СОДЕРЖАНИЕ 
 Введение.................................................................................................................3 
 1. Понятие экономической 
безопасности и ее место в 
системе 
 национальной 
безопасности..................................................................................5 
 2. Угрозы экономической 
безопасности………………………………………10 
 3. Критерии и 
показатели экономической безопасности………………….....14 
 4. Основные направления 
обеспечения экономической безопасности…………………………………………………………………….19 
 Заключение………………………………………………………………………30 
 Список использованной 
литературы……………..…………………………….32 
 Приложения 
……………………………………………………………………..34  
 ВВЕДЕНИЕ 
 Беларусь 
относится к малым странам 
с открытой экономикой. В 1995 г. 
в Рес¬публике Беларусь принята 
экономическая модель социально ориентированной 
рыночной экономики, со¬четающая преимущества 
современного рыночного хозяйства с обеспечением 
эффективной социальной защи¬ты граждан. 
 Одной из 
главных задач в условиях трансформации 
экономики является обес¬печение экономической 
безопасности стра¬ны: эффективное раз¬витие 
экономики, интегрированность в международные 
союзы, создание механиз¬мов защиты собственных 
экономических интересов. 
 Автор учебника 
«Экономическая безопасность государства» 
Е.Г.Моисеенко дает следующее определение 
понятию «экономическая безопасность»: 
 Экономическая 
безопасность государства – процесс 
существования и развития общественно-экономической 
формации в экономической среде, 
устойчивый, саморазвивающийся материальный 
и социально-экономический комплекс, 
в пределах которого при отражении угроз 
определенным способом происходит формирование 
структурных объектов, их взаимодействие 
для эффективного удовлетворения развивающихся 
материальных потребностей субъектов 
общества [8, с.43]. 
 Следует подчеркнуть, 
что понятие «экономическая безопасность 
страны» охватыва¬ет все сектора 
экономики. Из этого можно сделать 
вывод, что для обеспечения 
экономической безопасности страны, 
необходимо обеспечить экономическую 
безопасность выше самих секторов 
экономики. 
 В условиях 
глобализации мировой экономики 
каждое государство вынуждено 
обеспечивать собственную экономическую 
безопасность. Этого особенно сложно 
достигнуть небольшим государствам, 
не имеющим достаточного количества 
природно-сырьевых ресурсов, необходимых 
для развития и устойчивого положения 
на мировой арене. К таким государствам 
относится и Республика Беларусь, в связи 
с чем проблемы национальной экономической 
безопасности приобретают для нашей страны 
важное значение в теоретическом и практическом 
аспектах. 
 Как показывает 
опыт обеспечение экономической 
безопасности — это гарантия 
независимости страны, условие стабильности 
общества, путь к достижению успеха. 
Поэтому обеспечение ее — один 
из национальных приоритетов. 
 Положение 
Беларуси в мире, изменение ее внутреннего 
состояния объяснили необходимость разработки 
концепции национальной безопасности 
в целом и ее экономической составляющей. 
 Проблемы 
экономической бе¬зопасности рассматриваются 
рядом белорусских ученых. В. Пузиков 
ставит экономическую безопас¬ность 
государства в прямую зависимость как 
от внешних, так и внутренних факторов. 
В.Пинигин рассматривает методологические 
подходы и воп-росы измерения экономической 
безопасности. Ю. Енин и В. Журавлев рассмотрели 
параметры, критерии, механизмы обеспечения 
финансовой бе¬зопасности, являющейся 
составляющей экономи¬ческой безопасности. 
М. Мясникович связывает экономическую 
безопас¬ность с задачами экономического 
роста на каждой ступени развития общества. 
Свой вклад в разработку направлений и 
изучения экономической безопасности 
нашей страны внесли также Е.Г.Моисеенко, 
П.Г.Никитенко, В.Н.Ермашкевич, А.В.Бондарь, 
В.А.Дадалко, Г.Пурс, А.И Громкович и др.  
 1. ПОНОЯТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ 
БЕЗОПАСНОСТИ И ЕЕ МЕСТО В 
СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ  
 Концепция 
национальной безопасности впервые 
была сформулирована и реализована 
в США, где в 1947 г. был принят 
закон "О национальной безопасности". 
