Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 15:44, курсовая работа
Для развития экономики общественного сектора необходимо обеспечить систему прямых и обратных связей человека, общества и государства. Задачи этой системы — выявление и согласование их интересов в экономической, социальной и политической сферах. Во всех странах эти отношения регулируются своими законами.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Человек как субъект экономики и общества 4
2. Соотношение интересов человека, общества
и государства 11
3. Социальные расходы: цели, источники, пути финансирования 18
4. Индикаторы развития человека в экономике
общественного сектора 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Человек
как субъект экономики и
2. Соотношение интересов человека, общества и государства 11
3. Социальные расходы: цели, источники, пути финансирования 18
4. Индикаторы развития человека в экономике общественного сектора 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27
Для развития экономики общественного сектора необходимо обеспечить систему прямых и обратных связей человека, общества и государства. Задачи этой системы — выявление и согласование их интересов в экономической, социальной и политической сферах. Во всех странах эти отношения регулируются своими законами. Общие принципы взаимоотношений человека, общества и государства отражены во Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН. Финансово-экономический кризис, подобно лакмусовой бумажке, выявил необходимость пересмотра целого ряда сложившихся теоретических догм. Прежде всего это касается места и роли финансов в системе экономических отношений, отрыва финансового сектора от реального сектора экономики. Финансовый сектор наиболее глобализирован, обладает наилучшими возможностями извлечения прибыли и манипулирования денежными ресурсами. Вместе с тем для выхода из кризиса необходимо сохранить основы экономики общественного сектора, найти форму разрешения противоречия между интересами человека, общества и государства.
Человек является исходной
клеточкой (ядром) системы социально-
Человек, с одной стороны, — субъект экономики, а с другой стороны — субъект общества. Как субъект экономики он формируется и развивается в системе рыночных отношений (разделение труда, товарный обмен, прибыль, конкуренция, монополия и др.). Рыночные отношения обусловливают необходимость его функционирования в качестве человеческого капитала. Человек выступает как инвестор и как потребитель.
Человек как субъект общества является участником коммуникативных отношений (семьи, определенной демографической, профессиональной, социальной группы, например среднего класса, этнической и религиозной принадлежности, общественной66организации и т.д.). Как участник коммуникативных отношений человек действует в системе общественных институтов, которая выходит далеко за рамки рыночных отношений, но на протяжении большей части истории человечества формируется и функционирует под их доминирующим влиянием. Эти две ипостаси человека тесно взаимосвязаны. Связь между ними выступает и фактором, конституирующим общество, и источником противоречий в нем, и стимулятором, и ограничителем общественной активности человека.
Отношения человека и общества сложны и многогранны. Общество — это не просто сумма интересов входящих в него людей, оно является сложной системой, которая включает в себя социальный капитал — взаимоотношения между людьми, социальными группами, конфессиями и т.д. Общество — живой, динамично развивающийся организм.
Диалектика развития общества связана с его двойственной природой. С одной стороны, это отношения общества с человеком, с другой — отношения общества с государством. В экономике общественного сектора объединяется государственное регулирование институтов общества и человека.
Экономическая наука изучает «человека экономического» и «человека институционального». Это разграничение достаточно условно, поскольку «человек экономический» и «человек институциональный» — это не разные люди, а разные мотивы и ориентиры человека. Рационализм первого в конечном счете стоит на фундаменте ценностей второго1. Разумеется, нельзя утверждать, что «человек экономический» существует вне системы общественных институтов. Рыночные институты, в сфере которых функционирует «человек экономический», — очень важный сегмент системы общественных институтов, его можно считать даже решающим для развития материальных условий существования общества и человека. Но при анализе любых сторон общественной жизни выявляется, что исторический процесс ведет к нарастанию регулирующей роли собственно социальных, по сути надэкономических (прежде всего гуманитарных), факторов и обстоятельств. Оттого, как и в какой мере это влияет на мировоззрение и образ жизни человека, во многом зависит эволюция всего общества.
