Экономические функции государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 23:30, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является раскрытие функций государственного регулирования экономики, а также форм и методов вмешательства государства в экономику, анализ основных проблем его осуществления в Республике Беларусь.
Задачами работы являются:
-отражение необходимости макроэкономического регулирования экономики;
-исследование основных направлений и инструментов государственного регулирования экономики;
-анализ основных проблем макроэкономического регулирования в РБ.

Содержание

Введение _________________________________________________________3
1. Обоснование необходимости макроэкономического регулирования _____ 5
1.1 Государство как рыночный объект ______________________________ 5
1.2 Задачи государственного регулирования _________________________ 6
1.3 Формы и методы государственного регулирования ________________ 8
2. Экономические функции государства и их реализация в РБ. Правовая основа функционирования экономики. Антимонопольное регулирование. Стабилизация макроэкономического положения. Размещение ресурсов. Перераспределение доходов. Государство как объект имущественных отношений ______________________________________________________ 10
3. Формы и методы вмешательства государства в экономику: мировой и отечественный опыт ______________________________________________ 22
Инд. задание _____________________________________________________29
1. Назвать основные объекты государственного регулирования в РБ и дать характеристику целей госрегулирования в каждом случае.
2. Обозначить основные отличия госрегулирования в странах с различными типами экономических систем.
Заключение ______________________________________________________38
Список используемой литературы ___________________________________40

Работа состоит из  1 файл

Курс Эк функц гос-ва, формы и методы вмеш-ва + Инд зад.doc

— 242.00 Кб (Скачать документ)

      Под государственным регулированием агропромышленного производства подразумевается косвенное (опосредованное, т.е. осуществляемое преимущественно экономическим стимулированием), управленческое воздействие на социально-экономические процессы в (распределение, обмен и потребление) как в государственном, так и частном секторах агропромышленного производства. Объектами государственного регулирования, независимо от их правового статуса, выступают все организации АПК. Государственное управление тесно связано с понятием государственного регулирования. И то, и другое осуществляется государством через единую систему законодательства и органов государственного управления отраслью. Данная система в своей совокупности представляет собой инструмент реализации аграрной политики государства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Формы и методы вмешательства государства в экономику: мировой и отечественный опыт 

      В современных условиях невмешательство  государства в социально - экономические  процессы немыслимо. Уже давно ведутся  споры не о необходимости государственного регулирования экономики, а о его масштабах, формах и интенсивности. Поэтому термины “государственное регулирование экономики” и “государственная экономическая политика” в наше время идентичны.

      Объективная возможность государственного регулирования  появляется с достижением определенного уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. Необходимость, превращающая эту возможность в действительность, заключается в нарастании проблем, трудностей, с которыми и призвано справиться государственное регулирование экономики.

      В современных условиях государственное  регулирование экономики является составной частью воспроизводства. Оно решает различные задачи: это, например, стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение  прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования экономики определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.

      Но  итоги экономических реформ, проведенных в РБ в девяностые годы двадцатого века, по-разному сказались на состоянии промышленных предприятий. Одним из них удалось адаптироваться к непривычной рыночной среде, к условиям перехода экономики на рыночные рельсы, для других рыночные методы ведения хозяйства оказались настолько неприемлемыми, что обрушили производство, привели к убыточности и даже банкротству значительного количества предприятий.

      Интерес, проявляемый к реструктуризации промышленных предприятий как эффективному способу преодоления последствий финансово-экономического кризиса и обеспечения подъема производства, во многом вытекает из крайне ограниченных возможностей государства в оказании финансовой поддержки убыточным, несостоятельным предприятиям не только частного, но и государственного сектора российской экономики. Предельно низкий объем располагаемых инвестиций государство вынуждено направлять на осуществление новых проектов и программ в производственной и социально-культурной сфере, а иностранные инвесторы тоже не тяготеют к вложению средств в убыточные предприятия. Все это вместе взятое приводит к обострению проблемы убыточности и несостоятельности ряда предприятий и, соответственно, побуждает к поиску путей их преодоления посредством проведения реструктуризации.