Сначала она исходила из необходимости 
обеспечения военной безопасности, 
затем в ее содержание были 
включены экономический, социальный, моральный 
и политический аспекты. 
 В странах 
СНГ разработка проблем национальной 
безопасности началась в 90-х 
гг. XX в. При подготовке Концепции 
национальной безопасности Республики 
Беларусь, утвержденной Советом 
безопасности 27 марта 1995 г., понятие 
нациоцальной безопасности рассматривается 
как “состояние защищенности общества 
и его составляющих от внутренних и внешних 
угроз”. Определение национальной безопасности 
было сформулировано как защищенность 
жизненно важных интересов личности, общества 
и государства во всех сферах их жизнедеятельности: 
политической, экономической, военной, 
экологической, гуманитарной, информационной 
и т.д. [15, с.16]. 
 Следовательно, 
национальную безопасность можно 
рассматривать как способность 
государства защитить национальные ценности 
и жизненно важные национальные интересы 
при конкретных внутренних и внешних угрозах. 
Национальные жизненно важные интересы 
определяются состоянием основных сфер 
жизнедеятельности нации (общества) и 
обеспечением экономической, политической, 
гуманитарной, военной и другими видами 
безопасности. Все они связаны между собой 
и взаимно влияют друг на друга. 
 Национальная 
безопасность включает в себя 
такие слагаемые элементы, как 
военная, экологическая, информационная, 
социальная. 
 В свою 
очередь экономическая безопасность 
под¬разделяется на энергетическую, 
продовольствен¬ную, финансовую и 
другие виды безопасности. Все 
эти виды национальной безопасности 
тесно взаимо-связаны и зависимы 
друг от друга. Экономическая 
безо¬пасность является основополагающей 
частью на¬циональной безопасности. Это 
обусловлено важностью и первостепенностью 
значения удовлетворения потребностей 
индивидов, субъектов хозяйственной деятельности, 
общественных групп в процессе функционирования 
и развития как экономики отдельной страны, 
так и экономики мирового хозяйства. 
 Если национальная 
безопасность — это форма проявления 
безопасности, то экономическая 
— это одна из форм проявления 
национальной безопасности, являющаяся 
ее подсистемой [13, с.52]. 
 Пока общепринятого 
понятия экономичес¬кой безопасности, 
к сожалению, не существует. Достаточно 
широкое распростра¬нение получил подход, 
определяющий экономическую безопасность, 
как обеспечение живучести национальных 
экономик, в условиях мировых экономических 
кризисов. Более широкий смысл это понятие 
приобре¬ло, получив дополнительно такой 
признак, как обеспечение конкурентоспособности 
национальной экономики или ее ведущих 
отраслей на мировой арене. Это определе¬ние 
исходит из результатов глубоких структурных 
преобразований в экономиках развитых 
стран Запада. Все больше исследователей 
склонны полагать, что именно конкурентоспособность 
является наиболее объективным и интегральным 
критерием жизнеспособности рыночной 
экономики. Как показывает мировой опыт 
обеспечение экономической безопасности 
— это гарантия независимости страны, 
условие стабильности и эффективной жизнедеятельности 
общества, путь к достижению успеха. Поэтому 
обеспечение ее — один из важнейших национальных 
приоритетов [4, с.9]. 
 Экономическая 
безопасность имеет достаточно сложную 
внутреннюю структуру. Анализ реальных 
процессов и осмысление отечественного 
и зарубежного опыта решения этой проблемы 
позволяют вычленить три ее важнейших 
элемента: 
 • экономическую 
независимость, которая в условиях 
современного мирового хозяйства отнюдь 
не носит абсолютного характера. Международное 
разделение труда делает национальные 
экономики взаимозависимыми друг от друга. 
В этих условиях экономическая независимость 
означает возможность контроля государства 
за национальными ресурсами, достижение 
такого уровня производства, эффективности 
и качества продукции, который обеспечивает 
ее конкурентоспособность и позволяет 
на равных участвовать в мировой торговле, 
кооперационных связях и обмене научно 
техническими достижениями. 
