Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 15:59, курсовая работа
Понятие устойчивого развития сейчас получило широкое распространение. Практически во всех сферах определены принципы так называемой концепции устойчивого развития. Туризм за последние годы стал играть заметную роль в мировой экономике, поэтому и его тоже коснулись новые идеи.
О необходимости эффективности туризма говорят практически все, ежегодно увеличивается количество публикуемых материалов, расширяются аспекты влияния и взаимосвязи с другими отраслями для обеспечения устойчивого развития отрасли.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I Методология экономической эффективности туризма
§ I ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4
§ II ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТУРИЗМА 8
ГЛАВА II Анализ экономической эффективности туризма
§ I ЗНАЧЕНИЕ ТУРИЗМА ДЛЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ В ЦЕЛОМ И ДЛЯ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВЫ В ОТДЕЛЬНОСТИ 17
§ II ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ИЛЛЮСТРАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ 23
ГЛАВА III Мероприятия по совершенствованию экономической эффективности туризма РМ.
§ I "ВИННЫЙ ПУТЬ МОЛДОВЫ", РАЗВИТИЕ ВЫСТАВОЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ 30
§ II МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА 33
ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ 40
ЛИТЕРАТУРА 42
В настоящее время вклад туризма в
национальную экономику относительно
незначительный. Низкий качественный
уровень возможностей размещения и доход,
полученный от туристской деятельности,
определяет Республику Молдова среди
стран, в которых туризм слабо развит.
В последние 10 лет динамика туристского
оборота в Республике Молдова проявляет
относительную тенденцию к снижению числа
туристов в связи с негативными явлениями,
происходящими в социально-экономической
сфере.
Несмотря
на то, что общее число туристов
сократилось с 140,4 тыс. в 1993 году до 115,9
тыс. в 2002 году, все же наблюдается тенденция
к росту данного показателя начиная с
1999 г. Так, число туристов в 2002 г. возросло
на 55,5 тыс.по сравнению с 1998 г.
Динамика туристского оборота в рамках
международного организованного туризма
отражает ту же тенденцию. В 1995-2002 гг. снизилось
число как прибывающих, так и отбывающих
туристов.
Данные, приведенные
в диаграмме 1.5.2, отражают тенденцию к
снижению числа иностранных туристов,
приезжающих в Республику Молдова, с 104,1
тыс. в 1995 году до 71,8 тыс. в 2002 году, а соотношение
прибывающих и отбывающих туристов подтверждает
тот факт, что Республика Молдова в рамках
международного туризма стабильно выступает
в качестве выпускающей страны.
Однако все же следует отметить тенденцию
к росту числа туристов в рамках внутреннего
туризма в 1995-2002 гг.
Число
посетителей в рамках внутреннего
организованного туризма
Оценка туристской деятельности, исходя
из поступлений от туристской деятельности,
позволяет отметить относительный вклад
туризма в развитие национальной экономики.
Анализ
динамики поступлений от туризма
в Республике Молдова за последние
8 лет позволяет наблюдать
Следует отметить, что нет информации
о лицах, посещающих Республику Молдова
в индивидуальном порядке. Приведенные
данные относятся к поездкам, организованным
туристскими фирмами Республики Молдова
для местных и иностранных туристов.
Данные таблицы 1.5.5. отражают число прибытий
в Республику Молдова посетителей из стран,
с которыми она имеет визовый режим.
Таблица
1.5.5 – Число виз
на въезд в Республику
Молдова,
выданных в 2000-2002 гг.
