Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 19:55, курсовая работа
Предметом исследования моей курсовой работы выступает экономическое положение и интеграционные объединения одиннадцати стран, когда-то бывших единым целым и ставшими теперь – Содружеством Независимых Государств.
Целью моей курсовой работы является проведение анализа динамики развития экономики стран СНГ, эффективности интеграционных процессов и их влияния на экономическое развитие стран СНГ.
Введение ………………………………………………………………………….3
Экономика стран СНГ………………………………………………………… . 5
1.1. Краткий экономический обзор стран СНГ………………………………....5
1.2. Узбекистан. Таджикистан. Кыргызстан…………………………………….5
1.3. Азербайджан. Армения……………………………………………………....8
1.4. Казахстан. Туркменистан. Молдова………………………………………..11
1.5. Украина. Белоруссия. Россия……………………………………………….15
Дифференциация стран СНГ по уровню экономического развития…………19
Экономическая интеграция стран СНГ……………………………………….. 21
3.1. Этапы развития интеграционных группировок………………………..….21
3.2. Цели предпосылки интеграционных процессов в СНГ………………......21
3.3. Этапы сближения стран СНГ……………………………………………....23
Интеграционные процессы среди государств содружества………………….25
4.1. Содружества Белоруссии и России (СГБР)……………………………….25
4.2. ЕврАзЭС……………………………………………………………………..26
4.3. ЦАС………………………………………………………………………….27
4.4. ГУАМ………………………………………………………………………..27
4.5. ШОС…………………………………………………………………………28
Положительное влияние образования СНГ на экономические процессы
государств - участников .......................................……………………..………30
Заключение………………………………………………………………...…………31
Библиография………………………………….……………
Основную роль в СНГ играет, конечно, первая пятерка стран. На их долю приходится 82% ВВП СНГ и около 70% всего промышленного производства. Тенденции в экономике СНГ подтверждают это. Например, в 2008 году первое место в СНГ по промышленному росту занял Азербайджан – 20%. Беларусь заняла второе место среди стран постсоветского пространства по росту промышленного производства. По данным Статистического комитета СНГ, рост промышленного производства в Беларуси составил 18%. Украина заняла третью позицию по этому показателю, где только в первом полугодии промышленное производство увеличилось на 7,5%, в Кыргызстане – на 6%. Россия с показателем 5,8% заняла шестое место. Далее следуют Молдова (4,6%) и Казахстан (3,8%). Снижение производства было зафиксировано в Таджикистане (на 3,9%) и в Армении (на 0,2%).
3. Экономическая интеграция стран СНГ.
3.1. Этапы развития интеграционных группировок.
Региональная экономическая интеграция в своем развитии проходит ряд этапов.
Первый этап образование Зоны свободной торговли - Отмена таможенных пошлин в торговле между странами – участниками интеграционной группировки.
Второй этап образование Таможенного союза - Унификация таможенных пошлин в отношении третьих стран.
Третий этап образование Общего рынка - Либерализация движения ресурсов (капиталов, рабочей силы и т.д.) между странами – участниками интеграционной группировки .
Четвертый этап образование Экономического союза - Координация и унификация внутриэкономической политики стран-участников, включая переход к единой валюте.
Пятый этап образование Политического союза - Проведение единой внешней политики. На каждой из этих ступеней устраняются определенные экономические барьеры (различия) между странами, вступившими в интеграционный союз. В результате в границах интеграционного блока складывается единое рыночное пространство, все страны-участницы выигрывают за счет повышения эффективности деятельности фирм и понижения государственных расходов на таможенный контроль.
3.2. Цели и предпосылки интеграционных процессов в СНГ
Анализ интеграционных процессов в рамках Содружества Независимых Государств невозможен без рассмотрения условий, предшествовавших появлению новых независимых государств на территории бывших союзных республик СССР.
Экономика СССР не только относилась к экономике интеграционного типа, но в ней была достигнута и наивысшая степень интегрированности хозяйства (в СССР на межреспубликанский оборот в 1990 году направлялось порядка 20% валового национального продукта, а в странах Европейского Союза - лишь 14%). Экономическая взаимозависимость союзных республик была также велика, как и взаимозависимость регионов внутри любой современной индустриально развитой страны. Это было обусловлено тем, что размещение производственных мощностей и структура межреспубликанского разделения труда формировались на плановой основе единого экономического пространства. Материальную основу Советского Союза образовывали общая производственная инфраструктура, хозяйственные связи, кооперация крупных и средних предприятий. При этом на территории Союза десятилетиями создавались единые энергетические, газовые, транспортные, коммуникационные, топливные системы.
