Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 11:14, курсовая работа
Цель настоящей работы, -рассмотреть основные подходы оценки стоимости товарного знака предприятия, представить методы расчета стоимости товарного знака, а также рассмотреть применение этих методов на практике.
В ходе данной работы рассматривается актуальность выбранной темы, поскольку для современного международного бизнеса отмечается возрастающая роль товарных знаков в стратегическом управлении интеллектуальной собственностью.
Введение……………………………………………………………………………………… 4
Глава 1. Понятие товарного знака и его виды……………………………………………….. 5
Глава 2.Стоимость товарного знака и факторы, влияющие на его стоимость………… …9
Глава 3.Оценка стоимости товарного знака ………………………………………………...12
3.1.Ситуации, вызывающие необходимость оценки товарного знака …………………… 12
3.2.Перечень документов необходимых для оценки товарного знака ……………………12
3.3.Этапы оценки стоимости товарного знака……………………………………………… 13
3.4.Стандарты оценки стоимости товарного знака ………………………………………. 14
3.5.Отчет об оценке стоимости товарного знака…………………………………………… 15
Глава 4.Подходы и методы оценки товарного знака……………………………………… 15
4.1.Затратный подход оценки товарного знака …………………………………………… 16
4.2.Доходный подход оценки товарного знака …………………………………………… 18
4.3.Сравнительный подход оценки товарного знака……………………………………… 25 Глава 5.Расчет стоимости товарного знака ООО «Эврика»- фирмы по оказанию
аудиторских и консалтинговых услуг……………………………………………………… 26
Заключение……………………………………………………………………………………. .28
Список использованной литературы и источников………………………………………… 33
Приложения…………………………………………………………………………………… 35
Этот перечень документов носит предварительный характер и может быть сокращен или расширен в зависимости от цели оценки товарного знака.
Указанные документы для оценки товарного знака (в том числе справки, таблицы, бухгалтерские балансы ), согласно приказу Министерства экономического развития и торговли РФ от 20 07.2007г.№ 254 Федеральный стандарт оценки №3 «Требования к отчету об оценке», пункт11 должны быть подписаны уполномоченным на то лицом и заверены в установленном порядке, и в таком случае они считаются достоверными, если у оценщика нет оснований считать иначе.
3.3 Основные этапы оценки товарных знаков
Оценка товарного знака предполагает выполнение следующих работ :
1) Производится
сбор общих данных и их анализ.
На этом этапе анализируются
данные , характеризующие экономические,
2) Производится
сбор специальных данных об
оцениваемом товарном знаке и
их анализ. На данном этапе
собирается более детальная
3) Анализируется
наиболее эффективное
4) Производится
выбор и применение подходов
и методов оценки товарного
знака .Для оценки стоимости
товарного знака
5) Оформляется
заключение о стоимости
3.4 Стандарты оценки товарных знаков
Проведение оценки товарного знака производится согласно следующих стандартов оценки :
1) Федерального стандарта оценки №1 « Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки», утвержденный приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 20.07.2007г.№ 256.
2) Федерального стандарта оценки №2 «Цель оценки и виды стоимости», утвержденный приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 20 .07.2007г. № 255.
3) Федерального стандарта
оценки №3 «Требования к
4) Международными стандартами оценки ( International Valuation Standards), Международного комитета по стандартам оценки IVSC.
3.5 Отчет об оценке товарных знаков.
Отчет об оценке товарного знака составляется в соответствии с требованиями Федерального стандарта оценки №3 «Требования к отчету об оценке», утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 20.07.2007г.№254. Согласно указанным требованиям, отчет об оценке товарного знака пронумеровывается постранично, прошивается, подписывается оценщиком или оценщиками которые провели оценку, а также скрепляется печатью и подписью руководителя юридического лица, с которым оценщик или оценщики заключили трудовой договор.
Отчет об оценке товарного знака составляется на основе следующих принципов:
1) В отчете об оценке
товарного знака излагается
2) Содержание отчета об
оценке товарного знака не
вводит в заблуждение
3) Состав и последовательность
представленных в отчете
4) Информация, приведенная
в отчете, использованная или
полученная в результате
5) Отчет не содержит
информацию, не использующуюся при
проведении оценки товарного
знака при определении
Глава 4.Подходы и методы оценки товарных знаков.
Сложность выбора методики оценки товарного знака в отечественных рыночных условиях связана с постоянно меняющейся общей экономической и правовой ситуацией, связанной со становлением новых рыночных отношений в стране.
Существует множество приемов по оценке стоимости объектов интеллектуальной собственности, однако большинство из них может быть сгруппировано в три подхода: сравнительный, доходный и затратный.
Наименование подхода |
Методы оценки |
Сравнительный подход |
метод сравнения продаж |
|
1.метод исходных затрат 2.метод восстановительной 3.метод стоимости замещения |
Доходный подход |
Методы прямой капитализации
: 2. метод избыточной прибыли |
Методы, использующие развернутую формулу дисконтированного денежного потока : 1.метод выделения реального экономического эффекта 2.методы искусственного |
3 Леотьев Ю.Б «Практика оценки
товарных знаков. Вопросы оценки .2003.№
2 стр.10
4.1 Затратный подход
Суть затратного подхода к оценке – найти стоимостной эквивалент возможной выгоды обладателя собственности. При затратном подходе оценки товарных знаков, стоимость предмета оценки рассматривается с точки зрения понесенных расходов на его создание, затрат на воссоздание и затрат по замещению.
