Экономические функции государства в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 07:25, курсовая работа

Описание

Целью настоящей работы является исследование содержания экономических функций государства, а также направлений их рационализации и оптимизации в рыночной экономике.
Реализация цели исследования предполагает решение следующих задач:
- научное обоснование содержания социально-экономических функций государства;
- раскрытие роли государственного регулирования в обеспечении устойчивого развития рыночной экономики;
- доказательство необходимости рационализации и оптимизации социально-экономических функций государства;
- исследование направлений повышения эффективности социальной функции государства;
- оценку эффективности реализации экономической функции государства и определение путей ее повышения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...………....3
Глава I Необходимость государственного вмешательства в экономику……….5
1. Эволюция взглядов на роль государства в обществе…………………………5
1.2 Основные этапы взаимодействия рыночной экономики и государства….….8
1.3 Причины государственного регулирования рыночной экономики…………11
Глава II Экономические функции государства и инструменты их реализации..14
2.1 Создание и регулирование правовой основы………………………………...14
2.2 Макроэкономическая стабилизация…………………………………………..17
2.3 Размещение ресурсов……………………………………………….…………18
2.4 Перераспределение доходов……………………………………….…………..20
2.5 Инструменты государственного регулирования……………………………..21
Глава III Экономическая роль государства в современной России. Задачи нового этапа реформ в России…………………………………………………24
3.1 Экономическая роль государства в современной России……………….…..24
3.2 Задачи нового этапа реформ в России………………………………………..30
Заключение…………………………………………………………………..….….32
Список использованных источников……………………………………….….…34

Работа состоит из  1 файл

Экономические функции государства в современной экономике.doc

— 176.50 Кб (Скачать документ)

      В условиях государственного монополизма была характерна чрезмерная секретность в области экономической информации, порой абсолютно бессмысленная. Государству, монополизировавшему право на информацию, это позволяло приукрашивать действительность.

      Но  при этом без достоверной статистики не могло быть и серьезного научного анализа социально-экономического положения страны, отсутствовали корректные международные сравнения.

      Возникающие проблемы, не получая разрешения накапливались, а неосведомленность о них общественности не делала их последствия менее тяжелыми.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2.2 Макроэкономическая стабилизация

      Другое  не менее важное направление деятельности государства в условиях рыночной экономики — это  макроэкономическая   стабилизация. Ее можно определить как деятельность правительства, направленную на обеспечение экономического  роста,  полной  занятости  и  стабильного  уровня   цен.

      Как  уже  отмечалось,  равновесие  в экономической  системе,  которое устанавливается на основе рыночной самонастройки экономики, может сопровождаться  высоким уровнем  безработицы  или чрезмерной   инфляцией.   Поскольку   наиболее   болезненно   инфляция   и   безработица сказываются  в периоды  экономических кризисов, то политику,   направленную   на   макроэкономическую   стабилизацию,   можно определить   как   деятельность   правительства   по   сглаживанию   промышленных  циклов.

      «Главные   инструменты    в   решении   этой   задачи — фискальная    и денежная   политика.   Хотя   многие теоретики,   например   монетаристы, высказывают   сомнения   в   возможностях  государства   вывести   экономику  на  более  оптимальный  равновесный  уровень  путем   вмешательства   его   в   экономическую   ситуацию,   однако   любое   правительство так   или   иначе  проводит денежную  и  фискальную  политику.   Каковы бы  ни были  последствия, само по себе балансирование бюджета не происходит,   на   объем   денег   в   обращении   также   влияют   действия  правительства». /3/

      Согласно  общим  рекомендациям, для  проведения  политики стабилизации  необходимо увеличивать государственные расходы  и уменьшать   налоги   для   стимулирования   расходов  частного   сектора   в   периоды высокой безработицы или соответственно сокращать государственные   расходы   и   повышать   налоги   с   тем,   чтобы   сокращал   расходы    частный   сектор   в    периоды,    когда   общество   больше    всего беспокоит инфляция. Улучшают или ухудшают ситуацию те или иные  действия   правительства,  приходится  судить  по  последствиям. 

