Экономическая политика государства и ее влияние на микроэкономические процессы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 17:25, курсовая работа

Описание

Целью написания курсовой работы является изучение влияния экономической политики государства на микроэкономические процессы.
В связи с поставленной целью в работе необходимо решить следующие задачи:
1) определить роль государства в экономике;
2) раскрыть цели антимонопольного законодательства России и средства их достижения;

Содержание

Введение 3
1. Роль государства в экономике 5
1.1. Конкуренция и рынок 5
1.2. История развития антимонопольной политики 8
2. Антимонопольное законодательство РФ 12
2.1. Цели антимонопольного законодательства России и средства их
достижения 12
2.2. Антимонопольная политика в отношении естественных монополий 15
2.3. Особенности антимонопольной политики в России 20
2.4. Область проблем антимонопольного регулирования в России 24
Заключение 30
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

микроэкономика.doc

— 208.00 Кб (Скачать документ)

      1.2. История развития  антимонопольной  политики

      Основные приемы монополизации рынков и меры, применяемые государством к нарушителям антимонопольного законодательства, рассмотрим на примере США, имеющих наибольший опыт государственной поддержки конкуренции.

      Тенденция монополизации рынка и ее отрицательные  экономические последствия были отмечены в США во второй половине XIX веке, когда начали создаваться крупные национальные монополии (например, United Steel или Standard Oil). В это время стали выявляться отрицательные экономические и социальные проявления монополизации рынков и были приняты первые законодательные акты по защите конкуренции. В США это был Закон Шермана, принятый в 1890 г. В соответствии с ним запрещается тайный сговор между компаниями и все соглашения, ограничивающие предпринимательскую деятельность, а также - монополизация рынка и попытки его монополизации.

      Дальнейшим  развитием антимонопольной деятельности было принятие Закона Клейтона (1914 г.), в соответствии с которым воспрещены все попытки «ограничительной» практики корпораций на рынке. Так, считается нарушением закона дискриминация потребителей с помощью цен (установление для различных потребителей неодинаковых цен). Не допускаются переплетающиеся директораты компаний, позволяющие координировать экономическую политику различных компаний, действующих на одном рынке. Запрещено приобретение одной корпорацией прямо или косвенно всего или части акционерного капитала другой (в какой-либо сфере деятельности или рынка). Находятся под запретом другие операции, если их результатом может быть существенное ослабление конкуренции в какой-либо сфере коммерческой деятельности.

      Следующий законодательный акт в сфере  антимонопольного регулирования был принят в 1950 г. в виде поправки к Закону Клейтона. Он был вызван к жизни развитием фондовых рынков. Поправка содержит запрещение использования рынка ценных бумаг для монополизации рынков. Она, в частности, гласит: «Никакая корпорация, занятая в той или иной области не может приобретать все или часть акций или активов другой компании, если последствия могут ослабить конкуренцию или привести к развитию монополии».

      Этими актами были выработаны основные направления  деятельности, на которых строится антимонопольная политика всех экономически развитых стран. В соответствии с ними принимаются необходимые меры против компании как организационной структуры, занимающей монопольное положение на рынке, а также против отдельных приемов монополизации рынка, ограничения конкуренции (слияние, поглощение и т.д.).

      Был образован орган государственного контроля за деятельностью монополий - Федеральная торговая комиссия США (ФТК). Закон о ее создании был принят в 1914 г. После Второй мировой войны аналогичные органы образуются в других странах. Такова, например, Комиссия по справедливой торговле в Великобритании.

      В процессе государственного противодействия  монополиям возникла необходимость  в административной и юридической  самостоятельности антимонопольных органов, в их независимости от других органов государственного управления. Они должны быть проводниками экономической политики государства только на основе принятых законов. Правда, на практике это положение в полной мере не соблюдается.

