Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 19:55, курсовая работа
Предметом исследования моей курсовой работы выступает экономическое положение и интеграционные объединения одиннадцати стран, когда-то бывших единым целым и ставшими теперь – Содружеством Независимых Государств.
Целью моей курсовой работы является проведение анализа динамики развития экономики стран СНГ, эффективности интеграционных процессов и их влияния на экономическое развитие стран СНГ.
Введение ………………………………………………………………………….3
Экономика стран СНГ………………………………………………………… . 5
1.1. Краткий экономический обзор стран СНГ………………………………....5
1.2. Узбекистан. Таджикистан. Кыргызстан…………………………………….5
1.3. Азербайджан. Армения……………………………………………………....8
1.4. Казахстан. Туркменистан. Молдова………………………………………..11
1.5. Украина. Белоруссия. Россия……………………………………………….15
Дифференциация стран СНГ по уровню экономического развития…………19
Экономическая интеграция стран СНГ……………………………………….. 21
3.1. Этапы развития интеграционных группировок………………………..….21
3.2. Цели предпосылки интеграционных процессов в СНГ………………......21
3.3. Этапы сближения стран СНГ……………………………………………....23
Интеграционные процессы среди государств содружества………………….25
4.1. Содружества Белоруссии и России (СГБР)……………………………….25
4.2. ЕврАзЭС……………………………………………………………………..26
4.3. ЦАС………………………………………………………………………….27
4.4. ГУАМ………………………………………………………………………..27
4.5. ШОС…………………………………………………………………………28
Положительное влияние образования СНГ на экономические процессы
государств - участников .......................................……………………..………30
Заключение………………………………………………………………...…………31
Библиография………………………………….……………
НОУ ВПО
Российский новый университет
Курсовая работа
По предмету:
Мировая экономика
На тему:
Экономика государств СНГ и интеграционные процессы среди государств содружества.
3 курса
Факультета экономики
управления и финансов
Аюпов И.С
Проверил :
Содержание.
Введение ………………………………………………………………………….3
1.1. Краткий экономический обзор стран СНГ………………………………....5
1.2. Узбекистан. Таджикистан. Кыргызстан…………………………………….5
1.3. Азербайджан. Армения……………………………………………………...
1.4. Казахстан. Туркменистан. Молдова………………………………………..11
1.5. Украина. Белоруссия. Россия……………………………………………….15
3.1. Этапы развития интеграционных группировок………………………..….21
3.2. Цели предпосылки интеграционных процессов в СНГ………………......21
3.3. Этапы сближения стран СНГ……………………………………………....23
4.1. Содружества Белоруссии и России (СГБР)……………………………….25
4.2. ЕврАзЭС……………………………………………………………
4.3. ЦАС………………………………………………………………………
4.4. ГУАМ……………………………………………………………………
4.5. ШОС………………………………………………………………………
государств - участников ..............................
Заключение……………………………………………………
Библиография………………………………….…………
Введение.
Развал Советского Союза привел к разрыву целостного хозяйственно-производственного пространства, прекращению коопераций, связей между предприятиями, научными производственными объединениями, а также превращению бывших межреспубликанских границ в рамках единой страны в межгосударственные, что повлекло за собой возникновение многочисленных барьеров на пути взаимных торговых и других экономических отношений.
В этих условиях бывшие советские республики встали перед проблемой формирования новых экономических взаимоотношений и воплощения новой схемы хозяйственного сотрудничества, которая бы, не только, учитывала интересы каждого из партнеров, одновременно с возможностями достижения максимальных общих результатов развития на основе взаимовыгодного разделения труда, но и позволила минимизировать издержки от развала единой союзной экономики. Этим целям должно было служить Содружество Независимых Государств (СНГ), образованное 8 декабря 1991 г.
Не смотря на теорию и международную практику интеграционного развития, которые предполагают последовательное восхождение от низких ступеней сотрудничества к более высоким. Характерной чертой отношений внутри СНГ стали действия, когда попытки перескочить через этапы интеграционного развития чередуются с «откатами» в намечаемых целях.
Интеграционные процессы в СНГ имеют важнейшее значение как фактор восстановления и развития их хозяйственных комплексов. Но при образовании какого-либо международного союза на первый план выдвигается, прежде всего, взаимная экономическая выгода каждого его участника. А поодиночке странам СНГ очень сложно выдерживать конкуренцию с ведущими мировыми финансовыми центрами и региональными объединениями.
