Экономика государственных и общественных организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 15:44, курсовая работа

Описание

Для развития экономики общественного сектора необходимо
обеспечить систему прямых и обратных связей человека, общества
и государства. Задачи этой системы — выявление и согласование
их интересов в экономической, социальной и политической сферах. Во всех странах эти отношения регулируются своими законами.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Человек как субъект экономики и общества 4
2. Соотношение интересов человека, общества
и государства 11
3. Социальные расходы: цели, источники, пути финансирования 18
4. Индикаторы развития человека в экономике
общественного сектора 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27

Работа состоит из  1 файл

экономика государственных и общественных орг-й.docx

— 92.45 Кб (Скачать документ)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Человек  как субъект экономики и общества 4

2. Соотношение интересов человека, общества
и государства 11

3. Социальные расходы: цели, источники, пути финансирования 18

4. Индикаторы развития человека в экономике
общественного сектора 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Для развития экономики общественного  сектора необходимо
обеспечить систему прямых и обратных связей человека, общества
и государства. Задачи этой системы — выявление и согласование
их интересов в экономической, социальной и политической сферах. Во всех странах эти отношения регулируются своими законами. Общие принципы взаимоотношений человека, общества и
государства отражены во Всеобщей декларации прав человека,
принятой ООН. Финансово-экономический кризис, подобно лакмусовой бумажке, выявил необходимость пересмотра целого ряда сложившихся теоретических догм. Прежде всего это касается места и роли
финансов в системе экономических отношений, отрыва финансового сектора от реального сектора экономики. Финансовый сектор
наиболее глобализирован, обладает наилучшими возможностями
извлечения прибыли и манипулирования денежными ресурсами.
Вместе с тем для выхода из кризиса необходимо сохранить основы
экономики общественного сектора, найти форму разрешения противоречия между интересами человека, общества и государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Человек как субъект экономики и общества

 

Человек является исходной клеточкой (ядром) системы социально-экономических отношений в общественном секторе. Он
выступает субъектом, целью и средством развития экономики общественного сектора.

 Человек, с одной стороны, — субъект экономики, а с другой
стороны — субъект общества. Как субъект экономики он формируется и развивается в системе рыночных отношений (разделение
труда, товарный обмен, прибыль, конкуренция, монополия и др.).
Рыночные отношения обусловливают необходимость его функционирования в качестве человеческого капитала. Человек выступает как инвестор и как потребитель.

Человек как субъект общества является участником коммуникативных отношений (семьи, определенной демографической,
профессиональной, социальной группы, например среднего класса, этнической и религиозной принадлежности, общественной66организации и т.д.). Как участник коммуникативных отношений
человек действует в системе общественных институтов, которая
выходит далеко за рамки рыночных отношений, но на протяжении
большей части истории человечества формируется и функционирует под их доминирующим влиянием. Эти две ипостаси человека
тесно взаимосвязаны. Связь между ними выступает и фактором,
конституирующим общество, и источником противоречий в нем,
и стимулятором, и ограничителем общественной активности человека.

Отношения человека и общества сложны и многогранны. Общество — это не просто сумма интересов входящих в него людей,
оно является сложной системой, которая включает в себя социальный капитал — взаимоотношения между людьми, социальными
группами, конфессиями и т.д. Общество — живой, динамично развивающийся организм.

Диалектика развития общества связана с его двойственной природой. С одной стороны, это отношения общества с человеком,
с другой — отношения общества с государством. В экономике общественного сектора объединяется государственное регулирование
институтов общества и человека.

Экономическая наука изучает «человека экономического» и
«человека институционального». Это разграничение достаточно
условно, поскольку «человек экономический» и «человек институциональный» — это не разные люди, а разные мотивы и ориентиры человека. Рационализм первого в конечном счете стоит на
фундаменте ценностей второго1. Разумеется, нельзя утверждать,
что «человек экономический» существует вне системы общественных институтов. Рыночные институты, в сфере которых функционирует «человек экономический», — очень важный сегмент системы общественных институтов, его можно считать даже решающим
для развития материальных условий существования общества и
человека. Но при анализе любых сторон общественной жизни выявляется, что исторический процесс ведет к нарастанию регулирующей роли собственно социальных, по сути надэкономических
(прежде всего гуманитарных), факторов и обстоятельств. Оттого,
как и в какой мере это влияет на мировоззрение и образ жизни
человека, во многом зависит эволюция всего общества.

