Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 22:53, курсовая работа
Цель написания данной работы заключается в изучении и обобщении теоретико-методологических основ по экономике фирмы как разновидности предприятия.
Основными задачами работы является рассмотрение вопросов понятия и сущности фирмы, ее происхождения и классификаций, основных функций и целей, а также социальной ответственности компаний.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Определение и сущность фирмы. 5
2. Классификация фирм 7
3. Цели и функции фирмы. 13
4. Социальная ответственность бизнеса 16
5. Социальная ответственность бизнеса во время кризиса 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
Список использованной литературы 25
Приложение 27
Вторая точка зрения прямо противоположна теории Фридмана. Ее называют теорией корпоративного альтруизма. Появилась она одновременно с опубликованием нашумевшей статьи Фридмана в New York Times и принадлежала Комитету по экономическому развитию. В рекомендациях Комитета подчеркивалось, что корпорации обязаны вносить значительный вклад в улучшение качества американской жизни.
Третью позицию представляет одна из самых сильных "центристских" теорий, теория "разумного эгоизма". Она настаивает на том, что социальная ответственность бизнеса - это просто "хороший бизнес", поскольку сокращает долгосрочные потери прибыли. Тратя деньги на социальные и филантропические программы, корпорация сокращает свои текущие прибыли, но в долгосрочной перспективе создает благоприятное социальное окружение и, следовательно, устойчивые прибыли. Социально ответственное поведение - это возможность для корпорации реализовать свои основные потребности в выживании, безопасности и устойчивости [8].
Важно заметить также, что социальная ответственность бизнеса носит многоуровневый характер.
Базовый уровень предполагает выполнение следующих обязательств: своевременная оплата налогов, выплата заработной платы, по возможности — предоставление новых рабочих мест (расширение рабочего штата).
Второй уровень СОБ предполагает обеспечение работников адекватными условиями не только работы, но и жизни: повышение уровня квалификации работников, профилактическое лечение, строительство жилья, развитие социальной сферы. Такой тип ответственности был условно назван «корпоративной ответственностью».
Третий, высший уровень ответственности предполагает благотворительную деятельность [1].
Бизнес-деятельность компании и ее социальная ответственность тесно связаны. Едва ли не все сферы бизнес-активности в большей или меньшей степени включают социально-значимые компоненты. Ниже приведен список основных функций бизнеса, имеющих отношение к корпоративной социальной ответственности:
1) общая политика и стратегия: насколько политика и стратегия компании служат задачам устойчивого развития и приносят выгоду всем заинтересованным сторонам;
2) организация труда и производственный процесс: соблюдаются ли нормы безопасности и экологические нормы при производственных процессах, обеспечиваются ли качество товаров и их безопасность для потребителя;
3) сбыт и продажа товаров: насколько безопасны технологии сбыта товаров, приносят ли отношения между предприятием и продавцом пользу конечному потребителю;
4) финансовое управление и отношения с инвесторами: эффективность финансового контроля, открытость документации, качество работы совета директоров, отношение к взяткам и внутренним торговым операциям;
5) проектно-конструкторские работы: объем вложений, учет социальных/экологических проблем, создание проектно-конструкторских бюро в местах освоения новых рынков;
6) отношения с властью: обеспечивается ли открытость и прозрачность в отношениях с властями и в лоббистской деятельности;
7) отношения с другими заинтересованными сторонами: как строятся отношения с местным населением, участвует ли компания в общественной жизни, насколько открыты компания и ее подразделения для местного населения;
8) меры по охране окружающей среды: имеется ли у компании своя природоохранная политика, проводится ли экологическая экспертиза новых проектов и товаров, отчитывается ли компания перед общественностью о своем воздействии на окружающую среду [5].
Делая вывод из всего выше сказанного, социальная ответственность бизнеса — это добровольный вклад бизнеса в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах, связанный напрямую с основной деятельностью компании и выходящий за рамки определенного законом минимума.
Данное определение скорее идеальное, и не может быть полностью претворено в действительность хотя бы потому, что просчитать все последствия одного решения просто невозможно. Но социальная ответственность — это не правило, а этический принцип, который должен быть задействован в процессе принятия решения. Долженствование здесь является внутренним, перед самим собой, и основывается на моральных нормах и ценностях, приобретенных в процессе социализации.
Степень
разработанности данной проблемы в
России определяется тем, что темой
социальной ответственности бизнеса
сегодня занимаются как организации
(такие как Торгово-
Нельзя забывать о сложившейся экономической ситуации в России в связи с мировым кризисом. В данное время происходит активное обсуждение дальнейшей судьбы корпоративной социальной ответственности (КСО) в России. Эксперты дают самые разнообразные прогнозы, начиная от положительного влияния кризиса на КСО и заканчивая практически полным отказом от реализации принципов КСО в связи со сложной экономической ситуацией.
Самая распространенная точка зрения состоит в том, что вследствие кризиса программы КСО станут более рациональными и прагматичными. При этом сокращение благотворительных расходов, социальных инвестиций компаний в регионах присутствия может вызвать социальную напряженность на фоне сокращающихся бюджетных доходов субъектов федерации и роста безработицы.
