Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 15:59, курсовая работа
Понятие устойчивого развития сейчас получило широкое распространение. Практически во всех сферах определены принципы так называемой концепции устойчивого развития. Туризм за последние годы стал играть заметную роль в мировой экономике, поэтому и его тоже коснулись новые идеи.
О необходимости эффективности туризма говорят практически все, ежегодно увеличивается количество публикуемых материалов, расширяются аспекты влияния и взаимосвязи с другими отраслями для обеспечения устойчивого развития отрасли.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I Методология экономической эффективности туризма
§ I ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4
§ II ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТУРИЗМА 8
ГЛАВА II Анализ экономической эффективности туризма
§ I ЗНАЧЕНИЕ ТУРИЗМА ДЛЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ В ЦЕЛОМ И ДЛЯ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВЫ В ОТДЕЛЬНОСТИ 17
§ II ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ИЛЛЮСТРАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ 23
ГЛАВА III Мероприятия по совершенствованию экономической эффективности туризма РМ.
§ I "ВИННЫЙ ПУТЬ МОЛДОВЫ", РАЗВИТИЕ ВЫСТАВОЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ 30
§ II МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА 33
ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ 40
ЛИТЕРАТУРА 42
Действие мультипликатора доходов от туризма покажем на следующем условном примере. Группа иностранных туристов тратит в одном из регионов России на услуги туристской фирмы и на покупку товаров и услуг у других предприятий определенную сумму.
Доход
- это выручка фирмы и
Деньги туристов начинают полностью работать на экономику региона, когда туристская фирма покупает местные (региональные) товары и услуги. Продавцы этих товаров и услуг, получив деньги от туристов, выплачивают из них заработную плату своим работникам, которые, в свою очередь, тратят их на покупку товаров и оплату услуг и т.д.
Цикл повторяется. Часть денег, полученных от туристов, уходит на уплату налогов, создание фонда накопления, покупку импортных товаров и товаров, произведенных в других регионах, то есть представляет собой утечку денег из данного цикла.
Мультипликационное влияние туризма проявляется в том, что в результате цепной реакции "расходы - доходы" доход, получаемый от одного туриста, превышает сумму денег, израсходованных им в месте пребывания на покупку услуг и товаров,
По оценке швейцарских ученых, мультипликатор дохода от производства услуг туризма существенно дифференцируется в зависимости от страны или региона и составляет от 1,2 до 4,0.
Пример. Мультипликатор для региона равен 2,5. Первоначальный рост инвестиций в туристскую индустрию - 10 млн. лей., тогда прирост чистого национального продукта от туристского обслуживания в регионе составит 25 млн. лей.
Особенностью туризма является то, что туристский продукт, производимый на экспорт, не вывозится из страны, а реализуется в этой стране. Потребитель туристского продукта сам преодолевает расстояние, отделяющего его от интересующего туристского продукта.
Туризм как торговлю услугами на мировом рынке можно назвать невидимый экспорт. Он вносит соответствующий вклад в платежный баланс страны.
Доля суммы ввоза туристами наличной валюты в общей сумме ввезенной валюты в 2002г. составляла 5,8%, в то время как доля суммы вывоза валюты туристами в общей сумме вывезенной валюты - 28%, или в 4,8 раза больше, что отрицательно характеризует туристскую деятельность нашей страны. Положительным явлением следует считать тот факт, что в 2002г. по сравнению с 2001г. сумма ввоза туристами валюты возросла на 0,8 млрд. долл. (с 1,4 до 2,2 млрд.. долл.), или на 57,1%, а сумма вывоза валюты уменьшилась на 0,7 млрд. долл. (с 9,0 до 8,3 млрд. долл.), или на 7,8%.
Экономический эффект от развития туризма в регионе проявляется прежде всего в создании дополнительных рабочих мест в туристской индустрии, повышении занятости населения, а также в стимулировании развития слабых в экономическом отношении регионов.
Развитие туристской индустрии в регионе и повышение качества туристского обслуживания являются дополнительным источником формирования доходной части территориального бюджета.
