Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 22:40, контрольная работа
Экономический анализ хозяйственной деятельности предприя-тия является важнейшей функцией работников всех звеньев управ-ления хозяйственными объектами независимо от вида деятельности, форм собственности, состояния развития и принятой модели эконо-мики. Экономический анализ способствует выявлению изменений материально-технической базы предприятий, показателей эффектив-ности их работы и обеспечивает глубокое экономическое обоснование принимаемых решений по дальнейшему развитию предприятий.
Целью дисциплины "Экономический анализ" является развитие и закрепление навыков использования современных методов анализа и оценки производственно-хозяйственной деятельности предприятий, направленной на выполнение производственных заданий и отражае-мой в системе показателей учета и статистической отчетности, а также других источников информации.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Экономический анализ хозяйственной деятельности предприя-тия является важнейшей функцией работников всех звеньев управ-ления хозяйственными объектами независимо от вида деятельности, форм собственности, состояния развития и принятой модели эконо-мики. Экономический анализ способствует выявлению изменений материально-технической базы предприятий, показателей эффектив-ности их работы и обеспечивает глубокое экономическое обоснование принимаемых решений по дальнейшему развитию предприятий.
Целью дисциплины "Экономический анализ" является развитие и закрепление навыков использования современных методов анализа и оценки производственно-хозяйственной деятельности предприятий, направленной на выполнение производственных заданий и отражае-мой в системе показателей учета и статистической отчетности, а также других источников информации.
Методические указания и задания к практическим занятиям
Практические занятия проводятся на основе данных статистичес-кой отчетности и бухгалтерского учета о выполнении плановых зада-ний, достигнутых результатах по важнейшим показателям деятель-ности предприятия, его средствах и источниках их образования, приведенных в приложениях А–Г.
Для развития у студентов навыков системного подхода к выбору исходных данных и критериев оценки деятельности предприятия при подготовке исходной информации проведена предварительная система-тизация и классификация показателей по характерным признакам и группам, разработаны примерные аналитические таблицы для прове-дения анализа и изучения отдельных явлений, введена единая система условных обозначений показателей, используемых при анализе.
Выбор необходимых исходных данных для решения конкретного практического задания осуществляется студентами самостоятельно в
процессе подготовки к занятиям или выполнении ими итоговых работ.
Методические указания к практическим занятиям содержат ана-
литические зависимости и таблицы для расчета различных показателей и оформления результатов экономического анализа, которые могут быть полезными и для практических работников экономических служб предприятий.
Задание 1. Анализ производства и реализации продукции
По данным годового отчета предприятия (приложения А–Г):
1. Дать оценку выполнения плановых заданий выпуска и реали-зации продукции в целом, по номенклатуре и с учетом выполнения
обязательств по поставкам.
2. Определить остатки нереализованной продукции, их состав и причины образования.
3. Выявить влияние
остатков нереализованной
4. Данные анализа представить в виде аналитической таблицы.
5. Выявить причины
и факторы, повлиявшие на
Таблица 1.1 - Результаты анализа производства и реализации продукции
Показатели |
Усл. обозн. |
План (база) |
Факт |
Процент выпол- нения |
Откл., ± |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. Выполнение плана выпуска продукции в оптовых ценах, тыс.грн.:
|
ВП1 ВП2 ВП |
||||
2. Выполнение плана реали- зации продукции в оптовых ценах, тыс.грн.:
|
РП1 РП2 РПП РП |
||||
3. Остатки нереализованной продукции, един. |
ОНП |
||||
4. Выполнение плана реализа- ции продукции с учетом пос- тавок по договорам, % |
РПО |
||||
5. Потери прибыли предприя- тия из-за образования остат- ков нереализованной про- дукции, тыс.грн. |
DП(ОНП) |
Продолжение таблицы 1.1
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
6. Снижение рентабельности предприятия из-за наличия остатков нереализованной продукции, % |
DR(ОНП) |
||||
7. Влияние остатков нереализо- ванной продукции на оборачивае- мость оборотных средств, дней |
DО(ОНП) |
Методические указания к анализу производства
и реализации продукции
Объем выпуска (реализации)
продукции в целом и по ассорти-менту
в стоимостном выражении
ВП = S ЦПі × ВПін,
где ЦПі – оптовые цены реализации отдельных видов продукции (без надбавок на НДС и др.), грн.;
ВПін – объемы выпуска (реализации) отдельных видов продукции в натуральном выражении, единиц.