      С введением законодательных актов для упорядочения отношений между антимонопольными органами и участниками рынка появилась необходимость сформулировать определения, дать оценки монополистической деятельности и выработать критерии монополизации рынков. Среди них следует отметить категории границ рынков. Прежде всего, рынков товарных, представляющих собой перечень взаимозаменяемых товаров, имеющих целью удовлетворение конкретной потребности потребителей. Взаимозаменяемость оценивается самими потребителями. Введено понятие географического рынка. В нем указывается географическая зона реализации товара, имеющая равные условия реализации. В антимонопольной практике США эта зона определяется, исходя из возможностей покупателей в приобретении товара на соответствующих территориях по цене, не превышающей 5% в пределах границ и отсутствия таких возможностей за их пределами.

      Для оценки степени монополизации рынков в установленных товарных и географических границах в мировой и отечественной практике чаще всего используются коэффициент Хиршмана-Херфиндаля и коэффициент концентрации.

      Коэффициент Хиршмана-Херфиндаля (HHI) рассчитывается по формуле: 

                  n       2  

      HHI = S (A),                                                                                                  (1.1)

                         i=1   

      где: А - доля i-ой компании в % на рынке определенного товара;

      n - количество компаний на рассматриваемом рынке [7, c. 155].

      Для верхнего уровня монополизации, когда  на рынке работает один товаропроизводитель, ННI составляет 10000. Критерием допустимой монополизации рынка в США принят HHI = 1000, что соответствует 10 участникам рынка с равными долями.

      Из  других показателей чаще всего используется коэффициент концентрации, представляющий собой сумму долей (в процентах) 3-х (CR-3), 4-х (CR-4), 7-и (CR-7), 20-и (CR-20) или другого принятого количества крупнейших компаний на рынке данного товара.

      Для оценки степени монополизации рынка  на практике чаше используется трехпороговая  оценочная шкала Бейна. В соответствии с ней выделяются 4 типа рынка:

      а) высококонцентрированные олигополии, где CR-4 выше 65% и CR-8 выше 85%;

      б) умеренно концентрированные олигополии при 50%<CR-4<65% и 70%<CR-8<85%; ,

      в) низкоконцентрированные олигополии при 35%<CR-4<50% и        45%<CR-8<70%;

      г) неконцентрированный рынок при CR-4<35% и CR-8<45% [7, c. 156]. 
 

      2. Антимонопольное  законодательство  РФ 

      2.1. Цели антимонопольного законодательства России и средства их достижения

     Масштабность  трансформации российской политической системы привела к смене политического  режима, правящих элит, формированию многопартийной системы и определению новых направлений и приоритетов государственной политики. Одним из таких направлений стала политика содействия конкуренции и антимонопольное регулирование хозяйственных процессов вошли в число приоритетных направлений экономической политики страны, а органом осуществляющим контроль за монополистами является ФАС – Федеральная антимонопольная Служба.

     Антимонопольное законодательство Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из Федерального закона от 26.07.2006 г.         № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (в ред. Федерального закона от 29.11.2010 г. № 313-ФЗ).

     Целями  настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения  товаров, свободы экономической  деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков [1].

     Закон содержит ограничения свободы предпринимательской  деятельности и свободы договора для хозяйствующих субъектов, которые  занимают доминирующее положение. Наличие  последнего устанавливается на основе определения доли компании в общих продажах на рынке или определения совокупной доли, которую занимают на рынке несколько крупнейших (в смысле объема продаж) компаний.

     Таким субъектам при некоторых исключениях  запрещается:

     1) установление, поддержание монопольно  высокой или монопольно низкой  цены товара;

     2) изъятие товара из обращения,  если результатом такого изъятия  явилось повышение цены товара;

     3) навязывание контрагенту условий  договора, невыгодных для него  или не относящихся к предмету договора;

     4) экономически или технологически  не обоснованные сокращение или  прекращение производства товара, если на этот товар имеется  спрос или размещены заказы  на его поставки при наличии  возможности его рентабельного  производства;

     5) экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара;

     6) экономически, технологически и  иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом;

     7) установление финансовой организацией  необоснованно высокой или необоснованно  низкой цены финансовой услуги;

     8) создание дискриминационных условий;

     9) создание препятствий доступу  на товарный рынок или выходу  из товарного рынка другим  хозяйствующим субъектам;

     10) нарушение установленного нормативными  правовыми актами порядка ценообразования.