Основой интеграционного процесса являются совпадение интересов и выгоды многостороннего сотрудничества государств-участников. Интеграция тем эффективнее, чем выше уровни социально-экономического развития государств и чем ближе этническо-религиозные и социокультурные менталитеты народов объединяющихся стран. Эффективная экономическая интеграция имеет следствием:
ускорение темпов взаимной торговли, экономического роста и сокращение трансакционных издержек;
повышение конкурентоспособности товаров, фирм и национальных экономик, рост инновационного потенциала в результате усиления конкуренции на внутренних рынках государств;
увеличение притока иностранных инвестиций, как из стран-участниц интеграционного объединения, так и из третьих стран;
сглаживание межстрановых различий в уровне и качестве жизни населения.
В мировой практике сложились следующие формы региональной интеграции государств:
зона свободной торговли, в рамках которой устанавливается свободный от торговых ограничений режим торговли товарами между странами-участницами; при этом каждая страна имеет собственный таможенный тариф в отношении третьих стран;
таможенный союз: наряду с функционированием зоны свободной торговли устанавливается единый таможенный тариф и проводится общая внешнеторговая политика в отношении третьих стран;
общий рынок: таможенный союз дополняется согласованной экономической и научно-технической политикой; для координации экономической политики создаются межгосударственные или наднациональные институты, которым передается часть национального суверенитета государств;
единый внутренний рынок: обеспечивается свободное передвижение не только товаров, но и услуг, капитала и рабочей силы; унифицируется национальное законодательство государств-членов; усиливаются наднациональные органы контроля и управления;
экономический и валютный союз: создается единое экономическое, валютно-финансовое, правовое и информационное пространство при обязательном соблюдении межгосударственных договоров;
политический союз: осуществляется переход стран-участниц к общей внешней политике, политике безопасности, вводится единое гражданство, усиливается сотрудничество в правосудии и внутренних делах.
Сегодня наиболее остро стоит вопрос не столько ускоренного осуществления интеграционного процесса на территории СНГ, сколько поиска качественных “точек соприкосновения”, которые позволят более объективно оценить перспективы развития как государств-участников, так и СНГ в целом. Только общими усилиями, направленными на противостояние негативным мировым тенденциям, можно повысить конкурентоспособность национальных экономик и благосостояние проживающих на территории стран-участниц граждан.
Благосостояние экономического субъекта зависит не столько от внутренней организованности, сколько от характера и степени интенсивности его связей с другими субъектами. Решение внешнеэкономических проблем приобретает первостепенное значение. Мировой опыт показывает, что обогащение субъектов происходит посредством и только посредством их интеграции друг с другом и с мировым хозяйством в целом.
Поэтому, рассмотрение в моей курсовой работе, экономической интеграции в странах содружества, является наиболее важным.
Предметом исследования моей курсовой работы выступает экономическое положение и интеграционные объединения одиннадцати стран, когда-то бывших единым целым и ставшими теперь – Содружеством Независимых Государств.
Целью моей курсовой работы является проведение анализа динамики развития экономики стран СНГ, эффективности интеграционных процессов и их влияния на экономическое развитие стран СНГ.
1. Экономика стран СНГ
1. 1. Краткий экономический обзор стран СНГ.
После распада СССР на его территории образовалось 15 независимых государств, 12 из которых вошли в состав СНГ в августе 2009 года их стало 11 (18 августа 2009 года Грузия официально покинула СНГ). Прежде чем охарактеризовать экономику стран СНГ, необходимо отметить особенности их развития после получения политической независимости:
введено президентство;
прошли выборы законодательных органов на многопартийной основе;
вступление в ООН;
укрепление политических и экономических связей с Западом;
вступление в ряд международных организаций.
Но приобретение политической независимости не привело к экономическому и социальному благополучию. Скорее, наоборот, для многих стран СНГ стала реальностью политическая нестабильность, межнациональные конфликты и даже межгосударственное противостояние.
