Экономическая безопасность в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 18:15, курсовая работа

Описание

Беларусь относится к малым странам с открытой экономикой. В 1995 г. в Рес¬публике Беларусь принята экономическая модель социально ориентированной рыночной экономики, со¬четающая преимущества современного рыночного хозяйства с обеспечением эффективной социальной защи¬ты граждан.

Содержание

Введение.................................................................................................................3
1. Понятие экономической безопасности и ее место в системе
национальной безопасности..................................................................................5
2. Угрозы экономической безопасности………………………………………10
3. Критерии и показатели экономической безопасности………………….....14
4. Основные направления обеспечения экономической безопасности…………………………………………………………………….19
Заключение………………………………………………………………………30
Список использованной литературы……………..…………………………….32

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 124.00 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ 

 Введение.................................................................................................................3

1. Понятие экономической  безопасности и ее место в  системе 

 национальной  безопасности..................................................................................5

2. Угрозы экономической  безопасности………………………………………10

3. Критерии и  показатели экономической безопасности………………….....14

4. Основные направления  обеспечения экономической безопасности…………………………………………………………………….19

 Заключение………………………………………………………………………30

 Список использованной  литературы……………..…………………………….32

 Приложения  ……………………………………………………………………..34  

 ВВЕДЕНИЕ 

 Беларусь  относится к малым странам  с открытой экономикой. В 1995 г.  в Рес¬публике Беларусь принята экономическая модель социально ориентированной рыночной экономики, со¬четающая преимущества современного рыночного хозяйства с обеспечением эффективной социальной защи¬ты граждан.

 Одной из  главных задач в условиях трансформации  экономики является обес¬печение экономической безопасности стра¬ны: эффективное раз¬витие экономики, интегрированность в международные союзы, создание механиз¬мов защиты собственных экономических интересов.

 Автор учебника  «Экономическая безопасность государства»  Е.Г.Моисеенко дает следующее определение понятию «экономическая безопасность»:

 Экономическая  безопасность государства – процесс  существования и развития общественно-экономической  формации в экономической среде,  устойчивый, саморазвивающийся материальный  и социально-экономический комплекс, в пределах которого при отражении угроз определенным способом происходит формирование структурных объектов, их взаимодействие для эффективного удовлетворения развивающихся материальных потребностей субъектов общества [8, с.43].

 Следует подчеркнуть,  что понятие «экономическая безопасность  страны» охватыва¬ет все сектора  экономики. Из этого можно сделать  вывод, что для обеспечения  экономической безопасности страны, необходимо обеспечить экономическую  безопасность выше самих секторов экономики.

 В условиях  глобализации мировой экономики  каждое государство вынуждено  обеспечивать собственную экономическую  безопасность. Этого особенно сложно  достигнуть небольшим государствам, не имеющим достаточного количества  природно-сырьевых ресурсов, необходимых для развития и устойчивого положения на мировой арене. К таким государствам относится и Республика Беларусь, в связи с чем проблемы национальной экономической безопасности приобретают для нашей страны важное значение в теоретическом и практическом аспектах.

 Как показывает  опыт обеспечение экономической  безопасности — это гарантия  независимости страны, условие стабильности  общества, путь к достижению успеха. Поэтому обеспечение ее — один  из национальных приоритетов. 

 Положение  Беларуси в мире, изменение ее внутреннего состояния объяснили необходимость разработки концепции национальной безопасности в целом и ее экономической составляющей.

 Проблемы  экономической бе¬зопасности рассматриваются  рядом белорусских ученых. В. Пузиков  ставит экономическую безопас¬ность государства в прямую зависимость как от внешних, так и внутренних факторов. В.Пинигин рассматривает методологические подходы и воп-росы измерения экономической безопасности. Ю. Енин и В. Журавлев рассмотрели параметры, критерии, механизмы обеспечения финансовой бе¬зопасности, являющейся составляющей экономи¬ческой безопасности. М. Мясникович связывает экономическую безопас¬ность с задачами экономического роста на каждой ступени развития общества. Свой вклад в разработку направлений и изучения экономической безопасности нашей страны внесли также Е.Г.Моисеенко, П.Г.Никитенко, В.Н.Ермашкевич, А.В.Бондарь, В.А.Дадалко, Г.Пурс, А.И Громкович и др.  

1. ПОНОЯТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ  БЕЗОПАСНОСТИ И ЕЕ МЕСТО В  СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ  

 Концепция  национальной безопасности впервые  была сформулирована и реализована  в США, где в 1947 г. был принят  закон "О национальной безопасности". Сначала она исходила из необходимости  обеспечения военной безопасности, затем в ее содержание были  включены экономический, социальный, моральный и политический аспекты.

 В странах  СНГ разработка проблем национальной  безопасности началась в 90-х  гг. XX в. При подготовке Концепции  национальной безопасности Республики  Беларусь, утвержденной Советом  безопасности 27 марта 1995 г., понятие нациоцальной безопасности рассматривается как “состояние защищенности общества и его составляющих от внутренних и внешних угроз”. Определение национальной безопасности было сформулировано как защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства во всех сферах их жизнедеятельности: политической, экономической, военной, экологической, гуманитарной, информационной и т.д. [15, с.16].

 Следовательно,  национальную безопасность можно  рассматривать как способность  государства защитить национальные ценности и жизненно важные национальные интересы при конкретных внутренних и внешних угрозах. Национальные жизненно важные интересы определяются состоянием основных сфер жизнедеятельности нации (общества) и обеспечением экономической, политической, гуманитарной, военной и другими видами безопасности. Все они связаны между собой и взаимно влияют друг на друга.

 Национальная  безопасность включает в себя  такие слагаемые элементы, как  военная, экологическая, информационная, социальная.

 В свою  очередь экономическая безопасность  под¬разделяется на энергетическую, продовольствен¬ную, финансовую и  другие виды безопасности. Все  эти виды национальной безопасности  тесно взаимо-связаны и зависимы  друг от друга. Экономическая  безо¬пасность является основополагающей частью на¬циональной безопасности. Это обусловлено важностью и первостепенностью значения удовлетворения потребностей индивидов, субъектов хозяйственной деятельности, общественных групп в процессе функционирования и развития как экономики отдельной страны, так и экономики мирового хозяйства.

 Если национальная  безопасность — это форма проявления  безопасности, то экономическая  — это одна из форм проявления  национальной безопасности, являющаяся  ее подсистемой [13, с.52].

 Пока общепринятого понятия экономичес¬кой безопасности, к сожалению, не существует. Достаточно широкое распростра¬нение получил подход, определяющий экономическую безопасность, как обеспечение живучести национальных экономик, в условиях мировых экономических кризисов. Более широкий смысл это понятие приобре¬ло, получив дополнительно такой признак, как обеспечение конкурентоспособности национальной экономики или ее ведущих отраслей на мировой арене. Это определе¬ние исходит из результатов глубоких структурных преобразований в экономиках развитых стран Запада. Все больше исследователей склонны полагать, что именно конкурентоспособность является наиболее объективным и интегральным критерием жизнеспособности рыночной экономики. Как показывает мировой опыт обеспечение экономической безопасности — это гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективной жизнедеятельности общества, путь к достижению успеха. Поэтому обеспечение ее — один из важнейших национальных приоритетов [4, с.9].

 Экономическая  безопасность имеет достаточно сложную внутреннюю структуру. Анализ реальных процессов и осмысление отечественного и зарубежного опыта решения этой проблемы позволяют вычленить три ее важнейших элемента:

 • экономическую  независимость, которая в условиях  современного мирового хозяйства отнюдь не носит абсолютного характера. Международное разделение труда делает национальные экономики взаимозависимыми друг от друга. В этих условиях экономическая независимость означает возможность контроля государства за национальными ресурсами, достижение такого уровня производства, эффективности и качества продукции, который обеспечивает ее конкурентоспособность и позволяет на равных участвовать в мировой торговле, кооперационных связях и обмене научно техническими достижениями.

