Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 11:41, курсовая работа
Целью данной работы является обзор и анализ современных концепций и практики функционирования государства как субъекта экономических отношений в стране. Исследовать значение государственных инструментов регулирования, какие тенденции государство переживает в современной России? Раскрыть возможные методы воздействия государства на экономику страны. Рассмотреть возможные перспективы развития государства в условиях кризиса.
Введение 3
1. Теоретические основы государства 6
2. Экономические функции государства 10
3.Понятие и сущность экономической политики 13
4. Особенности государственного регулирования Российской экономики
на современном этапе 33
Заключение 38
Список использованной литературы 41
Приложение №1 42
Приложение №2
Экономический рост определяется рядом факторов. На современном этапе к ним обычно относят: труд, землю, капитал, предпринимательскую способность, научно-технический прогресс. Факторы экономического роста взаимосвязаны и переплетены. Очевидно, что большие запасы разнообразных природных ресурсов, наличие плодородных земель, благоприятные климатические и погодные условия, значительные запасы минеральных и энергетических ресурсов вносят весомый вклад в экономику страны. Научно-технический прогресс является важным двигателем экономического роста. В начале 21 столетия человечество стоит перед задачей, как органически соединить рыночную экономику, социальную политику государства и все возрастающую необходимость охраны окружающей среды.
Проблема государственного управления регулирования тесно связана с региональной политикой. На начальном этапе реформ был взят курс на предоставление регионам максимальной самостоятельности в рамках Федерации. Однако предоставление регионам права почти бесконтрольно распоряжаться трансфертами и региональными бюджетами привело к неэффективному использованию средств в отдельных регионах. Кроме того, федеральный центр должен обеспечивать равноправное развитие регионов и устранение региональных диспропорций. Региональная власть сегодня, несет риск снижения качества и эффективности своей деятельности из-за потери возможностей командного и прямого руководства в экономике [6,57].
В России,
в настоящее время, на первый
план выдвигается
Список используемой литературы
1. Изд.ООО «Частное образование » Распоряжение правительства \\Официальные документы в образовании,35, 2008,с.4-36.
2. Конституция РФ..- М.:АСТ-2000,с.1-8.
3. Официальный сайт правительства России www.government.rи.
4. Алексеев А.В., Куда ведут Россию интересы глобальной экономики //Эко,2009,4 с. 13-22.
5. Алексеев А.В., Кузнецова А.Н., Мировой процесс: новые возможности или старые угрозы для России//Эко,2008,4,с.3-22.
6.Быков И.В., Решетников М.Г., Государственное управление \\ Менеджмент .:2008,с.57-65.
7. Булатов А.С.: Экономика. - М.:2002.
8. Григорьев Л., Салихов М., Российский финансовый кризис: взрыватель чужой, но порох свой.\\Вопросы экономики,2008,12,с.32-39.
9. Кушлина В.И.,Государственное регулирование рыночной экономики. – М.: 2002.- 35-36с.
10. Медведев Р.А., Медведев Ж.А., Глобальный экономический кризис или исторический поворот \\ Эко, 2009 ,4, с. 17-26.
11.Попов Г.П., Об экономическом кризисе 2008года \\Вопросы экономики,2008,12,с.112-120.
12.Сергеев М., Прогноз развития \\Независимая газета.,2009,27 января.
13.Френкель А., А., Ситуация 2008 \\Эксперт,2009, с. 18-38.
14. Франкель А.А., Рощина Н.К., Факты, оценки, прогнозы. \\Вопросы статистики,2009,3,с.47-59.
15. Чепурин М.Н., Киселева Е.А., Курс экономической теории - Киров.: «АСН»1994.
16.Чибриков Г.Г.,
Сажина М.А., Экономическая теория.-
М.: 1998.
Правительство Российской Федерации
РАСПОРЯЖЕНИЕ
17.11.2008 № 1662-р Москва
1. Утвердить прилагаемую
Концепцию долгосрочного социально-
экономического развития Российской Федерации
на период до 2020 года.