      2.3 Размещение  ресурсов

      Наряду   с   макроэкономической   сферой   объектом непосредственного   воздействия   государства   является   и   микроэкономика.   Мы   определили   это   направление деятельности   как  воздействие   на  размещение  ресурсов.   Общепризнанным достоинством конкурентной рыночной системы является способность   эффективно   распределять   ресурсы.  

      Но   в   уже   известных нам   ситуациях   (внешние  эффекты,   общественные  товары,   несовершенство конкуренции, когда рынки действуют неэффективно или не действуют вовсе)  возникает проблема  нерационального  распределения   ресурсов,   и   необходимо  вмешательство  государства  для   социально справедливого  решения  этой  проблемы.

      Перераспределение ресурсов может касаться промышленного и сельскохозяйственного производства.

      В каждом конкретном случае используются определенные разновидности государственного воздействия.

      В качестве инструментов могут использоваться налоги, субсидии, непосредственное государственное регулирование, правовые нормы. Так,  через  систему  налогов  и  субсидий  государство  может  воздействовать   на   производство общественных благ и  услуг.  

      Например, льготное   налогообложение   и   субсидии   в   сферы   искусства,   фундаментальной   науки,   образования.  

      Оно   может   брать   на   себя,   полностью   или   частично,   производство общественных  благ,   скажем,   того же  образования,   здравоохранения   или   национальной   обороны.

      В случае побочных, или внешних, эффектов, связанных с экологией, в издержках производства не учитываются последствия загрязнения воздуха, земли, воды, которые отражаются на жизнедеятельности людей, зачастую даже не являющихся непосредственными потребителями данных товаров, то есть в цене данной продукции неучтенными оказываются социальные издержки производства. Следовательно, данное производство потребляет чрезмерное количество ресурсов, не регулируемых рынком.

      Правительственный запрет или ограничения на такие  загрязнения, установление стандартов безопасности (например, предельно допустимых норм концентрации вредных и токсичных веществ) заставляют производителей нести дополнительные расходы на оборудование, предотвращающее вредные выбросы.

      Дополнительные  издержки ведут к сокращению объемов производства до более оптимального уровня.

      В результате уменьшается чрезмерное потребление ресурсов данным производством. Переложить на производителей издержки, связанные с побочными эффектами, можно через особые налоги, отражающие ущерб от загрязнения.

      Во  многих случаях, связанных с экологией, очень остро стоит проблема достоверной информации, бывает сложно установить источник загрязнения, характер ущерба (как, например, в случае с кислотными дождями).

      Внешние эффекты могут  иметь и полезные результаты для общества, но приводить к чрезмерным издержкам у производителей (например, применение почвозащитных технологий, предотвращающих эрозию почвы.).

      В подобных вариантах  возникает необходимость в государственной поддержке. Осуществляется она чаще всего с помощью субсидий. 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2.4 Перераспределение доходов

      Не  менее важной является и функция, связанная с перераспределением доходов. Распределение богатства зависит от распределения права наследования богатства и накопления богатства на протяжении всей жизни индивида, а распределение дохода зависит начального распределения квалификаций, последующего обучения и рыночной оценки этих квалификаций.

      Результат распределения доходов, богатства  и благосостояния может не соответствовать  тому, что общество ожидает и считает  справедливым. Рынок представляет собой бесчувственную машину.

      Распределение, которое обеспечивает конкурентный механизм, приводит к социальному расслоению и бедности в силу обстоятельств, находящихся вне контроля человека, неподвластных ему. Общество берет на себя заботу о неимущих гражданах через налоговое перераспределение доходов, принятие программ социальной защиты. Например, выплаты по социальному страхованию, медицинской помощи, пособий по безработице. Государством финансируются программы, обеспечивающие возможность получения образования вне зависимости от доходов семьи, субсидий на поддержание цен на ряд сельскохозяйственных продуктов и т. п.

      «Государство взяло на себя задачу по уменьшению неравенства доходов в обществе. Во-первых, трансфертные платежи обеспечивают пособия безработным, остронуждающимся и инвалидам. Программы социального обеспечения оказывают финансовую помощь больным пенсионерам и престарелым. Государство передаёт доходы тем домохозяйствам, которые в противном случае получали бы незначительный доход или вообще его не имели. Во-вторых, государство изменяет распределение доходов и путём рыночного вмешательства (модификация цен, установленных рыночным механизмом). Гарантирование цен и законодательство о минимальных заработных платах являются примерами того, как государство  фиксирует цены с целью повысить доходы определённых групп населения». /1/

      2.5 Инструменты государственного регулирования

      Для  решения  вышеперечисленных задач в распоряжении государства имеется достаточно широкий   набор   инструментов.   К важнейшим   из них относятся: фискальная и денежная политика; социальная политика и политика регулирования доходов; внешнеэкономическая политика.