Создание предприятий туристской индустрии в удаленных малонаселенных и индустриально слаборазвитых регионах, но представляющих интерес для туристов (из-за красивого ландшафта, богатых охотничьих угодий, мест, удобных для занятий спортом, и т.п.) способствует развитию таких регионов.
Показатели, характеризующие состояние и развитие материально-технической базы туризма, определяют ее мощность в данной стране (регионе).
К ним относятся: конечный фонд домов отдыха, пансионатов, турбаз, гостиниц, санаториев и т.п., а также число коек, предоставляемых местными жителями; число мест в торговых залах предприятий питания для туристов; числи мест в театрах, отведенных для туристов; число ванн в водолечебницах отведенных для туристов, и т.д.
Развитие туризма и увеличение объема услуг туризма требуют взвешенного подхода, так как очень высоки социальные последствия принимаемых решений.
Развитие туризма для каждой страны (региона) имеет как преимущества, так и недостатки.
Преимущества проявляются в следующем:
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТУРИЗМА означает получение выигрыша (экономического эффекта), от:
Экономическая
эффективность туризма является
составным элементом общей
Под критерием следует понимать основное требование к оценке правильности решения поставленной задачи. Необходимость критерия возникает потому, что следует четко определить, с каких позиций следует подходить к расчету эффективности производственно-обслуживающего процесса туризма.
Общественное производство функционирует в интересах всего общества, поэтому его эффективность следует оценивать исходя из степени достижения целей общества.
В соответствии с теорией оптимального функционирования экономики эффективность на отдельном "участке" должна оцениваться с позиций общего эффекта, то есть частные критерии эффективности должны соответствовать глобальному критерию, "вытекать" из него.
Общий критерий эффективности общественного производства заключается в достижении в интересах общества наибольших результатов при наименьших затратах средств и рабочей силы.
Проблемы
эффективности туризма
Системный подход предполагает установление разных критериев и показателей для разных уровней управления и определенную иерархию целей и соответственно им критериев эффективности.
Организационная структура управления туризмом состоит из ряда звеньев:
Поэтому
проблему определения
Чтобы
сформулировать весь комплекс системы
критериев эффективности
Положительное влияние туризма на экономику государства происходит лишь в том случае, когда туризм в стране развивается всесторонне, то есть не превращает экономику страны в экономику услуг. Другими словами, экономическая эффективность туризма предполагает, что туризм в стране должен развиваться параллельно с другими отраслями народнохозяйственного комплекса.
Прямое влияние туризма на экономику страны (региона) - это результат расходов туриста на покупку услуг и товаров туризма. Деньги, потраченные туристами в месте пребывания, создают доход, который приводит к цепной реакции: расходы - доходы - расходы - доходы и т.д.
Этот процесс означает косвенное влияние туризма на экономику страны (региона). Туризм генерирует вторичный спрос на товары и услуги. Косвенный вклад туризма в экономику страны проявляется в эффекте повторения затрат туристов на покупку услуг и товаров в определенное время и в определенном месте. Этот эффект называется "эффект мультипликации" или "мультипликатор".
Экспорт туризма из страны означает активный туризм для экономики данной страны, а импорт туризма - пассивный туризм. Отношение между стоимостью туристского продукта, реализованного иностранным туристам в принимаемой стране, и стоимостью туристского продукта, реализованного гражданами данной страны за рубежом, представляет собой туристский баланс данной страны.
Особенностью туризма является то, что туристский продукт, производимый на экспорт, не вывозится из страны, а реализуется в этой стране. Потребитель туристского продукта сам преодолевает расстояние, отделяющего его от интересующего туристского продукта.
Экономический эффект от развития туризма в регионе проявляется прежде всего в создании дополнительных рабочих мест в туристской индустрии, повышении занятости населения, а также в стимулировании развития слабых в экономическом отношении регионов.
Качество рабочих мест в туристской индустрии имеет свои особенности, к которым относятся:
Развитие туристской индустрии в регионе и повышение качества туристского обслуживания являются дополнительным источником формирования доходной части территориального бюджета.
