Экономические интересы предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 14:55, курсовая работа

Описание

Рыночная экономика определяет конкретные требования к системе управления предприятиями. Необходимо более быстрое реагирование на изменение хозяйственной ситуации с целью поддержания устойчивого финансового состояния и постоянного совершенствования производства в соответствии с изменением коньюктуры рынка.
Предприятие самостоятельно планирует (на основе договоров, заключенных с потребителями и поставщиками материальных ресурсов) свою деятельность и определяет перспективы развития, исходя из спроса на производимую продукцию и необходимость обеспечения производственного и социального развития.

Содержание

Введение 2

1. Роль предприятия фирмы в рыночной экономики и его основные функции 4
2. Прибыль как инструмент реализации экономических интересов предпринимателей 14
3. Экономические интересы малых предприятий (на примере) 19

Заключение 30
Список использованной литературы 32

Работа состоит из  1 файл

Экономические интересы предприятия.doc

— 219.50 Кб (Скачать документ)

      Обосновывая необходимость государственного регулирования  предпринимательской деятельности, Ф.Котлер указывает три основные причины, в силу которых появились соответствующие законодательные акты:

- необходимость защитить фирмы друг от друга. « Предприниматели в один голос превозносят конкуренцию, но, когда затрагиваются их собственные интересы, пытаются нейтрализовать её».

      Отсюда  принятие законов, предотвращающих проявления              недобросовестной конкуренции;

- необходимость защитить потребителей от недобросовестной практики.

      Отсюда  направленность законов против тех  фирм, которые, оставшись без присмотра, могут начать выпускать плохие товары, лгать в рекламе, вводить в заблуждение посредством упаковки и уровня цен;

- необходимость защиты высших интересов общества от разнузданности предпринимателей.

      Рыночная  экономика, несмотря на её многие положительные  черты, неспособна автоматически регулировать все экономические и социальные процессы в интересах всего общества и каждого гражданина. Она не обеспечивает социально справедливое распределение дохода, не  гарантирует право на труд, не поддерживает социально незащищенные слои населения. Рыночная экономика не решает и многие другие актуальные проблемы. Обо всем этом  должно позаботиться государство путем создания механизма государственного воздействия на предпринимательскую деятельность. То, на что другие государства затрачивали десятилетия, Казахстану предстоит пройти за значительно короткий срок.

      Цикл  жизни фирмы – это определение  периода времени, в течение которого оно обладает жизнеспособностью  на рынке. Типичная модель жизненного цикла предприятия представлена четырьмя стадиями:

- выход на рынок.

- рост.

- зрелость.

- упадок.

      Каждая  из этих стадий характеризуется определенным соотношением объема продаж и прибыли. Первая стадия характеризует процесс  создания и становления фирмы, за которым стоят определенные начальные  вложения капитала. Целевая установка на этой стадии – выход на рынок, обеспечение стартового уровня продаж. На второй стадии цикла жизни фирма  проводит активную рыночную экспансию, наращивает темпы роста продаж. Целевой установкой является расширение производственных мощностей, захват рынков. На третьей стадии  в центре стоит максимализация валовой выручки, рост прибылей. Целевая установка – борьба за удержание своей доли рынка, рост производственных мощностей отходит на второй план по сравнению с сокращением издержек. На четвертой стадии происходит снижение объемов продаж и вместе с ним  сокращение прибыли вплоть до возникновения убытков (результаты коммерческой деятельности фирмы становятся отрицательными). На этой стадии единственной целью предприятия становится либо продолжение его операций в течении определенного периода времени для минимизации убытков, либо выживание на рынке ( сохранение его жизнеспособности) с последующим использованием его ресурсной базы для новой рыночной экспансии.

      Минимизация убытков является оборотной стороной максимизации прибыли как одной из целей деятельности фирмы.

      Эти два понятия неразрывно связаны  между собой. Однако следует отметить, что, будучи ориентированной,  на высокий  положительный результат, в краткосрочном  плане фирма и может переживать менее успешные периоды своей деятельности. Речь идет о финансовых потерях, возникновение которых  напрямую связаны с рисками, сопровождающими предпринимательскую деятельность. Предпринимательский риск, собственно,  и определяется как вероятность возникновения у фирмы финансовых потерь, к которым относится и недополучение прибыли по сравнению с прогнозируемой величиной, и возникновение убытков.