      Однако  в методическом аспекте с реструктуризацией  промышленных предприятий связана  проявившаяся проблема отсутствия научно-методического  обоснования путей и способов управления реструктуризацией нерентабельных предприятий, методики разработки и управления реализацией комплексных программ реструктуризации, методических рекомендаций по подготовке и проведению реструктуризации конкретного предприятия. Данная работа в какой-то степени восполняет этот пробел.

      Рассмотрим  возможности экономической политики государства, границы необходимого вмешательства в экономику. Прежде всего, это области, где перестает эффективно действовать механизм рыночной саморегуляции и требуется срочное вмешательство государства.

      - Во-первых, это правильная организация денежного обращения.

      - Во-вторых, предоставление государством общественных товаров. Механизм свободного рынка позволяет удовлетворять потребности, которые выражаются в денежной форме, через спрос. Однако существуют такие потребности, которые невозможно измерить в деньгах и превратить в спрос. Речь идет об услугах коллективного пользования: национальная оборона, государственное управление, единая энергетическая система, национальные сети коммуникаций, охрана общественного порядка, вакцинация, хлорирование питьевой воды и т. д. Здесь не обойтись без вмешательства государства в экономику.

      - В-третьих, устранение государством последствий внешних эффектов. В процессах рыночного производства и потребления могут возникать своеобразные дефекты, не имеющие денежного выражения и не фиксируемые рынком. Эти внешние эффекты нарушают рыночное равновесие и обусловливают неоптимальное распределение ресурсов, что делает необходимым вмешательство государства в экономику.

      Функции, выполняемые государством по организации  денежного обращения, предоставлению общественных товаров и устранению последствий внешних эффектов, составляют максимальные границы его вмешательства в экономику свободного рынка. Вместе с тем эти функции образуют минимально необходимые границы регулирования реального рынка. Как видно, нерегулируемого рынка вообще не бывает, ибо в определенном воздействии со стороны государства нуждается даже идеальный свободный рынок.

      Если  обратиться к реальному конкурентному  рынку, то обнаружатся новые области  экономической жизни, где проявляется ограниченность механизма рынка, что делает необходимым более широкое участие государства в хозяйственных процессах. Совокупность таких областей определяет максимально допустимые границы вмешательства в экономику.

      Кратко  обозначим эти сферы.

      1. Перераспределение доходов.

      Рынок признает справедливыми доходы, полученные в результате свободной конкуренции  на рынках факторов производства, размеры доходов зависят от эффективности вложения факторов. В обществе же есть люди, не владеющие ни землей, ни капиталом, ни трудом (нетрудоспособные, неимущие). Они не участвуют в конкуренции, не получают никаких доходов. Существуют и люди, не имеющие работу, но трудоспособные, они не могут найти рыночное применение своему труду. Рыночное распределение доходов неприменимо к тем, кто занят производством общественных товаров, их содержание становится задачей государства, а не рынка.

      Во  всех вышеперечисленных случаях  государство вправе вмешаться в  перераспределение доходов, ибо  то, что справедливо с позиции рыночного механизма, несправедливо с общечеловеческих норм морали, нарушает право человека на достойное существование в обществе.

      Государство берет на себя задачу обеспечения  правовой базы и некоторых важнейших услуг, являющихся предпосылкой эффективного функционирования рыночной экономики. Необходимая правовая база предполагает такие меры, как предоставление законного статуса частным предприятиям, определение прав частной собственности и гарантирование соблюдения контрактов. Правительство устанавливает также законные "правила игры", регулирующие отношения между предприятиями, поставщиками ресурсов и потребителями. На основе законодательства государство выполняет функции арбитра в области экономических связей. Основные услуги, обеспечиваемые государством, включают применение милицейских сил для поддержания общественного порядка, введение стандартов измерения веса и качества продуктов, создание денежной системы, облегчающий обмен товаров и услуг.

      2. Конкуренция служит основным регулирующим механизмом в экономике. При конкуренции индивидуальные производители и поставщики ресурсов могут лишь приспосабливаться к желаниям покупателей, которые рыночная система регистрирует и доводит до сведения продавцов. Конкурирующих производителей, подчиняющихся воле рыночной системы, ждут прибыль и упрочение их позиций; уделом же тех, кто нарушает законы рынка, являются убытки и, в конечном счете банкротство.

