Экономика государств СНГ и интеграционные процессы среди государств содружества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 19:55, курсовая работа

Описание

Предметом исследования моей курсовой работы выступает экономическое положение и интеграционные объединения одиннадцати стран, когда-то бывших единым целым и ставшими теперь – Содружеством Независимых Государств.
Целью моей курсовой работы является проведение анализа динамики развития экономики стран СНГ, эффективности интеграционных процессов и их влияния на экономическое развитие стран СНГ.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3
Экономика стран СНГ………………………………………………………… . 5
1.1. Краткий экономический обзор стран СНГ………………………………....5
1.2. Узбекистан. Таджикистан. Кыргызстан…………………………………….5
1.3. Азербайджан. Армения……………………………………………………....8
1.4. Казахстан. Туркменистан. Молдова………………………………………..11
1.5. Украина. Белоруссия. Россия……………………………………………….15
Дифференциация стран СНГ по уровню экономического развития…………19
Экономическая интеграция стран СНГ……………………………………….. 21
3.1. Этапы развития интеграционных группировок………………………..….21
3.2. Цели предпосылки интеграционных процессов в СНГ………………......21
3.3. Этапы сближения стран СНГ……………………………………………....23
Интеграционные процессы среди государств содружества………………….25
4.1. Содружества Белоруссии и России (СГБР)……………………………….25
4.2. ЕврАзЭС……………………………………………………………………..26
4.3. ЦАС………………………………………………………………………….27
4.4. ГУАМ………………………………………………………………………..27
4.5. ШОС…………………………………………………………………………28
Положительное влияние образования СНГ на экономические процессы
государств - участников .......................................……………………..………30
Заключение………………………………………………………………...…………31
Библиография………………………………….……………

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 260.50 Кб (Скачать документ)

Естественно, такая помощь России, Азербайджана, Казахстана, Туркменистана другим странам СНГ была во многом вынужденной, ибо отсутствовали обустроенные границы, налаженные пограничный, таможенный и визовый контроль, альтернативные транспортные маршруты перевозки топливных грузов, и т.п. Очевидно, что коль скоро еще не существовали турецкий, польский и северный варианты транспортировки российского газа в Европу, Украина могла диктовать свои условия в этой сфере. Это относится и к Прибалтийским республикам: к примеру, 36% доходов бюджета Латвии составляет доход от транзита российской нефти.

Другая форма помощи со стороны СНГ - предоставление российского рынка труда для миллионов граждан постсоюзных республик. При этом важно учесть: значительная часть их доходов не облагается налогами, что наносит огромный ущерб бюджету РФ. Например, только граждане Грузии, работающие в России, за год вывозят из нее, согласно оценкам, более 1,2 млрд. долл. (эта сумма превышает бюджет Грузии в целом и вдвое больше ее собственных бюджетных доходов).

Таким образом, благодаря СНГ бедные энергоресурсами страны смогли не только использовать предприятия экс-общесоюзной собственности, но и фактически на протяжении многих лет пользоваться преимуществами постсоветского рынка.

 

 

 

Заключение

Подводя итог работе, отметим, что независимость, полученная бывшими членами СССР, оказала губительное воздействие на их экономики. Странами были потеряны привычные рынки сбыта продукции, развалились налаженные годами производственно хозяйственные связи. Сразу стало понятно, что нарушение хозяйственных связей ни к чему хорошему не приведет, а потому и возникла насущная необходимость такой организации, как СНГ, поскольку сразу же возникала возможность продавать свою продукцию на рынках прежде всего этих стран. Но, к сожалению, не все производственно-хозяйственные связи удалось восстановить даже сегодня. Это произошло из-за того, что образование новых независимых государств на постсоветском пространстве проходило в сложных условиях экономического коллапса СССР и, соответственно, экономик его республик, а также из-за сложившегося крайнего национализма в этих республиках. Негативную роль сыграла также и прокатившаяся волна отделения («парада суверенитетов») части территорий бывших союзных республик от своих государств (например, Южная Осетия и Абхазия и т.д.), а также наличие спорных территорий между бывшими союзными республиками (к примеру, Нагорный Карабах). Из-за всего этого для многих из новых стран оказалось очень трудно наладить производственно-хозяйственный механизм на рыночной основе и создать каналы поставки своей продукции.

  Образование Содружества Независимых Государств стало значимым событием последней четверти ХХ века. Прежде всего, СНГ выполнило важнейшую историческую задачу становления суверенных независимых государств после распада СССР. В рамках СНГ новые государства впервые почувствовали себя самостоятельными в системе международных отношений. СНГ, несмотря на все проблемы, состоялось как интеграционное объединение.

В своем развитии СНГ уже преодолело примитивный сценарий «или интеграция, или дезинтеграция». Процессы, происходящие в Содружестве, имеют более сложный характер. Отношения на постсоветском пространстве становятся полноценными международными отношениями. Это свидетельствует о том, что оно оформляется в международный регион. СНГ при этом является фактором изначального структурирования пространства, и эта его роль пока еще не сыграна до конца. Несмотря на неравномерность экономического развития, страны Содружество смогло сформировать институты и механизмы межгосударственного взаимодействия, создать основы рыночного хозяйства, преодолеть негативные тенденции 90-х годов, восстановить разрушенные хозяйственные связи. Со сложным комплексом проблем, связанных с перестройкой экономики на рыночный лад не сталкивалась ни одна из трансформируемых страна мира. В каждом из государств СНГ эти проблемы разрешались по-разному вследствие различных причин, что обусловило развитие стран СНГ по разноуровневым траекториям.

