Одним из
направлений внешнеэкономической
безопасности является привлечение
иностранных инвестиций, что позволяет
разработать новые технологии, обеспечить
повышение конкурентоспособности
отечественной продукции. Однако,
принимая меры к увеличению
иностранных инвестиций, необходимо учитывать
и другие аспекты экономической безопасности.
Мировой опыт свидетельствует, что в настоящее
время в большинстве стран с открытой
экономикой существует перечень отраслей,
в которые не допускается иностранный
капитал. Так, в Японии иностранным инвесторам
не разрешена покупка акций компаний,
работающих в оборотных отраслях, области
связи и других.
Поэтому во
внешнеэкономической деятельности
необходимо устанавливать допустимые
ограничения в процессе привлечения
иностранных инвестиций. Нецелесообразно
с точки зрения национальной безопасности
страны допускать контроль за иностранным
капиталом в стратегических отраслях
народного хозяйства, а также в отрасли,
обеспечивающей ее оборону.
Механизм
привлечения иностранных инвестиций
должен способствовать вложениям иностранного
капитала в реальный сектор экономики
и препятствовать скупке по низким ценам
объектов, составляющих национальное
достояние республики.
Привлечение
инвестиций должно гарантировать
их эффективное использование, обеспечивающее
не только возврат кредитов и процентных
ставок за кредит, но и конкурентоспособность
товара, его продвижение на внешний рынорк
в течение продолжительного времени [13,
с. 148].
Ключевым
звеном национальной экономической
безопасности является социальная
безопасность, в которой аккумулируются
интересы личности, общества, семьи, государства,
различных социальных групп. Состояние
социальной безопасности — это итоговое
выражение экономической безопасности
страны, так как в конечном счете любая
система, независимо от ее организации,
должна "замыкаться" на человеке,
удовлетворении его потребностей. Социальная
стабильность — одна из основных оценок
безопасности страны, показатель способности
государства предотвращать конфликты
между субъектами социальных отношений,
создавать механизмы защиты интересов
населения.
Под социальной
безопасностью понимается способность
государства обеспечить приемлемый
стандарт качества жизни населения
независимо от наличия внешних
и внутренних угроз.
Национальные
интересы в этой сфере — это предоставление
всем желающим возможности зарабатывать
средства для удовлетворения своих потребностей;
определение категорий лиц, нуждающихся
в социальной помощи; разработка и реализадия
адресных социальных программ; поддержание
рациональной занятости.
Угрозы социальной
безопасности можно классифицировать
по следующим направлениям:
• дифференциация
доходов и потребления; отрицательная
динамика среднего уровня доходов
и потребления; уровня дохода
и потребления на душу населения;
• состояние
здоровья населения; снижение
продолжительности жизни, рождаемости;
рост смертности населения, включая
детскую; социальных болезней;
• доступность
жизненно необходимых социальных
потребностей: жилья и его содержания,
медицинских услуг, стандартов образования,
культуры, отдыха, уровня развития науки;
• занятость
населения и безработица;
• бедность
и нищета, ухудшение жизни пепсионеров
и инвалидов;
• деградация
личности и семьи;
• рост
преступности и др.
Проведенные
исследования проблем социальной безопасности
показали, что в Республике Беларусь наибольшую
угрозу существованию безопасности страны
в настоящее время представляют резкая
дифференциация доходов и потребления
населения, ухудшение структуры его питания,
расширение границ бедности в результате
абсолютного и относительного увеличения
числа людей, доходы которых ниже прожиточного
мшшмума, ухудшение здоровья населения,
рост безработицы, преступности и др. [15,
с. 271],
Обеспечение
безопасности в социальной сфере
имеет большое значение, так как именно
в ней осуществляется воздействие на интересы
людей, несовпадение которых создает механизм
реализации угроз социальной и экономической
безопасности страны и должно опираться
на долговременные стратегические интересы
личности, общества, государства. В свою
очередь государство должно создать механизмы,
способствующие деполитизации социальной
сферы, придающие ей чисто экономический
характер. "Социальная сфера должна
стать катализатором экономического роста,
а не постоянным тормозом развнтия и источником
угрозы стабильности соци-ально-экономической
системы в целом" [12, с. 129].
Стратегия
обеспечеыия социальной безопасности
включает, с одной стороны, соответствующую
политику доходов, цен, занятости,
реализацию системы социальной
защиты с целью смягчения социального
неравенства, поддержания баланса интересов
и достижения всеобщего согласия, а с другой
— стимулирование экономической активности
различных трудоспособных групп населения
[9, с. 24].
Инфраструктурная
безопасность — создание условий
для бесперебойного функционирования
инфраструктуры национальной экономики,
которое обеспечивает нормальное течение
воспроизводственного процесса.
Национальные
интересы в этой сфере –
это повышение технологического
уровня инфраструктурного комплекса
и его опережающее развитие по сравнению
с обслуживаемыми им сферами; опережающее
развитие рыночной инфраструктуры; снижение
ресурсоемкости функционирования инфраструктурного
комплекса.
Среди угроз
инфраструктурной безопасности
Республики Беларусь можно назвать:
изношенность и технологическую отсталость
материально – технических объектов инфраструктуры
по сравнению с обслуживающими ею комплексами,
низкий уровень развития рыночной инфраструктуры
[3, с. 28]. Кроме того, угрозу инфраструктурной
безопасности представляет комплекс угроз,
воздействующих на экономическую безопасность
в целом.