      Рост  монополий резко изменяет эту  ситуацию. Государство пытается регулировать ситуацию двумя способами. Оно образовывает государственные комиссии для регулирования цен и устанавливает стандарты на предоставляемые услуги. Федеральное правительство также использует антимонопольные законы.

      Механизм  рынка не реализует автоматически  право на труд для тех, кто может и хочет работать. Заметим, что обеспечение указанного права не аналогично наделению всех трудоспособных членов общества гарантированными рабочими местами. Для эффективной работы рынка требуется оптимальный резерв рабочей силы, по ряду причин в рыночной системе неизбежна безработица, что ставит перед государством немало сложных проблем. Его обязанностью становится регулирование рынка рабочей силы с целью поддержания определенного уровня занятости, материального обеспечения людей, утративших рабочие места.

      3. Монополизм и инфляция - это две тяжелые “хронические болезни” рыночной экономики, которая нуждается в проведении антимонопольной и антиинфляционной профилактики.

      Суть  государственной антициклической  политики, или регулирования хозяйственной конъюнктуры, состоит в том, чтобы во время кризисов и депрессий стимулировать спрос на товары и услуги, капиталовложения и занятость. Для этого частному капиталу предоставляются дополнительные финансовые льготы, увеличиваются государственные расходы и инвестиции. В условиях длительного и бурного подъема в экономике страны могут возникнуть опасные явления – рассасывание товарных запасов, рост импорта и ухудшение платежного баланса, превышение спроса на рабочую силу над предложением и отсюда необоснованный рост заработной платы и цен. В такой ситуации задача государственного регулирования экономики – притормозить рост спроса, капиталовложений и производства, чтобы по возможности сократить перепроизводство товаров и перенакопление капиталов и, таким образом, уменьшить глубину и продолжительность возможного спада производства, инвестиций и занятости в будущем.

      4. Развитие фундаментальных научных  исследований с длительными сроками окупаемости, высокой степенью риска и неопределенностью в отношении прибыли практически не под силу рыночному механизму. Здесь государство стимулирует структурную политику и научно-технический прогресс. Да и рынок более эффективно работает при коммерческом освоении перспективных видов новой техники и технологии.

      Государство проводит региональную политику, решая  вопросы, возникающие при воздействии на рыночную экономику исторических, национальных, демографических и других нерыночных факторов. Региональная политика осуществляется при помощи финансовых стимулов и государственных капиталовложений, которые обеспечивают привилегированное положение отдельным отраслям и регионам. В одних случаях поддержка оказывается отраслям и территориальным единицам, находящимся в состоянии затяжного кризиса; в других – поощряется развитие новых отраслей и видов производств – носителей научно - технического прогресса, призванных привести к прогрессивным структурным изменениям внутри отраслей, между отраслями и во всем народном хозяйстве в целом, к повышению его эффективности и конкурентоспособности. В то же время могут приниматься меры по притормаживанию чрезмерной концентрации производства.

      5. Реализация национальных интересов  в мировой экономике (регулирование внешнеэкономических связей) предполагает проведение государством соответствующей внешнеторговой политики, контроль над международной миграцией капиталов и рабочей силы, воздействие на валютные курсы, управление платежными балансами и многое другое.

      Таковы  в общих чертах верхние максимально  допустимые пределы государственного вмешательства в рыночную экономику. Эти рамки достаточно широки для того, чтобы разумный симбиоз государственного регулирования и эффективно работающего механизма рынка позволил решить основные социально-экономические проблемы современного общества.

      Если  же государство пытается делать больше, чем ему отмерено рыночной экономикой, - продолжает распределять производственные ресурсы, удерживает административный контроль над ценами, прощает предприятиям задолженность, сохраняет рабочие места в технологически отсталых производствах, ведет фискальную налоговую политику, пытается обеспечить высокую социальную защищенность населения без учета реальных возможностей экономики, то в народном хозяйстве консервируется отсталая структура производства, низкое качество продукции, увеличивается отставание от развитых стран в области научно-технического прогресса и уровня жизни народа. В результате страдают те, ради которых государство шло на превышение пределов разумного вмешательства в экономику. Тогда рано или поздно становится необходимым разгосударствление экономики, избавление ее от чрезмерной государственной активности.

Информация о работе Экономические функции государства