Экономическая политика государства и ее влияние на микроэкономические процессы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 17:25, курсовая работа

Описание

Целью написания курсовой работы является изучение влияния экономической политики государства на микроэкономические процессы.
В связи с поставленной целью в работе необходимо решить следующие задачи:
1) определить роль государства в экономике;
2) раскрыть цели антимонопольного законодательства России и средства их достижения;

Содержание

Введение 3
1. Роль государства в экономике 5
1.1. Конкуренция и рынок 5
1.2. История развития антимонопольной политики 8
2. Антимонопольное законодательство РФ 12
2.1. Цели антимонопольного законодательства России и средства их
достижения 12
2.2. Антимонопольная политика в отношении естественных монополий 15
2.3. Особенности антимонопольной политики в России 20
2.4. Область проблем антимонопольного регулирования в России 24
Заключение 30
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

микроэкономика.doc

— 208.00 Кб (Скачать документ)

     Беда  в том, что из-за непродуманной  валютной и таможенной политики, импортная конкуренция в очень многих случаях оказалась избыточно сильной. Вместо того чтобы ограничить  злоупотребления она фактически уничтожила целые отрасли промышленности.

     Очевидно, что использование столь сильнодействующего средства должно быть очень осторожно. Импортные товары, бесспорно, должны присутствовать на российском рынке, являясь реальной угрозой для наших монополистов, но не должны превращаться в причину массовой ликвидации отечественных предприятий.

     Третий  путь – создание новых предприятий, конкурирующих с монополистами, - предпочтителен во всех отношениях. Он устраняет монополию, не уничтожая при этом самого монополиста как предприятие. К тому же новые предприятия – это всегда рост производства и новые рабочие места.

     Проблема  в том, что в сегодняшних условиях из-за экономического кризиса в России находится мало отечественных и иностранных компаний, готовых вложить деньги в создание новых предприятий. Тем не менее, определенные сдвиги в этом отношении даже в кризисных условиях может дать государственная поддержка наиболее перспективных инвестиционных проектов. Не случайно, при всей ужасающей остроте финансовых проблем в рамках центрального бюджета в последнее время стали выделять так называемый бюджет развития, в который направляются средства на поддержку инвестиций.

     В долгосрочной перспективе все три  пути снижения степени монополизации  российской экономики, несомненно, будут  использованы. Описанные огромные трудности  продвижения по ним, однако, заставляют прогнозировать, что в близком будущем хозяйство нашей страны сохранит высокомонополизированный характер. Тем большее значение в этих условиях приобретает текущее регулирование деятельности монополий.

     Центр тяжести государственной регулирующей деятельности в России в первые годы реформ был сосредоточен на регулировании монополистических цен. Государство устанавливает цены или их предельные уровни на газ, электроэнергию, железнодорожные перевозки, транспортировку нефти, коммунальные услуги и другие продукты естественных монополий. Часть из этих цен определяется централизованно для всей страны, но в большинстве случаев решения принимаются региональными комиссиями для своих областей, краев или республик.

     Положение резко осложняется и запутывается в результате широкого распространения  практики неплатежей. В этих условиях  монополисты добиваются установления цен с таки расчетом, чтобы все издержки можно было покрыть за счет реально поступающих средств. Государственные органы обычно считают этот уровень завышенным.

     Помимо  цен на продукцию естественных монополий на начальных этапах реформы ограничивались и цены предприятий, занимающих доминирующее положение на отдельных товарных рынках, т.е. регулировались цены искусственных монополий. С этой целью для всех производителей, контролирующих более 35% рынка, устанавливались предельные нормы рентабельности.

     Российские  законы требуют осуществления государственной  политики недопущения формирования новых монополий. На Федеральную  антимонопольную службу возложены  задачи контроля за слияниями крупных  предприятий, пересечения разнообразных форм сговора, недопущения системы участий и личной унии. Представляется, однако, что опасность всех этих новых форм монополизации еще недостаточно осознана обществом и работа в этих направлениях ведется недостаточно интенсивно. Во всяком случае, руководители российских предприятий не стесняются публично выступать с такими заявлениями, которые на Западе – даже если бы не были подкреплены практическими действиями – с гарантией привели бы их за тюремную решетку по обвинению в попытке создания картеля.