 «Человек институциональный» подчинен общественным институтам — формальным и неформальным «правилам игры», включающим как правовые нормы, так и мировоззренческие и моральные установки, формируемые не столько индивидом, сколько
властью и обществом, включен в систему принуждения к приемлемому для общества поведению. Вполне естественно, что человек
стремится к реализации своих интересов и достижению своих личных целей. Можно назвать это эгоизмом, но если бы этого не было,
человек вряд ли мог бы существовать, а общество вряд ли могло бы
развиваться. Оно развивается, удовлетворяя индивидуальные потребности человека. Но человек живет в обществе, зависит от него,
защищен им в самых различных отношениях. А потому человек
осознанно или бессознательно учитывает интересы общества,
окружающих людей. Человек — социальное существо, добровольно или вынужденно он проявляет себя и как альтруист. Диалектика эгоизма и альтруизма определяет развитие человека. Противоречие между эгоизмом и альтруизмом разрешается с помощью
общественных норм — правовых и нравственных.

Противоречие между эгоизмом и альтруизмом человека выступает источником развития экономики общественного сектора.
«Человек экономический», эгоист, действует рационально, стремится максимизировать функцию полезности и минимизировать
издержки. Если у человека есть альтернативы х и у, из которых у
доступна для него и предпочтительнее, чем х, то он не станет выбирать альтернативу х2.

В теории общественного выбора, раскрывающей механизм принятия коллективных решений по поводу производства, распределения, обмена и потребления общественных благ, производимых
в общественном секторе, индивид (избиратель или представитель
власти) принимает рациональные решения. Дж. Бьюкенен отмечает, что люди соглашаются платить налоги в обмен на необходимые им блага, предоставляемые государством3.

При рассмотрении мотивов принятия решений согласно теории
общественного выбора нет непреодолимой грани между бизнесом
и политикой. Люди используют государственные и муниципальные
учреждения в собственных интересах. Например, чиновник принимает решения, которые необходимы для его карьеры и получения административной ренты. Однако политики принимают решения,  повышающие их престиж и шансы победы на выборах, и
вынуждены, таким образом, формировать общественный сектор с
учетом интересов избирателей.

Сложность раскрытия места человека в экономике общественного сектора обусловлена тем, что в научной и учебной литературе
по-разному рассматривается понятие общественного сектора.

В общественный сектор однозначно включается сектор государственного управления исходя из системы национальных счетов.

В ряде работ к общественному сектору относят практически
весь государственный сектор — государственные унитарные предприятия и акционерные общества, находящиеся под контролем
государства, природные ресурсы, являющиеся государственной
собственностью, стратегические запасы сырья и продовольствия4.

В некоторых работах общественный сектор охватывает не только сектор государственного управления, но и некоммерческие организации5.

В данном учебнике в общественный сектор включаются не только сектор государственного управления и сектор некоммерческих
организаций, обслуживающих домашние хозяйства, но и система
социально-экономических отношений, определяющая место и
роль человека в экономике и обществе. Изучение дисциплины
«Экономика общественного сектора» позволяет анализировать состояние системы взаимосвязей человека, общества и государства
и рыночной экономике, выявлять актуальные проблемы формирования человека в диалектическом единстве как субъекта экономики и члена общества и находить пути их решения. Все это дает возможность обосновать объем и направления социальных расходов,
разработку национальных проектов, создание соответствующих
институтов, организаций и инфраструктуры.

Исторически экономика общественного сектора становится
самостоятельным сегментом рыночной экономики на определенном этапе развития цивилизации в постиндустриальном обществе,
когда вследствие научно-технической революции качество человеческого капитала становится основным фактором развития экономики. Человеческий капитал— это инвестиции индивида,
семьи, фирмы, государства в интеллектуальную собственность,
в развитие способностей человека к труду и предпринимательской
деятельности с целью получения доходов. Как отмечал М. Блауг,
«люди тратят на себя ресурсы различным образом... для будущих денежных и не денежных доходов»6

Человеческий капитал охватывает три составляющие: витальный
капитал (характеризует здоровье человека), интеллектуальный капитал (характеризует творческий потенциал человека как работника), духовный капитал (характеризует человека как носителя культуры и нравственности).

