Экономическая теория: предмет, функции, структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 20:51, доклад

Описание

Экономическая теория тесно связана со многими другими науками: философией, психологией, историей, демографией, статистикой, математикой, юриспруденцией. Существует много различных определений предмета экономической теории. Наиболее распространенной и общепризнанной является формулировка, данная английским экономистом Лайонелом Роббинсом: «Экономическая наука - это наука, изучающая человеческое поведение с точки зрения соотношения между целями и ограниченными средствами, которые могут иметь различное употребление»

Работа состоит из  1 файл

лекции Экономика для умк.doc

— 1.18 Мб (Скачать документ)

•    расширяются операции на открытом рынке по продаже государственных ценных бумаг коммерческим банкам и населению для того, чтобы сократить денежную массу путем урезания резервов коммерческих банков;

•    увеличивается норма резервирования с целью автоматического освобождения коммерческих банков от избыточных резервов и уменьшения денежного мультипликатора;

•    поднимается учетная ставка с целью снижения интересов коммерческих банков увеличивать свои резервы посредством заимствования у Центрального банка.

Совокупность мер, предпринимаемых Центральным банком, называется политикой “дорогих денег”, или рестрикционным типом денежно-кредитной политики. Рестрикционный тип направлен на ужесточение условий и ограничение объема кредитных операций коммерческих банков. Его проведение предполагает и сопровождается увеличением налогов, сокращением государственных расходов, а также другими мероприятиями, направленными на сдерживание инфляции, а в ряде случаев на 
оздоровление платежного баланса. Рестрикционный тип денежно-кредитной политики может быть использован в целях борьбы с инфляцией и направлен на сглаживание циклических колебаний деловой активности.

Налогообложение: сущность и принципы. Виды налогов.

Налоги – обязательные сборы  и платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц в бюджеты соответствующего уровня или во внебюджетные фонды по ставке, устанавливаемой в законодательном порядке. Выплаты принудительны и безвозмездны. 
Налоги – гибкий инструмент воздействия на находящуюся в постоянном движении экономику: они помогают поощрять или сдерживать определенные виды деятельности, направлять развитие тех или иных отраслей промышленности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, сбалансировать платежеспособный спрос и предложение, регулировать количество денег в обращении.

Налоговая система РФ представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в  установленном порядке на территории страны; целевыми отчислениями в около 15 государственных внебюджетных фондов; компетенцией органов государственной власти в области налогового регулирования и способами их взаимодействия между собой; методами исчисления налогов, а также налоговым контролем. При формировании налоговой системы исходят из ряда принципов: 1.Виды налогов, порядок их расчетов, сроки уплаты и ответственность за уклонение от налогов имеют силу закона. 2.Сочетание стабильности и гибкости налоговой системы должны обеспечить соблюдение экономических интересов участников общественного производства. Правила применения налогов должны быть стабильны: ставки, виды, элементы налоговой системы должны меняться при изменении экономических условий редко, т.к. это позволяет планировать деятельность 3.Обязателен механизм защиты от двойного налогообложения. 4.Налоги должны быть разделены по уровням изъятия. 5.Ставки налогообложения должны быть едиными для всех предприятий. Равные доходы при равных условиях их получения должны облагаться одинаковыми по величине налогами. С равных доходов при разных условиях их получения должны взиматься разные налоги. 6.Единая налоговая ставка должна дополняться системой налоговых льгот, носящей целевой и адресный характер, связанный с социальной сферой, стимулированием НТП, защитой окружающей среды. Как правило, обязательна активная поддержка предпринимательства. 7.Система налогообложения должна быть комплексной при умелом сочетании разных способов налогообложения. Объекты налогообложения разнообразны: психологически легче платить много маленьких налогов, чем один большой. 8.Обязательны простота, равномерность, точность, удобство по форме, экономность сбора, избежание чрезмерной тяжести.

Налоги по способу взимания бывают прямыми и косвенными. Прямые налоги взимаются государством непосредственно  с доходов и имущества налогоплательщиков. Объектом налога выступает доход (зарплата, прибыль, процент и т.п.) и стоимость имущества налогоплательщиков (земля, основные средства и т.п.)

Косвенные налоги устанавливаются  в виде надбавок к цене товаров  или тарифов на услуги (акцизы, НДС, таможенные пошлины, налог с продаж). Эти налоги начисляются предприятию для того, чтобы оно удерживало их с других налогоплательщиков и сдавало финансовому ведомству.

В зависимости от характера ставок различают регрессивные, пропорциональные и прогрессивные налоги. Прогрессивный  налог – это налог, который возрастает быстрее, чем прирастает доход. Для разных по величине доходов устанавливается несколько шкал налоговых ставок.

