Экономические функции государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 23:30, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является раскрытие функций государственного регулирования экономики, а также форм и методов вмешательства государства в экономику, анализ основных проблем его осуществления в Республике Беларусь.
Задачами работы являются:
-отражение необходимости макроэкономического регулирования экономики;
-исследование основных направлений и инструментов государственного регулирования экономики;
-анализ основных проблем макроэкономического регулирования в РБ.

Содержание

Введение _________________________________________________________3
1. Обоснование необходимости макроэкономического регулирования _____ 5
1.1 Государство как рыночный объект ______________________________ 5
1.2 Задачи государственного регулирования _________________________ 6
1.3 Формы и методы государственного регулирования ________________ 8
2. Экономические функции государства и их реализация в РБ. Правовая основа функционирования экономики. Антимонопольное регулирование. Стабилизация макроэкономического положения. Размещение ресурсов. Перераспределение доходов. Государство как объект имущественных отношений ______________________________________________________ 10
3. Формы и методы вмешательства государства в экономику: мировой и отечественный опыт ______________________________________________ 22
Инд. задание _____________________________________________________29
1. Назвать основные объекты государственного регулирования в РБ и дать характеристику целей госрегулирования в каждом случае.
2. Обозначить основные отличия госрегулирования в странах с различными типами экономических систем.
Заключение ______________________________________________________38
Список используемой литературы ___________________________________40

Работа состоит из  1 файл

Курс Эк функц гос-ва, формы и методы вмеш-ва + Инд зад.doc

— 242.00 Кб (Скачать документ)

Содержание 
 
 

Введение _________________________________________________________3 

1. Обоснование необходимости макроэкономического регулирования _____ 5

    1.1 Государство как рыночный объект ______________________________ 5

    1.2 Задачи государственного регулирования _________________________ 6

    1.3 Формы и методы государственного регулирования ________________ 8 

2. Экономические функции государства и их реализация в РБ. Правовая основа функционирования экономики. Антимонопольное регулирование. Стабилизация макроэкономического положения. Размещение ресурсов. Перераспределение доходов. Государство как объект имущественных отношений ______________________________________________________ 10 

3. Формы и  методы вмешательства государства  в экономику: мировой и отечественный опыт ______________________________________________ 22 

Инд. задание _____________________________________________________29

  1. Назвать основные объекты государственного регулирования в РБ и дать характеристику целей госрегулирования в каждом случае.
  2. Обозначить основные отличия госрегулирования в странах с различными типами экономических систем.

Заключение ______________________________________________________38

Список используемой литературы ___________________________________40 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      В своем движении экономика любой  страны подчинена, прежде всего, объективным  историческим и экономическим закономерностям. В этом смысле есть основания утверждать, что путь ее задан, предопределен  свыше, проистекает из предначертанной  судьбы. Однако в действительности экономика связана историческим прошлым и неизбежным будущим лишь частично, во многом ее траектория движения не продиктована однозначно, а зависит от устремлений и воли своих главных действующих субъектов: государства, предприятий, граждан. Каждый из этих субъектов способен влиять на экономическую судьбу, хотя и в разной степени, в различных масштабах. Самыми обширными возможностями обладает в этом смысле государство в лице правительства в широком смысле этого слова, то есть всех ветвей государственной власти.

      Принято говорить, что государство осуществляет, проводит выработанную им экономическую политику. Во многом экономическая политика государства ситуационно обусловлена в том смысле, что она непосредственным образом диктуется унаследованным прошлым, сложившейся в стране экономической обстановкой, ранее принятыми решениями и обязательствами. В значительной степени политика предопределена внутристрановой и мировой конъюнктурой - состоянием хозяйства и рынка, уровнем экономической активности, тенденциями роста и спада, спросом и предложением на товары и услуги.