В постиндустриальном обществе отношения по поводу производства и воспроизводства человеческого капитала становятся
определяющими в системе отношений между государством, обществом и человеком. Человек как носитель человеческого капитала,
институтов, культурных традиций и т.д. становится основным фактором производства. Спрос на нематериальные факторы производства приобретает основополагающее значение. Соответственно,
для институтов государства рост инвестиций в человеческий капитал становится всеобщим императивом.

Для роста качества человеческого капитала необходимы соответствующие инвестиции, институты и инфраструктура. Частный
сегмент не всегда в состоянии удовлетворить возросшие потребности бизнеса в росте образования, квалификации и развитии науки.
Поэтому в национальной экономике выделился и стал развиваться общественный сектор с соответствующими институтами и инфраструктурой.

Рынок и государство — наиболее последовательные воплощения двух типов взаимодействия, в той или иной степени используемых в общественном секторе. Речь идет о добровольном характере сделок, с одной стороны, и принуждении — с другой. С точки
зрения экономической теории главная отличительная черта рынка — свобода выбора, добровольный характер соглашений, тогда
как определяющая особенность государства — законное право
принуждения по отношению к субъектам социальной и экономической деятельности.

Место и роль человека в экономике общественного сектора связаны с эволюцией двух основных функций государства в рыночной
экономике — традиционных и современных.

Традиционные функции государства включают обеспечение
внутренней безопасности, защиту от внешних врагов, развитие
инфраструктуры (дороги, каналы, мосты). Они доминировали в государственных расходах до конца XIX в. Доля традиционных
функций государства в ВВП была незначительна и не превышала
10-15%, за исключением периодов войн. В настоящее время в странах с развитой рыночной экономикой она составляет 3—4%.

Современные функции государства стали развиваться с начала
XX в. Они включают в себя две группы: функции государственного
регулирования рыночной экономики и функции развития социальной сферы (социальное обеспечение, образование, здравоохранение). Они тесно связаны с изменением качества жизни, соотношения техники, технологии и человека, физического и умственного
груда, ручного, механизированного и автоматизированного труда.
Это нашло отражение в соотношении материальных и нематериальных затрат на производство товаров и услуг. На долю современных
функций государства приходится 20—30% ВВП развитых стран.

Развитие традиционных и современных функций государства
обусловлено выполнением им своей миссии в рыночной экономике — реализации интересов человека и общества. Сектор государственного управления как часть общественного сектора обеспечивает правовые основы положения человека в обществе, равенство
всех перед законом, создает необходимые институты и инфраструктуру.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Соотношение интересов человека, общества
и государства

 

Общество является исходной теоретической предпосылкой
экономики общественного сектора. Общество — один из сложнейших феноменов в системе общественных наук. Оно включает экономическую, социальную, политическую, культурную, религиозную и другие составляющие. Экономическая составляющая определяет облик общества, лежит в его основе.

Общество — один из субъектов социального развития, один из
уровней социальных общностей (человечество — общество — социальные группы — индивиды). Это система отношений, объединяющая людей посредством различных форм социальных связей.

Сложность формирования общества как целостного организма
состоит в том, что необходимо согласовать интересы социальных
групп, семей и индивидов. В обществе создаются и развиваются
новые институты — относительно устойчивые нормы и правила
взаимодействия людей, а также организации (профсоюзы, общественные и религиозные объединения, различные фонды и др.) и
инфраструктура. Общество, его институты и инфраструктура являются основой развития «человека институционального».

В экономической теории существуют разные точки зрения по
поводу соотношения интересов индивида, общества и государства.
В неоклассической теории интересы индивида являются исходными и определяющими. Так, В. Парето, А. Бергсон и П. Самуэльсон
рассматривают общественный интерес как совокупность индивидуальных интересов7. Поэтому государство должно стремиться
регулировать экономику так, чтобы рост благосостояния одних
людей не осуществлялся за счет других.

Информация о работе Экономика государственных и общественных организаций