Республикам СССР был присущ высокий уровень взаимного товарообмена.
После распада Советского Союза страны, вошедшие в Содружество Независимых Государств, были объективно заинтересованы в установлении и поддержании устойчивых взаимных экономических связей. В то же время было очевидно, что сложившаяся к началу 90-х годов структура экономических взаимоотношений далеко не оптимальна.
Таким образом, целью создания СНГ было обеспечение взаимного и равноправного сотрудничества в области экономики, торговли товарами и обмена информацией. Создавая СНГ, участвующие в нем государства обязались гарантировать открытость границ, свободу передвижения граждан и обмена информацией в рамках Содружества. Среди важнейших задач СНГ в экономической сфере являются:
координация усилий в решении общерегиональных проблем экономики, экологии, образования, культуры, политики и национальной безопасности;
развитие реального сектора экономики и техническое перевооружение производства через расширение торгово-экономического сотрудничества;
устойчивое и поступательное социально-экономическое развитие, рост благосостояния граждан.
Предпосылки успешного интеграционного сотрудничества государств в формате СНГ заключаются в следующем:
развитие многостороннего сотрудничества в СНГ не противоречило процессам укрепления суверенитета государств-участников;
сходность путей трансформации общества, ориентированных на разрыв с тоталитарным прошлым, построение рыночной экономики и политической демократии, примерно одинаковый уровень развития производительных сил и зрелости рынка, схожие технические и потребительские стандарты, однородность товарных и финансовых рынков, общие стандарты и технические условия, действовавшие в бывшем СССР;
наличие колоссального человеческого, ресурсного и оборонного потенциала, огромной территории, развитой науки и богатой культуры;
сохранение взаимодополняемости и взаимозависимости национальных экономик, основанных на общем историческом и социально-экономическом развитии, существование объединенных сетей транспортных коммуникаций и линий электропередач, отсутствие многих видов природных ресурсов в некоторых государствах СНГ и наличие их в других участниках СНГ;
выгодное географическое положение, значительный транзитный потенциал, развитая сеть телекоммуникаций, транспортные коридоры для перевозки грузов между Европой и Азией;
наличие довольно емкого, хорошо освоенного рынка сбыта товаров, неконкурентоспособных в странах дальнего зарубежья;
тесные связи между странами СНГ в социальной, гуманитарной и информационной сферах.;
усложнение военно-политической обстановки в мире и на границах Содружества в результате возросшей угрозы международного терроризма, что требует большей координации усилий в обеспечении коллективной безопасности.
Таким образом, межгосударственное взаимодействие стран СНГ является не самоцелью, а инструментом решения важнейших социально-экономических проблем и отвечает коренным интересам государств Содружества. Экономическая интеграция СНГ имеет объективные предпосылки стать эффективной и вывести государства на путь динамичного прогресса. Однако это потребует огромной политической воли и значительных усилий по выработке конструктивной программы интеграционных действий, а также по созданию адекватной институциональной инфраструктуры широкомасштабного сотрудничества.
3.3. Этапы сближения стран СНГ
За прошедшие годы в интеграционных процессах Содружества Независимых Государств можно выделить несколько этапов интеграции.
1991-1993 годы можно назвать первым этапом - появления национальных экономик, - который охарактеризовался развалом единого народнохозяйственного комплекса СССР, делением национального богатства, соревнованием за получение внешних кредитов, отказом от уплаты долгов бывшего СССР, резким сокращением взаимного товарообмена, что привело к экономическому кризису на всем постсоветском пространстве.
Такое развитие событий сделало очевидным необходимость построения отношений в рамках СНГ на рыночной основе, по принципу экономической целесообразности интеграционных процессов национальных экономик.
Второй этап (1994-1995 годы) - так называемый, этап становления правового пространства - охарактеризовался интенсивным созданием нормативной базы межгосударственных отношений. Основой формирования правового поля в рамках СНГ можно считать принятие Устава СНГ.