      В условиях современной рыночной системы хозяйственные функции государства воплощаются в политике макроэкономического регулирования. Для этого существует ряд важных причин:

      Во-первых, необходимость компенсировать изъяны и слабости рынка. Как в условиях капитализма, так и при социализме рынок никогда не бывает всесильным в решении многих жизненно важных вопросов, в частности, касающихся экологии, социальной справедливости, образования и всестороннего развития личности. Опора исключительно на рынок может привести к негативным результатам в этих сферах. Ведь успехи здесь служат интересам общества в целом. Это далеко не всегда могут обеспечить индивидуум или предприятие.

      Кроме того, рыночное регулирование через цены темпов роста и структуры экономики обычно происходит замедленно и стихийно. К тому же предприятие и индивидуум обычно не владеют полной информацией, в результате чего микроэкономическая политика отличается определенной бесплановостью. Это особенно заметно в отраслях с растянутым циклом производства (сельское хозяйство, горнодобывающие отрасли и т.д.). Поэтому наряду с более эффективным распределением богатства, затруднено поддержание баланса спроса и предложения и обеспечение стабильного роста.

      Опираясь  только на рыночный механизм, невозможно осуществить справедливое распределение  доходов. Хотя рыночный обмен и ведется  по принципу эквивалентности, возможности  у людей различны и доходы их вследствие этого заметно разнятся. Неограниченное действие рыночных механизмов неизбежно ведет к социальной поляризации, безработице и социальной напряженности.

      Во-вторых, потребность в урегулировании отношений  между макро- и микроэкономикой, целым и частным, центром и  местами. Экономическая деятельность отдельно взятого предприятия, отрасли или региона ведется по принципу рассредоточения ответственности, самостоятельного хозяйствования и самоокупаемости. Каждое предприятие, отрасль и регион преследуют свои конкретные интересы, из-за чего их деятельность носит в определенной степени стихийный и эгоистичный характер и ориентирована на достижение краткосрочного результата. Наряду с этим предприятия находятся в отношениях конкуренции, а между предприятием и государством существуют противоречия интересов целого и частного.

      Национальная  экономика представляет собой многоуровневый, многоцелевой и многофункциональный  организм, в котором различные  отрасли, регионы и предприятия  имеют свои особенности. При опоре  лишь на рынок невозможно направить  их развитие к общей цели.

      Целью курсовой работы является раскрытие  функций государственного регулирования экономики, а также форм и методов вмешательства государства в экономику, анализ основных проблем его осуществления в Республике Беларусь.

      Задачами  работы являются:

      -отражение необходимости макроэкономического регулирования экономики;

      -исследование основных направлений и инструментов государственного регулирования экономики;

      -анализ основных проблем макроэкономического регулирования в РБ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Обоснование необходимости  макроэкономического  регулирования 

1.1 Государство как рыночный объект 

      Любая экономика не функционирует без  вмешательства государства, которое  берет на себя ответственность за правильное денежное обращение, удовлетворение части коллективных потребностей, защиту окружающей среды и прав потребителя и за выполнение многих других функций, необходимых для нормальной жизнедеятельности общества.

      Тем более велика роль государства в  переходной экономике. Необходимость  вмешательства государства в экономику переходного периода (в частности, в Беларуси) обусловлена следующими причинами:

      Во-первых, прежний централизованный механизм государственного управления, присущий командно-административной системе, исчезает вследствие развала самой системы;

      Во-вторых, в РБ существует многовековая традиция сильной государственной власти;

      В-третьих, для белорусской экономики характерен высокий удельный вес государственного сектора;

      В-четвертых, рынок требует длительного времени  для своего становления. Поэтому государственное управление, особенно на первоначальном этапе, должно компенсировать неразвитость рыночного механизма регулирования и его институтов;

      В-пятых, государство само выступает инициатором  макроэкономических реформ, поэтому  они не могут быть осуществлены без его активного вмешательства;

      В-шестых, только государство способно обеспечить привлечение иностранных инвестиций, обеспечение социальной защиты и  др.

      Таким образом, основная проблема рыночной экономики  – это не вопрос о необходимости  вмешательства государства в экономику, а определение границ государственного регулирования, его способов и методов, уточнения роли государства в экономике.