На экономическую ситуацию в государствах СНГ оказали влияние не только политические вопросы, но и переход к рынку. Оказалось, что потенциальные и реальные возможности в странах СНГ далеко не одинаковы. Да и само стремление к рынку правящих структур было различным. Отсюда и разные темпы рыночных преобразований.
1.2. Узбекистан. Таджикистан. Кыргызстан.
Узбекистан.
После распада СССР Узбекистану как и все бывшим советским республикам пришлось столкнуться с большими трудностями, но за сравнительно короткий период с момента обретения в 1991 г. независимости страна, которую ранее относили едва ли не к сугубо аграрной, превратилась в индустриально развитое государство и крупного экспортера промышленных товаров. Узбекистан, как и другие республики бывшего Союза, столкнулся с трудностями переходного периода в развитии промышленности.Во многих отраслях преобладали производства с незаконченным технологическим циклом, который преднамеренно обрывался на стадиях добычи и первичной переработки сырья, изготовления полуфабрикатов. Основные отрасли республики развивались не комплексно, а в расчете на "привязку" их к производствам России и других республик с поставками (часто нерациональными, встречными) ресурсов и готовой продукции на многие тысячи километров. К началу проведения реформ имела место высокая степень физического и морального износа оборудования в ведущих отраслях. Например, износ основных производственных фондов в целом по промышленности к 1991 г. достиг 41%.
В независимом Узбекистане получили широкое развитие такие отрасли, как машиностроение, включая автомобилестроение, топливно-энергетический комплекс, где основную роль играет добыча нефти и газа, а также нефте- и газопереработка. Удельный вес сельского хозяйства, в принципе, почти все эти годы был стабильным
Помимо машиностроения, получила развитие текстильная отрасль, где основным двигателем являются переработка хлопка-сырца, производство тканей и готовой одежды. Сейчас экспорт текстиля растет и растет значительно. В Узбекистане есть много совместных предприятий с турецкими, корейскими и западноевропейскими компаниями, которые работают и успешно экспортируют продукцию.
Важнейшим фактором развития стали инвестиции и государственная поддержка базовых отраслей, включая нефтегазодобычу, переработку, машиностроение, автомобилестроение, текстиль. Были привлечены и иностранные инвестиции, удельный вес которых в базовом производстве растет.
В настоящее время, благодаря реализации собственной «узбекской модели» последовательных и поэтапных реформ, своевременности и продуманности комплекса антикризисных решений, в Узбекистане обеспечены макроэкономическая стабильность и устойчивый экономический рост.
Хотелось бы выделить тот факт, что несмотря на затяжной спад в мировой экономике в последнее время, в Узбекистане продолжаются масштабные структурные преобразования и укрепление рыночных механизмов.
Успешная реализация Антикризисной программы мер в стране, фактически начавшаяся еще в 2008 году, минимизировала отрицательные последствия мирового кризиса и дала возможность Узбекистану в числе немногих стран мира обеспечить устойчивые темпы роста экономики и повышения реальных доходов населения. Например, в 2009 году рост ВВП составил 8,1 процента.
Надо особо отметить, что Узбекистан стал одной из немногих стран мира, где в 2009 году был достигнут экономический рост.
Таджикистан.
Таджикистан относится к числу наиболее бедных стран мира, однако он имеет немалый экономический потенциал. Душевой доход в системе валютных расчетов составляет 212 долл. США (2004). В системе покупательной способности валюты доход на душу равен 1381 долл. ВВП страны в первой системе расчетов равняется 1,5 млрд., а во второй – 9,7 млрд. долл. По основным макроэкономическим показателям Таджикистан отстает от других современных государств Центральной Азии. Но и в советское время по уровню социально-экономического развития он находился на последнем месте среди союзных республик.
Первые годы после получения независимости в 1991 оказались самыми тяжелыми. Длительная война, связанные с ней разрушения и людские потери, привели к резкому спаду в экономике. До 1997 года объем ВВП Таджикистана снижался в реднм на 25%. С 1997 наблюдается положительная динамика: прирост в год на 1,7; 5,3; 3,7%. С 2000 ВВП увеличивается существенно – на 8,3%; 10,2%; 9,1%; 7.0% и 10,5 %. Несмотря на подъем, объемы экономической деятельности пока далеки от довоенного уровня.
Информация о работе Экономика государств СНГ и интеграционные процессы среди государств содружества