      Чтобы избежать убытков и упадка фирмы необходимо создать систему ценностей на фирме, которые  будут,  является функциями фирмы.

        Процесс создания ценностей   представляет собой удовлетворение  индивидуальных или групповых  потребностей, в результате чего  предприятие добивается общественного  признания своей деятельности,  такое признание, в свою очередь,  обеспечивает предприятию возможность расширять производство, наращивать объемы продаж, увеличивать прибыль и  в конечном счете укреплять свои рыночные позиции. При этом особое место отводится созданию фирмой определенной ценности для своих потребителей, так как это оказывает решающее влияние на результат ее деятельности.

      Ценность, созданная фирмой для своих потребителей, определяется  денежной суммой, которую  последние готовы заплатить за ее товары или услуги. Фирма получает прибыль только в том случае, если эта денежная сумма превышает все затраты, необходимые для создания ценности.

      Основной  инструмент фирмы в создании системы  ценностей – это ее долгосрочная стратегия, которая базируется на использование  конкурентного преимущества предприятия.

      Конечной  целью деятельности фирмы является упрочение её позиций на рынке, прежде всего за счет максимализации прибыли. Цель максимализации денежной прибыли является, безусловно,  определяющей в условиях совершенной конкуренции,  когда на рынке действует,  достаточно фирм и нет препятствий для появления новых.

      В условиях несовершенной конкуренции  извлечение максимальной прибыли дополняется, уточняется, ограничивается или даже иногда замещается  другими целевыми установками фирмы, прежде всего  такими, как максимализация валовой  выручки:

      - обеспечение удовлетворительного объема чистой выручки;

      - максимализация темпов роста валовой выручки;

      - выход на новый рынок;

      - сохранение или увеличение имеющейся доли рынка.

      Характер  целевых установок предприятия  определяется состоянием экономики  в целом, тенденции развития конкретной отрасли, к которой относится его деятельность, и характером конкуренции в ней, а также стадией цикла жизни самого предприятия. 

 

       2. Прибыль как инструмент реализации экономических интересов предпринимателей 

      Основой рыночного механизма являются экономические показатели, необходимые для планирования и объективной оценки производственно-хозяйственной деятельности предприятия, образования и использования специальных фондов, соизмерения затрат и результатов на отдельных стадиях воспроизводственного процесса. В условиях перехода к рыночной экономике главную роль в системе экономических показателей играет прибыль.

      Прибыль представляет собой конечный финансовый результат, характеризующий производственно-хозяйственную  деятельность всего предприятия, то есть составляет основу экономического развития предприятия. Рост прибыли создает финансовую основу для самофинансирования деятельности предприятия, осуществляя расширенное воспроизводство. За счет нее выполняется часть обязательств перед бюджетом, банками и другими предприятиями. Таким образом прибыль становится важнейшей для оценки производственной и финансовой деятельности предприятия. Она характеризует сметы его деловой активности и финансовое благополучие.

      За  счет отчислений от прибыли в бюджет формируется основная часть финансовых ресурсов государства, региональных и местных органов власти, и от их увеличения в значительной мере зависят темпы экономического развития страны, отдельных регионов, приумножения общественного богатства и в конечном счете повышения жизненного уровня населения. Прибыль представляет собой разность между суммой доходов и убытков, полученных от разных хозяйственных операций. Именно поэтому она характеризует конечный финансовый результат деятельности предприятий.

      Основным  показателем прибыли, используемой для оценки производственно-хозяйственной  деятельности выступает: балансовая прибыль, прибыль от реализации выпускаемой  продукции, валовая прибыль, налогооблагаемая прибыль, прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия или чистая прибыль.

      Так как  основную часть прибыли предприятия  получают от реализации выпускаемой  продукции, сумма прибыли находится  под взаимодействием многочисленных факторов: изменения объема, ассортимента, качества, структуры произведенной  и реализованной продукции, себестоимости отдельных изделий, уровня цен, эффективности использования производственных ресурсов.

