Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 23:30, курсовая работа
Целью курсовой работы является раскрытие функций государственного регулирования экономики, а также форм и методов вмешательства государства в экономику, анализ основных проблем его осуществления в Республике Беларусь.
Задачами работы являются:
-отражение необходимости макроэкономического регулирования экономики;
-исследование основных направлений и инструментов государственного регулирования экономики;
-анализ основных проблем макроэкономического регулирования в РБ.
Введение _________________________________________________________3
1. Обоснование необходимости макроэкономического регулирования _____ 5
1.1 Государство как рыночный объект ______________________________ 5
1.2 Задачи государственного регулирования _________________________ 6
1.3 Формы и методы государственного регулирования ________________ 8
2. Экономические функции государства и их реализация в РБ. Правовая основа функционирования экономики. Антимонопольное регулирование. Стабилизация макроэкономического положения. Размещение ресурсов. Перераспределение доходов. Государство как объект имущественных отношений ______________________________________________________ 10
3. Формы и методы вмешательства государства в экономику: мировой и отечественный опыт ______________________________________________ 22
Инд. задание _____________________________________________________29
1. Назвать основные объекты государственного регулирования в РБ и дать характеристику целей госрегулирования в каждом случае.
2. Обозначить основные отличия госрегулирования в странах с различными типами экономических систем.
Заключение ______________________________________________________38
Список используемой литературы ___________________________________40
Политика доходов населения должна исходить из необходимости увеличения реальных доходов как условия формирования платежеспособного спроса населения и роста уровня жизни различных его социальных групп. Принципиально новым является подход, основанный на создании для каждого трудоспособного гражданина условий, позволяющих ему своим трудом и предприимчивостью обеспечить достойный уровень жизни себе и своей семье.
Основными задачами реформирования оплаты труда должны стать:
Основные направления и задачи социальной защиты состоят в усилении государственной поддержке социально уязвимых слоев населения и групп населения, укрепления системы минимальных социальных гарантий, повышение эффективности социальных программ.
Для
нетрудоспособной части населения
должны бать гарантии материального
обеспечения и социального
Предусматривается
дальнейшее усиление адресной социальной
защиты населения посредством
В
области пенсионного
Государство как объект имущественных отношений
В рыночном хозяйстве перед правительством не стоят задачи непосредственной организации производства товаров и распределения ресурсов. Оно не имеет право свободно распоряжаться ресурсами, капиталом и производственными товарами, как это происходит в командно-распределительной системе. В рыночной системе – это, прежде всего прерогатива в принятия решений производителей и потребителей. И все же регулирующие функции государства и здесь имеют большое значение.
Рыночный
механизм не в состоянии разрешить
все проблемы экономического развития.
Уже в период свободной конкуренции
значительная часть производительных
сил перерастает рамки
Государственное регулирование экономики в РБ
Рыночная экономика может эффективно функционировать, только если агенты рынка получают адекватные "сигналы" - цены - для принятия решений по покупкам, продажам, сбережениям и инвестициям.
Следовательно,
главное экономическое
Отказ от контроля высокой инфляции имеет три важных последствия. Во-первых, в условиях высокой инфляции доходы и богатство значительно перераспределяются, что создает предпосылки для снижения экономической эффективности. Во-вторых, в условиях высокой инфляции цены не выполняют своей сигнализирующей роли, т. к. субъектам экономики становится трудно интерпретировать ценовые изменения как изменения относительных цен. В-третьих, в течение периода высокой инфляции предприятия и домашние хозяйства концентрируют экономическую активность скорее на краткосрочных (часто спекулятивных) мерах по защите своих доходов и активов, чем на долгосрочных решениях по поводу, например, сбережений и инвестиций, которые так необходимы для достижения устойчивого экономического роста.
Переходный период в реформируемой экономике не обходится без "шоковой терапии", если ей в наследство достались деформированная структура относительных цен или высокая макроэкономическая несбалансированность. Если превалируют оба этих условия, тогда "шоковая терапия" является крайне необходимой, хотя и недостаточной для стабилизации экономики. Опыт стран Центральной и Восточной Европы (ДВЕ), в своей основной массе выбравших путь "шоковой терапии", показал успех и перспективность такого подхода; тогда как страны, выбравшие путь постепенных реформ, показывают значительно меньшие экономические успехи.
Отказ от быстрого и решительного реформирования в Республике Беларусь способствует консервации следующих негативных особенностей переходного периода (применительно к основным фазам общественного воспроизводства).