      Государство в трансформирующегося постсоциалистичесой  экономике выступает одновременно инициатором и субъектом экономических реформ: преобразование отношений собственности, поддержка малого бизнеса, реорганизации финансовой и кредитно-денежной систем и др. Кроме того, государство осуществляет регулирование внешнеэкономических отношений, управление валютным курсом, установление внешнеторговых тарифов, квот и лицензий, проводит другие меры, направленные как на защиту внутреннего рынка от конкуренции зарубежных фирм, так и стимулирование экспорта, повышения конкурентоспособности национальной продукции на мировом рынке.

      Государство в формирующейся рыночной экономике  выступает как партнер, один из участников хозяйственной деятельности и как  арбитр, устанавливающий «правила игры». В роли партнера оно обеспечивает население общественными товарами и услугами, в потреблении которых участвуют все члены общества – оборона, государственное управление, охрана общественного порядка, защита окружающей среды и т.д. Их предоставление не могут обеспечить отдельные юридические или физические лица. Кроме того, часть благ (образование, здравоохранение) потребляется отдельными лицами без возмещения ими затрат на производство этих благ. Финансированием таких благ так же занимается государство.

      Государство способствует стабильному экономическому росту на макроуровне, здоровой конкуренции и предпринимательству, борьбе с монополизмом. Оно осуществляет меры по регулированию экономического цикла, недопущению кризисного спада, массовой безработицы и инфляции, используя для этого кредитно-финансовую и налоговую системы.

      Государство содействует преодолению недостатков функционирования рынка, который сам по себе не может обеспечить социальное равенство (платежеспособный спрос бедных слоев населения, высокий уровень образования, медицинского обслуживания, должный уровень занятости и др.). Чтобы исправить такое положение, государство может посредством прогрессивного налогообложения и других мер перераспределения национального дохода осуществлять помощь малоимущим слоям населения, пенсионерам, многодетным семьям, безработным и др. 

1.2 Задачи государственного регулирования 

     В хозяйственной практике большинства  государств особую значимость приобрел механизм экономического планирования как осмысленных стратегических действий правительства. Играя порой лишь регулирующую роль в рыночной экономике, планирование, тем не менее, выступает эффективным инструментом поддержания сбалансированности между различными субъектами рынка (в частности, между государственным и частным сектором), служит родством передачи обществу информации об экономической политике правительства.

     При этом основные функциональные задачи государственного плана сводятся к следующему:

     а) предвидеть перспективу, в соответствии с которой национальная экономика  должна и может развиваться;

     б) определять ключевые экономические  высоты и оптимальные сроки их достижения;

     в) поддерживать и финансировать приоритетные экономические и научно-технические  программы;

     г) организовать систему среднего и  долгосрочного управления экономическим  развитием, таким образом, реализуя на практике принятые народнохозяйственные решения;

     д) устанавливать приоритетные внутренние и внешние социальные, экономические  и политические пели, определять средства и способы их достижения, координировать их взаимодействие;

     е) создать и развивать систему  переподготовки и обучения хозяйственных руководителей и специалистов в области хозяйственного управления.

     Обязательное  условие успеха в деятельности каждого  отдельного субъекта экономики - это  гибкость планирования и оперативного управления, строгая увязка долгосрочного  планирования с конкретной стадией развития предприятии, отрасли, страны. Планы при этом должны отражать и опираться на изменение целей политики правительства, его приоритеты. В таком случае гибкость экономического планирования выражается в постоянном пересмотре показателей плана и корректировке их в сторону объективных данных.

       Предпринимательская деятельность  и экономика страны зависят от государственной политики. Своими действиями государство может затормозить или ускорить их развитие. Рыночная экономика не способна автоматически регулировать все экономические и социальные процессы в интересах общества и каждого гражданина. Она не обеспечивает социально справедливое распределение дохода, не гарантирует право на труд, не нацеливает производство на охрану окружающей среды и не поддерживает незащищенные слои населения.

Информация о работе Экономические функции государства