Экономические конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 11:35, контрольная работа

Описание

Целью данной работы является исследование значения экономической конкуренции и конкурентоспособности предприятий.
Задачи данной работы следующие:
изучение литературы по данной тематике;
исследование структуры экономической конкуренции и ;
анализ характеристики экономической конкуренции.

Содержание

Введение 3
1. Экономическое значение конкуренции 4
2. Влияние конкуренции на деятельность предприятий 8
3. Экономические основы конкурентоспособности предприятий 12
Заключение 20
Список использованной литературы 21

Работа состоит из  1 файл

Томский сельскохозяйственный институт.docx

— 93.47 Кб (Скачать документ)

    В условиях монополии, как правило, выигрывает продавец; монопсония же обеспечивает привилегию для покупателей. В некоторых  отраслях встречается своеобразная двусторонняя монополия, когда на рынке  определённой продукции выступает один продавец и один покупатель (например, в области военного производства: заказчик – государство, поставщик – единственная фирма).

    Чистая  монополия и чистая монопсония –  сравнительно редкие явления. Гораздо  чаще в ряде отраслей в странах  с рыночной экономикой складывается так называемая олигополия. Этот вид конкуренции предполагает существование на рынке нескольких крупных фирм, продукция которых может быть как разнородной (автомобили), так и однородные (алюминий, сталь). Особенностью олигополии является взаимная зависимость фирм в принятии решений о ценах на свою продукцию. 

1.2 Влияние конкуренции на деятельность предприятий

    Результаты  деятельности любой фирмы сильно зависят не только от её затрат, но и от типа рынка, на котором ей приходится продавать свои товары. При этом имеются в виду различия между рынками не по характеру продаваемых там товаров, а по сложившимся условиям конкуренции при их продаже.

    Фирма, выходящая со своим товаром на рынок, чаще всего сталкивается с  конкуренцией со стороны других фирм, которые также стремятся продать  свои товары. Все эти фирмы вынуждены соперничать между собой из-за ограниченности ресурсов (прежде всего, денежных средств), которыми покупатели располагают для покупки товаров на данном рынке.

         Соперничество, однако, может разворачиваться  по-разному. И каждая фирма  должна учитывать тип конкуренции,  с которым она столкнётся на  рынке для выработки на этой основе своей коммерческой политики. Вместе с тем тип конкуренции имеет немалое значение и для покупателей, прямо затрагивая их интересы.

    Обычно  выделяют следующие типы конкуренции (типы конкурентных рынков):

  1. Рынок совершенной (чистой) конкуренции;
  2. Рынок монополистической конкуренции;
  3. Рынок олигополии;
  4. Рынок монополии.

    Рынок совершенной (чистой) конкуренции. Для него характерно то, что в борьбе за внимание и деньги покупателей сталкиваются между собой множество производителей однотипных товаров. При этом ни один из них не обладает контролем над такой долей рынка, которая позволяет ему навязывать остальным выгодные ему условия сбыта.

    Именно  так конкурируют между собой, например, мелкие производители сельскохозяйственной продукции или мелкие фирмы в сфере услуг.

    При такой конкуренции рыночное равновесие достигается в результате массовых сделок продавцов и покупателей, которые не могут навязать друг другу  свою волю, и вынуждены на равных искать компромисс в виде рыночной цены (цены рыночного равновесия).

    В такой ситуации достоинства рыночных механизмов (впрочем, как и их недостатки) проявляются наиболее полно,

    Рынок монополистической  конкуренции. Экономисты говорят о возникновении монополистической конкуренции, если:

  1. На рынке имеется много конкурирующих фирм;
  2. Для удовлетворения одной и той же потребности эти фирмы предлагают различающиеся между собой товары;
  3. Каждая фирма имеет некоторую возможность влиять на цену, по которой она продаёт свои товары;
  4. Существующие фирмы не могут преградить вход на рынок новым конкурентам.

    Характерными  примерами таких товарных рынков являются рынки продуктов питания, одежды, мебели и т.д.