2.Минэкономразвития России разработать с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и до 1 августа 2009 г. внести в установленном порядке в Правительство Российской Федерации прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
3.Федеральным органам исполнительной власти и исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации руководствоваться положениями Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года при разработке программных документов, планов и показателей своей деятельности.
Председатель Правительства
Российской Федерации В.Путин
Извлечение
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (далее — Концепция) разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации, состоявшегося 21 июля 2006 г.
Цель разработки Концепции — определение путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе (2008—2020 годы) устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе.
В соответствии
с этой целью в Концепции
основные направления
долгосрочного социально-
стратегия достижения поставленных целей, включая способы, направления и этапы; формы и механизмы стратегического партнерства государства, бизнеса и общества; цели, целевые индикаторы, приоритеты и основные задачи долгосрочной государственной политики в социальной сфере, в сфере науки и технологий, а также структурных преобразований в экономике;
цели и приоритеты внешнеэкономической политики; параметры пространственного развития российской экономики, цели и задачи территориального развития.
Целевые ориентиры
Стратегической целью является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан. В 2015-2020 годах Россия должна войти в пятерку стран-лидеров по объему валового внутреннего продукта (по паритету покупательной способности).
Достижение этой цели означает формирование качественно нового образа будущей России к концу следующего десятилетия.
Уровень доходов и качества жизни россиян к 2020году достигнет показателей, характерных для развитых экономик. Это означает высокие стандарты личной безопасности, доступность услуг образования и здравоохранения требуемого качества, необходимый уровень обеспеченности жильем, доступ к культурным благам и обеспечение экологической безопасности.
Обобщающий показатель уровня жизни – валовой внутренний продукт на душу населения по паритету покупательной способности - увеличится с 13,9% тыс.долларов США в 2007году (42% от среднего уровня государств-членов Организации экономического сотрудничества и развития ) до более чем 30 тыс.долларов США в 2020году (70%).
Доля населения,
проживающего в местах с неблагоприятной
экологической обстановкой
Развитие фундаментальной науки, повышение эффективности сектора исследований и разработок предполагает: повышение конкурентоспособности исследований и разработок, определения и уточнения приоритетных направлений исследований и разработок на основе долгосрочных прогнозов научного и технологического развития; введения института независимой оценки деятельности научных организаций государственного сектора в соответствии с международной практикой; постепенного увеличения доли конкурсного финансирования научных исследований, расширения роли государственных научно-технических фондов в финансировании фундаментальных исследований, распределения к 2010 году на конкурсной основе большей части бюджетных средств для финансирования фундаментальных исследований; расширения состава инструментов финансирования государственного сектора науки, включая фундаментальную науку, опережающего развития инструментов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, обеспечивающих рациональное разделение рисков между государством, наукой и бизнесом, увеличение софинансирования из внебюджетных источников;
поддержки на конкурсной основе среднесрочных комплексных программ развития ведущих научных и научно-образовательных организаций;
формирования и реализации комплекса мер по развитию негосударственного сектора науки; создание 5—7 национальных исследовательских центров и поддержка формирования 20—30 исследовательских университетов для достижения научно-технологических прорывов по одному или нескольким приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и (или) реализации стратегических программ (проектов) национальной значимости, совершенствование системы государственных научных центров, направленное на повышение эффективности и конкурентоспособности российских разработок, включая поддержку обновления материальной базы опытных и исследовательских работ; содействие развитию внутрифирменной (корпоративной) науки, в том числе путем расширения ее доступа к уникальному научному