«Человек институциональный» подчинен общественным институтам — формальным и неформальным «правилам игры», включающим как правовые нормы, так и мировоззренческие и моральные установки, формируемые не столько индивидом, сколько властью и обществом, включен в систему принуждения к приемлемому для общества поведению. Вполне естественно, что человек стремится к реализации своих интересов и достижению своих личных целей. Можно назвать это эгоизмом, но если бы этого не было, человек вряд ли мог бы существовать, а общество вряд ли могло бы развиваться. Оно развивается, удовлетворяя индивидуальные потребности человека. Но человек живет в обществе, зависит от него, защищен им в самых различных отношениях. А потому человек осознанно или бессознательно учитывает интересы общества, окружающих людей. Человек — социальное существо, добровольно или вынужденно он проявляет себя и как альтруист. Диалектика эгоизма и альтруизма определяет развитие человека. Противоречие между эгоизмом и альтруизмом разрешается с помощью общественных норм — правовых и нравственных.
Противоречие между эгоизмом и альтруизмом человека выступает источником развития экономики общественного сектора. «Человек экономический», эгоист, действует рационально, стремится максимизировать функцию полезности и минимизировать издержки. Если у человека есть альтернативы х и у, из которых у доступна для него и предпочтительнее, чем х, то он не станет выбирать альтернативу х2.
В теории общественного выбора, раскрывающей механизм принятия коллективных решений по поводу производства, распределения, обмена и потребления общественных благ, производимых в общественном секторе, индивид (избиратель или представитель власти) принимает рациональные решения. Дж. Бьюкенен отмечает, что люди соглашаются платить налоги в обмен на необходимые им блага, предоставляемые государством3.
При рассмотрении мотивов принятия решений согласно теории общественного выбора нет непреодолимой грани между бизнесом и политикой. Люди используют государственные и муниципальные учреждения в собственных интересах. Например, чиновник принимает решения, которые необходимы для его карьеры и получения административной ренты. Однако политики принимают решения, повышающие их престиж и шансы победы на выборах, и вынуждены, таким образом, формировать общественный сектор с учетом интересов избирателей.
Сложность раскрытия места человека в экономике общественного сектора обусловлена тем, что в научной и учебной литературе по-разному рассматривается понятие общественного сектора.
В общественный сектор однозначно включается сектор государственного управления исходя из системы национальных счетов.
В ряде работ к общественному сектору относят практически весь государственный сектор — государственные унитарные предприятия и акционерные общества, находящиеся под контролем государства, природные ресурсы, являющиеся государственной собственностью, стратегические запасы сырья и продовольствия4.
В некоторых работах общественный сектор охватывает не только сектор государственного управления, но и некоммерческие организации5.
В данном учебнике в общественный сектор включаются не только сектор государственного управления и сектор некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, но и система социально-экономических отношений, определяющая место и роль человека в экономике и обществе. Изучение дисциплины «Экономика общественного сектора» позволяет анализировать состояние системы взаимосвязей человека, общества и государства и рыночной экономике, выявлять актуальные проблемы формирования человека в диалектическом единстве как субъекта экономики и члена общества и находить пути их решения. Все это дает возможность обосновать объем и направления социальных расходов, разработку национальных проектов, создание соответствующих институтов, организаций и инфраструктуры.
Исторически экономика общественного сектора становится самостоятельным сегментом рыночной экономики на определенном этапе развития цивилизации в постиндустриальном обществе, когда вследствие научно-технической революции качество человеческого капитала становится основным фактором развития экономики. Человеческий капитал— это инвестиции индивида, семьи, фирмы, государства в интеллектуальную собственность, в развитие способностей человека к труду и предпринимательской деятельности с целью получения доходов. Как отмечал М. Блауг, «люди тратят на себя ресурсы различным образом... для будущих денежных и не денежных доходов»6
Человеческий капитал охватывает три составляющие: витальный капитал (характеризует здоровье человека), интеллектуальный капитал (характеризует творческий потенциал человека как работника), духовный капитал (характеризует человека как носителя культуры и нравственности).