Однако, предприятия, потратив
приблизительно равные суммы
на раскрутку товарного знака,
далеко не всегда добиваются
одинакового эффекта. В состав
затрат входят расходы на
Восстановительная стоимость подразумевает суммирование затрат на воспроизводство точной копии актива. Базой для определения восстановительной стоимости могут служить первоначальные затраты, понесенные при создании или приобретении прав на товарный знак, используемые для постановки на баланс и учета долгосрочных инвестиций.
Затраты по замещению предполагают затраты по воспроизводству функциональных и полезных свойств оцениваемого товарного знака, т.е. способность товарного знака решать задачу, для которой он был разработан и обеспечивать эквивалентный объем запросов.
В целом, затраты как по замещению, так и по воспроизведению товарного знака включают в себя не только затраты на разработку, правовую регистрацию, маркетинговые исследования, но и затраты на рекламу, связанные с продвижением товарного знака, а также прибыль создателя и владельца знака. Полученная стоимость должна быть уменьшена в связи с соответствующими формами износа: функциональный или экономический.
Таким образом, стоимостная оценка товарного знака может определяться по формуле:
,
где:
Зраз.t – затраты на разработку и регистрацию товарного знака в году t расчетного периода;
Зрек.t – затраты на рекламу продукции, маркируемой товарным знаком в году t расчетного периода;
Крек.t – коэффициент, определяющий долю затрат на рекламу, включаемых в стоимость товарного знака, может изменяться в пределах 0,5-0,8. Значение коэффициента зависит от степени известности самой фирмы и ее продукции и устанавливается экспертным путем;
Зк.t – коэффициент, определяющий долю затрат на повышение качества и технологического уровня продукции, включаемых в стоимость товарного знака. Коэффициент может изменяться в пределах 0,5-0,9, зависит от экономического эффекта и устанавливается экспертным путем;
Как.t – коэффициент аккумулирования затрат с учетом предпринимательской прибыли;
Кu.t – коэффициент индексации разновременных стоимостных оценок с приведением к расчетному периоду.
Всегда можно воспользоваться затратным подходом при оценке товарного знака и построить рыночную стоимость объекта с точки зрения издержек на оформление правовой охраны и других необходимых затрат. Однако в большинстве случаев результат такой оценки оказывается не адекватным действительной ценности объекта. Такая оценка указывает лишь на нижнюю границу диапазона, в котором определяется искомая стоимость. Определение же верхней границы этого диапазона осуществляется исключительно через применение доходного подхода. Такое положение дел полностью согласуется с опытом ведущих специалистов по оценке интеллектуальной собственности Гордона Смита и Расселла Парра. (табл. 4)
Таблица 4.
Виды НМА и ОИС |
В первую очередь |
Во вторую очередь |
Слабо применим |
Патенты и технологии |
Доходный |
Рыночный |
Затратный |
Товарные знаки |
Доходный |
Рыночный |
Затратный |
Объекты авторского права |
Доходный |
Рыночный |
Затратный |
Квалифицированная рабочая сила |
Затратный |
Доходный |
Рыночный |
Информационное
программное обеспечение |
Затратный |
Рыночный |
Доходный |
Программные продукты |
Доходный |
Рыночный |
Затратный |
Дистрибьютерские сети |
Затратный |
Доходный |
Рыночный |
Базовые депозиты (Core deposits) |
Доходный |
Рыночный |
Затратный |
Права по франчайзингу |
Доходный |
Рыночный |
Затратный |
Корпоративная практика и процедуры |
Затратный |
Доходный |
Рыночный |
4 Леонтьев Ю.Б. «Практика оценки товарных знаков «.Вопросы оценки .2003.№2 стр.11
4.2 Доходный подход
Применение доходного подхода строится на оценке инвестиционной привлекательности товарного знака, от которого в будущем ожидается получение вполне определенных (соответствующих вероятной цене продажи товарного знака) выгод. При этом если стоимость брэнда возрастает, кривая доходности также пойдёт вверх. В качестве показателей, характеризующих доходность прав на товарный знак как нематериальный актив, рекомендуется использовать в зависимости от целей оценки и типа определяемой стоимости, либо прибыль, либо денежный поток. Каждый их этих показателей обладает определенными преимуществами в конкретных ситуациях.
Денежный поток – это наиболее объективный экономический показатель, характеризующий доходность бизнеса, предприятия или конкретного актива. Обычно этот показатель рассчитывается как сумма чистого дохода и прочих периодических поступлений или выплат, увеличивающих или уменьшающих денежные средства предприятия. В качестве основной составляющей денежного потока обычно рассматривается прибыль после уплаты налогов. Выгоды от использования оцениваемого товарного знака определяются на основе прямого сопоставления величины, риска и времени получения денежного потока от использования товарного знака с величиной, риском и временем получения денежного потока, который получил бы правообладатель при не использовании товарного знака. Определение рыночной стоимости товарного знака с использованием доходного подхода осуществляется путем дисконтирования или капитализации денежных потоков от использования товарного знака. Если величина поступлений денежных потоков за пользование товарного знака за равные промежутки времени неодинакова, то величина определяется путем дисконтирования будущих денежных потоков по следующей формуле:
Информация о работе Экономическая сущность и методы оценки товарных знаков