Экономическая безопасность в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 18:15, курсовая работа

Описание

Беларусь относится к малым странам с открытой экономикой. В 1995 г. в Рес¬публике Беларусь принята экономическая модель социально ориентированной рыночной экономики, со¬четающая преимущества современного рыночного хозяйства с обеспечением эффективной социальной защи¬ты граждан.

Содержание

Введение.................................................................................................................3
1. Понятие экономической безопасности и ее место в системе
национальной безопасности..................................................................................5
2. Угрозы экономической безопасности………………………………………10
3. Критерии и показатели экономической безопасности………………….....14
4. Основные направления обеспечения экономической безопасности…………………………………………………………………….19
Заключение………………………………………………………………………30
Список использованной литературы……………..…………………………….32

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 124.00 Кб (Скачать документ)

4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ  ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ  

 В последнее  время на проблемы экономической  безопасности обращается пристальное  внимание. Исходя из Концепции  национальной безопасности, утвержденной  Указом Президента от 10.07.2001г. N 390, и иных важнейших государственных  документов один из наиболее  важных элементов национальной безопасности - экономическая. При этом путь к ее достижению лежит через обеспечение гарантий безопасности для субъектов экономической деятельности. Задача обеспечения экономической безопасности страны и субъектов экономической деятельности реализовывается в экономической политике государства, которая, как представляется, должна быть ориентирована:

 • на обеспечение  такого уровня развития, который  был бы достаточен для нормального  существования как населения  (потребителя), так и субъектов хозяйствования;

 • на использование  такого механизма, который бы  способствовал прогрессивному развитию, позволяющему как минимум не  отставать от уровня экономически  развитых государств;

 • на создание  системы мер противодействия  потенциальным внутренним и внешним угрозам и воздействиям (факторам), обеспечивающим неуязвимость и независимость экономических интересов субъектов хозяйствования и государства.

 Концепция  национальной безопасности предусматривает  перечень жизненно важных интересов  республики в экономической сфере, состоящий из 14 пунктов, в числе которых поддержание устойчивого баланса между государственным регулированием и свободой экономических отношений, расширение свобод для субъектов хозяйствования всех форм собственности, развитие конкуренции на внутреннем рынке, стимулирование отечественных товаропроизводителей, совершенствование экономических и правовых условий, препятствующих криминализации экономики [7].

 При реализации  стратегии обеспечения экономической  безопасности целесообразно выделять те сферы экономической системы, в которых реализуются наиболее важные экономические интересы субъектов экономики. При этом необходимо отметить, что приоритет той или иной сферы не является постоянным и может измениться в связи с внешними или внутренними факторами, определяющими экономическую ситуацию.

 Наиболее  важным направлением повышения  экономической безопасности является  обеспечение финансовой безопасности. Именно финансовое состояние  реального сектора экономики,  банковской системы и государства определяет, насколько успешно будут решаться проблемы по другим направлениям экономической безопасности [14, с.150].

 Финансовая  безопасность — это способность  финансовой системы страны обеспечить  защиту экономики от внутренних  и внешних финансовых угроз, минимизировать появление экономического ущерба в стране.

 Жизненно  важные интересы внутреннего  характера Республики Беларусь  в финансовой сфере включают  умеренные темпы инфляции, стабильную  фискальную и денежно-кредитную  системы, ориентацию финансовой деятельности на обслуживание реального сектора экономики.

 В связи  с высокой степеныю открытости  экономики республики особое  значение приобретают внешние  национальные финансовые интересы, основные из которых — сокращение  внешней задолженности страны, конвертируемость белорусского рубля на мировом рынке, рост валютных активов банковской системы.

