной
В соответствии с Концепцией национальной безопасности, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь 9 ноября 2010 года № 575, основными факторами, создающими угрозу безопасности Республики Беларусь в экономической сфере являются:
1)
Рост изношенности
2)
Несогласованность отношений
3)
Ослабление научно-
4)
Снижение инвестиций в
5)
Снижение качества товаров и
услуг отечественных
6)
Снижение
7)
Отток наиболее
Таким
образом, угроза безопасности в целом
имеет явно выраженный субъектный характер.
То есть – она является выражением противодействия
отдельных личностей, определенных социальных
групп, субъектов хозяйствования или иных
представителей общественных отношений.
На сегодняшний день существует большое
количество внутренних угроз экономической
безопасности, от которых зависит экономическое
развитие страны в целом /7, с. 94-98/.
Внешние угрозы, порожденные противоречиями между республикой и другими странами, между республиканскими субъектами хозяйствования и зарубежными производителями реализуются иностранными государствами, корпорациями, предприятиями, прежде всего, под флагом защиты своих национальных экономических, а зачастую и политических интересов.
Соответственно определению угроз как условий, факторов и действий (деятельности), их можно классифицировать по видам:
1) угрозы, вызываемые объективно развивающимися как природными, так и социально-экономическими процессами. Например, процессами, порождающими неравномерность экономического развития, отставание темпов роста экономики и развития ее структуры от потребностей общества из-за недостаточности природных или людских ресурсов и по другим объективным причинам. Угроза может формироваться в результате процессов загрязнения окружающей среды под воздействием расширения сферы и масштабов хозяйственной деятельности и так далее;
2) угрозы, вызываемые определенными политическими, экономическими и социальными действиями или противоречиями. Они могут иметь как организованный и целенаправленный, так и стихийный характер. Такие действия могут осуществляться как отдельными личностями и субъектами хозяйствования, так и их группами при реализации своих экономических интересов в рамках национальной экономики, а также - в случае острых конфликтных ситуаций в сфере международных политических отношений. Такими угрозами могут быть действия производителей по незаконному получению и хищению кредитов, факты недобросовестной конкуренции, действия по «отмыванию» незаконно полученных доходов, провоцирование забастовок и другие парализующие и дестабилизирующие экономическую обстановку /6, с. 122-126/.
Среди внешних факторов, представляющих угрозу безопасности Беларуси следует выделить
- абсолютную зависимость Республики Беларусь от поставок минерально-сырьевых ресурсов, многих видов продукции, в том числе стратегического значения, продовольственных товаров, а также комплектующих изделий;
- потерю традиционных рынков сбыта военно-технической и машиностроительной продукции;
- дискриминационные меры со стороны зарубежных стран и их сообществ во внешнеполитических и экономических отношениях с Республикой Беларусь, что особенно сильно ощущается на мировых рынках промышленного экспорта, трансферта технологий и «ноу-хау»;
- установление жестких барьеров и условий при решении внешнеполитических вопросов по ввозу в республику сырья и товаров из стран-экспортеров;
- навязывание модели демократических преобразований и вытеснение отечественных производителей товаров и услуг (особенно потребительских товаров) с внутреннего рынка зарубежными агентами рынка;
- неадекватные интересам республики условия политического, экономического и гуманитарного сотрудничества со стороны международных организаций;
- нарушение дипломатических соглашений странами-партнерами; недобросовестная экономическая деятельность зарубежных государств и компаний как на внутреннем, так и на внешних рынках, входящих в сферу экономических интересов Беларуси /4, с. 8-9/.
Внешние
угрозы могут быть созданы проводимой
экспансионистской политикой
Следует
также учитывать, что внешние
угрозы обусловлены, с одной стороны,
заинтересованностью
- проникновение в сферу общественных отношений и на формирующийся белорусский рынок сомнительных и недобросовестных партнеров из ближнего и дальнего зарубежья;
- ограничительная деловая практика, используемая инопартнерами для воздействия на принятие политических решений, снижения возможностей нашего выхода на зарубежные рынки, для сбыта в республику устаревших технологий и оборудования, для сбивания или искусственного взвинчивания цен на республиканскую продукцию с целью устранения конкуренции и прочее;
- неадекватное освещение в средствах массовой информации за рубежом политических и социальных процессов в республике, недобросовестная конкуренция инопартнеров, осуществляемая через дискредитацию республиканских предприятий как надежных партнеров и нашей конкурентоспособной на западном рынке продукции, скупку научных разработок и технологий по явно заниженным ценам, навязывание дискриминационных условий при заключении договоров;