Создание
предприятий туристской индустрии в удаленных
малонаселенных и индустриально слаборазвитых
регионах, но представляющих интерес для
туристов (из-за красивого ландшафта, богатых
охотничьих угодий, мест, удобных для занятий
спортом, и т.п.) способствует развитию
таких регионов.
ГЛАВА II
§I
1.1
Значение туризма
для мировой экономики
Мировой туризм традиционно
оценивается числом прибытий иностранных
туристов и сборами от международного
туризма. Эволюция этих показателей указывает
на постоянную тенденцию роста в рамках
мировой индустрии туризма.
Традиционно расширение международного
туризма оценивается начиная с 60-x годов
ХХ века, когда феномен туризма приобретает
широкий размах, с числом международных
туристических посещений, превышающими
50 млн., а после 60-70-х годов, для которых
характерен массовый туризм на мировом
уровне, рост международного туризма приобретает
захватывающие темпы.
За последние 40
лет ХХ века число туристов в рамках международного
туризма увеличилось почти в 14 раз и достигло
в 2002 году рекордной цифры –715млн.посещений.
Среднегодовые темпы роста числа прибытий
иностранных туристов, составившие с 1990
года по 2000 год 4,3%, отражают жизнестойкость
и устойчивость международного туризма
перед экономическими колебаниями.
К
сожалению, произошедшие 11 сентября 2001
г. в США события оказали
Международный туризм является составной
частью процесса международной специализации
наряду с другими услугами и производством
товаров, а международное движение туристов
основано на международной специализации
в туризме и развивается в результате
усиления и расширения данной специализации.
В последние десятилетия туризм стал одной
из наиболее обширных и динамичных мировых
индустрий. Согласно оценкам Всемирного
совета по туризму и путешествиям (WTTC),
в 2001 году на туризм пришлось 10,7% мирового
ВВП, а в последующие 10 лет, согласно прогнозам,
доля туризма возрастет до 11%.
В Европейском Союзе эти цифры за данный
период составляют соответственно 12,2
и 12,9% (цифры выражают прямое и косвенное
влияние туризма).
Туризм числится в
первых пяти позициях общего экспорта
80% стран мира, особенно Европы, Среднего
Востока и США. Доля туризма в мировом
экспорте товаров и услуг составляет 12,8%,
а доля туризма в европейском экспорте
– 13,6% (данные за 2001 год).
Туризм является областью, создающей новые
рабочие места. По данным WTTC, в 2001 году
в мировом туризме было занято 8,2% всех
работающих, то есть в сфере туризма был
занят каждый двенадцатый работающий.
Прогнозы показывают, что в 2011 году число
работающих в туризме составит 9,0% всего
занятого населения в мире. В Европейском
Союзе в 2001 году удельный вес лиц, работающих
в области туризма, выше мировых показателей
и составляет 12,3% от общего числа занятого
населения, то есть 1 человек на каждые
8 работающих. К 2011 году предполагается
рост данного показателя до 14%. Вклад туризма
в занятость населения и открытие новых
рабочих мест определяют социально-экономическое
значение данного сектора.
Увеличение объемов
капитальных инвестиций в туризм также
свидетельствует об экономическом значении
этой области на мировом уровне. Так, в
2001 году доля туризма в общем объеме инвестиций
в мире составила 9%, а в Европейском Союзе
– 10%.
В общем числе туристических поездок в
мире 60% составляют поездки в связи с отдыхом,
в 30% - деловые поездки.
Согласно прогнозам ВТО, развитие международного
туризма будет постоянно возрастать. Так,
средние темпы роста международных туристских
посещений 4,2% до 2010 года и 4,5% в период с
2010 по 2020 год.
Приведенные данные еще раз отражают экономическое
и социальное значение туризма на мировом
уровне. Следует вывод: мы не можем игнорировать
наиболее сильную и динамичную область
мировой экономики, а также не можем остаться
в стороне от развития мирового туризма.