СОДЕРЖАНИЕ
Введение.................................................................................................................3
1. Понятие экономической
безопасности и ее место в
системе
национальной
безопасности..................................................................................5
2. Угрозы экономической
безопасности………………………………………10
3. Критерии и
показатели экономической безопасности………………….....14
4. Основные направления
обеспечения экономической безопасности…………………………………………………………………….19
Заключение………………………………………………………………………30
Список использованной
литературы……………..…………………………….32
Приложения
……………………………………………………………………..34
ВВЕДЕНИЕ
Беларусь
относится к малым странам
с открытой экономикой. В 1995 г.
в Рес¬публике Беларусь принята
экономическая модель социально ориентированной
рыночной экономики, со¬четающая преимущества
современного рыночного хозяйства с обеспечением
эффективной социальной защи¬ты граждан.
Одной из
главных задач в условиях трансформации
экономики является обес¬печение экономической
безопасности стра¬ны: эффективное раз¬витие
экономики, интегрированность в международные
союзы, создание механиз¬мов защиты собственных
экономических интересов.
Автор учебника
«Экономическая безопасность государства»
Е.Г.Моисеенко дает следующее определение
понятию «экономическая безопасность»:
Экономическая
безопасность государства – процесс
существования и развития общественно-экономической
формации в экономической среде,
устойчивый, саморазвивающийся материальный
и социально-экономический комплекс,
в пределах которого при отражении угроз
определенным способом происходит формирование
структурных объектов, их взаимодействие
для эффективного удовлетворения развивающихся
материальных потребностей субъектов
общества [8, с.43].
Следует подчеркнуть,
что понятие «экономическая безопасность
страны» охватыва¬ет все сектора
экономики. Из этого можно сделать
вывод, что для обеспечения
экономической безопасности страны,
необходимо обеспечить экономическую
безопасность выше самих секторов
экономики.
В условиях
глобализации мировой экономики
каждое государство вынуждено
обеспечивать собственную экономическую
безопасность. Этого особенно сложно
достигнуть небольшим государствам,
не имеющим достаточного количества
природно-сырьевых ресурсов, необходимых
для развития и устойчивого положения
на мировой арене. К таким государствам
относится и Республика Беларусь, в связи
с чем проблемы национальной экономической
безопасности приобретают для нашей страны
важное значение в теоретическом и практическом
аспектах.
Как показывает
опыт обеспечение экономической
безопасности — это гарантия
независимости страны, условие стабильности
общества, путь к достижению успеха.
Поэтому обеспечение ее — один
из национальных приоритетов.
Положение
Беларуси в мире, изменение ее внутреннего
состояния объяснили необходимость разработки
концепции национальной безопасности
в целом и ее экономической составляющей.
Проблемы
экономической бе¬зопасности рассматриваются
рядом белорусских ученых. В. Пузиков
ставит экономическую безопас¬ность
государства в прямую зависимость как
от внешних, так и внутренних факторов.
В.Пинигин рассматривает методологические
подходы и воп-росы измерения экономической
безопасности. Ю. Енин и В. Журавлев рассмотрели
параметры, критерии, механизмы обеспечения
финансовой бе¬зопасности, являющейся
составляющей экономи¬ческой безопасности.
М. Мясникович связывает экономическую
безопас¬ность с задачами экономического
роста на каждой ступени развития общества.
Свой вклад в разработку направлений и
изучения экономической безопасности
нашей страны внесли также Е.Г.Моисеенко,
П.Г.Никитенко, В.Н.Ермашкевич, А.В.Бондарь,
В.А.Дадалко, Г.Пурс, А.И Громкович и др.
1. ПОНОЯТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ И ЕЕ МЕСТО В
СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Концепция
национальной безопасности впервые
была сформулирована и реализована
в США, где в 1947 г. был принят
закон "О национальной безопасности".
Сначала она исходила из необходимости
обеспечения военной безопасности,
затем в ее содержание были
включены экономический, социальный, моральный
и политический аспекты.
В странах
СНГ разработка проблем национальной
безопасности началась в 90-х
гг. XX в. При подготовке Концепции
национальной безопасности Республики
Беларусь, утвержденной Советом
безопасности 27 марта 1995 г., понятие
нациоцальной безопасности рассматривается
как “состояние защищенности общества
и его составляющих от внутренних и внешних
угроз”. Определение национальной безопасности
было сформулировано как защищенность
жизненно важных интересов личности, общества
и государства во всех сферах их жизнедеятельности:
политической, экономической, военной,
экологической, гуманитарной, информационной
и т.д. [15, с.16].
Следовательно,
национальную безопасность можно
рассматривать как способность
государства защитить национальные ценности
и жизненно важные национальные интересы
при конкретных внутренних и внешних угрозах.
Национальные жизненно важные интересы
определяются состоянием основных сфер
жизнедеятельности нации (общества) и
обеспечением экономической, политической,
гуманитарной, военной и другими видами
безопасности. Все они связаны между собой
и взаимно влияют друг на друга.
Национальная
безопасность включает в себя
такие слагаемые элементы, как
военная, экологическая, информационная,
социальная.
В свою
очередь экономическая безопасность
под¬разделяется на энергетическую,
продовольствен¬ную, финансовую и
другие виды безопасности. Все
эти виды национальной безопасности
тесно взаимо-связаны и зависимы
друг от друга. Экономическая
безо¬пасность является основополагающей
частью на¬циональной безопасности. Это
обусловлено важностью и первостепенностью
значения удовлетворения потребностей
индивидов, субъектов хозяйственной деятельности,
общественных групп в процессе функционирования
и развития как экономики отдельной страны,
так и экономики мирового хозяйства.
