Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 11:35, контрольная работа
Целью данной работы является исследование значения экономической конкуренции и конкурентоспособности предприятий.
Задачи данной работы следующие:
изучение литературы по данной тематике;
исследование структуры экономической конкуренции и ;
анализ характеристики экономической конкуренции.
Введение 3
1. Экономическое значение конкуренции 4
2. Влияние конкуренции на деятельность предприятий 8
3. Экономические основы конкурентоспособности предприятий 12
Заключение 20
Список использованной литературы 21
В условиях монополии, как правило, выигрывает продавец; монопсония же обеспечивает привилегию для покупателей. В некоторых отраслях встречается своеобразная двусторонняя монополия, когда на рынке определённой продукции выступает один продавец и один покупатель (например, в области военного производства: заказчик – государство, поставщик – единственная фирма).
Чистая
монополия и чистая монопсония –
сравнительно редкие явления. Гораздо
чаще в ряде отраслей в странах
с рыночной экономикой складывается
так называемая олигополия. Этот
вид конкуренции предполагает существование
на рынке нескольких крупных фирм, продукция
которых может быть как разнородной (автомобили),
так и однородные (алюминий, сталь). Особенностью
олигополии является взаимная зависимость
фирм в принятии решений о ценах на свою
продукцию.
1.2 Влияние конкуренции на деятельность предприятий
Результаты деятельности любой фирмы сильно зависят не только от её затрат, но и от типа рынка, на котором ей приходится продавать свои товары. При этом имеются в виду различия между рынками не по характеру продаваемых там товаров, а по сложившимся условиям конкуренции при их продаже.
Фирма,
выходящая со своим товаром на
рынок, чаще всего сталкивается с
конкуренцией со стороны других фирм,
которые также стремятся
Соперничество, однако, может разворачиваться
по-разному. И каждая фирма
должна учитывать тип
Обычно выделяют следующие типы конкуренции (типы конкурентных рынков):
Рынок совершенной (чистой) конкуренции. Для него характерно то, что в борьбе за внимание и деньги покупателей сталкиваются между собой множество производителей однотипных товаров. При этом ни один из них не обладает контролем над такой долей рынка, которая позволяет ему навязывать остальным выгодные ему условия сбыта.
Именно так конкурируют между собой, например, мелкие производители сельскохозяйственной продукции или мелкие фирмы в сфере услуг.
При такой конкуренции рыночное равновесие достигается в результате массовых сделок продавцов и покупателей, которые не могут навязать друг другу свою волю, и вынуждены на равных искать компромисс в виде рыночной цены (цены рыночного равновесия).
В такой ситуации достоинства рыночных механизмов (впрочем, как и их недостатки) проявляются наиболее полно,
Рынок монополистической конкуренции. Экономисты говорят о возникновении монополистической конкуренции, если:
Характерными примерами таких товарных рынков являются рынки продуктов питания, одежды, мебели и т.д.
Например, все пальто различных швейных фирм удовлетворяют одну и ту же потребность покупателей: обеспечивают защиту от непогоды. Но каждая фирма, изготавливающая пальто, предлагает покупателю товары, отличающиеся друг от друга материалом, покроем, отделкой, цветовой гаммой. При этом определённый тип пальто предлагается на рынок только одной фирмой, обладающей авторскими правами на совокупность свойств своей продукции.
На таком рынке монополистическая власть каждой фирмы состоит лишь в праве на изготовление особой разновидности товара и в предложении её на рынок по самостоятельно назначенной цене, но не в контроле над рынком всех товаров однотипного назначения и возможности диктовать рыночную цену.
Такой тип конкуренции наиболее распространён. Он возникает в тех отраслях, где:
Рынок олигополии. Для этого рынка характерно производство одинаковых или сходных товаров небольшим числом крупных фирм, которые и конкурируют между собой. При этом каждая фирма может оказывать существенное влияние на цены, по которым продаются её товары.
Ситуация олигополии возникает обычно в тех отраслях, где сама технология диктует предпочтительность создания крупных производств. Экономически рациональный масштаб этих производств оказывается таким, что все нужды рынка могут быть удовлетворены несколькими фирмами.
Например,
как ни велик автомобильный рынок
США, но десятилетиями его потребности
практически полностью
Ситуация
олигополии поначалу была характерна
и для российского рынка
Аналогичная ситуация существовала на отечественных рынках холодильников и телевизорах.
Рынок монополии. На таком рынке для покупателя складываются самые худшие условия (слово «монополия» образовано на основе двух греческих слов: «монос» - один и «полео» - продаю и означает ситуацию, когда на рынке есть только один продавец).