Регрессивный налог характеризуется  взиманием более высокого процента с низких доходов и меньшего процента с высоких доходов. Это такой налог, который возрастает медленнее, чем доход. Косвенные налоги чаще всего регрессивные. Пропорциональный налог – это, когда применяется единая ставка для доходов любой величины. Пропорциональный налог может оказаться регрессивным: если из реально получаемых доходов вычесть обязательные затраты, останется дискреционный доход, который может вырасти или уменьшиться после введения новых налогов.

В зависимости от органа власти, в  распоряжение которого поступают те или иные налоги, различают государственные и местные. К государственным налогам относятся подоходный, на прибыль, таможенные пошлины. Основным видом местного налога является имущественный налог.

Налоги по их использованию делятся  на общие и специальные. Общие  налоги предназначены для финансирования текущих и капитальных расходов государственных и местных бюджетов без закрепления за каким-либо определенным видом расходов. Специальные налоги имеют целевое назначение.

Законодательством установлено, что  объектами налогообложения являются: прибыль, доход, стоимость определенных товаров, добавленная стоимость продукции, имущество юридических и физических лиц, передача имущества, отдельные операции, отдельные виды деятельности, минимальная месячная оплата труда и др.

Налоги в зависимости от источников их покрытия группируются следующим образом: 1) налоги, расходы по которым относятся на себестоимость продукции (работ, услуг) - земельный налог, страховые взносы; 2) налоги, расходы по которым относятся на выручку от реализации продукции (работ, услуг) - ндс, акцизы, экспортные тарифы; 3) налоги, расходы по которым относятся на финансовый результат- налог на прибыль, на имущество предприятия, на рекламу, некоторые целевые сборы; 4) налоги, расходы по которым покрываются из прибыли, оставшейся в распоряжении предприятий - лицензионный сбор за право торговли, сбор со сделок, совершаемых на биржах. Способ реализации общественного назначения налогов как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов выражается функциями налогов. 
Первой и наиболее последовательно реализуемой функцией налогов выступает фискальная функция, которая состоит в формировании денежных доходов государства на содержание государственного аппарата, армии, развитие науки и техники, поддержку детей, пожилых и больных людей, для покрытия расходов на образование, детские дома, на здравоохранение, строительство государственных сооружений, дорог, защиту окружающей среды.

Другая функция налогов –  экономическая, которая состоит  в воздействии через налоги на общественное воспроизводство, поощряя, ограничивая или контролируя различные процессы. 
Косвенные налоги (налоги на потребление) в современных налоговых системах представлены универсальными, индивидуальными (специфическими) акцизами и таможенными пошлинами.

Универсальными акцизами называются налоги с оборота, которыми облагается любой оборот товаров (продажи, поставки, покупки), а также налог на добавленную стоимость. Объектом налогообложения с оборота является валовой оборот торгового или промышленного предприятия. При обложении валового оборота на всех этапах движения товара возникает кумулятивный эффект. В налогооблагаемый товарооборот попадают суммы налогов, уплаченные при покупке товаров производственного назначения. Таким образом, налог взимается не только с оборота товаров, но и с налогов, ранее уплаченных по счетам-фактурам.

Налог на добавленную стоимость  также взимается на всех этапах движения товаров, но благодаря тому, что объектом налогообложения является добавленная  стоимость (т. е. вновь созданная  данным хозяйствующим субъектом), кумулятивный эффект в данном случае отсутствует.

Показатель добавленной стоимости  можно вычислить как разность между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) и материальными издержками на ее производство, то есть необходимо от стоимости продаж отнять стоимость закупок. Можно рассчитать добавленную стоимость и как сумму ее составляющих: заработной платы, прибыли, амортизационных отчислений, процентов за кредит, платы за землю и других налогов, которые включаются в затраты на производство. Но метод взимания НДС, используемый в практике налогообложения, позволяет вычислять налог без предварительного расчета добавленной стоимости:

Выручка х Ставка НДС - Затраты х  Ставка НДС.

Налог на добавленную стоимость  используют более чем в 40 странах; особенно он распространен в Европе. Этот налог взимается на каждом этапе производства и обращения товара на основе вновь созданной стоимости. Полностью сумма НДС оплачивается конечным потребителем.

Налог на добавленную стоимость  может взиматься либо по единой ставке, либо по нескольким: пониженной - для товаров и услуг первой необходимости, стандартной - для большинства товаров и повышенной для предметов роскоши, табачных и алкогольных изделий.

Налог на добавленную стоимость  дополняется рядом специфических (индивидуальных) акцизов, используемых для обложения, как правило, высокорентабельных, монопольных товаров, отдельных предметов длительного пользования, предметов роскоши. Иногда в списки подакцизных товаров попадают и товары повседневного пользования (сахар, спички, пиво, минеральная вода и т. п.).

