Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 11:41, курсовая работа
Целью данной работы является обзор и анализ современных концепций и практики функционирования государства как субъекта экономических отношений в стране. Исследовать значение государственных инструментов регулирования, какие тенденции государство переживает в современной России? Раскрыть возможные методы воздействия государства на экономику страны. Рассмотреть возможные перспективы развития государства в условиях кризиса.
Введение 3
1. Теоретические основы государства 6
2. Экономические функции государства 10
3.Понятие и сущность экономической политики 13
4. Особенности государственного регулирования Российской экономики
на современном этапе 33
Заключение 38
Список использованной литературы 41
Приложение №1 42
Приложение №2
Государственные
расходы считаются одним из
важных инструментов
Государственное регулирование способствует формированию хозяйственных связей и пропорций, координированию экономических процессов и увязке частных и общественных интересов. Государственное предпринимательство, как правило, осуществляется в областях, в которых хозяйствование противоречит природе частных фирм или же в которых требуются огромные инвестиции и риск. Государственные предприятия занимают существенные позиции в таких отраслях, как энергетика, черная металлургия, транспорт, связь. Субъектами производственных отношений являются социальные группы, трудовые коллективы, индивиды, общество. В экономической системе в качестве субъектов производственных отношений выступают ассоциированные субъекты хозяйствования и субъекты собственности: государство, фирмы, домашние хозяйства. Благодаря наличию интересов люди вступают в совместную производственную деятельность и обмениваются результатами этой деятельности, т.е. вступают в производственные отношения. В системе производственных отношений можно выделить два крупных блока: организационно-экономические и социально-экономические отношения. Оба вида отношений тесно переплетены.
Экономические и косвенные методы государственного регулирования не ограничивают свободы предпринимательского выбора. Например, снижение налогов на бизнес или понижение учетной ставки процента являются типичными методами экономического регулирования, направленного на рост производства и усиление инвестиционной активности предприятий. Последние увеличивают капиталовложения и объем производства не потому, что у них нет иного выхода. Они полностью свободны в выборе производственной программы и инвестиционной политики. Просто снижение налогов и учетной ставки процента делают рост производства и инвестиций более выгодными, чем прежде.
Для того чтобы задействовать любой косвенный регулятор, необходимо предварительное административное решение соответствующих государственных органов, например решение об изменении налоговых ставок, о предоставлении налоговых льгот при продаже Центральным банком государственных облигаций, в этом смысле любые экономические регуляторы несут на себе печать администрирования. В то же время любой административный регулятор, прямо принуждая хозяйствующие субъекты выполнять те или иные действия, одновременно оказывает вторичное косвенное воздействие на целый ряд сопряженных экономических процессов.
Экономические методы регулирования, в целом, адекватны природе рынка. Они непосредственно воздействуют на конъюнктуру рынка и через нее, косвенно, на производителей и потребителей товаров и услуг. Например, увеличение трансфертных платежей изменяет конъюнктуру рынка потребительских товаров, увеличивает спрос, что, в свою очередь, способствует повышению цен и заставляет товаропроизводителей увеличивать объем предложения. К экономическим методам относится бюджетное, налоговое и кредитно-денежное регулирование.
Для экономического
воздействия государству
Таким образом,
государство - специфический орган,
который возник и существует для
решения определенных задач. Особое
место занимают задачи экономического
характера. Государство наделено возможностью
и способностью принятия специальных
мер для решения специфических задач.
Среди них первостепенное значение имеет
проведение собственной стратегической
внешней и внутренней экономической политики.
В условиях
рыночной экономики значение
основной получает функция по
налогообложению и взиманию
Бюджет государства,
его финансовые возможности целиком
зависят от различного рода налогов,
сборов, пошлин и иных обязательных
платежей. Отсюда принципиальное значение
приобретают государственная
Экономисты вывели зависимость между величиной налоговых ставок, инвестиционной активностью товаропроизводителей и налоговых доходов государства. Эта зависимость получила название теории Лаффера [15,414]. В соответствии с этой теорией рост налоговых ставок имеет предел, за которым начинается, падение деловой активности, а значит, сокращение доходов бюджета. По мнению западных экономистов, оптимальный размер налогов в сумме составляет 30%. Суть кредитно-денежного регулирования состоит в том, что государство воздействует на денежную массу и процентные ставки, а они в свою очередь на потребительский и инвестиционный спрос. Строго говоря, денежная политика оказывает воздействие на величину денежной массы, а кредитная политика воздействует на уровень процентных ставок. На практике их различить весьма трудно, ибо денежная масса и ставка процента неразрывно друг с другом связаны. Поэтому экономисты обычно речь ведут о кредитно-денежной политике как о едином целом. В этой политике важнейшее значение имеет процентная ставка. Если она очень высока, обращаться за кредитом невыгодно. Поэтому, чтобы увеличить совокупный спрос, правительству
хорошо бы
снизить ставку процента. Однако
это не в его силах: ссуды
выдают частные банки не
увеличивается.
Иногда собственных вкладов
Для балансирования
рынка товаров и услуг
Экономические
и административные методы взаимосвязаны.
Например, денежная система ощутит
влияние ставки межбанковского кредита,
не раньше, чем будет принято
Экономические
методы не сужают свободу
На первое
место следует поставить
Государственное регулирование осуществляется в двух основных направлениях: регулирование рыночных, товарно-денежных отношений. К ним относятся законы, постановления, инструкции государственных органов, регулирующие взаимоотношения товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность банков, товарных и фондовых бирж, а также бирж труда, торговых домов, устанавливающие порядок проведения аукционов, ярмарок, правила обращения ценных бумаг и т.п. Это направление государственного регулирования рынка непосредственно с налогами не связано; регулирование развития национального хозяйства, общественного производства в условиях, когда основным объективным экономическим законом, действующим в обществе, является закон стоимости. Здесь речь идет главным образом о финансово-экономических методах воздействия государства на интересы людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в нужном, выгодном обществу, направлении.
Государство должно способствовать развитию малого бизнеса, всемерно поддерживать его. Формы такой поддержки разнообразны: создание специальных фондов финансирования малых предприятий, льготное кредитование их деятельности и т.п. но главное средство оказания содействия малому бизнесу – особые льготные условия налогообложения.
Другая функция налогов – стимулирующая. С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др. Следующая функция налогов перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных. Финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ – научно-технических, экономических и др. С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринима -телей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции, капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др. Наконец, последняя функция налогов – фискальная, изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части производственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры – библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития – фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т.п.
Указанное разграничение функций налоговой системы носит условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно. Стабильность налоговой системы не означает, что состав налогов, ставки, льготы, санкции могут быть установлены раз и навсегда. Любая система налогообложения отражает характер общественного строя, состояние экономики страны. Сочетания стабильности и динамичности, подвижности налоговой системы достигается тем, что в течение года никакие изменения (за исключением устранения очевидных ошибок) не вносятся; состав налоговой системы (перечень налогов и платежей) должен быть стабилен в течение нескольких лет. Налоги и сам состав системы налогообложения могут и должны меняться вместе с изменением экономической ситуации в стране и в общественном производстве.
Однако имеются
и специальные инструменты