При
чистой монополии возможности
Обычная
коммерческая стратегия монополиста
– навязывание покупателям
При
этом отечественные предприятия
совершенно не опасались затоваривания:
ведь кроме как у них отечественным
покупателям «достать»
На рынке монополии такая возможность завышения цен становится наибольшей, т.е. возникает «ценовой диктат» продавца. Более того, монополисту не нужно ни совершенствовать свою продукцию, ни искать наиболее рациональные способы её производства и сбыта, поэтому рост степени монополизации рынков всегда рождает очень серьёзные проблемы.
Совершенная конкуренция
Рисунок 1 – Возможности покупателей и продавцов влиять на цены при различных типах организации рынка.
Он показывает, что возможности покупателей и продавцов равны только на рынке чистой (совершенной) конкуренции. На всех остальных типах рынков влияние продавцов оказывается больше влияния покупателей, достигая максимума при чистой монополии.
В
большинстве развитых стран мира
государство ведёт борьбу с проявлениями
монополизма на рынке. Сердцевиной
антимонопольного регулирования являются
ограничение власти фирм-монополистов
в навязывании покупателям
Таблица 2 – Различия между типами конкурентных рынков
Тип рынка | Характеристики конкурентной ситуации | ||||
Число фирм в отрасли | Тип товаров | Барьеры для входа на рынок | Возможность фирмы влиять на цены своих товаров | Примеры отраслей, действующих на таких рынках | |
Совершенная конкуренция | Большое | Одинаковые изделия | Не существуют | Отсутствует полностью | Сельское хозяйство, бытовые услуги |
Монополистическая конкуренция | Большое | Разные изделия сходного назначения | Существуют, но их можно преодолеть | Существует возможность влиять на цену | Пищевая и лёгкая промышленность, производство мебели |
Олигополия | Небольшое | Одинаковые или различные изделия | Существуют, и преодолеть их трудно | Большая | Автомобильная промышленность, авиаперевозки и др. |
Монополия | Одна | Товар, не имеющий заменителей | Существуют, и преодолеть их очень трудно или даже невозможно | Максимальная | Электроэнергетика, железнодорожные перевозки и др. |
1.3 Экономические основы конкурентоспособности предприятий
Конкурентоспособность
– это свойство объекта, характеризующееся
степенью реального или потенциального
удовлетворения им конкретной потребности
по сравнению с аналогичными объектами,
представленными на данном рынке.
Основной целью любого предприятия в условиях рыночной экономики является сохранение и расширение своих позиций на рынке, рост или, по крайней мере, стабильное получение прибыли. Это возможно только при ориентации на максимизацию прибыли. Главным средством увеличения прибыли является высокая конкурентоспособность предприятия.
Конкурентоспособность Киперман Г.Я. определяет конкурентоспособность организации как способность противостоять на рынке другим изготовителям и поставщикам аналогичных услуг (конкурентам) как по степени удовлетворения своими услугами конкретной общественной потребности, так и по эффективности производственной деятельности. Фатхутдинов
Р.А. определяет конкурентоспособность
как способность фирмы выпускать конкурентоспособные
услуги, преимущество фирмы по отношению
к другим фирмам данной отрасли внутри
страны и за ее пределами. Это
означает, что такие предприятия
должны полностью соответствовать
стандартам, установленным их основными
конкурентами на конкретном рынке. Они
пытаются воспроизвести у себя то,
что делают фирмы-лидеры: стремятся
максимально заимствовать технические
приемы, технологии, методы организации
производства у ведущих предприятий
отрасли, приобретать сырье и
материалы, полуфабрикаты и комплектующие
изделия из тех же источников, что
и их главные конкуренты. Иными словами, успех в конкурентной борьбе зависит не столько от производства, сколько от управления, его качества и эффективности в широком смысле Предприятия третьего уровня конкурентоспособности сферы услуг, исповедуют концепцию интегрированного маркетинга, который ориентирован на предвосхищение нужд и запросов потребителей. Они не только не стремятся копировать опыт других фирм отрасли и хотят превзойти самые жесткие из существующих стандартов. Они готовы бросить вызов любому конкуренту по всему миру в любом аспекте производства или управления. Любые изменения в управлении, организации производства, в стратегии развития осуществляются здесь с учетом результатов изучения рынка. Мало того, все функции управления оказываются непосредственно вовлеченными в процесс маркетинговых исследований или систематизацию их результатов. К.
Маркс определил категорию Анализ
различных точек зрения о содержании
понятия « Однако
очевидно, что конкурентоспособность
- многомерное экономическое |