     Наконец, значительное внимание уделяется борьбе с ограничивающей конкуренцию практикой  местных властей. В условиях нестабильной экономической ситуации в стране региональные власти часто пытаются незаконными методами поддержать свои предприятия. Например, под тем или иным предлогом запретить ввоз конкурирующих товаров из других областей. Это создает местным производителям монопольное положение, что, естественно, вызывает протесты Федеральной антимонопольной службы. Впрочем, как и в других областях современной российской экономики и политики, центральные власти, несмотря на юридическую справедливость своих требований,  далеко не всегда оказываются в силах одолеть сопротивление местных властей.

     В целом система антимонопольного регулирования в России находится пока в стадии становления и требует радикального совершенствования [10,      c. 38].

     2.4. Область проблем антимонопольного регулирования в России

     Пожалуй, наиболее важной проблемой антимонопольного регулирования является высокая  степень административного монополизма, в первую очередь, монополизма центральных государственных органов управления.

     К элементам чрезмерного государственного монополизма в настоящее время  можно отнести:

  • сохранение всё ещё весьма высокой доли государственного сектора в ведущих отраслях индустрии,
  • замедленные темпы разгосударствления в деревне, сохранение за государством контрольного пакета акций значительной части приватизированных предприятий,
  • сохранение возможностей для значительной части государственных предприятий получения существенной финансово-кредитной поддержки от государства вне прямой зависимости от результатов их производственной деятельности,
  • попытки сплошного «охвата» предприятий различными формами государственного административного контроля, насильственного объединения нежизнеспособных производств с сильными предприятиями с целью поддержания на плаву фактических банкротов,
  • промонополистическая политика государства по отношению к естественным монополиям.

     Одним из специфических обстоятельств, характерных для современного периода осуществления антимонопольной политики в России, является то, что решение задачи преодоления элементов чрезмерного государственного административного монополизма предполагает в ближайшей перспективе определённое оживление самого же этого монополизма. Так получается потому, что хотя чрезмерный административный монополизм - большое зло, но, в тоже время, только благодаря усилению прямого вмешательства государства в экономику можно добиться ускоренного выхода страны из состояния глубокого кризиса и расчищения дороги для становления эффективных рыночных структур.

     В условиях перехода к рынку, точнее, при тех обстоятельствах, в которых  сейчас находится экономика России, при решении вопроса о допустимости или недопустимости использования тех или иных элементов государственного административного монополизма целесообразно, не упуская, безусловно, из виду критерий ущерба для конкурентной борьбы, учитывать всё же в первую очередь критерий оздоровления экономики.

     То  есть, решая вопрос о том, прогрессивна или не прогрессивна та или иная конкретная форма государственного административного монополизма в наших условиях, необходимо (хотя бы в ближайшие годы) руководствоваться, прежде всего, оценкой способности той или иной монополистической формы повлиять на достижение прогрессивных структурных сдвигов в экономике.

     Безусловно, трудности перехода к рынку многим предприятиям легче переносить в  рамках различного рода объединений  и холдингов. Но в условиях современной  отечественной экономики важно не допускать таких форм, которые позволяли бы предприятиям возвращаться опять к удобному и привычному для них административному распределению ресурсов, гарантиям сбыта, размыванию экономической ответственности, гарантиям поддержки нежизнеспособных за счет сильных и передовых, которые при этом становятся донорами поневоле.

     Если  государство пойдёт на то, чтобы  насильно опять заставлять жизнеспособные предприятия кормить слабых, то вместо ожидаемого оживления экономики  может быть получен прямо противоположный результат.

     Сложности встают перед антимонопольной политикой  России и при решении вопроса  о сдерживании или стимулировании отечественных производственных монополий.

     С одной стороны, необходимо подавление безудержных стремлений предприятий-монополистов к взвинчиванию цен на свою продукцию, как одного из главных факторов усиления инфляции.

     С другой стороны, учитывая кризисное  состояние экономики России и  объективно большие возможности  крупных предприятий по увеличению объёма выпуска продукции, снижению издержек, проведению научно-исследовательских работ и освоению новых видов продукции, неизбежно сочетание курса на сдерживание производственных монополий с разумной поддержкой определённой их части.