В целом ретроспективный анализ второго этапа дает возможность говорить о развитии взаимных экономических связей стран СНГ по двум направлениям. Так, в общей массе разрозненных соглашений в сфере регулирования взаимоотношений между государствами можно выделить ряд наиболее значимых, которые выступают как попытки объединить усилия всех участников СНГ на достижении общих целей. Это, в первую очередь, Договор о создании экономического союза (24 сентября 1993 года), Соглашение о создании зоны свободной торговли (15 апреля 1994 года), Соглашение о создании Межгосударственного экономического комитета в качестве постоянно действующего органа Экономического союза (21 октября 1994 года), Соглашение о создании Платежного союза государств-участников СНГ (21 октября 1994 года).
Третий этап (1996 год - 2006 год) отличает появление субрегиональных образований. Характерной чертой этого этапа стало заключение двусторонних соглашений. Здесь наибольший интерес с точки зрения дальнейшей перспективы представляет развитие связей между Россией и Республикой Белоруссия, которые первыми пошли по пути создания таможенного союза. В дальнейшем к ним присоединились Казахстан, Киргизия и Таджикистан, создав Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС).
И наконец четвертый этап, который начался в 2007 году – этап распространения кризиса на развивающиеся страны СНГ. Основным направлением этого этапа стало поиск путей по преодолению последствий кризиса и предотвращение появления новых кризисных явлений.
Углубляется интеграционное сотрудничество в соответствии с Договором об образовании Сообщества Белоруссии и России от 2 апреля 1996 года. Договор закрепляет конкретные мероприятия по формированию общей транспортной и объединенной энергетической систем, по составлению совместных балансов производственных мощностей и согласованному их использованию, по унификации денежно-кредитных и бюджетных систем и созданию предпосылок для введения общей валюты, по унификации социальных условий и т.д. Доказательством положительного влияния предпринятых шагов на развитие экономических связей России и Беларуси служит неуклонный (почти в 2,5 раза) рост доли Республики Белоруссия в товарообороте России со странами СНГ (приложение 2) и существенный (почти в 1,5 раза) рост товарооборота между этими двумя странами (приложение 3).
В целом на некогда едином постсоветстком пространстве возникли и функционируют 5 субрегиональных группировок. Среди экономических группировок, помимо Союза Белоруссии и России (СГБР) и Евразийского экономического сообщества, можно выделить Восточно-Европейский Союз (Украина, Молдова), переросший затем в ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдова) который в свою очередь превратился в ГУАМ после выхода Узбекистана из этого союза, Центральноазиатское сотрудничество (ЦАС - Узбекистан, Казахстан, Киргизия, Таджикистан), кавказская “четверка” (Азербайджан, Армения, Грузия, Россия).
Сотрудничество в рамках субрегиональных объединений является закономерным поиском государствами-участниками оптимальных конфигураций и методов взаимодействия и в целом не противоречит участию государств в Содружестве, поскольку такие объединения являются взаимно транспарентными, а их цели и практическая деятельность лежат в общем русле развития СНГ.
4. Интеграционные процессы среди государств содружества.
4.1. Союз Белоруссии и России. (СГБР)
Союзное государство – союз Белоруссии и России образованный 2 апреля 1997 на базе Сообщества Белоруссии и России, созданного ранее (2 апреля 1996) для объединения гуманитарного, экономического и военного пространства. 23 мая 1997 года был подписан Устав Союза. 25 декабря 1998 года был подписан ряд соглашений - деклараций о дальнейшем единении России и Беларуси, позволявших провести более тесную интеграцию в политической, экономической и социальной сфере, что усиливало Союз. С 26 января 2000 официальное название Союза — Союзное государство.
Участником Союза может стать государство — член Организации Объединенных Наций, которое разделяет цели и принципы Союза и принимает на себя обязательства, предусмотренные Договором о Союзе Беларуси и России от 2 апреля 1997 года и Уставом Союза. Присоединение к Союзу осуществляется с согласия государств — участников Союза. При присоединении к Союзу нового государства рассматривается вопрос об изменении названия Союза.
Идея создания Союза, вплоть до мягкой федерации, принадлежала президенту Белоруссии, Александру Лукашенко.
К исключительному ведению Союзного государства относятся:
создание единого экономического пространства и правовых основ общего рынка, обеспечивающего свободное перемещение товаров, услуг, капиталов, рабочей силы в пределах территорий государств-участников, равные условия и гарантии для деятельности хозяйствующих субъектов;
единая денежно-кредитная, валютная, налоговая и ценовая политика;
Информация о работе Экономика государств СНГ и интеграционные процессы среди государств содружества