    Например, все пальто различных швейных  фирм удовлетворяют одну и ту же потребность покупателей: обеспечивают защиту от непогоды. Но каждая фирма, изготавливающая  пальто, предлагает покупателю товары, отличающиеся друг от друга материалом, покроем, отделкой, цветовой гаммой. При  этом определённый тип пальто предлагается  на рынок только одной фирмой, обладающей авторскими правами на совокупность свойств своей продукции.

    На  таком рынке монополистическая  власть каждой фирмы состоит лишь в праве на изготовление особой разновидности товара и в предложении её на рынок по самостоятельно назначенной цене, но не в контроле над рынком всех товаров однотипного назначения и возможности диктовать рыночную цену.

    Такой тип конкуренции наиболее распространён. Он возникает в тех отраслях, где:

  • Для организации производства не нужно создавать особенно крупные предприятия  и потому вкладывать особо крупный капитал
  • Возможно создание многих разновидностей товара, удовлетворяющего определённую потребность;
  • Права отдельной фирмы на исключительное изготовление созданной ею разновидности товара можно защитить с помощью авторских прав и прав на товарный знак, т.е. с помощью патентов. Именно в силу такой защиты  законом прав  изготовителя другие фирмы не могут выпускать свою продукцию под тем же именем и с точно такими же свойствами, какие есть у продукции, защищённой патентом.

    Рынок олигополии. Для этого рынка характерно производство одинаковых или сходных товаров небольшим числом крупных фирм, которые и конкурируют между собой. При этом каждая фирма может оказывать существенное влияние на цены, по которым продаются её товары.

    Ситуация  олигополии возникает обычно в тех  отраслях, где сама технология диктует  предпочтительность создания крупных  производств. Экономически рациональный масштаб этих производств оказывается таким, что все нужды рынка могут быть удовлетворены несколькими фирмами.

    Например, как ни велик автомобильный рынок  США, но десятилетиями его потребности  практически полностью обеспечивались «большой тройкой» фирм: «Форд», «Дженерал  Моторс» и «Крайслер». Олигопольными обычно являются рынки производства тяжёлого оборудования, нефтехимической продукции, осуществления международных авиаперевозок и т.п.

    Ситуация  олигополии поначалу была характерна и для российского рынка легковых автомобилей Плановые органы СССР сформировали эту отрасль таким образом, что  в ней были лишь четыре основных производителя: ВАЗ (изготовитель «Жигулей»), АЗЛК (изготовитель «Москвича»), ГАЗ (изготовитель «Волги») и ЗАЗ (изготовитель  «Запорожца»). Поскольку автомобили зарубежных фирм государство для продажи на внутреннем рынке не закупало, а частных фирм по торговле автомобилями не существовало, рынок был полностью поделён между упомянутыми олигополистами. Каждый из них практически диктовал цены на свои автомобили.                                                                                                               

    Аналогичная ситуация существовала на отечественных  рынках холодильников и телевизорах.

    Рынок монополии. На таком рынке для покупателя складываются самые худшие условия (слово «монополия» образовано на основе двух греческих слов: «монос» - один и «полео» - продаю и означает  ситуацию, когда на рынке есть только один продавец).

    При чистой монополии возможности покупателя торговаться становится крайне ограниченными, поскольку альтернативного изготовителя (продавца) просто не существует. Именно так была устроена до недавнего времени  вся экономическая жизнь в  нашей стране. Огромная доля продукции (особенно сложно-технической) выпускалась здесь всего одним предприятием – абсолютным монополистом. Понятно, что в таком случае единственный метод борьбы покупателя с всевластием монополиста - изготовителя – просто не покупать товар. Но не всегда этот метод можно использовать. Если покупатель не может обойтись без товара, он вынужден будет его покупать даже ценой отказа от других, тоже очень нужных благ.

    Обычная коммерческая стратегия монополиста  – навязывание покупателям завышенных уровней цен. Это подтвердил и  рост цен в России после их либерализации  в начале 1992г. Российские предприятия-монополисты  без особых размышлений взвинтили цены на свою продукцию до небес. Так, лидеры первого этапа этой гонки цен – предприятия чёрной металлургии – повысили цены сразу в 14 раз!

    При этом отечественные предприятия  совершенно не опасались затоваривания: ведь кроме как у них отечественным  покупателям «достать» соответствующий  товар было просто негде. Правительство  не смогло ничего противопоставить такой  политике монополий, и в  России вспыхнул «пожар» инфляций.