Таможенные пошлины, как разновидность  налогов на потребление, сегодня  устанавливаются чаще всего не с  целью пополнить доходы бюджета (хотя иногда и это имеет место), а защитить внутренний рынок, национальную промышленность и сельское хозяйство. Таможенные пошлины - это инструмент государственной экономической политики во внешнеторговых отношениях. Они должны способствовать рационализации товарной структуры ввоза товаров, поддержанию соответствующего соотношения ввоза и вывоза товаров, валютных доходов и расходов, а также созданию условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров, защите страны от неблагоприятных воздействий внешнего рынка.

Различают следующие виды таможенных пошлин:

статистические - для учета экспорта и импорта товаров в условиях свободной торговли; они отличаются низкими ставками;

фискальные - для пополнения доходов  бюджета; они имеют высокие ставки. В современных условиях использование  фискальных пошлин ограничивается, так как они препятствуют развитию международной торговли;

специальные (протекционистские) - для  защиты внутреннего рынка от конкуренции  со стороны некоторых иностранных  товаров, аналоги которых выпускаются  отечественными производителями;

преференциальные устанавливаются по соглашению между торгующими странами при ввозе товаров, для производства которых прямо или косвенно использовались субсидии; применяются для уравновешивания цен на иностранные и отечественные товары с целью исключения конкуренции между ними;

антидемпинговые - особые виды пошлин, которые вводятся в случае ввоза  товаров по ценам ниже, чем их нормальная цена в стране вывоза, для  защиты производства подобных отечественных  товаров;

сезонные позволяют оперативно реагировать на ввоз и вывоз сезонных товаров; устанавливаются, как правило, на срок не более шести месяцев.

Ставки таможенных пошлин либо устанавливаются  в процентах к таможенной стоимости  товаров, либо начисляются в определенном размере за единицу измерения  облагаемого товара. Иногда используются комбинированные ставки, сочетающие оба подхода.

Индивидуальный (личный) подоходный налог  является основным для налоговых  систем многих стран. Объект налогообложения - совокупный личный доход плательщиков, включающий заработную плату, доход  от индивидуальной предпринимательской деятельности и ценных бумаг, прочие доходы. Для взимания этого налога обычно используется прогрессивная шкала налогообложения и учитывается налогонеоблагаемый минимум доходов. Количество ставок подоходного налога, уровень минимальной, максимальной, промежуточных ставок и налогонеоблагаемого минимума, состав налоговых льгот определяются законодательством конкретной страны. Но для большинства стран характерно взимание личного подоходного налога по прогрессивной шкале, включающей несколько ставок, а также наличие налогонеоблагаемого минимума доходов и ряда других налоговых льгот.

Налог на прибыль предприятий существует во всех странах. Для исчисления налогооблагаемой прибыли из дохода предприятия обычно вычитаются НДС, акцизы, другие налоги и расходы, относимые на валовые расходы. Таким образом, налог на прибыль оказывается завершающим с точки зрения последовательности начисления налогов с предприятий. Мировая практика показывает, что по этому налогу используется большое количество льгот в различных формах, например ускоренная амортизация, льгота на инвестиции и научно-исследовательские работы, налоговые скидки для поддержки отдельных отраслей, стимулирования развития новых технологий, использования альтернативных видов энергии (солнечной и ветровой энергии в США). Как правило, основой для расчета этого налога служит годовая прибыль предприятия, которая указывается в декларации, представляемой в налоговые органы до окончания годовых расчетов. В течение года предусматриваются авансовые платежи.

К имущественным налогам относят  налоги на движимое и недвижимое имущество  предприятий и граждан. Объектами  налогообложения могут быть земля, дома, гаражи, транспортные средства, ценные бумаги, другое имущество. Имущественные  налоги взимаются в различных формах: как определенная плата от рыночной (инвентаризационной) стоимости имущества, налог на прирост капитала (прибыль, полученную при продаже имущества в результате роста его рыночной стоимости), плата за переход права собственности на имущество (налог на наследство, дарение, куплю-продажу ценных бумаг).

Имущественные налоги называют налогами на богатство. В целях перенесения  тяжести их уплаты на обеспеченные слои населения по ним обычно (так  же, как по подоходным налогам с  граждан) устанавливается довольно высокий налогонеоблагаемый минимум, поэтому плательщиками являются в основном крупные частные владельцы и предприятия. В том или ином виде имущественные налоги используются во всех странах с рыночной экономикой, хотя они издавна критикуются многими учеными, очень непопулярны среди населения, болезненно воспринимаются собственниками.

Отчисления на социальное страхование  относятся к группе специальных  поступлений в государственную  финансовую систему для целевого финансирования различных видов  обязательного государственного социального страхования, в том числе пенсионного.

 

Структура бюджета: его расходы и доходы. Государственный  долг

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». Таким образом, государственный бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций. Под бюджетным устройством принято понимать организацию бюджетной системы и принципы ее построения.

Информация о работе Экономическая теория: предмет, функции, структура