 Понятие финансовой  безопасности в определенной  степени является интегрирующим,  так как охватывает практически  все аспекты функционирования  экономики на микро-, макро- и интеруровнях. Именно финансовая безопасность нашей страны обеспечивает нормальное функционирование всей гаммы экономических отношений. Характеризуя финансовую безопасность Республики Беларусь, следует отметить, что во всем спектре финансовых угроз преобладают угрозы внутреннего характера. Это отсутствие конкурентного рынка финансовых посредников, субъективизм в проведении финансовой и денежно-кредитной политики и высокая степень государственного регулирования в данной сфере; отсутствие четкой законодательной базы, определяющей параметры финансово-посреднической деятельности, и, как следствие, использование финансового механизма для незаконного получения кредитов, хищений денежных средств и т.д.

 Обеспечение  финансовой безопасности предполагает реализацию следующего комплекса мер [3, с.25]:

 • совершенствование  механизмов регулирования транзитивной  экономики; 

 • улучшение  системы финансовой политики  страны: бюджетно-кредитной, платежно-расчетной,  валютной, ценовой, таможенной;

 • создание  конкурентной среды для субъектов хозяйствования;

 • совершенствование  системы межгосударственных торговых  и платежнорасчетных отношений,  расширение международной торговли.

 В долгосрочной  перспективе обеспечение финансовой  безопасности связано с улучшением  финансового состояния реального сектора экономики за счет проведения микроэкономической либерализации и стабилизации, институциональных преобразований.

 Продовольственная  безопасность — это реализация  интересов населения и общества  по удовлетворению жизненно важных потребностей в продуктах питания. Продоволъственная безопасность — комплексное понятие, так как производство продуктов питания основывается не толъко на экономической эффективности производства, но должно учитывать медицинские, биологические и экологические аспекты их потребления.

 Основными  экономическими интересами продовольственной  безопасности являются:

 • максимальное  обеспечение собственными продовольственными  товарами населения республики;

 • снижение  материалов и энергоемкости сельскохозяйственного производства, повышение его технологического уровня;

 • преобразование  аграрных отношений в развитии  форм собственности, структурная  перестройка АПК с целью повышения  его эффективности; 

 • сохранение  существующих и восстановление  утраченных сельскохозяйственных земель и др.

 Особенность  обеспечения продовольственной  безопасности нашей страны на  данном этапе состоит в том,  что опасность в этой сфере  представляют не внешние, а  внутренние угрозы, наиболее существенные  из которых — технологическая отсталость сельскохозяйственного производства и его высокая энерго- и материалоемкость; устаревшая инфраструктура АЦК; зависимость от импортных технологий; несовершеыство земельных отношений, сокращение площадей сельскохозяйственных земель, негативные последствия аварии на ЧАЭС; значительыое старение трудовых ресурсов [6, с. 34].

 Энергетическая  безопасность является важнейшей  слагаемой экономической безопасности  Республики Беларусь, что обусловлено  слабой обеспеченностью страны  собственными топливно-энергетическими ресурсами (13-14% общего объема потребления). В целях повышения энергетической безопасности предлагается дальнейший поиск путей и формирование механизма надежного и эффективного энергообеспечения всех отраслей экономики и населения, способствующих производству конкурентоспособной продукции и повышению уровня и качества жизни населения при сохранении экологической безопасности среды.

 Приоритетным  направлением в обеспечении энергетической  безопасности являются интенсификация  проведения энергосберегающей политики [14, с.151], которая будет способствовать энергонезависимости страны и снижению энергоемкости ВВП в 2001-2005гг. на 20-25%, развитие альтернативных источников энергии, в том числе строительство атомной электростанции (в соответствии с принятыми Президентом и Парламентом решениями), что скажется как на геополитической так и на экономической безопасности Беларуси.

 Производствення  безопасность является стержневой  основой экономической безопасности  страны, поскольку аккумулирует  в себе все многообразие факторов, прямо или косвенно влияющих на уровень последней.

 Производственная  безопасность — это экономическая  защищенность интересов государства,  общества и субъектов хоаяйствования  от потенциальных угроз в процессе  создания благ и услуг. 

 Наиболее  важными интересами производственной  безопасности Беларуси являются:

 • вьпуск  высокотехнологичной, качественной, конкурентоспособыой продукции,  имеющей спрос на внутреннем  и внешнем рынках;

 • обеспеченность  производства ресурсами, его ритмичная работа;

 • рост  объемов производства, его высокая  рентабельность;

 • перераспределение  ресурсов производствам, использующим  их наиболее эффективно.