К
этому следует добавить такие
специфические особенности
- "правовой нигилизм", т. е. стремление решать хозяйственные конфликты не путем обращения в судебные инстанции, а через поиск "вышестоящих" покровителей;
- неполнота законодательства, регулирующего рыночные отношения, и неразвитость судебной системы подкрепляют данную тенденцию;
- отсутствие представления у основной массы населения о целях и путях реформирования экономики;
- низкий уровень управляемости внутри государственных структур.
Исходя из вышеперечисленных особенностей можно выделить следующие факторы, влияющие на издержки, цены и инфляцию:
- высокое ресурсопотребление и, как следствие, высокая материалоемкость и энергоемкость продукции;
- высокая себестоимость как результат отсталой технологии и 70% износа основных производственных фондов предприятий;
- затратные схемы ценообразования предприятий-монополистов;
- низкая инвестиционная активность, не способствующая инновационной деятельности предприятий;
- низкий платежеспособный спрос, который вынуждает предприятия снижать объемы производства, сохраняя производство лишь дешевой и некачественной продукции.
Государство пытается решать эти проблемы с помощью административного регулирования экономических процессов, что, в свою очередь, накладывает непосредственный отпечаток на инфляцию, ценообразование и государственную ценовую политику.
В кризисные периоды контроль над ценами усиливается. Правительство нередко использует жесткую меру регулирования — "замораживание" цен и заработной платы. Необходимым условием успешного осуществления указанного мероприятия является консолидация населения, профсоюзов, политических и общественных групп и движений вокруг идеи о "замораживании" цен и заработной платы, т. е. создание условий экономической солидарности. Иначе вводимые меры не будут иметь экономического эффекта.
В краткосрочном плане "замораживание" цен и заработной платы способствует определенной стабилизации экономики — замедлению инфляции, увеличению занятости и росту ВВП. Однако в долгосрочном периоде это ведет к усилению негативных тенденций в развитии экономики: росту дотаций из бюджета, снижению доходной части за счет снижения общего уровня прибыльности предприятий, росту кредитных вложений в экономику и др.
В
Республике Беларусь на начальных этапах
реформирования экономики была проведена
широкая либерализация цен, которая
привела к резкому и
Проводился жесткий контроль цен преимущественно административными методами в пользу социальной стабильности и поддержки неэффективных производителей. При этом возникли следующие проблемы: ухудшение финансовых показателей работы многих предприятий, падение инвестиционной активности, усугубление "перекрестного субсидирования", возникновение дефицита потребительских товаров. Данные меры, тем не менее, не останавливают инфляцию.
Контроль цен, как утверждает наука и показывает опыт, не является средством преодоления инфляции. Необходимо дополнительно предусмотреть меры по устранению глубинных причин роста цен: "Не надо полагать, что можно контролировать цены просто путем наделения административного органа властью издавать приказы, запрещающие их рост. Чтобы действенно контролировать цены, такие приказы должны быть поддержаны соответствующим действием в других областях. Они должны быть дополнены денежной политикой с целью ограничения денежной экспансии и фискальной политикой для минимизации правительственных дефицитов... Иначе контролеры будут похожи на людей, которые пытаются сбросить температуру, сидя на ртутном столбике термометра, в то время как кредиторы и потребители сбрасывают уголь на пламя", - отмечал американский экономист К. Уилкокс.
Сегодня ни у кого не вызывает сомнение необходимость присутствия государственного регулирования в аграрной сфере. В силу высокого органического строения капитала в сельском хозяйстве субъекты предпринимательской деятельности получают более низкий доход и не могут конкурировать на рынке с производителями других отраслей. Кроме того, зависимость урожая, а, следовательно, и доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей от климатических условий ведет к нестабильности их положения. Государство, принимая во внимание то, что продукты питания как товар имеют малоэластичный спрос и предложение, а также удовлетворяют потребности населения базового порядка, берет на себя функции регулирования отношений, складывающихся на продовольственном рынке. Известный американский экономист Д. Гэлбрейт, характеризуя роль государства в макроэкономическом регулировании пропорций развития производства писал: "Государственное вмешательство в интересы сельского хозяйства... имеет существенное значение для сбалансированности развития. Окажись сельское хозяйство свободным от государственного вмешательства, развитие, бесспорно было бы недостаточным, а к настоящему времени, возможно, и опасно низким".
Характерной
чертой белорусской практики управления
АПК является отождествление понятий
"государственное
Под
государственным управлением