Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 22:53, курсовая работа
Цель написания данной работы заключается в изучении и обобщении теоретико-методологических основ по экономике фирмы как разновидности предприятия.
Основными задачами работы является рассмотрение вопросов понятия и сущности фирмы, ее происхождения и классификаций, основных функций и целей, а также социальной ответственности компаний.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Определение и сущность фирмы. 5
2. Классификация фирм 7
3. Цели и функции фирмы. 13
4. Социальная ответственность бизнеса 16
5. Социальная ответственность бизнеса во время кризиса 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
Список использованной литературы 25
Приложение 27
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
РОСТОВСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
«РИНХ»
Кафедра
Экономической теории
КУРСОВАЯ РАБОТА
На
тему: «Экономическая
природа и функции
фирмы. Социальная ответственность
бизнеса» (№23)
Выполнила студентка:
Факультета КиМ
Группы 217
Номер зачетной книжки: 08146
Дыхан Мария Михайловна
Научный руководитель:
д.э.н.,
профессор В. В. Филонич
Ростов-на-Дону
2009 г.
СОДЕРЖАНИЕ
В России интенсивно идет процесс формирования рыночных отношений. Наилучшему их развитию способствует предпринимательская деятельность. Рыночная экономика невозможна без фигуры предпринимателя - свободного и деятельного человека, хозяина и знатока своего дела, умелого организатора и руководителя. Я считаю, что фирма является главным звеном рыночной экономики, т.к. только с помощью фирм происходит интенсивное функционирование и развитие рыночных отношений. Так как фирма является опорой предпринимательства и продуктом рыночной экономики, то её необходимо изучать со всех сторон. Ведь поведение фирмы на рынке имеет большое значение не только для предпринимателя и сотрудников фирмы, но и для других групп субъектов: домашних хозяйств, государства и иностранцев. Изучение поведения фирм является необходимым условием выработки экономическими агентами адекватных решений как на микро-, так и на макроуровне. Фирма интегрирует и организует экономику на микроуровне. А совокупность фирм определяет эффективность национальной, региональной и мировой экономики в целом. Фирма всегда стоит в центре рыночной экономики, и её функционирование непосредственно сказывается на рыночных отношениях.
Проблема экономики фирмы является актуальной в нынешнее время не только для российской экономики, но и, как показывают корпоративные скандалы последнего времени, для развитых западных стран, где участилась практика искажения деловой отчетности, приписок и в целом действий, направленных на искусственное завышение курса акций компаний (Worldcom, Enron, Arthur Andersen).
В связи с вышеизложенным мной выбрана тема курсовой работы «Экономическая природа и функции фирмы. Социальная ответственность бизнеса».
Цель написания данной работы заключается в изучении и обобщении теоретико-методологических основ по экономике фирмы как разновидности предприятия.
Основными задачами работы является рассмотрение вопросов понятия и сущности фирмы, ее происхождения и классификаций, основных функций и целей, а также социальной ответственности компаний.
Исторически экономическая деятельность человечества началась с натурального хозяйства, когда каждая семья сама добывала себе все необходимые для жизни блага. Потом люди открыли выгоды специализации и начали обмениваться между собою плодами специализированной работы. При этом производство благ сначала велось в рамках домашнего хозяйства, а все необходимые для производства ресурсы каждый добывал для себя сам. Но специализация развивалась и ее логика привела человечество к новому шагу - к созданию фирм.
Первоначально термин «фирма» (от итальянского firma – подпись) означал «торговое имя» коммерсанта. Ныне – это организационная структура бизнеса, предпринимательская единица во всех сферах экономики, обладающая не только юридической, но и реальной экономической самостоятельностью [9].
Проанализируем фирму по стадиям общественного производства. Фирма как субъект рынка участвует в экономическом кругообороте благ: производство - распределение - обмен - потребление. Последней фазой является потребление, то есть чем больше потребление, тем выше прибыль, следовательно, фирма – это экономическая единица, основной субъект хозяйственных отношений, деятельность которого направлена на максимизацию прибыли.