 • стабильность и устойчивость национальной экономики, предлагающие защиту собственности во всех ее формах, создание надежных условий и гарантии для предпринимательской активности, сдержива¬ния факторов способных дестабилизиро¬вать ситуацию (борьба с криминальными структурами в экономике, недопущение серьезных разрывов в распределении доходов, грозящих вызвать социальные потрясения, и т.д.)

 • способность  к саморазвитию и прогрессу,  что особенно важно в современном,  динамично развивающемся мире. Создание  благоприятного климата для инвестиции и инноваций, постоянная модернизация производства, повышение профессионального, образовательного и общекультурного уровня работников становятся необходимыми и обязательными условиями устойчивости и самосохранения национальной экономики.

 Таким образом,  экономическая безопасность —  это совокупность условий и  факторов, обеспечивающих независимость  национальной экономики ее стабильность  и устойчивость, способность к  постоянному обновлению и совершенствованию  [16, с. 54].

 Целями экономической безопасности в системе национальной безопасности может быть организация механизмов, обеспечивающих:

 • выявление  угроз и субъектов угроз эко¬номической  безопасности в современных ус¬ловиях; 

 • определение  объектов защиты;

 • механизм  выявления жизненно важных экономических интересов республики или субъекта хозяйствования, сфер и особеннос¬тей их реализации;

 • выявление  субъектов, чья деятельность наносит  ущерб жизненно важным экономическим  интересам личности, общества и  государства; 

 • определение основных факторов и условий, складывающихся в сфере обеспечения экономической безопасности государства или производителя;

 • определение  признаков, свидетельствующих о  совершении действий, наносящих  ущерб жизненно важным экономическим  ин¬тересам республики или субъекта хозяйство¬вания;

 • анализ  особенностей и механизмов на¬несения  ущерба жизненно важным экономи¬ческим  интересам республики или хозяйству¬ющим  субъектам; 

 • определение  компетенции и взаимоот¬ношений  органов, осуществляющих деятель¬ность по обеспечению экономической безопас-ности;

 • формирование  системы мер по реали¬зации  жизненно важных экономических  инте¬ресов;

 • деятельность  по противодействию уг¬розам  и локализации их последствий  [11, с. 59].

 Так как  экономическая система страны представляет собой сложную иерархическую структуру, то в качестве объектов экономи¬ческой безопасности выступают экономи¬ческие отношения разного уровня [16, с. 55]:

 • уровень  семьи и личности — экономические  интересы каждого граждани¬на  страны;

 • микроэкономический  уровень — экономические интересы  субъектов хозяйствования;

 • региональный  и отраслевой уровень — экономика  областей и отраслей;

 • макроэкономический  уровень — национальные экономические  интересы;

 • общемировой  экономический уровень — планетарные экономические интересы.

 Субъекты  экономической безопасности осуществляют  деятельность по обеспечению  экономической безопасности, т.е.  по защите своих жизненно важных  экономических интересов при  условии возникновения внутренних  и внешних угроз. Субъектами экономической безопасности являются: министерства, комитеты, департаменты, органы судебной власти, банки, биржи, фонды, страховые организации, производители и продавцы продук¬ции, работ и услуг и общества потребителей. Госу¬дарственные органы должны быть выделены как самостоятельные особые субъекты обеспечения эко¬номической безопасности, которые призваны со¬здать надлежащие условия и гарантии для успешной реализации национальной экономической безопас¬ности юридическими и физическими лицами [5, с. 40].  

2. УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ  БЕЗОПАСНОСТИ  

 Система обеспечения  экономической безопасности —  это совокупность методов, обеспечивающих  стабильное функционирование экономических  отношений в стране, а также  их реализацию. Она предполагает: выделение наиболее жизненно важных интересов; выявление угроз, препятствующих реализации этих интересов; систему противодействия существующим и возникающим угрозам; механизм воздействия всех субъектов безопасности, обеспечивающий реализацию защитных мер.

Информация о работе Экономическая безопасность в Республике Беларусь