    На  рынке монополии такая возможность завышения цен становится наибольшей, т.е. возникает «ценовой диктат» продавца. Более того, монополисту не нужно ни совершенствовать свою продукцию, ни искать наиболее рациональные способы её производства и сбыта, поэтому рост степени монополизации рынков всегда рождает очень серьёзные проблемы.

                            Совершенная конкуренция

                                                     Монополистическая конкуренция

                                                                     Олигополия

                                                                                         Монополия 

Рисунок 1Возможности покупателей и продавцов влиять на цены при различных типах организации рынка.

    Он  показывает, что возможности покупателей  и продавцов равны только на рынке  чистой (совершенной) конкуренции. На всех остальных типах рынков влияние  продавцов оказывается больше влияния  покупателей, достигая максимума при  чистой монополии.

    В большинстве развитых стран мира государство ведёт борьбу с проявлениями монополизма на рынке. Сердцевиной  антимонопольного регулирования являются ограничение власти фирм-монополистов в навязывании покупателям своих  уровней цен и защита конкуренции.

 Таблица 2 – Различия между типами конкурентных рынков

Тип рынка Характеристики  конкурентной ситуации
Число фирм в отрасли Тип товаров Барьеры для  входа на рынок Возможность фирмы  влиять на цены своих товаров Примеры отраслей, действующих на таких рынках
Совершенная конкуренция Большое Одинаковые  изделия Не существуют Отсутствует полностью Сельское хозяйство, бытовые услуги
Монополистическая конкуренция Большое Разные изделия  сходного назначения Существуют, но их можно преодолеть Существует  возможность влиять на цену Пищевая и лёгкая промышленность, производство мебели
Олигополия Небольшое Одинаковые  или различные изделия Существуют, и  преодолеть их трудно Большая Автомобильная промышленность, авиаперевозки и др.
Монополия Одна Товар, не имеющий  заменителей Существуют, и  преодолеть их очень трудно или даже невозможно Максимальная Электроэнергетика, железнодорожные перевозки и др.
 

1.3 Экономические основы конкурентоспособности предприятий

    Конкурентоспособность – это свойство объекта, характеризующееся  степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности  по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке.

    Основной  целью любого предприятия в условиях рыночной экономики является сохранение и расширение своих позиций на рынке, рост или, по крайней мере, стабильное получение прибыли. Это возможно только при ориентации на максимизацию прибыли. Главным средством увеличения прибыли является высокая конкурентоспособность предприятия.

            Конкурентоспособность определяет  способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке.  
“Европейский форум по проблемам управления” определил, что конкурентоспособность – это реальная и потенциальная возможности фирм в существующих для них условиях проектировать, сбывать услуги, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для потребителя, чем услуги их конкурентов. 
Конкурентоспособность объекта определяется по отношению к конкретному рынку, либо к конкретной группе потребителей, формируемой по соответствующим признакам стратегической сегментации рынка. Если не указан рынок, на котором конкурентоспособен объект, это означает, что данный объект в конкретное время является лучшим мировым образцом. В условиях рыночных отношений конкурентоспособность характеризует степень развития общества. 
         Конкурентоспособность предприятия – это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими услугами потребности людей и по эффективности производственной деятельности. 
Конкурентоспособность предприятия характеризует возможности и динамику его приспособления к условиям рыночной конкуренции.

    Киперман Г.Я. определяет конкурентоспособность организации как способность противостоять на рынке другим изготовителям и поставщикам аналогичных услуг (конкурентам) как по степени удовлетворения своими услугами конкретной общественной потребности, так и по эффективности производственной деятельности.