оборудованию в рамках поддерживаемой государством инновационной инфраструктуры (в частности, к центрам коллективного пользования), поддержки распространения среди предприятий постепенного увеличения доли конкурсного финансирования научных исследований, расширения роли государственных научно-технических фондов в финансировании фундаментальных исследований, распределения к 2010 году на конкурсной основе большей части бюджетных средств для финансирования фундаментальных исследований; развитие и поддержка программ по академическому обмену и стажировке российских студентов и преподавателей за рубежом и иностранных — в России, поддержка привлечения ученых мирового уровня для преподавательской деятельности в России; вовлечение российских ученых, уехавших за рубеж, в развитие российской науки и технологий, в том числе путем их участия на платной основе в российских научных проектах и преподавательской деятельности. Необходимо на основе долгосрочных прогнозов технологического развития определять и регулярно уточнять приоритетные направления прикладной и фундаментальной науки, технологий и техники. Такие приоритеты должны быть увязаны с задачами реализации конкурентных позиций российской экономики и требованиями национальной безопасности, что позволит сформировать технологический облик российской экономики, определяющий ее конкурентные преимущества по отношению к государствам-лидерам — США, Китаю и ведущим европейским государствам. Реализация приоритетов будет осуществляться как путем первоочередной поддержки фундаментальных и прикладных исследований в соответствующих областях, так и в рамках двух типов стратегических инновационных проектов. При этом основной эффект будет достигаться на стыке указанных технологий в междисциплинарных областях. Разработка специальной техники, способной работать в Арктике и в экстремальных средах; создание новых поколений авиационной техники и энергоэффективных двигателей (в том числе газотурбинных двигателей), а также ракетно-космической техники; разработка новых технологий обработки металлов; развитие оптоэлектроники, микромеханики и новой архитектуры вычислительных средств.
Для формирования новой инновационной культуры в обществе и
повышения статуса инноватора необходимы: активизация пропаганды роли инноваций для развития экономики и общества, в том числе путем: формирования системы популяризации науки, инноваций, инновационной деятельности, в том числе через общественную рекламу, вовлечение в пропаганду лидеров общественного мнения, распространение историй успеха, проведение конкурсов среди предприятий, ученых и научных коллективов и других мероприятий; формирования в целях популяризации инновационной деятельности специализированных учебных курсов по инновациям в вузах в рамках специальностей, не относящихся к сфере высоких технологий. Отдельной задачей инновационной политики должно стать первоочередное развитие технологических направлений, критически важных с точки зрения национальной безопасности и обороноспособности.
Организация эффективной совместной работы научного сектора, органов государственной власти и бизнеса по научным исследованиям, опытно-конструкторским работам и внедрению в производство соответствующих технологий; усиление поддержки российских компаний, работающих по ключевым для обеспечения национальной безопасности направлениям технологического развития, включая использование для этих целей возможностей системы государственных закупок; поддержка приобретения российскими компаниями, работающими в сфере критических для обеспечения безопасности технологий (в том числе путем организационного и политического содействия приобретению иностранных технологических компаний); использование потенциала институтов развития для ускорения процессов консолидации в высокотехнологичных секторах экономики для создания компаний — технологических лидеров мирового уровня.
Исходные условия и макроэкономические показатели инновационного развития экономики до 2020 года.
2007 | 2008-2010 | 2011-2015 | 2015-2020 | |
Цены
на нефть (мировые),
долларов США за баррель |
69,3 | 99 | 91 | 108 |
Мировая экономика, среднегодовой прирост | 4,9 | 4,2 | 4,4 | 4 |
Численность населения, млн. человек | 142,1 | 141,8 | 142,2 | 143,4 |
Инфляция среднегодовая, прирост цен, процентов | 9 | 10,3 | 6,4 | 3,5 |
Валовой внутренний продукт, среднегодовой прирост | 8,1 | 6,8 | 6,4 | 6,3 |
Промышленное производство, среднегодовой прирост | 6,3 | 5,7 | 5,3 | 5,1 |
Реальные располагаемые доходы населения, среднегодовой прирост | 10,7 | 10 | 7 | 6,7 |
Розничный товарооборот среднегодовой прирост | 16,1 | 12,8 | 7,5 | 6,4 |