 • стабильность 
и устойчивость национальной экономики, 
предлагающие защиту собственности во 
всех ее формах, создание надежных условий 
и гарантии для предпринимательской активности, 
сдержива¬ния факторов способных дестабилизиро¬вать 
ситуацию (борьба с криминальными структурами 
в экономике, недопущение серьезных разрывов 
в распределении доходов, грозящих вызвать 
социальные потрясения, и т.д.) 
 • способность 
к саморазвитию и прогрессу, 
что особенно важно в современном, 
динамично развивающемся мире. Создание 
благоприятного климата для инвестиции 
и инноваций, постоянная модернизация 
производства, повышение профессионального, 
образовательного и общекультурного уровня 
работников становятся необходимыми и 
обязательными условиями устойчивости 
и самосохранения национальной экономики. 
 Таким образом, 
экономическая безопасность — 
это совокупность условий и 
факторов, обеспечивающих независимость 
национальной экономики ее стабильность 
и устойчивость, способность к 
постоянному обновлению и совершенствованию 
[16, с. 54]. 
 Целями экономической 
безопасности в системе национальной 
безопасности может быть организация 
механизмов, обеспечивающих: 
 • выявление 
угроз и субъектов угроз эко¬номической 
безопасности в современных ус¬ловиях; 
 • определение 
объектов защиты; 
 • механизм 
выявления жизненно важных экономических 
интересов республики или субъекта хозяйствования, 
сфер и особеннос¬тей их реализации; 
 • выявление 
субъектов, чья деятельность наносит 
ущерб жизненно важным экономическим 
интересам личности, общества и 
государства; 
 • определение 
основных факторов и условий, складывающихся 
в сфере обеспечения экономической безопасности 
государства или производителя; 
 • определение 
признаков, свидетельствующих о 
совершении действий, наносящих 
ущерб жизненно важным экономическим 
ин¬тересам республики или субъекта хозяйство¬вания; 
 • анализ 
особенностей и механизмов на¬несения 
ущерба жизненно важным экономи¬ческим 
интересам республики или хозяйству¬ющим 
субъектам; 
 • определение 
компетенции и взаимоот¬ношений 
органов, осуществляющих деятель¬ность 
по обеспечению экономической безопас-ности; 
 • формирование 
системы мер по реали¬зации 
жизненно важных экономических 
инте¬ресов; 
 • деятельность 
по противодействию уг¬розам 
и локализации их последствий 
[11, с. 59]. 
 Так как 
экономическая система страны представляет 
собой сложную иерархическую структуру, 
то в качестве объектов экономи¬ческой 
безопасности выступают экономи¬ческие 
отношения разного уровня [16, с. 55]: 
 • уровень 
семьи и личности — экономические 
интересы каждого граждани¬на 
страны; 
 • микроэкономический 
уровень — экономические интересы 
субъектов хозяйствования; 
 • региональный 
и отраслевой уровень — экономика 
областей и отраслей; 
 • макроэкономический 
уровень — национальные экономические 
интересы; 
 • общемировой 
экономический уровень — планетарные 
экономические интересы. 
 Субъекты 
экономической безопасности осуществляют 
деятельность по обеспечению 
экономической безопасности, т.е. 
по защите своих жизненно важных 
экономических интересов при 
условии возникновения внутренних 
и внешних угроз. Субъектами экономической 
безопасности являются: министерства, 
комитеты, департаменты, органы судебной 
власти, банки, биржи, фонды, страховые 
организации, производители и продавцы 
продук¬ции, работ и услуг и общества потребителей. 
Госу¬дарственные органы должны быть 
выделены как самостоятельные особые 
субъекты обеспечения эко¬номической 
безопасности, которые призваны со¬здать 
надлежащие условия и гарантии для успешной 
реализации национальной экономической 
безопас¬ности юридическими и физическими 
лицами [5, с. 40].  
 2. УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ 
БЕЗОПАСНОСТИ  
 Система обеспечения 
экономической безопасности — 
это совокупность методов, обеспечивающих 
стабильное функционирование экономических 
отношений в стране, а также 
их реализацию. Она предполагает: 
выделение наиболее жизненно важных интересов; 
выявление угроз, препятствующих реализации 
этих интересов; систему противодействия 
существующим и возникающим угрозам; механизм 
воздействия всех субъектов безопасности, 
обеспечивающий реализацию защитных мер.