      Кроме того на нее оказывают влияние  соблюдение договорных обязательств, состояние расчетов между поставщиками и покупателями и др. Из прибыли производятся отчисления в бюджет, уплачиваются проценты по кредитам банка.

      Главное предназначение прибыли в современных  условиях  хозяйствования – отражение  эффективности производственно-сбытовой деятельности предприятия. Это обусловлено  тем, что в величине прибыли должно находить отражение соответствие индивидуальных затрат предприятия, связанных с производством и реализацией своей продукции и выступающих в форме себестоимости, общественно необходимых затрат, косвенным выражением которых должна явиться цена изделия. Увеличение прибыли в условиях стабильности оптовых цен свидетельствуют о снижении индивидуальных затрат предприятия на производство и реализацию продукции.

      В современных условиях повышается значение прибыли как объекта распределения, созданного в сфере материального производства чистого дохода между предприятиями и государством, различными отраслями народного хозяйства и предприятиями одной отрасли, между сферой материального производства и непроизводственной сферой, между предприятиями и его работниками.

      Работа  предприятия в условиях перехода к рыночной экономике связана  с повышением стимулирующей роли прибыли. Использование прибыли  в качестве основного оценочного показателя способствует росту объема производства и реализации продукции, повышению его качества, улучшению использования имеющихся производственных ресурсов. Усиление роли прибыли обусловлено также действующей системой ее распределения, в соответствии с которой повышается заинтересованность предприятий в увеличении не только общей суммы прибыли, но и особенно той ее части, которая остается в распоряжении предприятии и используется в качестве главного источника средств, направляемых на производственное и социальное развитие, а также на материальное поощрение работников в соответствии с качеством затраченного труда.

      Таким образом, прибыль играет решающую роль в стимулировании дальнейшего повышения  эффективности производства, усиления материальной заинтересованности работников в достижении высоких результатов деятельности своего предприятия. Дальнейшее усиление распределительной и стимулирующей роли прибыли связано с совершенствованием механизма ее распределения.

      Однако, прибыль не может рассматриваться в качестве единственного и универсального показателя эффективности производства.

      Если  темпы роста стоимостных показателей  превышают темпы роста производства конкретных видов продукции в  натуральном выражении, имеет место  снижение эффективности использования производственных ресурсов в расчете на единицу его полезного эффекта. Это находит выражение и в повышении материалоемкости, трудоемкости, зарплатоемкости, фондоемкости и, в конечном счете, себестоимости единицы конкретных видов продукции в натуральных измерениях. В величине и темпах роста прибыли недостаточно полно отражается изменение объема и эффективности использования основных фондов и оборотных средств.

      Дополнительная  прибыль может быть получена при  увеличении объема производственных фондов и снижения эффективности их использования.

      Изменение экономических показателей за любой  временной период происходит под  влиянием множества разнообразных  факторов. Многообразие факторов, влияющих на прибыль, требует их классификации, которая в то же время имеет важное значение для определения основных направлений, поиска резервов повышения эффективности хозяйствования.

      Факторы, влияющие на прибыль, могут классифицироваться по разным признакам. Так выделяют внешние  и внутренние факторы. К внутренним относятся факторы, которые зависят от деятельности самого предприятия и характеризуют различные стороны работы данного коллектива. К внешним факторам относятся факторы, которые не зависят от деятельности самого предприятия, но некоторые из них могут оказывать существенное влияние на темпы роста прибыли и рентабельности производства.

      В свою очередь внутренние факторы  подразделяются на производственные и  внепроизводственные. Внепроизводственные  факторы связаны в основном с  коммерческой, природоохранной, претензионной  и другими аналогичными видами деятельности предприятия, а производственные факторы отражают наличие и использование основных элементов производственного процесса, участвующих в формировании прибыли,- это средства труда, предметы труда и сам труд.

      По  каждому из этих элементов выделяются группы экстенсивныхи интенсивных факторов.

      К экстенсивным относятся факторы, которые  отражают объем производственных ресурсов (например, изменения численности  работников, стоимости основных фондов), их использования по времени (изменение продолжительности рабочего дня, коэффициента сменности оборудования и др.), а также непроизводственное использование ресурсов (затраты материалов на брак, потери из-за отходов).

Информация о работе Экономические интересы предприятия