    Фатхутдинов Р.А. определяет конкурентоспособность как способность фирмы выпускать конкурентоспособные услуги, преимущество фирмы по отношению к другим фирмам данной отрасли внутри страны и за ее пределами. 
         В современной теории управления принято выделять четыре уровня или стадии конкурентоспособности предприятия сферы услуг. Каждому из них соответствуют свои подходы к организации управления. 
         При первом уровне конкурентоспособности предприятий сферы услуг менеджеры предприятий рассматривают фактор управления как «внутренне нейтральный». Они считают, что раз уж регулярный менеджмент в их компаниях был когда-то поставлен, то больше управление на конкурентоспособность никак не влияет. Свою роль эти менеджеры видят только в том, чтобы оказывать услуги, не заботясь о потребителях.  
Такой подход может принести компании успех, если она сумеет найти на рынке место, свободное от конкуренции. Обычно это характерно для малого предприятия или фирмы, ориентирующейся на нишу рынка.  
          Компании второго уровня конкурентоспособности предприятия сферы услуг, стремятся сделать свои производственные и управленческие системы «внешне нейтральными».

    Это означает, что такие предприятия  должны полностью соответствовать  стандартам, установленным их основными  конкурентами на конкретном рынке. Они  пытаются воспроизвести у себя то, что делают фирмы-лидеры: стремятся  максимально заимствовать технические  приемы, технологии, методы организации  производства у ведущих предприятий  отрасли, приобретать сырье и  материалы, полуфабрикаты и комплектующие  изделия из тех же источников, что  и их главные конкуренты. 
          Отличительные черты компаний третьего уровня конкурентоспособности предприятий проявляются в следующем - в компаниях в центре внимания оказываются нужды и запросы потребителя, исповедуется концепция маркетинга, ориентированного на потребителя, а управление начинает активно содействовать развитию производственных систем.

    Иными словами, успех в конкурентной борьбе зависит не столько от производства, сколько от управления, его качества и эффективности в широком  смысле Предприятия третьего уровня конкурентоспособности сферы услуг, исповедуют концепцию интегрированного маркетинга, который ориентирован на предвосхищение нужд и запросов потребителей. Они не только не стремятся копировать опыт других фирм отрасли и хотят превзойти самые жесткие из существующих стандартов. Они готовы бросить вызов любому конкуренту по всему миру в любом аспекте производства или управления. Любые изменения в управлении, организации производства, в стратегии развития осуществляются здесь с учетом результатов изучения рынка. Мало того, все функции управления оказываются непосредственно вовлеченными в процесс маркетинговых исследований или систематизацию их результатов.

    К. Маркс определил категорию услуги следующим образом: "Это выражение  означает вообще не что иное, как  ту особую потребительную стоимость, которую  доставляет этот труд, подобно всякому  другому труду, но особая потребительная стоимость этого труда получила здесь специфическое название "услуги", потому что труд оказывает услуги не в качестве вещи, а в качестве деятельности ...". Далее К. Маркс  выделяет два типа услуг: " Услуги ... воплощенные в товарах, другие же услуги, напротив, не оставляют осязательных результатов, существующих отдельно от исполнителей этих услуг; иначе говоря, результат их не есть пригодный для  продажи товар".  
Американский специалист Ф. Котлер считает услугой любое мероприятие или выгоду, которые одна сторона может предложить другой и которые в основном неосязаемы и не приводят к завладению чем-либо.

    Анализ  различных точек зрения о содержании понятия «конкурентоспособность»  показывает, что по исследуемой проблеме нет единого взгляда различных  авторов. Не все авторы излагают свою формулировку понятия «конкурентоспособность». Большинство из них представляют конкурентоспособность более узко, чем следовало бы.

    Однако  очевидно, что конкурентоспособность - многомерное экономическое явление, следовательно, выражается системой показателей. 
Исследовав точки зрения различных авторов и уточнив основные характеристики понятия конкурентоспособности предприятия сферы услуг, можно предложить следующее определение: это уровень его экономических показателей и потребительских свойств, предоставленных услуг позволяющий выдержать соперничество другими аналогичными предприятиями на данном рынке в определенный момент времени. Для приведенного определения конкурентоспособности с позиции субъекта хозяйственной деятельности в него следует включить признак, который не интересует потребителя, но является решающим для изготовителя (услугодателя) – коммерческий успех предприятия на рынке. Речь идет о таком критерии, как доход (издержки). Коммерческий успех имеет место при превышении доходов над издержками.  
Для того чтобы определить конкурентоспособность предприятия необходимо определить критерии для ее анализа и факторы, влияющие на нее.

     

Информация о работе Экономические конкуренции