Если национальная
безопасность — это форма проявления
безопасности, то экономическая
— это одна из форм проявления
национальной безопасности, являющаяся
ее подсистемой [13, с.52].
Пока общепринятого
понятия экономичес¬кой безопасности,
к сожалению, не существует. Достаточно
широкое распростра¬нение получил подход,
определяющий экономическую безопасность,
как обеспечение живучести национальных
экономик, в условиях мировых экономических
кризисов. Более широкий смысл это понятие
приобре¬ло, получив дополнительно такой
признак, как обеспечение конкурентоспособности
национальной экономики или ее ведущих
отраслей на мировой арене. Это определе¬ние
исходит из результатов глубоких структурных
преобразований в экономиках развитых
стран Запада. Все больше исследователей
склонны полагать, что именно конкурентоспособность
является наиболее объективным и интегральным
критерием жизнеспособности рыночной
экономики. Как показывает мировой опыт
обеспечение экономической безопасности
— это гарантия независимости страны,
условие стабильности и эффективной жизнедеятельности
общества, путь к достижению успеха. Поэтому
обеспечение ее — один из важнейших национальных
приоритетов [4, с.9].
Экономическая
безопасность имеет достаточно сложную
внутреннюю структуру. Анализ реальных
процессов и осмысление отечественного
и зарубежного опыта решения этой проблемы
позволяют вычленить три ее важнейших
элемента:
• экономическую
независимость, которая в условиях
современного мирового хозяйства отнюдь
не носит абсолютного характера. Международное
разделение труда делает национальные
экономики взаимозависимыми друг от друга.
В этих условиях экономическая независимость
означает возможность контроля государства
за национальными ресурсами, достижение
такого уровня производства, эффективности
и качества продукции, который обеспечивает
ее конкурентоспособность и позволяет
на равных участвовать в мировой торговле,
кооперационных связях и обмене научно
техническими достижениями.
• стабильность
и устойчивость национальной экономики,
предлагающие защиту собственности во
всех ее формах, создание надежных условий
и гарантии для предпринимательской активности,
сдержива¬ния факторов способных дестабилизиро¬вать
ситуацию (борьба с криминальными структурами
в экономике, недопущение серьезных разрывов
в распределении доходов, грозящих вызвать
социальные потрясения, и т.д.)
• способность
к саморазвитию и прогрессу,
что особенно важно в современном,
динамично развивающемся мире. Создание
благоприятного климата для инвестиции
и инноваций, постоянная модернизация
производства, повышение профессионального,
образовательного и общекультурного уровня
работников становятся необходимыми и
обязательными условиями устойчивости
и самосохранения национальной экономики.
Таким образом,
экономическая безопасность —
это совокупность условий и
факторов, обеспечивающих независимость
национальной экономики ее стабильность
и устойчивость, способность к
постоянному обновлению и совершенствованию
[16, с. 54].
Целями экономической
безопасности в системе национальной
безопасности может быть организация
механизмов, обеспечивающих:
• выявление
угроз и субъектов угроз эко¬номической
безопасности в современных ус¬ловиях;
• определение
объектов защиты;
• механизм
выявления жизненно важных экономических
интересов республики или субъекта хозяйствования,
сфер и особеннос¬тей их реализации;
• выявление
субъектов, чья деятельность наносит
ущерб жизненно важным экономическим
интересам личности, общества и
государства;
• определение
основных факторов и условий, складывающихся
в сфере обеспечения экономической безопасности
государства или производителя;
• определение
признаков, свидетельствующих о
совершении действий, наносящих
ущерб жизненно важным экономическим
ин¬тересам республики или субъекта хозяйство¬вания;
• анализ
особенностей и механизмов на¬несения
ущерба жизненно важным экономи¬ческим
интересам республики или хозяйству¬ющим
субъектам;
• определение
компетенции и взаимоот¬ношений
органов, осуществляющих деятель¬ность
по обеспечению экономической безопас-ности;
• формирование
системы мер по реали¬зации
жизненно важных экономических
инте¬ресов;
• деятельность
по противодействию уг¬розам
и локализации их последствий
[11, с. 59].
Так как
экономическая система страны представляет
собой сложную иерархическую структуру,
то в качестве объектов экономи¬ческой
безопасности выступают экономи¬ческие
отношения разного уровня [16, с. 55]:
• уровень
семьи и личности — экономические
интересы каждого граждани¬на
страны;
• микроэкономический
уровень — экономические интересы
субъектов хозяйствования;
• региональный
и отраслевой уровень — экономика
областей и отраслей;
• макроэкономический
уровень — национальные экономические
интересы;
• общемировой
экономический уровень — планетарные
экономические интересы.
Субъекты
экономической безопасности осуществляют
деятельность по обеспечению
экономической безопасности, т.е.
по защите своих жизненно важных
экономических интересов при
условии возникновения внутренних
и внешних угроз. Субъектами экономической
безопасности являются: министерства,
комитеты, департаменты, органы судебной
власти, банки, биржи, фонды, страховые
организации, производители и продавцы
продук¬ции, работ и услуг и общества потребителей.
Госу¬дарственные органы должны быть
выделены как самостоятельные особые
субъекты обеспечения эко¬номической
безопасности, которые призваны со¬здать
надлежащие условия и гарантии для успешной
реализации национальной экономической
безопас¬ности юридическими и физическими
лицами [5, с. 40].
2. УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ
Система обеспечения
экономической безопасности —
это совокупность методов, обеспечивающих
стабильное функционирование экономических
отношений в стране, а также
их реализацию. Она предполагает:
выделение наиболее жизненно важных интересов;
выявление угроз, препятствующих реализации
этих интересов; систему противодействия
существующим и возникающим угрозам; механизм
воздействия всех субъектов безопасности,
обеспечивающий реализацию защитных мер.