В постиндустриальном обществе отношения по поводу производства и воспроизводства человеческого капитала становятся определяющими в системе отношений между государством, обществом и человеком. Человек как носитель человеческого капитала, институтов, культурных традиций и т.д. становится основным фактором производства. Спрос на нематериальные факторы производства приобретает основополагающее значение. Соответственно, для институтов государства рост инвестиций в человеческий капитал становится всеобщим императивом.
Для роста качества человеческого капитала необходимы соответствующие инвестиции, институты и инфраструктура. Частный сегмент не всегда в состоянии удовлетворить возросшие потребности бизнеса в росте образования, квалификации и развитии науки. Поэтому в национальной экономике выделился и стал развиваться общественный сектор с соответствующими институтами и инфраструктурой.
Рынок и государство — наиболее последовательные воплощения двух типов взаимодействия, в той или иной степени используемых в общественном секторе. Речь идет о добровольном характере сделок, с одной стороны, и принуждении — с другой. С точки зрения экономической теории главная отличительная черта рынка — свобода выбора, добровольный характер соглашений, тогда как определяющая особенность государства — законное право принуждения по отношению к субъектам социальной и экономической деятельности.
Место и роль человека в экономике общественного сектора связаны с эволюцией двух основных функций государства в рыночной экономике — традиционных и современных.
Традиционные функции государства включают обеспечение внутренней безопасности, защиту от внешних врагов, развитие инфраструктуры (дороги, каналы, мосты). Они доминировали в государственных расходах до конца XIX в. Доля традиционных функций государства в ВВП была незначительна и не превышала 10-15%, за исключением периодов войн. В настоящее время в странах с развитой рыночной экономикой она составляет 3—4%.
Современные функции государства стали развиваться с начала XX в. Они включают в себя две группы: функции государственного регулирования рыночной экономики и функции развития социальной сферы (социальное обеспечение, образование, здравоохранение). Они тесно связаны с изменением качества жизни, соотношения техники, технологии и человека, физического и умственного груда, ручного, механизированного и автоматизированного труда. Это нашло отражение в соотношении материальных и нематериальных затрат на производство товаров и услуг. На долю современных функций государства приходится 20—30% ВВП развитых стран.
Развитие традиционных и современных функций государства обусловлено выполнением им своей миссии в рыночной экономике — реализации интересов человека и общества. Сектор государственного управления как часть общественного сектора обеспечивает правовые основы положения человека в обществе, равенство всех перед законом, создает необходимые институты и инфраструктуру.
Общество является исходной теоретической предпосылкой экономики общественного сектора. Общество — один из сложнейших феноменов в системе общественных наук. Оно включает экономическую, социальную, политическую, культурную, религиозную и другие составляющие. Экономическая составляющая определяет облик общества, лежит в его основе.
Общество — один из субъектов социального развития, один из уровней социальных общностей (человечество — общество — социальные группы — индивиды). Это система отношений, объединяющая людей посредством различных форм социальных связей.
Сложность формирования общества как целостного организма состоит в том, что необходимо согласовать интересы социальных групп, семей и индивидов. В обществе создаются и развиваются новые институты — относительно устойчивые нормы и правила взаимодействия людей, а также организации (профсоюзы, общественные и религиозные объединения, различные фонды и др.) и инфраструктура. Общество, его институты и инфраструктура являются основой развития «человека институционального».
В экономической теории существуют разные точки зрения по поводу соотношения интересов индивида, общества и государства. В неоклассической теории интересы индивида являются исходными и определяющими. Так, В. Парето, А. Бергсон и П. Самуэльсон рассматривают общественный интерес как совокупность индивидуальных интересов7. Поэтому государство должно стремиться регулировать экономику так, чтобы рост благосостояния одних людей не осуществлялся за счет других.
Информация о работе Экономика государственных и общественных организаций