Более точно следует говорить о фирме как об организации, которая владеет следующими признаками:
И если хозяйственная
Главная причина возникновения фирм состоит в том, что они оказались более удобной формой организации производства благ, чем натуральное хозяйство или мелкое домашнее производство. Опыт показал, что создавая все более большие и специализированные фирмы, можно добиться более рациональной организации производства благ, то есть тратить на эти цели меньший объем ограниченных ресурсов, а главное – сокращать транзакционные (организационно-договорные) затраты [2].
В
современной
Сердцевину фирмы составляет долговременный отношенческий контракт, заключенный между собственниками интерспецифических ресурсов. Наличие интерспецифических и специфических ресурсов в фирме позволяет экономить транзакционные издержки, а их владельцам — получать экономическую прибыль (квазиренту).
Такая
трактовка природы фирмы
Фирма — основной агент рыночной системы любой современной страны. Как за рубежом, так и в России имеет место огромное количество фирм, которые для целей экономического анализа группируются по ряду существенных признаков. Наиболее распространенными являются классификации по формам собственности, размерам, характеру деятельности, отраслевой принадлежности, правовому статусу.
По формам собственности предприятия подразделяются на:
Смешанные предприятия иногда занимают существенное место в экономической жизни страны. Например, в России конца 90-х гг. государство сохраняет пакет акций во многих приватизированных предприятиях (на этих предприятиях работает четверть всех занятых).
По размерам предприятия подразделяются на малые, средние и крупные, исходя из двух основных параметров: численность занятых и объем производства (продаж). По количеству обычно преобладают малые предприятия (в России на них приходится около 1/2 общего числа предприятий).
По характеру деятельности фирмы делят на производящие:
Данная классификация близка к классификации предприятий по отраслевой принадлежности, которая подразделяет их на промышленные, сельскохозяйственные, торговые, транспортные, банковские, страховые и т.д. [13, 12].
По
правовому статусу (
Хозяйственные товарищества
Рассмотрим, прежде всего, хозяйственные товарищества и общества, так как это наиболее распространенные типы предприятий (фирм).
Полное товарищество. Полным признается товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом. Участники полного товарищества солидарно несут субсидиарную ответственность принадлежащим им имуществом по обязательствам товарищества, т.е. всем своим имуществом, включая личное.
Полные товарищества сосредоточены преимущественно в сельском хозяйстве и сфере услуг и представляют собой, как правило, небольшие по размерам предприятия, деятельность которых достаточно легко контролируется их участниками.
Товарищество
на вере. Это объединение, включающее
действительных членов и вкладчиков. Действительные
члены несут полную ответственность по
обязательствам товарищества всем своим
имуществом, а вкладчики – лишь в пределах
своих вкладов в стоимость имущества товарищества.
Поскольку данная правовая форма позволяет
привлекать значительные финансовые ресурсы
через практически неограниченное число
коммандитистов, она характерна для более
крупных предприятий [15].
Хозяйственные общества
Общество с ограниченной ответственностью (ООО). Таковым признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники ООО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Уставный капитал ООО составляется из стоимости вкладов его участников. Данная правовая форма наиболее распространена среди мелких и средних предприятий.
Акционерное общество (АО). Акционерным обществом признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций. Участники АО (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.
Акционерное общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, признается открытым (ОАО). Такое АО вправе проводить подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу на условиях, устанавливаемых законом.
Акционерное
общество, акции которого распределяются
только среди его учредителей
или иного заранее
Учредительным
документом АО является его устав. Уставный
капитал АО составляется из номинальной
стоимости акций общества, приобретенных
акционерами. Высшим органом управления
АО является общее собрание акционеров.
Правовая форма акционерного общества
предпочтительна для крупных предприятий,
где существует большая потребность в
финансовых ресурсах [3].
Производственные кооперативы
Производственным
кооперативом (артелью) признается добровольное
объединение граждан для совместной
хозяйственной деятельности, основанное
на личном труде и объединении их паевых
взносов; создается гражданами числом
не менее 5 человек. Собственность здесь
паевая. Каждый член кооператива сохраняет
право на свой пай и часть имущества [15].
Информация о работе Экономическая природа и функции фирмы. Социальная ответственность бизнеса