По данным ноябрьского исследования, проведенного кадровым холдингом «Анкор» среди 371 российской компании в крупнейших городах России, 30% предприятий планируют или уже начали сокращение штата сотрудников. Кроме увольнения, в качестве мер по оптимизации издержек компании планируют сокращать рабочий день и отправлять сотрудников в неоплачиваемый отпуск, урезать зарплаты и уменьшать финансирование компенсационного пакета. В общей сложности, по результатам исследования, работодатели намерены сэкономить до 10% расходов на персонал. В конце ноября Исследовательский центр портала SuperJob.ru провел аналогичное исследование среди 3000 представителей российских компаний. Оно показало, что волна сокращений затронула каждую пятую компанию (22%). И все же многие крупные предприятия заявляют о том, что не пойдут на сокращение персонала, и не намерены сворачивать внешние социальные и благотворительные программы. Так, программа сокращения издержек ОАО «Лукойл» не предусматривает уменьшение численности персонала и содержания социального пакета. Не намерено снижать объемы социальных инвестиций ООО «Амвэй».
По мнению экспертов, делать выводы о реальном снижении инвестирования в корпоративную социальную ответственность в связи с кризисом еще рано. И все-таки многим в период кризиса предстоит пересмотреть стратегию реализации КСО. Эксперты единодушны в мнении, что для эффективного осуществления принципов КСО необходим открытый диалог со всеми стейкхолдерами, а также согласованный поиск решений между государством, коммерческим и некоммерческим секторами. Кроме того, уже сейчас деятельность в рамках КСО должна быть в значительной степени переориентирована на поддержку местных сообществ. Очень важно не утратить того, что уже было наработано за период становления корпоративной социальной ответственности в России, поскольку именно КСО способна помочь достойно пережить сложные времена [7,11].
Таким образом, можно сделать ряд выводов:
Понятие
фирма можно формулировать по-
Также могу с уверенностью сказать, что целью фирмы является максимизация прибыли. Т.к. она стремится к этому, то и будет развиваться и делать более эффективным управление. У каждого руководителя свой взгляд на то, какой должна быть фирмы, поэтому каждое предприятие развивается по-своему и достигает разных высот. А соответственно, основная функция фирм состоит в привлечении, соединении и эффективном использовании ресурсов для производства и предложения товаров, удовлетворяющих общественные потребности, на рынке.
Заводя разговор о фирме, еще сущности, функциях и целях, необходимо упомянуть и о социальной ответственности. Углубляясь в данную тему, я обнаружила огромное количество информации, а именно статей и даже форумов о социальной ответственности. Эта тема сейчас как никогда актуальна. В условиях восстановления экономики, нынешнего состояния природы, не говоря уже о быстроте НТП. Существуют целые организации, которые проводят исследования именно в этой области. Изучая эти материалы, я пришла к выводу, что ведутся не только дискуссии, но и осуществляется задуманное. Многие фирмы, причем как российские, так и зарубежные выделяют огромные средства на соблюдение социальной ответственности.
Таким образом, проведенное мной исследование, показывает, что фирма является перспективной формой организации предприятия в современных экономических условиях. Прогрессивно развивающиеся фирмы ориентируются не только на получение прибыли всеми возможными способами, но и разделяют убежденность современного экономического сообщества в том, что бизнес должен быть социально ответственным. Думать о людях, оказывать посильную помощь обществу оказывается и экономически выгодным.
Список использованной литературы
ПРИЛОЖЕНИЕ
Вспыхнувший мировой экономический кризис самым негативным образом отразился на ключевых экономических показателях состояния мировой экономики. Падение мирового спроса, производства, цен и рост уровня безработицы в мире не могло не сказаться на состоянии российской экономики. Глобальный финансовый кризис привел к замедлению темпов развития реального сектора российской экономики.
Раньше других отраслей
Такое же количество доменных печатей было остановлено на Магнитогорском металлургическом комбинате, - еще одна домна остановлена в начале ноябре на принадлежащем EvrazGroup Западно-Сибирском металлургическом комбинате. В законсервированном состоянии печь может простоять два года, а затраты на остановку и запуск домны составляют несколько миллионов долларов.
О
замедлении динамики развития реального
сектора экономики
Снижение
спроса на рынке минеральных удобрений
заставляет пересматривать производственные
планы компании-производителей этих товаров.
Первым об этом заявил холдинг «Акрон»,
- компания снизила выпуск различных видов
удобрений на 15-20%. Ее конкуренты – «Уралхим»
и «Еврохим» объявили о снижении цен для
внутренних потребителей на 25-35% [http://www.chamber.nross.ru/
В 2008 году в России впервые за последние 10 лет упала добыча нефти. В 2009 году эта тенденция только усилится. Из крупнейших нефтяных компаний только "Роснефть" и "Татнефть" в 2008 году смогли продемонстрировать рост добычи. Именно в тот момент, когда компаниям было необходимо инвестировать в добычу как можно больше, в мире разразился финансовый кризис. По нефтяным компаниям больно ударил не столько сам финансовый кризис, сколько обвальное падение нефтяных цен [Куличков В. Инвесторам напомнили о кризисе // Газета «Коммерсант» № 5 от 15.01.2009. – С.4].
Информация о работе Экономическая природа и функции фирмы. Социальная ответственность бизнеса