 Основными  угрозами, препятствующими реализации  указанных интересов, являются  высокая энерго- и материалоемкость производства, снижение инвестиционыой активности и отток капитала из сферы производства в сферу обращения, низкий технологический уровень производственной сферы, старение основных производственыых фондов, потеря традиционных рынков сбыта многих видов продукции производственного сектора и др. [13, с.143].

 Механизм  обеспечения производственной безопасности, наряду с мерами общеэкономического  характера, должен включать меры  по совершенствованию структуры  производства, реализация которых  осуществима поэтапно: на первом этапе — освобождение экономики от предприятий, продукция которых не востребована потребителем; на втором — наращивание мощностей по производству конкурентоспособной продукции, производимой ранее, и создание мощностей для производства новой конкурентоспособной продукции. При этом необходимо сохранить жизненно важные отрасли и производства, удовлетворяющие минимальные потребности народного хозяйства и населения. Важными приоритетными направлениями оптимизации структурных изменений производственного сектора являются создание ФПГ, вхождение в ТНК и т.д. [9, с. 116].

 Основной  задачей в области транспорто-коммуникационной  безопасности является сохранение  и укрепление конкурентных преимуществ  страны, обусловленных ее геополитическим  и географическим положением. Поэтому в процессе формирования единого транспортного, энергетического и экономического пространства с Российской Федерацией необходимо максимально сохранить за Респкбликой Беларусь долю собственности и экономическую самостоятельность в части транспортно-коммуникационной инфраструктуры, активнее привлекать к вложению в нее средств других зарубежных инвесторов. Способствовать этому будет осуществление гибкой тарифной политики, взаимосвязанной с комплексом налогово-финансовых и структурных мероприятий [14, с.153].

 Учитывая  открытый характер экономики  Республики Беларусь, обеспечение  внешнеэкономической безопасности  страны должно стать одним  из приоритетов проводимой социально-экономической  политики.

 Внешнеэкономическая  безопасность — создание условий для оптимального вхождения национальной экономики в международное разделение труда и достижение баланса экономических интересов во внешнеэкономической деятельности. В данной сфере весьма важным является преодоление противоречий между интересами национальных объектов внешнеэкономических связей и иностранных партнеров.

 С точки  зрения экономической безопасности  внешнеэкономические отношения  должны:

 • обеспечить  использование преимуществ международыых  интеграционных процессов для  развития национальной экономики, встраивание ее в мировое хозяйство;

 • защитить  ее от негативных внешних воздействий. 

 Последнее  особенно важно, так как экономика  Беларуси носит открытый характер, и любые негативвые явления,  происходящие в мировом хозяйстве,  расширяют для нее зону риска.

 В этих  условиях к угрозам внешнеэкономической  безопасности страны можно отнести:  резкий рост цен на импортируемые  ресурсы и падение на экспортируемые; введение ограничений, вплоть  до эмбарго на торговлю при  импорте или экспорте продукции и сырья; высокую зависимость от поставок энергоресурсов и комплектующих на определенные виды продукции; финансовую зависимость от других государств.

 Усиление  внешнеэкономических аспектов деятельности  государства с открытой экономикой  в переходный период требует, чтобы его национальные интересы были приоритетны по отношению к любым союзам с другими государствами и стратегиями их реализации.

 Особое состояние  переходной экономики, в котором  находится Республика Беларусь, незрелость рыночных отношений делают необходимым постепенное осуществление мер во внешнеэкономической деятельности, направленных на укрепление ее экономической безопасности, поиск оптимального соотношения между открытостью национальной экономики и защитой национальных интересов. Обеспечение экономической безопасности в этой сфере связано с проведением соответствующей политики по стимулированию создания конкурентоспособной продукции, более эффективной структуры экспорта и импорта, защите интересов отечественных производителей продукции.

Информация о работе Экономическая безопасность в Республике Беларусь