      К фискальной политике относят деятельность государства по распоряжению бюджетными средствами. Одна сторона этой деятельности связана со сбором средств через систему налогообложения, другая — с их расходованием. Именно за счет этих средств государство решает вопросы национальной безопасности, обеспечивает потребности населения в общественных благах и услугах, решает экологические, социальные проблемы и множество других.

      Фискальная  политика — важный  инструмент для  достижения   макроэкономической  стабилизации   экономики.   Манипулируя   государственными  расходами  и налогами,   можно стимулировать деловую  активность,  воздействовать  на безработицу и  инфляцию.  Понятно, что неразумное применение этого инструмента — чрезмерно высокие налоги,   гипертрофированные   размеры   расходной  части   государственного бюджета — превращает фискальную политику в фактор, дестабилизирующий  экономику.

      Не  менее важной по значимости является денежная политика. Регулируя денежную массу, государство может влиять на цены, инвестиционные процессы и  потребление населения, объем национального производства и темпы экономического роста. Денежная политика, как и фискальная, может служить средством стабилизации, но и она является обоюдоострой. К чему приводит неконтролируемый рост денежной массы, население России убедилось на собственном опыте. Без отлаженной регламентированной денежной политики борьба с инфляцией обречена на неудачу.

      В связи с проблемой инфляции в последнее время все чаще звучат рекомендации о необходимости всестороннего государственного контроля за динамикой зарплаты и цен («замораживание» цен и зарплаты). Не касаясь сущности этих предложений, отметим, что данная проблема относится к политике регулирования доходов. Последнюю, действительно, часто используют как инструмент в борьбе с инфляцией.

      «Любое государство проводит, определенную социальную политику.

      Функцию перераспределения  доходов  государство,  как  мы  уже  отмечали,   выполняет   через   государственную   налоговую   систему,   а также через  различные социальные  программы  по  государственной помощи малоимущим, проводя определенную политику в сфере занятости.  

      К   социальной   политике   относится   и   деятельность государства  в области  образования,  медицины,  культуры». /11/

      В числе важных инструментов экономической  политики — государственное регулирование  внешнеэкономической деятельности. Государство осуществляет торговое и валютное регулирование, использует валютные ограничения и валютные интервенции, квотирование, лицензирование, таможенные пошлины, субсидии, налоги.

      Все инструменты проведения экономической  политики тесно взаимосвязаны. И при принятии решений в одной сфере необходимо учитывать их влияние на другие. Так, изменение в государственных расходах, и налогах, в фискальной политике, требует соответствующего изменения денежной массы. Изменения в фискальной и денежной политике повлияют на инвестиции, занятость, уровень доходов, объем национального производства и размеры чистого экспорта. Причинно-следственные связи могут быть и иными. Важно подчеркнуть, что ни один из инструментов экономической политики не действует изолированно от других.

      Для истории становления и развития рыночной экономики характерны постоянные колебания от периодов расширения роли государства в экономике к периодам его относительного сужения и обратно. Не выработано единства мнений по вопросам государственного вмешательства в экономику и в экономической науке. Более того, среди западных экономистов постоянно ведутся жаркие споры о том, решение каких проблем следует оставить рынку, а какие возложи т л на государство.

      Вряд  ли стоит ожидать единства мнений по вопросам экономической роли государства и в достаточно своеобразной российской ситуации.

      Как бы ни качался маятник теоретических и идеологических воззрений на роль государства в рыночной экономике, ясно, что государству предстоит пройти свой путь поисков наиболее оптимальных форм сочетания государственного воздействия на экономику с интересами бизнеса и трудящихся в рамках смешанной регулируемой экономики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава III Экономическая роль государства в современной России. Задачи нового этапа реформ в России

3.1 Экономическая роль государства в современной России

Информация о работе Экономические функции государства в современной экономике