Если план реализации продукции по поставкам не выполняется хотя бы по одной позиции, то по действующему законодательству при оценке выполнения плана реализации перевыполнение плана по другим договорам не учитывается, а суммы недопоставок продукции снимаются с плана.
В этом случае выполнение плана реализации продукции можно оценить по формуле:
,
где РПn – плановый объем реализации продукции, тыс.грн.
DРП – сумма недопоставок продукции по отдельным договорам, равная произведения ОНП на фактическую цену нереализованной продукции, тыс.грн.
Остатки нереализованной
продукции в натуральном
ОНП = ВПф – РПФ
, един.,
где ВПф – РПф – соответственно фактические объемы выпуска и реализации продукции, един.
Потери прибыли предприятием из-за образования остатков нереа-
лизованной продукции составят:
DП(ОНП) = (ЦПФ – СПФ) × ОНП, тыс.грн., (1.4)
где ЦПФ – фактическая оптовая цена рассматриваемой единицы продукции, грн;
СПФ – фактическая себестоимость единицы нереализованной
продукции, грн.
Снижение уровня общей рентабельности предприятия вследствие образования остатков нереализованной продукции:
(1.5)
где ОФФ и НОСФ – фактическая стоимость основных фондов и остатков нормируемых оборотных средств, тыс.грн.
Наличие нереализованной продукции приводит к образованию
сверхнормативных запасов и замедлению оборачиваемости оборотных средств предприятия.
Изменение времени оборота в этом случае можно определить по формуле:
, (1.6)
где ОНП – остатки нереализованной продукции, един.;
КД = 365 – количество дней в году;
РПФ – фактические объемы реализации продукции, тыс.грн.
Задание 2. Анализ обобщающих показателей себестоимости продукции
По данным статистической отчетности предприятия (приложения А–Г):
1. Дать общую оценку выполнения плановых заданий по себе-стоимости продукции в целом, по основным элементам и калькуля-ционным статьям расходов, по основным видам выпускаемой продукции.
2. Проанализировать изменения структуры себестоимости продукции по основным элементам затрат и видам продукции.
3. Выявить причины
и факторы, повлиявшие на
4. Выявить влияние на прибыль предприятия изменения затрат на амортизацию основных фондов (других элементов затрат).
5. Определить
плановый и фактический
6. Результаты анализа
обобщающих показателей
Таблица 2.1 – Результаты анализа обобщающих показателей себестоимости
Показатели |
Усл. обозн. |
План (база) |
Факт |
Процент выпол- нения |
Откл., ± |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. Выполнение плана по себе- стоимости товарной продукции в целом, тыс.грн. |
ЗП |
||||
2. Выполнение плана по себестои- мости продукции по основным элементам затрат, тыс.грн.: |
Продолжение таблицы 2.1
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 | |||
– cырье и материалы – топливо и энергия – заработная плата – отчисления от заработной платы – амортизация основных фондов – прочие расходы |
ЗМ ЗЭ ЗЗП ОЗП ЗА ЗПР |
|||||||
3. Выполнение плана по себестои- мости основных видов продукции, тыс.грн.: – изделие 1 – изделие 2 |
СП1 СП2 |
|||||||
4. Удельный вес затрат по основ- ным элементам в себестоимости продукции, %: – cырье и материалы – топливо и энергия – заработная плата – отчисления от заработной платы – амортизация основных фондов – прочие расходы |
КМ КЭ КЗП КОЗП КАМ КПР |
|||||||
5. Затраты на 1 грн. товарной продукции, грн. |
КЗ |
|||||||
6. Прибыль (убыток) от
изменения затрат на |
DП(ЗА) |
Методика проведения анализа обобщающих показателей себестоимости продукции
Анализ обобщающих показателей продукции в целом, по основным статьям затрат и видам продукции проводится на основе сравнения фактических показателей с плановыми или другими базовыми показателями путем определения и изучения их отклонений в абсолютных или относительных величинах по формулам:
ХФ и ХП – соответственно фактические и плановые (базовые) значения отдельных показателей.
Удельный вес затрат по отдельным
экономическим элементам в