     Безусловно, формирование концернов, обеспечивающих более рациональную и эффективную организацию целой группы ведущих предприятий отрасли, объединяющих предприятия с общей сырьевой базой и технологией, активно проводящих курс на диверсификацию производства, совершенно не равнозначно многочисленным попыткам воспроизводства былых замкнутых гигантских искусственных монополий, объединявших все предприятия той или иной отрасли, независимо от интересов этих предприятий, и координировавшихся соответствующими министерствами или госкомитетами.

     Разграничение монопольных структур различного характера, т.е. выделение тех из них, которые способны оздоравливать экономику, и тех, которые тянут её назад, к временам массового экономического иждивенчества, является важной задачей современной российской антимонопольной политики.

     Особенно перспективным представляется создание концернов и финансово-промышленных групп, центрами которых являются предприятия, выпускающие конкурентоспособную наукоёмкую экспортную продукцию.

     Конечно, создание крупных организационно-хозяйственных  структур несёт в себе прямую угрозу усиления тенденции к росту производственного монополизма.

     Но, во-первых, наличие большого количества малых раздробленных предприятий  далеко не во всех случаях является гарантом наиболее развитой и эффективной  конкуренции.

     Во-вторых, должны быть исключения из антимонопольного законодательства для тех предприятий и объединений, которые успешно отстаивают позиции страны на внешних рынках.

     В-третьих, речь ни в коем случае не должна идти о сплошном объединении всех предприятий  в промышленно-финансовые группы или концерны. С позиции эффективной антимонопольной политики не противоречащими ей являются лишь такие промышленно-финансовые группы и концерны, которые связаны преимущественно с вертикальной интеграцией входящих в них структурных звеньев.

     В-четвёртых, антимонопольная политика в современных  условиях России не может выступать  как самоцель, и должна использоваться лишь как один из рычагов и инструментов преодоления отсталой отраслевой структуры  экономики и повышения уровня её эффективности.

     Немало  проблем при проведении современной  антимонопольной политики в России возникает в связи с недостаточной  проработанностью широкого круга законодательных  материалов и других официальных  нормативных актов, связанных с  монополиями и монополизмом.

     При этом в условиях современной России большую роль при проведении антимонопольной  политики играют содержание и направленность нормативно-правовых актов по многим другим вопросам, особенно по вопросам, связанным с процессами разгосударствления и приватизации, развитием малого бизнеса, организацией налоговой системы страны.

     Не  отличается достаточной последовательностью  и «приватизационная часть» современного российского законодательства.

     Что касается закона о приватизации и  программы приватизации, то в них нет достаточно чёткой увязки задач приватизации с проблемой оздоровления и качественного обновления структуры российской экономики.

     В данных документах имеются положения, которые фактически способствуют увеличению круга монополий, особенно активных лишь в реализации главного негативного эффекта монопольных форм (росте цен), и в то же время препятствуют обеспечению нормального функционирования таких структур, которые в состоянии сочетать монопольную форму с активной реализацией основного позитивного эффекта крупных производств (снижения издержек).

     Что же касается других монопольных форм, то есть таких, которые способны реализовать  значительный позитивный эффект масштаба и ускорить развитие современных  технологий и НИОКР, то в законе о  приватизации и программе приватизации содержатся положения, способные существенно затруднить их нормальное функционирование.

     Определенные  проблемы при проведении антимонопольной  политики в России порождает и  непосредственно современное антимонопольное  законодательство. Поскольку антимонопольные акты разрабатываются в нашей стране впервые, причём, в условиях не только отсутствия надлежащего опыта и знаний у разработчиков, но и при наличии явного и сильного противодействия со стороны целого ряда инстанций и дисциплин, они пока не являются совершенными и нуждаются в доработках и уточнениях.

     Президент России Дмитрий Медведев 29.07.2009 г. подписал поправки к Уголовному кодексу и к закону о защите конкуренции, касающиеся ужесточения ответственности за ограничение конкуренции.

Информация о работе Экономическая политика государства и ее влияние на микроэкономические процессы