За минувшие два десятилетия в национальных экономиках стран СНГ изменились системы внутренних условий хозяйствования, ныне основывающиеся на преимущественно либеральных рыночных отношениях. Существенно увеличилась мера открытости экономики. Доля товарооборота со странами остального мира во всем товарообороте стран Содружества возросла с 31% в 1990 г. до 72% в 2000 г., т.е. более чем вдвое, а с 2000 по 2010 еще в два раза. Однако доля стран СНГ в мировом товарообороте составляло только 2%, и лишь 7–8 лет назад наметились положительные сдвиги в этом направлении.

Главная слабость стран СНГ – зависимость от цен на природные ресурсы, которые являются главной статьей экспорта всех стран, включая Россию. Ведь именно сырьевая направленность и определяет место СНГ в мире сегодня. И поэтому главной задачей здесь является развитие производства готовых изделий и развитие наукоемких отраслей.

Все участники СНГ в той или иной мере зависят друг от друга, и эту зависимость можно обернуть во благо, если с пониманием и уважением относиться к самостоятельной политике каждой из них, даже к стремлению переориентировать внешнеэкономические связи на дальнее зарубежье. Тем не менее лучшими союзниками новых государств являются прежде всего сами страны СНГ, связанные не только множеством общих проблем переходного периода, но и общими основами для их разрешения. Поэтому интеграция экономик СНГ в единое пространство является единственным способом избежать вытеснения товаров стран СНГ с их внутреннего рынка. Поэтому следует ожидать противоборства западных производителей, которые умело внедряются в технологические цепочки разрушающихся экономических связей между бывшими республиками. В этом же направлении начинают действовать уже сложившиеся в ряде новых независимых государств международные торгово-финансовые группировки. Их доходы во многом связаны с использованием сложностей при прохождении платежей и товарных потоков между бывшими республиками. Объективно они не обусловлены, не устойчивы, чисто спекулятивны и преходящи.

Интеграция стран СНГ должна происходить вокруг самых развитых стран Содружества: России, Украины, Белоруссии и Казахстана. Россия должна быть «ядром» в этом процессе.

Дальнейшая судьба СНГ будет решаться, в первую очередь, внутри стран Содружества и зависеть от силы институтов гражданского общества, среднего класса и от приверженности общества в целом демократическим принципам, а также от профессионализма и компетентности руководителей стран Содружества. Это означает необходимость еще раз вернуться к вопросу о национальных интересах, анализу и сопоставлению национальных концепций внешнеэкономических связей стран СНГ, вытекающих из стратегических целей их экономик и особенностей внешнеэкономической деятельности.

В 2010 году все региональные блоки мира продемонстрировали положительный прирост ВВП, что свидетельствует о восстановлении экономики после кризиса. В частности, совокупный прирост макроэкономического показателя в азиатских и латиноамериканских странах в прошлом году составил 9,4% и 7,5% соответственно.

  «Блок СНГ находится в «золотой середине», опережая по этому показателю ЕС и НАФТА, прирост ВВП которых составил 1,8% и 2,9%», — отмечается в исследовании.

По данным Межгосударственного статистического комитета СНГ, в январе-марте 2010 года Россия заняла предпоследнее место среди стран СНГ по темпам роста ВВП с 4,5%. Лидерами по темпам экономического роста стали Киргизия (+16,4%) и Узбекистан (+7,6%).

Экономика стран СНГ выросла за 20 лет более чем в 10 раз.

За аналогичный период ВВП азиатских государств увеличился в 6 раз, развитых стран — менее чем в 4 раза.

 

 

Библиография.

 

 

1.      Гущин О. СНГ: ожидания и результаты.// Российская Федерация сегодня 2005. № 2.

2.      Зверев А., Глисен Ф. - Экономические итоги 2007 года, предварительные оценки//Экономист 2008,№1,15.

3.      Зиядуллаев Н.С. СНГ: дорога в третье тысячелетие (проблемы развития и перспективы укрепления Содружества). – М. РИЦ ИСПИ РАН. – 2002.

4.      Королёв М.А. Социально-экономическое положение Содружества Независимых Государств // Бюллетень иностранной коммерческой информации. – 26.04.2007

5.      Куков Р., Савка А. - Мировое хозяйство и тенденции интеграции //Экономист. 2005, №7, стр. 10-22.

6.      Плышевский Б. - Производство ВВП в станах СНГ.//Экономист 2007,№6,19

7.      Романова О. ЕБРР об экономическом положении стран ЕврАзЭС // Бюллетень иностранной коммерческой информации. – 02.08.2007

8.      Сидорович А.В., «Курс экономической теории»//Издательство «Дело» и «Сервис»,2007.

9.      Хейфец Б. - Взаимные инвестиции в СНГ//Экономист. 2005, №8, 55-60

10.  Черповец О. - Возможности и перспективы экономического сближения //Экономист 2005, №1, стр. 40-45

11.  Шумский Н. Экономическая интеграция государств Содружества: возможности и перспективы // Вопросы экономики. – Июнь 2007

12.  Зиядуллаев Н. Экономика стран содружества в условиях глобализации. Итоги развития экономики стран-членов СНГ в 2001г. Вопросы Экономики, №3, 2004. - М: Изд-во НП "Редакция журнала Вопросы Экономики".

 

13.  www.glossary.ru/

14.  www.iformatsiya.ru/

15.  www.wikipediya.ru/

16.  www.gks.ru/

 

 

3

 



Информация о работе Экономика государств СНГ и интеграционные процессы среди государств содружества