Таким образом,
построение концепции экономической
безопасности должно основываться
на вычленении и учете интересов
каждого из участников экономических
отношений. Толь¬ко в этом случае возможно
соблюдение в деятель¬ности государственных
органов по обеспечению экономической
безопасности оптимального со¬четания
и реализации экономических интере¬сов
личности, общества и государства, а также
разре¬шение существующих противоречий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом,
в данной работе была изучена
экономической безопасности в
целом и экономической безопасности
Республики Беларусь в частности.
Было дано понятие экономической
безопасности, а также определено
ее место в системе национальной
безопасности; определены основные угрозы,
критерии и показатели экономической
безопасности.
Как уже
говорилось, экономическая безопасность,
является одной из важнейших
подсистем национальной безопасности.
Система обеспечения экономической
бе¬зопасности включает в себя совокупность
мер и деятельность по их реализации субъектов
безопасности в целях надежного стабильного
функционирования экономических отношений
в республике и между хозяйствующими субъек¬тами
по предупреждению возникновения угроз
и устранению их последствий. Построение
модели обес¬печения экономической безопасности
должно базироваться на рассмотрен¬ных
методологических подходах, учитывать
структурный и функциональные аспекты
и включать создание системы обеспечения
эко¬номической безопасности государства,
обще¬ства и субъектов хозяйствования.
Задача обеспечения
экономической безопасности страны
и субъектов экономической деятельности
реализовывается в экономической
политике государства, которая,
как представляется, должна быть
ориентирована:
• на обеспечение
такого уровня развития, который
был бы достаточен для нормального
существования как населения
(потребителя), так и субъектов
хозяйствования;
• на использование
такого механизма, который бы
способствовал прогрессивному развитию,
позволяющему как минимум не отставать
от уровня экономически развитых государств;
• на создание
системы мер противодействия
потенциальным внутренним и внешним
угрозам и воздействиям (факторам),
обеспечивающим неуязвимость и
независимость экономических интересов
субъектов хозяйствования и государства.
Конкретными
путями обеспечения экономической
безопасности являются:
1) эффективном
использовании имеющихся ресурсов;
2) совершенствовать
финансовую по¬литику страны, включая
платежно-расчетную, бюджетно-налоговую,
денежно-кредит¬ную, валютную, ценовую
и таможенную;
3) осуществить
эффективную поэтап¬ную реструктуризацию
и приватизацию отраслей и
предприятий, создавая на этой
основе конкурентную среду для
субъектов хозяйствования на
республиканском рын¬ке продукции,
товаров, работ и услуг;
4) совершенствовать
систему межгосу¬дарственных торговых
и платежно-расчетных отношений,
расширять международную торговлю,
обеспечивая продвижение бело¬русских
товаров на внешние рынки;
5) создать экономические
условия для ускорения научно-технического
прогресса, повышения технического уровня
производ¬ства на основе собственного
научно-техни¬ческого потенциала, импорта
высоких тех-нологий, внутренних и внешних
инвес¬тиций.
Реализация
стратегии экономической безопасности
должна обеспечить защиту жизненно важных
интересов страны, решать внутренние политические,
экономические и социальные задачи исходя
из национальных интересов, обеспечить
населению уровень и качество жизни, гарантирующие
социальный мир в стране и спокойствие
в обществе.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
1. Белорусская
экономика: анализ, прогноз, регулирование.
2005. №5
2. Республика
Беларусь в цифрах.// Краткий стат.
сборник, Мн., 2005
3. Бондарь А.В.
Экономическая безопасность и
определяющие ее факторы: Учеб.-метод.
пособие / А.В.Бондарь, Н.Н.Бондарь. Мн.:БГЭУ,2002.
4. Дадалко В.А.
Национальная безопасность: проблемы
и возможности ее повышения. //
Веснiк БДЭУ. 1999г. №5
5. Захаров В.
Экономическая безопасность субъектов
хозяйствования. // Белорусский банковский
бюллетень.2002. №23.
6. Курлыпо А.
Продовольственная безопасность
страны. Шансы и угрозы. // Финансы,
учет, аудит. 1999. №11.
7. Лукашов А.
//Национальная Экономическая Газета.
2003. №11.
8. Моисеенко
Е.Г. Беларусь в межполюсном
пространстве.// Финансы, учет, аудит.2000.
№12.
9. Мясникович
М.В. Проблемы экономической безопасности:
Учеб.пособие. Мн.:Академия управления
при президенте Республики Беларусь,
2001.
10. Мясникович
М.В. Экономическая безопасность
государства: проблемы, оценки и управление
// Материалы международной научно-практической
конференции. Минск, 11-12 декабря 2001г.: ИНБ
Республики Беларусь, 2003.
11. Мясникович
М.В., Пузиков В.В. Модель обеспечения
экономической безопасности Республики
Беларусь // Белорусский экономический
журнал. 2002. №3.
12. Национальная
и региональная безопасность// Л.Ф.Заико.
Мн.: Несси, 2001.
13. Проблемы
экономической безопасности Беларуси
/ П.Г.Никитенко, В.Н.Ермашкевич. Мн.:
ИООО «Право и экономика», 2001.
14. Программа
социально-экономического развития Республики
Беларусь на 2001-2005 год. Мн: 2001г.
15. Пузиков В.В.
Экономическая безопасность и
экономическая преступность. // Пузиков
В.В., Громкович А.И. Мн.: Армита-Маркетинг,
Менеджмент, 2001.
16. Пурс Г.
Экономическая безопасность страны.
Как ее обеспечить? // Финансы, учет, аудит.1999г.
№10
17. Трахименюк
С.А. Безопасность государства:
Методолого-правовые аспекты. Мн.
Хата, 1997.
Категория:
Курсовые | Добавил: Banan