     Наряду  с этим федеральный закон «О защите конкуренции» вводит контроль за слияниями организаций, продажей и покупкой крупных пакетов акций компаний, а также запрет на согласование цен между хозяйствующими субъектами, раздел рынка и некоторые другие практики.

     Целью антимонопольной политики является предупреждение и сокращение монопольных цен, дефицитности производства, перераспределение монополистического богатства и диффузия децентрализации совокупной концентрации экономических ресурсов в обществе.

     В таблице 1 рассмотрим главные цели антимонопольного законодательства в России и средства их достижения.

     Таблица 1

     Цели  антимонопольной политики в России

№ п/п Цели антимонопольной  политики Средства достижения целей
1 2 3
1 Обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации Посредством пресечения и недопущения его фрагментации путем установления административных барьеров (запреты и ограничения как на вывоз, так и на ввоз товаров, избыточное лицензирование и т.п.)
2 Обеспечение «прозрачности» процессов, связанных с созданием, слиянием и присоединением коммерческих организаций, приобретением крупных пакетов акций, основных производственных средств и нематериальных активов, а также прав, которые дают возможность определять условия деятельности предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке Выполнение  поставленной задачи требует законодательного ограничения приобретения прав собственности «безымянными» покупателями с использованием подставных лиц (юридических, в частности оффшорных компаний, или физических). Кроме того, должно быть повышено качество применения существующих норм, относящихся к регламентации процессов экономической концентрации. В частности, статья 19 закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» должна применяться не только в качестве санкции, то есть пресечения нарушения, но и в качестве средства предотвращения нарушений
3 Снижение барьеров входа на товарные рынки Обеспечение более  эффективного контроля над поведением хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, посредством мониторинга процесса ценообразования и изъятия доходов, полученных в результате нарушения антимонопольного законодательства.

В целях ограничения  возможностей злоупотребления доминирующим положением, а также антиконкурентных сговоров целесообразно развитие организованных рынков в форме бирж. Биржевой механизм должен обеспечивать формирование такой цены, которая давала бы возможность блокировать ценообразование во внебиржевой торговле, позволяющее извлекать монопольную прибыль

4 Создание эффективных  правовых механизмов Которые обеспечивают соблюдение запрета на занятие предпринимательской  деятельностью представителями  органов власти, в том числе  через использование государственных и муниципальных унитарных предприятий как инструментов совмещения органами власти хозяйственных и властных полномочий
Продолжение таблицы 1
1 2 3
5 Активизация работы по профилактике и пресечению недобросовестной конкуренции на товарных рынках Особое внимание при этом предполагается уделять  нарушениям прав интеллектуальной собственности. С этой целью должна быть также разработана методическая база оценки объектов интеллектуальной собственности для более эффективного применения судебных процедур, а также обеспечение эффективной координации правоохранительных органов с целью пресечения нарушений прав интеллектуальной собственности
6 Упорядочение  оказания государственной помощи  
7 Создание условий  для развития производительной деятельности малых предприятий В том числе  за счет устранения административных барьеров входа, упрощения и стабилизации режима налогообложения, возможности пополнения оборотных средств
8 Организация антимонопольного контроля на финансовом рынке Необходимо  разработать процедуры определения  продуктовых и географических границ рынка, доминирующего положения финансовых организаций, системы и порядка применения санкций к нарушителям. Повышение качества и объемов предоставляемых финансовых услуг как результат эффективной антимонопольной политики будет важнейшим фактором привлечения средств населения для финансирования инвестиционных проектов
9 Организация систематического наблюдения за основными товарными рынками федерального и регионального уровня С этой целью  необходимо совершенствовать взаимодействие с органами государственной статистики, а также разрабатывать ведомственную статистику, отвечающую запросам и соответствующую специфике задач, поставленных перед антимонопольным органом

Информация о работе Экономическая политика государства и ее влияние на микроэкономические процессы