2000 | 2001 | 2001/2000 | 2002 | 2001/2002 | ||||
Страна, выдавшая визу |
Число виз |
Общий удельн. вес (%) |
Число виз |
Общий удельн. вес (%) |
Разница (%) |
Число виз |
Общий удельн. вес (%) |
Разница (%) |
Австрия | 663 | 1,5 | 794 | 1,7 | +0,2 | 638 | 1,3 | -0,4 |
Беларусь | 888 | 2,0 | 1 091 | 2,3 | +0,3 | 905 | 1,9 | -0,4 |
Бельгия | 1 024 | 2,3 | 1 226 | 2,6 | +0,3 | 1 347 | 2,8 | +0,2 |
Болгария | 1 495 | 3,3 | 1 499 | 3,2 | -0,1 | 1 695 | 3,5 | +0,3 |
Китай | 1 261 | 2,8 | 875 | 1,8 | -1,0 | 304 | 0,4 | -1,4 |
Швейцария | 284 | 0,6 | 255 | 0,5 | -1,0 | 322 | 0,7 | +0,2 |
Франция | 1 075 | 2,4 | 1 112 | 2,4 | 0 | 915 | 1,9 | -0,5 |
Германия | 4 674 | 10,5 | 4 533 | 9,6 | -0,9 | 4 502 | 9,4 | -0,2 |
Израиль | 3 110 | 7,0 | 3 784 | 8,0 | +1,0 | 3 375 | 7,1 | -0,9 |
Италия | 1 382 | 3,1 | 1 593 | 3,4 | +0,3 | 1 332 | 2,8 | -0,5 |
Польша | 73 | 0,2 | 807 | 1,7 | +1,5 | 1 037 | 2,2 | +0,5 |
Румыния | 1 737 | 3,9 | 1 582 | 3,3 | -0,6 | 1 486 | 3,0 | -0,3 |
Россия | 524 | 1,2 | 690 | 1,5 | +0,3 | 326 | 0,7 | -0,8 |
Турция | 7 381 | 16,5 | 5 069 | 10,7 | -5,8 | 4 465 | 9,3 | -1,4 |
Украина | 657 | 1,5 | 634 | 1,3 | -0,2 | 611 | 1,3 | 0 |
Венгрия | 293 | 0,7 | 533 | 1,1 | +0,4 | 690 | 1,4 | +0,3 |
США | 3 595 | 8,1 | 3 345 | 7,1 | -1,0 | 3 403 | 7,1 | 0 |
Узбекистан | 62 | 0,1 | 36 | 0,1 | 0 | 10 | 0,1 | 0 |
Выдано на границе | 14456 | 32,4 | 17860 | 37,7 | +5,3 | 20713 | 43,1 | +5,4 |
Всего: | 44634 | 100 | 47318 | 100 | +6,0 | 48076 | 100 | +1,6 |
Источник: Министерство
иностранных дел.
Как следует из таблицы 1.5.5, число въездных
виз в 2001 году увеличилось на 6% по сравнению
с предыдущим годом, а в 2002 году – на 1,6%
по сравнению с 2001 г. Такой рост в значительной
мере обусловлен введением визового режима
для стран Центральной Европы. Данные
страны при выполнении формальных процедур,
связанных с вступлением в Европейский
Союз, ввели визовый режим для граждан
Республики Молдова, а в результате Республика
Молдова ввела на основе паритета тот
же режим.
Одновременно в 1999-2002 гг. наблюдается увеличение
пассажирских перевозок через Международный
аэропорт Кишинэу (таблица 1.5.6).
Таблица
1.5.6 – Динамика пассажирских
перевозок
через Международный
аэропорт Кишинэу в 1998-2002
гг.
Год | Перевезено пассажиров (тыс.) | Темпы по сравнению с пред. годом | ||
Посадка | Высадка | Всего | ||
1998 | 132904 | 133003 | 265907 | -6,0 |
1999 | 116457 | 116812 | 233269 | -12,3 |
2000 | 126249 | 128034 | 254283 | +9,0 |
2001 | 133257 | 140518 | 273775 | +7,7 |
2002 | 144290 | 150325 | 294615 | +7,6 |
Источник: Департамент
статистики и социологии.
Данные таблицы 1.5.6
демонстрируют рост числа посетителей
в рамках международного туризма. Изменения,
произошедшие в выполняемых аэропортом
рейсах по странам еще более значительны:
в 1998 году существовало 15 маршрутов в страны
СНГ, которые сократились до 10 в 2000 году.
В 1998 году доля пассажирских перевозок
по маршрутам СНГ в общем числе перевозок
через аэропорт составляла 44%, а в 2001 число
пассажиров сократилось почти в 2 раза
по сравнению с 1998 годом и составило 23%
от общего числа перевозок. Данное сокращение
было компенсировано значительным увеличением
пассажирских перевозок на Запад и с Запада.
Одна из причин снижения
числа прибывающих в Республику Молдова
посетителей была обусловлена изменением
конъюнктуры на рынках туризма и отсутствием
инвестиций в инфраструктуру туризма
страны. Маркетингу также не придавалось
значение, и Республика Молдова, таким
образом, не была эффективно представлена
на международных рынках туризма.
В 2002 году число посетителей возросло
вследствие модернизации Международного
аэропорта Кишинэу, увеличения возможностей
приема, числа рейсов и авиакомпаний.
www.turism.md
§II
Положительные
и отрицательные
аспекты туристской
деятельности
Тур-индустрия имеет уникальную структуру. Она характеризуется наличием целого ряда отдельных элементов, включающих различные отрасли обслуживания: небольшие рестораны, мотели и отели, дома отдыха, прачечные, магазины, торгующие изделиями местных ремесленников и предметами искусства, и т. п. Таким образом, инвестиции правительства в инфраструктуру, а иногда и дорогую материально-техническую базу туризма стимулируют инвестирование многочисленных предприятий малого бизнеса. Исходные инвестиции в туризм привлекают еще большие инвестиции в будущем во вспомогательные и поддерживающие отрасли хозяйства. Сюда входят крупные инвестиции в основные отели, рестораны, торговые центры, порты, аэропорты и т. д. Совершенствованная благодаря туризму инфраструктура региона используется также и местными жителями.
Так
как индустрия туризма
Следующий положительный аспект развития туризма заключается в том, что туристы вынуждены платить налоги, как и большинство населения. Так как путешественники в основном приезжают из других регионов, то их расходы для правительства принимающей страны представляют собой расширенную налоговую базу. В дополнение к обычному налогу с продаж туристы иногда платят и менее прямые налоги. Аэропортовые сборы, въездная и таможенная пошлины, визовые сборы - это лишь несколько примеров обычно используемых методов налогообложения туристов.
Кроме этих особых случаев, обычные налоги, собираемые как с туристов, так и с местных жителей, повышаются вследствие туристских расходов. Таким образом, туризм повышает доходы региона, занятость, инвестиции и т. п.
Тем не менее, существуют пределы, до которых правительство принимающего региона может максимизировать прибыль от данных аспектов туризма. Эти ограничения бывают двух типов: социальные и экономические. Социальные ограничения возникают благодаря увеличению налогов, взимаемых с местных жителей при развитии туриндустрии в регионе. А экономические ограничения представляются в форме потенциальных издержек неиспользованных возможностей (альтернативных издержек), которые возникают вследствие развития туриндустрии. Они заслуживают внимательного исследования с тем, чтобы достичь более глубокого понимания проблемы оптимизации, которая стоит перед правительством принимающей страны.
Наряду с позитивными последствиями развития туризма не следует забывать о негативном воздействии отрасли, о так называемой монокультуре туризма. В конкурентной борьбе за землю, ресурсы, капитал туризм теснит сельское хозяйство и другие традиционные источники дохода местных жителей. Более высокая заработная плата в тур-индустрии привлекает работников, что пагубно влияет на сельское хозяйство из-за оттока рабочей силы. В результате снижаются объемы сельскохозяйственной продукции, в то время как объемы потребления растут благодаря многочисленным туристским прибытиям. Одновременно нарушается или полностью разрушается традиционный уклад жизни и природный ландшафт в центрах массового туризма. Монокультура туризма сама подрывает основы своего существования.
Разнообразие - это основа экономической стабильности. Когда одна отрасль переживает резкий экономический спад, другая процветает, и таким образом снижается возможность кризиса или сглаживаются его последствия, если кризис все же наступает. Следовательно, вместо того, чтобы способствовать диверсификации экономики, туризм порой замещает сектор сельского хозяйства.
По многим причинам нежелательно, чтобы туризм стал замещающей отраслью. Во-первых, по сути своей туризм - явление сезонное. Иногда сезонные колебания в спросе могут быть снижены, но никогда нельзя избежать их полностью. Поэтому если туризм - основная отрасль в регионе, то «низкий» сезон приносит серьезные проблемы занятости. Во-вторых, спрос на туризм и путешествия в значительной степени зависит от доходов и вкусов туристов. И оба эти фактора находятся вне контроля принимающего региона. Другими словами, полная зависимость региона от одного-единственного сектора индустрии крайне нежелательна.
Более того, туризм порождает определенные социальные издержки и дополнительные расходы на поддержание окружающей среды, которые «ложатся на плечи» принимающего региона и его жителей. Слишком бурное развитие туризма и полная зависимость от него ставит следующую дилемму: если прекратить дальнейшее развитие, это грозит экономическим спадом; если же не ограничивать туризм в дальнейшем развитии, то природные и культурные ресурсы страны из-за чрезмерного использования оскудеют, придут в негодность и обесценятся. В подобном случае решение, как правило, принять довольно сложно.
Иногда
правительства развивающихся